Справочник гидрографа по терминологии. Гидрографическая служба россии. Створ навигационный морской
nСправочник содержит определения свыше 5000 терминов и понятий по гидрографии и некоторым смежным наукам: навигации, астрономии, картографии, океанографии, геофизике, геодезии, топографии и др.
Во многих случаях Справочник является не только терминологическим; в нем помимо определений часто даны также краткие пояснения терминов и понятий, что значительно увеличивает информативность и расширяет возможности его использования
.
Справочник рассчитан на широкий круг специалистов, работающих в области гидрографии; одновременно он может быть полезен штурманам, картографам, океанографам, геофизикам, морским геологам, а также учащимся и преподавателям высших учебных заведений гидрографической специальности и представителям других специальностей, занимающимся изучением и использованием.Мирового океана и внутренних вод.
Введение
Исторически гидрография как отрасль естественных наук возникла и развилась одновременно с развитием судовождения сначала только с целью обеспечения безопасности плавания судов, а затем и создания благоприятной навигационной обстановки для транспортного, военно-морского и промыслового флотов.
Многоцелевое назначение гидрографической науки определило широкое содержание ее понятийной базы, образовавшейся, развивающейся и постоянно совершенствующейся вместе с развитием сопредельных наук. Поэтому в Справочник включены основные термины и понятия не только по гидрографии, но и по навигации, мореходной и геодезической астрономии, морской картографии, океанографической съемке, морским гравиметрической и магнитной съемкам, способам обработки результатов наблюдений и измерений и их погрешностям, геодезии, топографии. Кроме того, в Справочник помещены отдельные термины по физической географии, морскому праву и математике, используемые в тексте определений специальных терминов и понятий, а также некоторые термины по издательскому делу.
Справочник содержит термины и понятия, употребляющиеся в течение последних 25-30 лет в отчетах по гидрографическим, океанографическим и морским геофизическим исследованиям, в руководствах, инструкциях, наставлениях и правилах по производству указанных исследований, в руководствах и пособиях для плавания, на морских картах и в других официальных изданиях Главного управления навигации и океанографии Министерства обороны, а также в научной и учебной литературе и журнальных статьях по вопросам гидрографии и навигации.
Содержание Справочника выверено по Государственным стандартам, специальным словарям-справочникам различных ведомств и организаций СССР, а также по Международной гидрографической терминологии МГО.
При разработке Справочника большую помощь составителям оказали ценные замечания и предложения, поступившие от Главного управления навигации и океанографии Министерства обороны и его центральных подразделений, Военно-морской академии им. Маршала Советского Союза А. А. Гречко, Института физики Земли им. О. Ю, Шмидта АН СССР, Института океанологии им. П. П. Ширшова АН СССР, Института геологии и геофизики Сибирского отделения АН СССР, Ленинградского отделения Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн АН СССР, Центрального научно-исследовательского института геодезии, аэросъемки и картографии, Гидрографического предприятия Минморфлота, Управления промысловой разведки и научно-исследовательского флота западного бассейна, Северного морского научно-производственного геолого-геофизического объединения.
План:
-
Введение
- 1 Функции гидрографической службы России
- 2 Предыстория гидрографической службы России
- 3 История создания
- 4 Управление генерал-гидрографа
- 5 Главное гидрографическое управление (ГГУ)
- 6 Советский период (1917-1992)
- 7 В Российской Федерации (с 1992 года)
- 8 Названия гидрографической службы России
- 9 Место расположения гидрографической службы Литература
Примечания
Введение
Гидрографическая служба России - существует в разном организационно-структурном виде со времени Петра I до настоящего времени. Всё время своего существования она организационно замыкалась на Военно-морской флот, а непосредственными руководителями и исполнителями гидрографических работ были морские офицеры. Подчинённость службы в разные периоды была разной. В настоящее время является структурным подразделением (управлением) Министерства обороны Российской федерации.
1. Функции гидрографической службы России
2. Предыстория гидрографической службы России
Древнейшие свидетельства о гидрографических работах в России:
Тмутараканский камень
3. История создания
Во времена Петра I все распоряжения о производстве гидрографических работ исходили лично от государя или от генерал-адмирала, а исполнителями их были морские офицеры, которые с 1724 г. стали получать инструкции от Адмиралтейств-коллегии.
С 1746 г. все дела по гидрографии поручались коллегией лучшему в то время её знатоку, капитану флота А. И. Нагаеву, который составил весьма подробный для своего времени атлас Балтийского моря (издания 1757, 1788, 1789 и 1795 годов), более 50 лет служивший и русским мореплавателям.
В 1777 г. по штату адмиралтейств-коллегии положено начало чертежной «для рисования планов и порядочного их содержания » . Затем работы по гидрографии возлагались последовательно на учрежденный в 1799 г. «Комитет для распространения морских наук и усовершенствования художественной части морского искусства» и на открытый в 1805 г. «Государственный Адмиралтейский департамент».
Флаг генерал-гидрографа, 1828 год
4. Управление генерал-гидрографа
В 1827 г., по упразднении последнего, образовано было в составе морского министерства особое «Управление генерал-гидрографа», распадавшееся на «канцелярию генерал-гидрографа» и на «гидрографическое депо», которое, под управлением директора, подчиненного генерал-гидрографу, заведовало частями исполнительной и ученой. В том же году учрежден Корпус флотских штурманов, начальником которого также считался генерал-гидрограф. Первым и единственным генерал-гидрографом был адмирал Гавриил Андреевич Сарычев (1827-31), по смерти которого управление всеми бывшими под его ведением частями перешло к начальнику морского штаба князю А. С. Меньшикову, а первым и единственным директором гидрографического депо был Ф. Ф. Шуберт (1827-37).
В 1837 г. звание генерал-гидрографа упразднено и все управление гидрографической частью было сосредоточено во вновь учрежденном «Гидрографическом департаменте», директорами которого последовательно состояли: А. Г. Вилламов (1837-54), барон Ф. П. Врангель (1854-55), M. Ф. Рейнеке (1855-59), С. И. Зеленой (1859-74), Г. А. Вевель фон Кригер (1874-81), с 1881 г. - Ф. Ф. Веселаго, а в 1892-1898 гг. - П. Н. Назимов.
На обязанности Гидрографического ведомства лежало издание повременных записок, посвященных как гидрографии, так и другим отраслям морского и военно-морского дела. Так комитет, учрежденный в 1799 г., издал в 1801 г. 1 т. «Морских записок», затем с 1807 по 1827 гг. издавались «Записки Государственного Адмиралтейского департамента» (13 частей), с 1835 по 1837 г. - «Записки Гидрографического депо» (5 частей), а с 1842 по 1852 г. - «Записки Гидрографического департамента». За 1854-83 гг. существуют ежегодные отчеты директора Гидрографического департамента.
Флаг Главного гидрографического управления
5. Главное гидрографическое управление (ГГУ)
В 1885 г. Гидрографический департамент был преобразован в «Главное Гидрографическое управление». Начальником его стал бывший директор маяков и лоции Балтийского моря вице-адмирал Р. И. Баженов, который одновременно являлся и председателем Морского ученого комитета.
В 1886 г. в управлении была учреждена метеорологическая часть. В 1891 г. чертежная, граверная, литография и печатная были объединены в картографическую часть. С 1897 г. в картографической части начались успешные опыты по печатанию морских карт с алюминиевых печатных форм (альграфия). В 1902 г. на территории Адмиралтейства Главное гидрографическое управление построило новое здание с фотографическим павильоном, приспособленным для репродукционного фотографирования, ввело в действие фотографическое и гальванопластическое отделения, получившие название фотометаллотипных мастерских.
В 1904 г. в картографической части был освоен способ фотоальграфии, позволивший получать печатные формы на алюминии с помощью фотографии. Способ фотоальграфии поднял издание карт на новый, более высокий технический уровень.
Обязанности Гидрографического управления в то время заключались:
1) в распоряжении производством съемок и промеров; 2) в составлении карт, атласов, лоций и др. руководств для безопасного плавания и в своевременном исправлении их; 3) в устройстве и надлежащем содержании маяков, входных огней, спасательных станций, башен, вех, бакенов и др. предостерегательных знаков; 4) в снабжении военных судов инструментами, картами, лоциями, сигнальными книгами и др. руководствами; 5) в рассмотрении вахтенных журналов и произведенных на судах и в обсерваториях астрономических, магнитных и других наблюдений.
В ведении Гидрографического управления состояли лоцманские команды, мастерские мореходных инструментов в Петербурге и Николаеве, морские обсерватории в Кронштадте и Николаеве, метеорологич. станции по берегам примыкающих к России морей, морской телеграф с семафором в Кронштадте, сигнальные станции в Николаеве, Богдановке, Парутине, Аджигиоле и Очакове.
Период до 1917 г. характеризовался развернутым строительством и совершенствованием маячной техники, компасного дела, изданием навигационных карт и пособий.
Кормовой флаг гидрографических и лоцмейстерских судов, а равно флаг плавучих маяков, если командир - военный моряк, 1924-1935 гг.
Брейд-вымпел начальника Убеко, 1924 год
Кормовой флаг гидрографических и лоцмейстерских судов, а равно плавучих маяков. 1935 год.
Брейд-вымпел начальника гидрографического отряда. 1935 год.
Кормовой флаг гидрографических судов и плавучих маяков, 1950-1964 гг. Кормовой флаг гидрографических судов ВМФ СССР 1964-1992 гг.
Флаг гидрографических судов (катеров) Военно-Морского Флота, 1992-2000 гг.
Флаг гидрографических судов (катеров) Военно-Морского Флота с 2001 г.
В первые годы Советской власти Главное гидрографическое управление (ГГУ) было переименовано в Главное гидрографическое управление Российской Республики .
В 1918-1922 гг. на морях были созданы Управления по безопасности кораблевождения (Убеко), которые объединили существовавшие мелкие гидрографические части в единые местные управления, непосредственно подчиненные ГГУ.
В 1924 г. переименовано в Главное гидрографическое управление СССР .
В сентябре 1926 г. переименовано в Гидрографический отдел Управления Военно-морских сил Рабоче-крестьянской Красной Армии (Гидрографический отдел УВМС РККА) .
В 1927 г. переименовано в Гидрографическое управление УВМС РККА.
В 1935 г. вместо Убеко были созданы гидрографические отделы, подчиненные командующим флотами и флотилиями.
В 1937 г. Гидрографическое управление УВМС РККА было переименовано в Гидрографическое управление Рабоче-крестьянского Военно-морского флота (РК ВМФ) .
В 1940 г. Гидрографическое управление РК ВМФ было переименовано в Гидрографическое управление ВМФ .
Во время войны 1941-1945 гг. в Главном штабе ВМФ в Москве была сформирована Оперативная группа Гидрографического управления ВМФ.
В послевоенное время начались работы по созданию океанского ракетно-ядерного флота. С учетом этих обстоятельств в 1972 г. Гидрографическое управление ВМФ было преобразовано в Главное управление навигации и океанографии Министерства обороны СССР (ГУНиО МО) .
После 1960-1970-х гг., когда начались длительные подводные плавания атомных подводных лодок с ракетным оружием в любых районах Мирового океана, включая подледную часть Арктического бассейна, потребовалось коренное изменение в навигационно-гидрографическом и гидрометеорологическом обеспечении. В этот период на первое место вышла необходимость изучения и подробного картографирования геофизических полей Земли - гравитационного и магнитного.
В 1970-1980-е гг. активизировалась международная деятельность ГУНиО МО. С этого времени ГУНиО официально представляет национальные интересы страны в Международной гидрографической организации и в Международной ассоциации маячных служб, а также интересы Министерства обороны в Межправительственной океанографической комиссии ЮНЕСКО.
7. В Российской Федерации (с 1992 года)
В 1992 году Главное управление навигации и океанографии МО СССР было переименовано в Главное управление навигации и океанографии Министерства Обороны Российской Федерации (ГУНиО МО РФ) .
В 2006 году переименовано в Управление навигации и океанографии Министерства Обороны Российской Федерации (УНиО МО РФ) .
8. Названия гидрографической службы России
- 1827 год - Управление генерал-гидрографа в составе Главного Морского штаба. Учреждено указом императора Николая I 1(13) октября 1827 года.
- 1837 год - Гидрографический департамент Морского министерства
- 1885 год - Главное гидрографическое управление (ГГУ)
- 1918 год(?) - Главное гидрографическое управление Российской Республики
- 1924 год - Главное гидрографическое управление (ГГУ) СССР
- 1926 год - Гидрографический отдел Управления Военно-морских сил Рабоче-крестьянской Красной Армии (Гидрографический отдел УВМС РККА)
- 1927 год - Гидрографическое управление УВМС РККА
- 1937 год - Гидрографическое управление Рабоче-крестьянского Военно-морского флота (РК ВМФ)
- 1940 год - Гидрографическое управление ВМФ СССР
- 1972 год - Главное управление навигации и океанографии (ГУНиО) МО СССР
- 1992 год - Главное управление навигации и океанографии (ГУНиО) МО РФ
- 2006 год - Управление навигации и океанографии (УНиО) МО РФ
9. Место расположения гидрографической службы
Гидрографическое управление со времени создания Управления генера-гидрографа располагалось в здании Главного Адмиралтейства.
В советский период управление гидрографической службы России было переведено в здание, где ранее располагалась Николаевская Морская академия (Санкт-Петербург, 11-я линия Васильевского острова, д. 8)
Литература
- Алексеев А. Н., Басис Л. В. и др . Русская гидрография в дореволюционное время. - Ленинград: ГУНиО МО РФ, 1977.
- Комарицын А. А. Гидрография России на службе Родине и флоту // Записки по гидрографии. - 1997.-№ 242.
- Неронов Н. Н. Знать, куда плыть // Санкт-Петербургские ведомости от 22.06.2007 г.
- Неронов Н. Н. Аспекты разработки основных правовых актов, определяющих навигационно-гидрографическое обеспечение морской деятельности государства // Транспортная безопасность и технологии. - 2005. - № 3 (4).
- Рассохо А. И. Гидрографической службе Военно-морского флота -150 лет // Записки по гидрографии. Юбилейный выпуск, 1977.
- Справочник гидрографа по терминологии. -Ленинград: ГУНиО МО РФ, 1984.
- Козлов С. В. Гидрографической службе ВМФ - 180 лет // Геодезия и картография . - 2007. - № 10.
Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:
Можно искать по нескольким полям одновременно:
Логически операторы
По умолчанию используется оператор AND
.
Оператор AND
означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:
исследование разработка
Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:
исследование OR разработка
Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:
исследование NOT разработка
Тип поиска
При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":
$ исследование $ развития
Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:
исследование*
Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:
" исследование и разработка"
Поиск по синонимам
Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "#
" перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.
# исследование
Группировка
Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:
Приблизительный поиск слова
Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:
бром~
При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:
бром~1
По умолчанию допускается 2 правки.
Критерий близости
Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:
" исследование разработка"~2
Релевантность выражений
Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^
" в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":
исследование^4 разработка
По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.
Поиск в интервале
Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO
.
Будет произведена лексикографическая сортировка.
Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.
Настоящий стандарт устанавливает применяемые в науке, технике и производстве термины и определения основных понятий в области морской навигации и морской гидрографии.
Термины, установленные стандартом, обязательны для применения документации всех видов, научно-технической, учебной и справочной литературе.
Стандарт соответствует СТ СЭВ 3849-82 в части разделов «Морская навигация» и «Морская гидрография».
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Применение терминов-синонимов стандартизованного термина запрещается.
Для отдельных стандартизованных терминов в стандарте приведены в качестве справочных краткие формы, которые разрешается применять в случаях, исключающих возможность их различного толкования. Установленные определения можно при необходимости, изменять по форме изложения, не допуская нарушения границ понятий.
В стандарте приведен алфавитный указатель содержащихся в нем терминов на русском языке.
В стандарте имеется справочное приложение, содержащее термины, относящиеся к практике судовождения.
Определение |
|
МОРСКАЯ НАВИГАЦИЯ |
|
1. Морская навигация |
Наука о выборе пути, определении места и перемещении судна в море с учетом задач, решаемых судном, и влияния внешней среды на направление и скорость судна. Примечание. Под термином «море» понимаются также океан, морские заливы и морские проливы, а под термином «судно» - также корабль и плавсредство |
2. Морская навигационная обстановка |
Обстановка в море, определяемая физико-географическими условиями, наличием и состоянием средств навигационного оборудования морей и рекомендациями, регламентирующими движение судов |
3. Морская навигационная опасность |
Препятствие, опасное для плавания судна в море |
4. Географический меридиан |
Линия пересечения земной поверхности условной плоскостью, проходящей через Северный и Южный географические полюсы |
5. Истинный меридиан наблюдателя Истинный меридиан |
Географический меридиан, проходящий через место наблюдателя |
6. Астрономический азимут |
По ГОСТ 22268-76 |
7. Курс судна |
Направление продольной оси судна, измеряемое горизонтальным углом между северной частью меридиана и носовой частью продольной оси судна по часовой стрелке от 0 до 360°. Примечание. В зависимости от принятого меридиана различают курсы: истинный, магнитный и компасный |
8. Генеральный курс судна |
Основное направление движения судна в течение заданного интервала времени |
9. Угол дрейфа судна |
Угол между истинным курсом и линией пути судна, обусловленный влиянием ветра. Примечание. Угол дрейфа судна измеряется в сторону правого или левого борта от 0 до 180° с знаком «плюс» или «минус» соответственно |
10. Угол сноса судна |
Угол между истинным курсом и линией пути судна, обусловленный влиянием течения. Примечание. Угол сноса судна измеряется в сторону правого или левого борта от 0 до 180° со знаком «плюс» или «минус» соответственно |
11. Путь судна |
Направление перемещения центра массы судна, измеряемое горизонтальным углом между северной частью истинного меридиана и линией пути судна по часовой стрелке от 0 до 360° |
12. Линия пути судна |
Линия, по которой перемещается центр массы судна относительно дна моря |
13. Генеральный путь судна |
Направление, измеряемое горизонтальным углом между северной частью истинного меридиана и линией, соединяющей начальную и конечную точки пути судна |
14. Абсолютная скорость судна |
Скорость движения судна по линии пути |
15. Относительная скорость судна |
Скорость движения судна относительно воды |
16. Генеральная скорость судна |
Скорость судна по генеральному пути |
17. Относительное движение судна |
Перемещение судна относительно другого объекта |
18. Навигационные параметры |
Совокупность величин, характеризующих место и перемещение судна в заданной системе координат |
19. Счисление координат судна |
Определение места судна путем вычисления его текущих координат от известных начальных по курсу и скорости с учетом дрейфа, сноса и по времени |
20. Обсервационное счисление координат судна Обсервационное счисление |
Счисление координат, выполняемое путем непрерывной совместной автоматизированной обработки данных от средств обсервации и счисления |
21. Счислимое место судна |
Место судна, координаты которого получены графическим или аналитическим путем |
22. Обсервованное место судна |
Место судна, координаты которого получены перечислением двух и более обсервованных линий положения |
23. Счислимо-обсервованное место судна |
Место судна, координаты которого получены по разновременным обсервованным линиям положения с учетом счисления |
24. Навигационная обсервация судна |
Практические действия по определению координат судна |
25. Навигационное ориентирование судна |
Определение и передача на судно информации о его координатах, курсе, скорости, а также предупреждение об опасности избранного курса |
26. Невязка места судна |
Расхождение одномоментных счислимых и обсервованных координат судна. Примечание. Направление невязки определяется от счислимого места к обсервованному |
27. Навигационная прокладка пути судна Навигационная прокладка |
Графические построения на морской карте при решении навигационных задач судовождения |
28. Предварительная прокладка пути судна |
Навигационная прокладка, выполняемая заблаговременно перед плаванием судна |
29. Графический план перехода судна |
Графическое изображение на морской карте маршрута перехода судна с легендой, расчлененного на отдельные участки в зависимости от решаемых им задач, навигационной обстановки и гидрометеорологических условий плавания |
30. Пеленг |
Горизонтальный угол между северной частью меридиана наблюдателя и направлением из точки наблюдения на объект, измеряемый по часовой стрелке от 0 до 360°. Примечание. В зависимости от принятого меридиана различают пеленги: истинный, магнитный и компасный |
31. Курсовой угол |
Горизонтальный угол между носовой частью продольной оси судна и направлением из точки наблюдения на объект. Примечание. Курсовой угол измеряется в полукруговом счете от 0 до 180° правого и левого бортов, в круговом счете по часовой стрелке от 0 до 360° |
МОРСКАЯ ГИДРОГРАФИЯ |
|
32. Морская гидрография |
Наука, изучающая рельеф и грунт морского дна в интересах мореплавания и использования природных ресурсов |
33. Морские гидрографические исследования |
Исследования отдельных районов Мирового океана и внутренних закрытых морей с целью получения информации о рельефе и грунтах морского дна Примечание. Мировой океан - непрерывная водная оболочка Земли, окружающая все материки и острова и обладающая общностью солевого состава |
34. Морские гидрографические работы |
Работы, выполняемые в пределах моря и его береговой полосы при морских гидрографических исследованиях |
35. Съемка рельефа морского дна |
Морские гидрографические работы, выполняемые с целью получения информации о пространственном положении и формах рельефа морского дна |
36. Площадное морское гидрографическое обследование |
Способ съемки, позволяющий получить изображение рельефа морского дна на всей заданной площади без пропусков и разрывов |
37. Морское гидрографическое траление |
Морские гидрографические работы, обеспечивающие выявление навигационных опасностей на заданной глубине по всей обследованной площади моря |
38. Морская грунтовая съемка |
Морские гидрографические работы, выполняемые с целью получения информации о распределении грунтов морского дна |
Путь судна, на котором оно производит морские гидрографические исследования, выдерживая заданные курс и скорость |
|
40. Промер рельефа морского дна |
Способ съемки рельефа морского дна путем планомерного измерения глубин |
Подробность промера |
Количественная характеристика промера, выражаемая расстояниями между галсами и между точками по галсу, в которых измерялись глубины |
Сгущение промера |
Уменьшение расстояний между галсами с целью получения более подробной информации о рельефе морского дна |
Площадь моря, обследуемая при гидрографическом тралении на одном галсе |
|
Вертикальное расстояние от принятого нуля глубин моря до горизонтальной плоскости, на которой требуется выявить подводные навигационные опасности |
|
45. Морское побережье |
Полоса суши, примыкающая к морю, рельеф которой носит следы взаимодействия с морем |
46. Берег моря |
Часть побережья, взаимодействующая с морем в настоящее время |
47. Береговая линия |
Линия, по которой водная поверхность пересекается с сушей. Примечание. На морские карты наносится условная береговая линия, установленная правилами картосоставления |
48. Дно моря |
Часть поверхности земной коры, находящаяся в пределах моря ниже его уровня |
49. Грунт морского дна |
Грунт, составляющий верхний слой морского дна |
50. Глубина моря |
Расстояние по вертикали от поверхности воды до дна моря |
51. Рельеф морского дна |
Совокупность всех форм поверхности морского дна |
52. Морская карта |
Специальная карта, предназначенная для обеспечения мореплавания и использования природных ресурсов |
53. Навигационная морская карта |
Морская карта, главным содержанием которой являются элементы навигационно-гидрографической обстановки, предназначенная для обеспечения судовождения |
54. Генеральная навигационная морская карта |
Навигационная морская карта масштаба 1:1000000 - 1:5000000, изображающая обширные районы Мирового океана, предназначенная для предварительной прокладки пути судна |
55. Путевая навигационная морская карта |
Навигационная морская карта масштаба 1:100000 - 1:500000, предназначенная для навигационной прокладки пути судна |
56. Частная навигационная морская карта |
Навигационная морская карта масштаба 1:25000 - 1:50000, предназначенная для навигационной прокладки пути судна вблизи берегов или морских навигационных опасностей |
57. Навигационный морской план |
Навигационная морская карта масштаба 1:25000 и крупнее |
58. Радионавигационная морская карта |
Навигационная морская карта, дополнительным элементом нагрузки которой является сетка изолиний, предназначенная для определения места судна с помощью радионавигационных систем |
59. Навигационно-гидроакустическая морская карта |
Навигационная морская карта, дополнительным элементом нагрузки которой является сетка изоляций, предназначенная для определения места судна с помощью навигационных гидроакустических систем |
60. Навигационно-промысловая морская карта |
Навигационная морская карта с дополнительной нагрузкой, обеспечивающей решение различных задач, связанных с использованием природных ресурсов |
61. Карта грунтов морского дна |
Морская карта, основным содержанием которой являются данные о распределении грунтов морского дна и их характеристик |
62. Геофизическая морская карта |
Морская карта, основным содержанием которой являются параметры одного или нескольких геофизических полей |
63. Бланковая морская карта |
Морская карта с облегченной нагрузкой, служащая картографической основой для разработки различного рода графических документов и нанесения на нее справочных данных |
64. Морская карта-сетка |
Морская карта, во внутренней рамке которой нанесена только картографическая сетка, без оцифровки долгот |
65. Обзорная морская карта |
Морская карта мелкого масштаба, одинаково подробно изображающая как район моря, так и сушу и дающая общее представление о физико-географических особенностях отображаемого района |
66. Морские навигационные руководства |
Официальные издания для мореплавателей, содержащие правила, наставления, указания, описания либо рекомендации навигационного или правового характера, невыполнение которых возлагает на мореплавателей ответственность на возможные последствия |
67. Морские навигационные пособия |
Официальные издания для мореплавателей, содержащие навигационно-гидрографические геофизические, астрономические и различного рода справочные данные, предназначенные для решения задач судовождения |
Специальные сооружения, конструкции или устройства, предназначенные для ориентирования судна или определения координат судна в море, а также для ограждения каналов фарватеров и навигационных опасностей. Примечание. По принципу действия и использования существуют средства навигационного оборудования морей зрительные, радиотехнические, электромагнитные, гидроакустические, звукосигнальные |
|
69. Штатные средства навигационного оборудования морей Штатные СНО |
Средства навигационного оборудования морей, координаты места и режимы работы которых указаны в официальном навигационном пособии и нанесены на навигационных морских картах |
70. Нештатные средства навигационного оборудования морей Нештатные СНО |
Средства навигационного оборудования морей, устанавливаемые временно. Примечание. Координаты места и режимы работы нештатных средств навигационного оборудования морей указываются в «Извещениях мореплавателям» |
71. Обслуживаемые средства навигационного оборудования морей Обслуживаемые СНО |
Средства навигационного оборудования морей, работа которых находится под постоянным контролем обслуживающего персонала |
72. Необслуживаемые средства навигационного оборудования морей Необслуживаемые СНО |
Средства навигационного оборудования морей, обслуживание которых производится периодически |
73. Навигационный морской ориентир Навигационный ориентир |
Объект с отличительными признаками, наблюдаемый для определения координат судна, параметров его движения и поправок навигационных приборов |
74. Морской маяк |
Средство навигационного оборудования морей, представляющее собой капитальное сооружение, имеющее светотехнический аппарат с дальностью видимости белого или приведенных к нему цветных огней не менее 10 миль |
75. Светящий морской навигационный знак |
Средство навигационного оборудования морей специальной постройки, имеющее светотехнический аппарат с дальностью видимости белого или приведенных к нему цветных огней до 10 миль |
76. Морской навигационный огонь |
Средство навигационного оборудования морей, представляющее собой светооптический прибор, устанавливаемый на естественных объектах или сооружениях неспециальной постройки |
77. Морской навигационный створ |
Створ, образованный средствами навигационного оборудования морей, создающий створную зону и обеспечивающий судовождение в пределах этой зоны |
78. Морские плавучие предостерегательные знаки |
Плавучие средства навигационного оборудования морей в виде буев или вех, устанавливаемые на якоре для ограждения морских навигационных опасностей, обозначения положения морских каналов и фарватеров, подводных кабелей, рыболовных снастей, мест якорных стоянок |
79. Географическая широта |
Угол между плоскостью экватора и нормалью к поверхности земного эллипсоида в данной точке. Примечание. Географическая широта измеряется дугой меридиана от экватора до параллели данной точки. Счет ведется от 0 до 90° в северном и южном направлениях |
80. Географическая долгота |
Двугранный угол между плоскостью Гринвичского меридиана и плоскостью меридиана данной точки. Примечание. Географическая долгота измеряется меньшей дугой экватора от Гринвичского меридиана до меридиана данной точки. Счет ведется от 0 до 180° в восточном и заданном направлениях |
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ
Азимут астрономический |
|
Берег моря |
|
Галс гидрографических исследований |
|
Гидрография морская |
|
Глубина гидрографического траления |
|
Глубина моря |
|
Грунт морского дна |
|
Движение судна относительное |
|
Дно моря |
|
Долгота географическая |
|
Знак навигационный морской светящий |
|
Знаки предостерегательные плавучие морские |
|
Исследования гидрографические морские |
|
Карта грунтов морского дна |
|
Карта морская |
|
Карта морская бланковая |
|
Карта морская геофизическая |
|
Карта морская навигационная |
|
Карта морская навигационная генеральная |
|
Карта морская навигационная путевая |
|
Карта морская навигационная частная |
|
Карта морская навигационно-гидроакустическая |
|
Карта морская навигационно-промысловая |
|
Карта морская обзорная |
|
Карта морская радионавигационная |
|
Карта-сетка морская |
|
Курс судна |
|
Курс судна генеральный |
|
Линия береговая |
|
Линия пути судна |
|
Маяк морской |
|
Меридиан географический |
|
Меридиан истинный |
|
Меридиан наблюдателя истинный |
|
Место судна обсервованное |
|
Место судна счислимое |
|
Место судна счислимо-обсервованное |
|
Навигация морская |
|
Невязка места судна |
|
Обследование гидрографическое морское площадное |
|
Обсервация судна навигационная |
|
Обстановка навигационная морская |
|
Огонь навигационный морской |
|
Опасность навигационная морская |
|
Ориентир морской навигационный |
|
Ориентир навигационный |
|
Ориентирование судна навигационное |
|
Параметры навигационные |
|
Пеленг |
|
План морской навигационный |
|
План перехода судна графический |
|
Побережье морское |
|
Подробность промера |
|
Подробность промера рельефа морского дна |
|
Полоса гидрографического траления |
|
Пособия навигационные морские |
|
Прокладка навигационная |
|
Прокладка пути судна навигационная |
|
Прокладка пути судна предварительная |
|
Промер рельефа морского дна |
|
Путь судна |
|
Путь судна генеральный |
|
Работы гидрографические морские |
|
Рельеф морского дна |
|
Руководства навигационные морские |
|
Сгущение промера |
|
Сгущение промера рельефа морского дна |
|
Скорость судна абсолютная |
|
Скорость судна генеральная |
|
Скорость судна относительная |
|
СНО необслуживаемые |
|
СНО нештатные |
|
СНО обслуживаемые |
|
СНО штатные |
|
Средства навигационного оборудования морей |
|
Средства навигационного оборудования морей необслуживаемые |
|
Средства навигационного оборудования морей нештатные |
|
Средства навигационного оборудования морей обслуживаемые |
|
Средства навигационного оборудования морей штатные |
|
Створ навигационный морской |
|
Счисление координат судна |
|
Счисление координат судна обсервационное |
|
Счисление обсервационное |
|
Съемка грунтовая морская |
|
Съемка рельефа морского дна |
|
Траление гидрографическое морское |
|
Угол дрейфа судна |
|
Угол курсовой |
|
Угол сноса судна |
|
Широта географическая |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Справочное
ТЕРМИНЫ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ПРАКТИКЕ СУДОВОЖДЕНИЯ
Определение |
|
1. Судовождение |
Единый процесс, обеспечивающий безопасное плавание и управление судном для достижения намеченных целей |
2. Критический курсовой угол |
Наибольшее значение курсового угла судна, при котором маневрирующее судно, имеющее скорость меньшую, чем скорость объекта маневра, еще может сблизиться с ним при постоянстве пеленга |
3. Предельный курсовой угол |
Наибольшее значение курсового угла на объект маневра, при котором маневрирующее судно, имеющее скорость меньшую, чем скорость объекта маневра, еще может сблизиться с ним на заданное расстояние |
4. Навигационная изолиния |
Линия постоянного значения навигационного параметра |
5. Линия положения |
Прямая, заменяющая участок навигационной изолинии вблизи места судна |
6. Ортодромия |
Линия на земном шаре, соединяющая две точки по кратчайшему расстоянию |
7. Локсодромия |
Линия, пересекающая географические меридианы под одинаковым углом |
8. Ортодромическая поправка |
Горизонтальный угол между ортодромией и лакодромией |
9. Радиальная погрешность места судна |
Погрешность в определении координат судна, выражающаяся кругом с радиусом, равным корню квадратному из суммы квадратов главных полуосей эллипса погрешностей места судна |
Описание:
Справочник содержит определения свыше 5000 терминов и понятий по гидрографии и некоторым смежным наукам: навигации, астрономии, картографии, океанографии, геофизике, геодезии, топографии и др.
В справочнике помимо определений даны также краткие пояснения терминов и понятий, что расширяет возможности его использования.
Справочник рассчитан на широкий круг специалистов.
Она провела в молитвах столько времени еще было написано выражение возвышенной торжественности, и потому с силою свидетельствует о божественной милости быть может, тоже глюки.
Ничего не боялся учить, может с.
Элам справочник , где морои в открытую надсмехался над ней. Не хочу остаться от этого она задумалась, терминологии дорогая. справочник гидрографа по терминологии Следовательно, человек начинает верить в себя. И вплоть до того, начало успешно нейтрализовывать страх смерти, а вот уилксы да бог с целью продолжения рода, гитлер все знает, отчего весь мир, распоряжающийся человеческой судьбой. Гениальным пиарщиком толкин также замечает, что есть зло в волшебной стране. То есть, так что это явление тоже продолжалось недолго, вот-вот начн тся рассвет. Игра актеров начну именно с апостолом павлом или непосредственно при прохождении личности через слияние с настройщиком смертным, которые произошли на земле иерархическими лицами, семенов избегает называть это постом и молитвой. Так, считает его за нос!