Контакты

Формировать учетную политику предприятия организации выполнить. Основная группа элементов учетной политики. На основе чего формируется учетная политика организации

Учетная политика (УП) — это документально утвержденная совокупность способов ведения бухгалтерского и налогового учета в учреждении, а также методов формирования промежуточной и итоговой отчетности. Каждый хозяйствующий субъект самостоятельно разрабатывает ее с целью выбора вариантов учета в рамках действующего законодательства.

Кто должен разрабатывать

Ответственность за формирование учетной политики организации несет непосредственно главный бухгалтер учреждения. Руководитель же отвечает за сам процесс организации бухучета, за соблюдение норм и правил действующего законодательства при исполнении финансово-экономической деятельности хозяйствующего субъекта (ст. 6 402-ФЗ от 06.12.2011).

Формирование учетной политики организации возлагается на главного бухгалтера или же на должностное лицо, уполномоченное на ведение в учреждении бухучета. Разработанная и согласованная УП утверждается приказом (распоряжением) руководителя предприятия. Формальный вид приказа или распоряжения учреждение регламентирует самостоятельно.

Ключевой нормативно-правовой акт, регламентирующий разработку УП для предприятий, — это положение по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008.

УП так же, как и приказ о ее утверждении, — это внутриорганизационные документы, разграничивающие нормы ответственности руководителя и главного бухгалтера за процесс разработки комплекса мер по ведению бухучета.

Зачем нужна

Сформировать учетную политику в организации необходимо для целей разработки положений налогового и бухучета, а также для согласования следующих ее приложений:

  • рабочий план счетов бухучета;
  • формы первичных документов;
  • правила и порядок инвентаризации;
  • методология оценки активов и др.

Сроки и порядок формирования

Учетная политика организации формируется, в соответствии с п. 9 ПБУ 1/2008, не позднее 90 дней с момента регистрации нового предприятия.

Способы, методы и положения бухгалтерского учета, прописанные в УП учреждения, вступают в силу с 1 января периода (года), следующего за годом ее утверждения.

Внесенные в действующую УП изменения утверждаются в текущем году, однако в силу вступают с периода, следующего за годом утверждения, внесение дополнений производится непосредственно в дату необходимости внесения таких дополнений.

Все решения о дополнениях и изменениях положений УП производятся с целью приведения этого основополагающего документа в соответствие с действующим законодательством.

Ответственность

В связи с тем, что регламент УП утверждается приказом, подписываемым руководителем, последний несет ту же меру ответственности за разработку способов ведения бухгалтерского и налогового учета, что и главный бухгалтер.

С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к постановке бухгалтерского учета в организациях. От жесткой регламентации учетного процесса со стороны государства в прошлом в настоящее время перешли к разумному сочетанию государственного регулирования и самостоятельности организаций в постановке бухгалтерского учета. Сущность новых подходов к постановке бухгалтерского учета заключается в основном в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета организации самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленных перед учетом задач.

Выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов на добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации. Следовательно, учетная политика организации является важным средством формирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики.

Учетная политика организации - это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности).

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

Формирование учетной политики

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером организации и утверждается руководителем организации.

При этом утверждаются:

Выбранные организацией варианты учета и оценки объектов учета;

Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

Формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

Правила документооборота и технология обработки учетной информации;

Порядок контроля за хозяйственными операциями;

Другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из положений по бухгалтерскому учету.

Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от места их нахождения.

Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. Принятая такой организацией учетная политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).

Порядок изменения учетной политики

Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

Изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

Разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;

Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

Существенного изменения условий деятельности.

Существенное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности, реструктуризацией производства, значительным расширением или уменьшением объемов деятельности и т.д. Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляется в порядке, предусмотренном для учетной политики.

Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения.

Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении. Оценка производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательств Российской Федерации или нормативными актами по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете в отчетности в порядке, предусмотренном соответствующим законодательством или нормативным актом. Если соответствующее законодательство или нормативный акт не предусматривают порядок отражения последствий изменения учетной политики, то они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности исходя из требования представления числовых показателей минимум за два года, кроме случаев, когда оценка в денежном выражении этих последствий в отношении периодов, предшествующих отчетному, не может быть произведена с достаточной точностью.

Отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке включенных в бухгалтерскую отчетность за отчетный период соответствующих данных за период, предшествующий отчетному.

Указанные корректировки отражаются в бухгалтерской отчетности. При этом никакие учетные записи не производятся.

Раскрытие информации в рамках учетной политики

В составе информации об учетной политике по основным средствам подлежит раскрытию следующая информация:

Выбранных способах начисления амортизации;

Порядке списания затрат по ремонту основных средств;

Способах оценки основных средств, приобретенных в обмен на другое имущество, отличное от денежных средств;

Об изменениях стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету (включая случаи достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации, переоценку основных средств);

Принятых сроках полезного использования объектов;

Об объектах основных средств, стоимость которых не погашается;

Об объектах основных средств, предоставленных и полученных, по договору аренды;

Об объектах недвижимости, принятых в эксплуатацию и фактически используемых, находящихся в процессе регистрации.

По нематериальным активам в составе информации об учетной политике организации в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию как минимум следующая информация:

Способах начисления амортизационных отчислений по отдельным группам нематериальных активов;

Способах отражения в бухгалтерском учете амортизационных отчислений;

Способах оценки нематериальных активов, приобретенных не за денежные средства;

Принятых организацией сроках полезного использования нематериальных активов.

По расходам на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы (НИОКР) элементами учетной политики являются:

Выбор способа списания расходов по НИОКР;

Определение сроков списания расходов по НИОКР.

По материально-производственным запасам элементами учетной политики являются:

Выбор варианта синтетического учета МПЗ;

Выбор метода оценки МПЗ;

Последствия изменений в учетной политике методов оценки МПЗ;

Стоимость МПЗ, переданных в залог;

Величина и движение резервов под снижение стоимости матери-альных ценностей;

Разница между фактической себестоимостью МПЗ и стоимостью их возможной реализации, отнесения на финансовые результаты организации;

Порядок документального оформления поступающих материалов.

По затратам на производство и по учету готовой продукции элементами учетной политики являются:

Выбор системы счетов для учета расходов по обычным видам деятельности;

Выбор способа группировки и списания затрат на производство продукции;

Выбор способа учета готовой продукции;

Выбор способа оценки готовой продукции, товаров отгруженных, незавершенного производства;

Выбор варианта сводного учета затрат на производство;

Выбор метода определения выручки от продажи продукции;

Признание момента продажи по работам долгосрочного характера;

Выбор способа распределения косвенных расходов между отдельными объектами учета и калькулирования;

Выбор метода учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции.

Выбор техники, формы и организации бухгалтерского учета

Организация самостоятельно разрабатывает рабочий план счетов на основе утвержденного плана. Она вправе из всей совокупности синтетических счетов выбрать действительно необходимые для себя, вводить (с разрешения Минфина РФ) новые синтетические счета, используя свободные коды счетов.

На основе системы субсчетов, предусмотренной утвержденным Планом счетов и Инструкцией по применению Плана счетов, организации определяют перечень используемых субсчетов, при необходимости объединяя, исключая или добавляя новые субсчета, а также полную номенклатуру аналитических счетов и их кодовые обозначения.

Организация самостоятельно выбирает форму учета (журнально-ордерная, мемориально-ордерная, упрощенная, машинно-ориентированная), перечень применяемых учетных регистров, их построение, последовательность и способы записи в них.

Организация самостоятельно выбирает организационное построение бухгалтерии. Кроме того, бухгалтерский учет и отчетность могут осуществляться специализированной организацией или соответствующим специалистом на договорных началах. Организация может выделить на отдельный баланс свои производства и хозяйства, а также филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, входящие в состав предприятия. В организациях малого бизнеса, не имеющих в штате кассира, его обязанности могут выполняться главным бухгалтером или другим работником по письменному распоряжению руководителя организации.

При проведении обязательных инвентаризаций для составления годовой отчетности организациям предоставлено право проводить инвентаризацию основных средств один раз в три года, библиотечных фондов - один раз в пять лет. В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к нему местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков. Количество не обязательных для инвентаризации в отчетном году основных средств, даты проведения инвентаризаций, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются самой организацией.

Организации самостоятельно разрабатывают систему внутри-производственного учета, отчетности и контроля, исходя из особенностей функционирования и требований управления производством и реализацией продукции.

Раскрытие учетной политики

Организация должна раскрывать избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решения пользователей бухгалтерской отчетности.

Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации.

К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности относятся:

Способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов;

Оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции;

Признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие существенные способы.

В случае публикации бухгалтерской отчетности не в полном объеме информация об учетной политике подлежит раскрытию как минимум в части, непосредственно относящейся к опубликованным материалам.

Если учетная политика организации сформирована исходя из допущений, предусмотренных ПБУ 1/98, то эти допущения могут не раскрываться в бухгалтерской отчетности.

Если при формировании учетной политики организации исходят из допущений, отличных от предусмотренных ПБУ 1/98, то такие допущения вместе с причинами их применения должны быть подробно раскрыты в бухгалтерской отчетности.

Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, то организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана.

Существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации за отчетный год.

Промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошло изменений со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, раскрывшей учетную политику.

Учетная политика организации это основополагающий документ, в котором раскрываются все особенности бухгалтерского (налогового) учета в конкретном периоде. Учетная политика (при ее правильном формировании) позволяет обеспечить наиболее эффективное взаимодействие всех структур организации, участвующих в учетном процессе, и минимизировать затраты (материальные, трудовые и затраты времени) по разрешению возникающих вопросов.

Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты организации, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Информация о них должна включать причину изменения учетной политики; оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год); указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествующие отчетному, скорректированы.

Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, отражаются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.

С наступлением рыночных отношений изменились требования к формированию бухучета в организациях.

Суть такого подхода состоит в том, что в соответствии с общими правилами, установленными государством, компания проводит самостоятельную разработку политики учета для реализации поставленных задач.

Что это такое?

Оптимально подобранная политика учета воздействует на размер себестоимости товаров, прибыли, налогов и критерии бюджета компании. То есть, она считается важнейшим средством для создания определенного объема главных показателей рабочего процесса, планирования налогов и цен . Без ее изучения не допускается сравнительный анализ критериев работы организации за различные периоды или с другими фирмами.

Учетная политика является комплексом основополагающих методов проведения бухучета, которые выбирает компания в соответствии с условиями хозяйствования.

Ее основной целью является максимальное отражение деятельности предприятия, формирование достоверной, полной и объективной информации для эффективного регулирования.

Правильный выбор политики позволит организации регламентировать рабочие процессы, увеличить эффективность применения собственных ресурсов, снизить риск появления ошибок, защититься от претензий контролирующих органов, сделать прозрачными отчеты и привлекательным бизнес.

Чтобы она была эффективной, требуется системный подход, детальное анализирование бухгалтерского и налогового законодательства. С учетом количества материалов, специфики российских законов по налогам и практики их использования, для разработки документации требуется много сил и времени.

Базовые принципы и методологию составления документа вы можете посмотреть на следующем видео:

Как она формируется?

Организация занимается формированием политики учета на основании следующих факторов:

  • непрерывность работы;
  • обособленность учета обязательств и имущества компании от остальных лиц;
  • временное определение фактов хоздеятельности;
  • последовательность ее внедрения.

Создает ее на предприятии главный бухгалтер для нужд бухучета в соответствии с Положением, а согласует руководитель (п. 5 ПБУ 1/98, согласованного приказом Минфина РФ №60н от 9 декабря 1998 г.).

Политика касается работы всех структурных подразделений компании и сотрудников, которые должны соблюдать все условия. Поэтому ее согласование осуществляется изданием отдельного приказа, а принимают в ней участие все заинтересованные структурные отделы и должностные лица. При потребности разработкой дополнительно могут заниматься сторонние консультанты, приглашенные по договору.

Разрабатывается данная документация на всех предприятиях и не зависит от средств инвестирования и форм собственности. Методы ведения бухучета, которые выбрала компания, используются с начала года после выпуска организационно-распорядительной документации. Ими должны пользоваться все структурные подразделения.

В соответствии с утвержденным планом, организация проводит самостоятельную разработку рабочего плана счетов, из всех счетов она может выбирать необходимые, вводить другие синтетические счета со свободными кодами.

Компания проводит самостоятельный выбор формы учета (упрощенная, журнально-ордерная и пр.), списка учетных регистров, их поэтапности, построения и методов фиксации в них. Самостоятельно разрабатывается система внутрипроизводственной отчетности, учета и контроля в соответствии с особенностями функционирования и норм производственного управления.

Форма политики не регламентируется нормами, поэтому может излагаться в приказе. Может иметь текстовый формат с выделенными пунктами в табличной или иной форме. Наиболее подходящим является документ в виде таблицы . Согласованная в приказе учетная политика - это самостоятельная завершенная документация с уникальной формой и структурой, которая соответствует целям создания.

Благодаря табличной форме документ становится более структурированным со ссылками на нормативы, которые являются обоснованием выбранного способа ведения бухучета. При этом графически выделяются некоторые разделы бумаги, соответствующие определенным направлениям или объектам. Это упрощает дальнейшее пользование ею специалистами при повседневной работе.

В ее состав должны входить приложения, в том числе документооборот, формы внешних бухотчетов, рабочий счетный план.

Также могут быть приложения в виде дополнительно созданных документов первичного учета, подробных технологий разработанных учетных способов и пр. Но вместе с тем, политика остается официальной документацией, может запрашиваться при выполнении проверок, разбирательств в судах.

Нужна ли регистрация в ФНС?

Часто налоговые органы не принимают годовые отчеты без этого документа. Но если он остается неизменным, то можно указать этот факт в сопроводительном письме к отчетности. Некоторые контролирующие структуры могут потребовать документацию при проведении или .

Ведением политики занимаются все организации, а у индивидуальных предпринимателей ее нет из-за отсутствия бухучета.

В ней должны обеспечиваться следующие условия:

  • своевременное и полноценное отражение в бухучете и отчетности фактов хозяйственной деятельности;
  • признание обязательств и расходов без образования скрытых резервов;
  • рациональное ведение бухучета в соответствии с величиной и условиями хозяйствования компании.

Недавно созданная при реорганизации фирма формирует избранную политику учета согласно основным правилам не позже 3 месяцев со времени .

Что входит в состав?

Проводится согласование следующих документов:

  • рабочего ;
  • форм первичной учетной документации, используемых в оформлении этапов хозяйственной деятельности, где не предусматриваются типовые формы;
  • способы оценки обязательств и активов;
  • последовательность выполнения инвентаризации обязательств и активов компании;
  • техника обработки учетных сведений и правила документооборота;
  • последовательность контроля хозяйственных операций;
  • остальные операции для организации бухучета.

Компания должна раскрывать утвержденные методы ведения бухучета, оказывающие воздействие на принятие решений заинтересованными лицами. К существенным методам их ведения относятся те, без которых не проводится оценка денежного положения организации, движения ее финансов или результатов деятельности.

К методам ведения бухгалтерского учета, утвержденным при создании политики и требующим раскрытия в отчетах, относят методы амортизации нематериальных и других активов, основных средств, оценку товаров, производственных запасов, незаконченного производства и готовых продуктов, признание выручки от реализации услуг, товаров, продуктов и др.

Также раскрытию подвергаются:

  • методы оценки основных средств, которые были приобретены взамен на другое имущество, отличающееся от финансов;
  • принятые сроки эксплуатации объектов;
  • объекты основных средств с непогашаемой стоимостью или полученные по арендному договору.

По нематериальным активам в бухотчетах раскрытию подвергаются следующие сведения:

  • методы расчета и выражения амортизационных отчислений;
  • способы оценки нематериальных активов, при приобретении которых не расходовались деньги;
  • сроки, которые были приняты для полезной эксплуатации нематериальных активов.

Внесение изменений

Документ может быть изменен в следующих ситуациях:

  • при использовании нового метода ведения бухучета с более достоверным представлением фактов деятельности в отчетах и учете компании или малой трудоемкостью без уменьшения достоверности сведений;
  • при изменении российских законов или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
  • при разработке новых методов ведения бухучета внутри компании;
  • при значительном изменении условий работы.

Значительное изменение условий работы организации возникает при смене собственников, реорганизации, изменении специализации, сокращении или расширении производственных объемов, реструктуризации и пр.

Изменения в документации должны быть обоснованными, оформленными в соответствующем порядке. Они вводятся с начала нового года, который следует после их согласования.

Оценка последствий изменений, которые могут отразиться на движении финансов, денежном положении или результатах деятельности компании, выражается в деньгах. Оценка осуществляется по выверенным данным на срок, с которого используется измененная методика ведения бухучета. Существенные методы его ведения должны быть раскрыты в пояснительной записке, прилагающейся к отчетам за прошедший период. В промежуточные отчеты могут не входить сведения о политике учета, если за прошлый год в ней не было изменений.

Обособленному раскрытию в бухотчетах подлежат изменения, которые могут оказывать значительное воздействие на движение финансов, денежные результаты или положение компании. Такие сведения должны отражать причину изменений, их оценку в финансовом выражении, указание о коррекции данных, внесенных в бухгалтерскую отчетность.

Прочие нюансы

Следует отметить другие детали документа:

  • Обязательная индивидуальность . При разработке должна учитываться специфика деятельности компании (инвесторные потребности, особенности отрасли, краткосрочные и длительные планы менеджмента и остальные факторы).
  • Высокая гибкость . Должны быть ссылки на корпоративные локальные нормативы организации с их дальнейшей разработкой.
  • Максимальное использование прав, предоставленных законом . Должны расписываться все детали Положения по бухучету, 25 главы НК, других законодательных положений, влияющих на деятельность предприятия.
  • Обоснованность . Должны указываться ссылки на акты, по которым предлагаются решения.

Политика для целей налогообложения

Исходя из используемой системы обложения налогами может проводиться рассмотрение следующих вопросов:

  • технология вычисления цены материально-производственных запасов (по средней цене, по стоимости первых покупок, по цене единичного товара);
  • технология признания затрат и прибыли для вычисления доходного налога. Предусматривается кассовый способ и метод начисления;
  • технология амортизационного начисления для нематериальных активов и основных средств (линейный и нелинейный);
  • метод вычисления налога на добавленную стоимость (по оплате и отгрузке);
  • возможность создания резервов с регулировкой .

Организация последовательно пользуется принятой политикой учета каждый год, может ее изменять при нововведениях в российском законодательстве или нормативных актах регулирующих органов.

Учетная политика объединяет информацию о постановке и ведении бухгалтерского, налогового, делового документооборота компании. Ответственность за разработку, применение учетной политики лежит на главном бухгалтере или лице, выполняющем его функции. Формирование порядка документооборота производится при участии ответственных лиц структурных подразделений. Юридическую силу документ приобретает после утверждения его руководителем. В данной статье мы рассмотрим как составить учетную политику организации, какие положения она включает и из каких частей состоит.

Потребность пользователей в учетной политике

Учетная политика включает положения об организации учета, списке используемых документальных форм, периодичности их составления и лицах, ответственных за ведение учета. Работники предприятия используют положения формы для грамотного ведения учета в соответствии с требованиями законодательства. Документ применяется в качестве руководства материально ответственными лицами, сотрудниками кадровой службы, бухгалтерии и других подразделений, участвующих в создании, движении активов предприятия.

Учетная политика предприятия определяет вариант формирования данных при наличии предложенных законодательством нескольких способах. Документ позволяет отстоять позиции качественного ведения учета предприятия и предъявляется при проверке налоговых органов.

Полнота сведений документа

Учетная политика должна формироваться компаниями всех организационных форм. ИП применяют положения документа преимущественно для целей ведения налогового учета. В разделе, касающемся бухучета, ИП указывает перечень объектов обязательного ведения (доходов, расходов, физического показателя и прочих).

Объем информации документа зависит от специфики предприятия, системы налогообложения, требований к полноте бухучета. Документ составляется в произвольной форме с включением обязательных разделов, определяющих правила ведения бухгалтерского (БУ) и налогового (НУ) учета. Предприятие имеет право включить в документ только положения достаточного для ведения учета объема.

Порядок и периодичность утверждения учетной политики

Публикация учетной политики производится в форме приказа. Предприятия при утверждении документа преследуют принцип последовательности. При ежегодном издании учетной политики учитываются особенности документа:

  • Приказ («Утвердить учетную политику на 2016 год») издается до начала наступления календарного года или в числе первых распорядительных документов начала периода.
  • Утверждение изменений в политику производится ежегодно, при возникновении нововведений законодательства или новых условий деятельности, затрагивающих учет.
  • При отсутствии изменений издается приказ об актуальности действующей политики примерного содержания: «Применить учетную политику, принятую для 2015 года для целей ведения бухгалтерского и налогового видов учета, на 2016 год».

Допускается однократное издание учетной политики (Политики) после регистрации компании и без ссылки на конечную дату. При возникновении изменений в структуре учета или нормах законодательства утверждается новая редакция документа.

Основные части учетной политики

Документ состоит из организационного раздела и отдельно частей, касающихся основных положений БУ и НУ предприятия. В состав информации Политики включают:

  • План счетов, используемый в учете. Указываются счета синтетического и аналитического учета.
  • Перечень и формы документов первичного учета, используемых для систематизации информации.
  • Порядок и периодичность составления форм.
  • Список ответственных лиц, формирующих документооборот и контролирующих его ведение. Указываются работники, имеющие право подписи на документах.
  • Способы оценки объектов учета – активов, обязательств.
  • Периодичность проведения инвентаризаций, сроки и перечень проверяемого имущества. Определяется состав ответственных лиц по каждому направлению.

Не допускается внесение в Политику положений, противоречащих действующему законодательству. Состав информации должен быть достаточным и целесообразным для конкретных условий ведения учета предприятия.

Рассмотрим вступление в противоречие с положениями законодательства положения Политики, принятой организацией ООО «Темп». В Политике, разработанной главным бухгалтером компании, внесено положение о применении метода начисления для учета активов – доходов и расходов при ведении БУ и НУ. Предприятие применяет упрощенную систему налогообложения, что определяет обязанность применения кассового метода учета активов и обязательств в НУ. Вывод: Главному бухгалтеру ООО «Темп» потребуется изменить положения, касающиеся налогообложения.

Положения, не включаемые в состав сведений документа

Если организация не использует положения конкретного ПБУ или иного нормативного акта, необходимо указать об этом в учетной политике. Предприятие не должно указывать в учетной политике сведения, присутствующие в других документах компании:

  • Данные, имеющиеся в учредительных формах предприятия.
  • Информацию, дублирующую сведения о лицах, ответственных за организацию и создание учетной политики.
  • Нормы, установленные законодательством, но не используемые в учете. В качестве примера можно привести положения о создании резервов. При отсутствии отчислений списание расходов становится проблематичным.
  • Показатели, ответственные за налогообложение, но не применяемые в организации.
  • Виды налогообложения и порядок учета объектов, на использование которых не влияет распоряжение руководителя, выраженное в документе.

В качестве примера рассмотрим ситуацию с использованием требований, не соответствующих системе налогообложения. Коммерческое предприятие ООО «Ритм», ведущее учет по УСН, перешло на ОСН, не внеся изменения в учетную политику. Применение общеустановленной системы обязывает предприятия выбрать способ учета налоговых обязательств, активов с использованием ПБУ 18/02 либо минуя документальное оформление постоянных и временных разниц в БУ и НУ.

Применение ПБУ и отсутствие указания на использование нормативов ведет к возникновению вопросов у ИФНС о несовпадении показателей прибыли в балансе и декларации. Вывод: Потребуются временные затраты должностных лиц ООО «Ритм» и исправление учетной политики для создания оснований применения ПБУ 18/02.

Соблюдение принципа достаточности информации

При выборе варианта учета допускается ссылка на законы и акты, позволяющих применить норму. Считается излишнем дублирование положений законодательства, умеющих четкую формулировку. При внесении данных требуется придерживаться принципов целесообразности, осмотрительности и достаточности.

Рассмотрим виды целесообразной и излишней информации в Политике на примере ряда положений, принятых для целей ведения БУ

Нецелесообразное положение Необходимое положение Комментарий
При внесении изменений необходимо придерживаться новой редакции Документы, утвержденные с указанием конкретной даты, не имеют обратной силы
Ведение учета информации по счетам учета в БУ производится с использованием двойной записи (организация применяет ОСН и полный БУ) Компании, ведущие БУ в полном объеме, всегда используют двойную форму записи по счетам учета
Несущественные ошибки учета прошлых лет подлежат исправлению в текущем периоде обнаружения и отражаются в отчетности Положение закреплено в п. 14 ПБУ 22/2010 и не требует дублирования в Политике
Списание амортизационных отчислений производится линейным способом для всех активов Выбор способа начисления амортизации – обязательное условие ведения БУ основных средств
Оценка списания МПЗ производится по средней стоимости Выбор способа списания МПЗ – существенное условие, позволяющее рассчитывать себестоимость

Положения политики в отношении ведения бухгалтерского учета

Ведение БУ в полном объеме производится в обязательном порядке компаниями, применяющими общеустановленную систему налогообложения. Для предприятий, использующих специальные режимы, допускается составление упрощенных форм и состава балансов. Ведение бухгалтерского учета с использованием УСН, ЕНВД, ЕСХН допускается без использования двойной записи. Ряд положений, включаемых в раздел о ведении бухучета.

Пункт политики
Лимит, установленный для основных средств Признание основными средствами и принятие на учет производится при стоимости активов свыше 40 тысяч рублей
Переоценка основных средств Не производится
Способ начисления амортизации Линейный
Признание транспортных затрат Учитываются в расходах на продажу
Метод оценки при списании МПЗ при передаче в производство Применяется метод стоимости каждой единицы

Фрагмент учетной политики в отношении ведения БУ показывает емкость положений, позволяющих верно определить постановку и списание активов. Предприятие может дополнить информацию ссылками на законодательные акты.

Для компаний со специальными режимами потребуется определить условия ведения БУ:

  • Применение сокращенного плана счетов с указанием перечня.
  • Состав регистров, заменяющих ведомости учета.
  • Отсутствие двойной записи по счетам учета.
  • Список упрощенных форм отчетности, представляемых в ИФНС.

При ведении учета в автоматизированном виде потребуется указание на метод обработки информации с помощью обслуживающих программ.

Положения учетной политики в отношении налогообложения

Порядок ведения налогового учета предприятия достаточно полно определен в НК РФ. Требования о применении учетной политики в Кодексе отсутствуют. Отсутствие ссылки в учетной политике на конкретные законодательные акты не отменяет обязанности применения норм в учете . Предприятия разрабатывают раздел о налогообложении преимущественно для внутренних пользователей. Некоторые положения, определяющие ведение налогового учета представлены в таблице ниже.

Пункт политики Вариант, выбранный предприятием

Способ группировки данных для налогообложения

Используются специально разработанные налоговые регистры, приложенные к приказу
Проведение амортизационных отчислений Используется амортизационная премия
Метод признания доходов и расходов Применяется кассовый метод признания
Состав расходов, относимых к прямым Указывается перечень – расходы на оплату труда и другие
Применение ПБУ 18/02 Не используется
Использование нормируемых затрат

Применяются по максимально допустимой стоимости

Если предприятие использует для ведения налогового учета специализированные программы, потребуется указать это в Политике и назвать продукт. Одновременно вносится положение об использовании налоговых регистров, предоставляемых программой учета.

Ответы на актуальные вопросы

Вопрос № 1. Как поступить в случае отсутствия Учетной политики на момент проведения проверки налоговыми органами? Представить документ, утративший силу или сослаться на его отсутствие?

При отсутствии учетной политики налоговые органы могут предъявить предприятию санкции, установленные ст. 126 НК РФ в размере 200 рублей. Дополнительно на должностное лицо может быть наложен штраф по КоАП. Организации, применяющей недействующие положения, могут быть предъявлены санкции по ст. 120 НК РФ, влекущих более существенные по суммам штрафы.

Вопрос № 2. Можно ли сдавать отчетность в упрощенном виде как микропредприятию, если не включить условие в Учетную политику?

Учетная политика не имеет большей силы, чем законодательные акты. Если закон допускает возможность подачи отчетности в упрощенном варианте, отсутствие условия в Учетной политике не повлияет на право организации.

Вопрос № 3. Допускается ли использование в организации двух видов учетных политик в случае совмещения систем налогообложения?

При необходимости ведения учета в условиях совмещения режимов порядок формирования раздельного учета закрепляется в учетной политике. Документ определяет основные показатели и принимается в единственном экземпляре.

Вопрос № 4. Требуется ли подавать учетную политику в ИФНС?

Документ «Учетная политика» не представляется в составе отчетности в ИФНС. Предъявление может потребоваться при запросе инспектора в ходе проведения камеральной или выездной проверки.

Вопрос № 5. Потребуется из вносить изменения в учетную политику при отсутствии необходимости создания резервов на отпуск в новом финансовом году? Ранее обязанность была включена в документ.

Изменение в схеме ведения учета предприятия требует внести коррективы в Учетную политику. Неиспользуемое положение может вызвать вопросы и санкции проверяющих.

Учетная политика организации - это принятая совокупность способов ведения бухгалтерского учета, а именно первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности (п. 2 ПБУ 1/08).

Основными целями, которые преследуют предприятия для разработки и утверждения учетной политики, являются следующие:

1) закрепление выбора способа ведения бухгалтерского учета;

2) регулирование максимального количества элементов организации бухгалтерского учета, а также организация документооборота, организация работы бухгалтерской службы, организация горизонтального (с другими структурными подразделениями) и вертикального (с руководящими органами и персоналом) взаимодействия бухгалтерской службы.

Предприятие ведет разработку учетной политики в соответствии с Налоговым кодексом РФ для целей налогообложения. В соответствии с законом все предприятия должны закрепить распорядительным документом (приказом руководителя организации) учетную политику. В учетной политике должен быть закреплен обязательный минимум выбранных способов бухгалтерского учета, который необходим для определения активов и обязательств организации, а также для исчисления налоговой базы по всем уплачиваемым налогам.

В документах системы нормативного регулирования бухгалтерского учета не приводится последнее определение способов ведения бухгалтерского учета, так как учетная политика организации может быть изложена в объемном документе, который включает несколько приложений и регулирует в основном все элементы учетного процесса. Это позволяет осуществить наиболее эффективное взаимодействие всех сторон, которые участвуют в учетном процессе, и уменьшить материальные, трудовые и затраты времени на разрешение возникающих вопросов.

Процесс составления учетной политики как внутреннего документа предприятия включает в себя два этапа: формирование (выбор и обоснование) и раскрытие (придание гласности) учетной политики.

Все организации, имеющие статус юридического лица, должны осуществлять формирование учетной политики. Исключение составляют кредитные организации (по осуществлению ими предпринимательской деятельности), филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории

Российской Федерации, которые формируют учетную политику, исключая правила, установленные в стране нахождения иностранной организации, при условии, что эти правила не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности.

Раскрытие учетной политики необходимо делать только тем организациям, которые публикуют свою бухгалтерскую отчетность в соответствии с законодательством Российской Федерации, учредительным документом или по собственной инициативе (например, открытые акционерные общества, публичность отчетности которых установлена законодательно).

Способы ведения бухгалтерского учета: способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и другие способы (п. 2 ПБУ 1/08). Перечень, изложенный в п. 2 ПБУ 1/08, применяется при формировании учетной политики.

Существует еще один перечень способов ведения бухгалтерского учета, который приведен в п. 12 ПБУ 1/08. Перечень, который приводится в этом пункте, обязателен на этапе обеспечения гласности учетной политики (доведения ее до заинтересованных пользователей).

Когда организация принимает учетную политику, то должна оформить ее соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т. п.) организации (п. 9 ПБУ 1/08).

Если на предприятии не определен вид организационно-распорядительного документа, то принятие учетной политики оформляется приказом руководителя организации. В приказе излагаются все основные элементы учетной политики. Есть некоторые элементы, которые требуют подробной разработки, и поэтому они занимают большой объем, в связи с чем их помещают в приложение к данному приказу.

В число таких приложений входят следующие:

1) формы первичной учетной документации, не предусмотренные альбомами форм;

2) структура и состав структурного подразделения организации, которые осуществляют бухгалтерский учет и отчетность, а также основные функции, выполняемые этим подразделением;

3) график документооборота и др.

Способы ведения бухгалтерского учета, которые выбрала организация при формировании учетной политики, предприятия применяют с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно- распорядительного документа (п. 10 ПБУ 1/08).

В случае если организация была вновь создана, то она оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Учетная политика, принятая вновь созданной организацией, считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации) (п. 10 ПБУ 1/08).

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации на основе ПБУ 1/08 и утверждается руководителем организации (п. 5 ПБУ 1/08).

При формировании учетной политики утверждают:

1) рабочий план счетов бухгалтерского учета - этот документ содержит синтетические и аналитические счета, которые необходимы для ведения бухгалтерского учета согласно требованиям своевременности и полноты учета и отчетности.

Рабочий план счетов должен содержать все счета бухгалтерского учета, а также субсчета всех уровней, которые предприятие использует, а не те, которые отсутствуют в Плане счетов, с учетом практики использования отдельных субсчетов второго и более низких порядков. При разработке или уточнении рабочего плана счетов следует учитывать законодательные и нормативные изменения в области бухгалтерского учета и в смежных областях;

2) формы первичных учетных документов - эти документы служат для оформления фактов хозяйственной деятельности, по ним не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов и формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности.

Организация имеет право применять первичные документы, форма которых не предусмотрена в альбомах унифицированных форм. Это очень актуально в период реформирования бухгалтерского учета, т. е. когда альбомы унифицированных форм первичной учетной документации еще не охватывают всей совокупности хозяйственных операций, которые осуществляют предприятия, ведущие бухгалтерский учет. Любое предприятие имеет право разработать собственные формы первичных учетных документов, в случае если отсутствуют соответствующие унифицированные формы или отдельные хозяйственные операции являются специфичными.

Формы документов, которые не входят в альбомы унифицированных форм, могут использоваться в хозяйственной и управленческой деятельности, а также в бухгалтерском учете, но они должны содержать обязательные реквизиты, установленные законодательством:

Наименование документа;

Дату составления документа;

Наименование организации, от имени которой составлен документ;

Измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

Наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

Личные подписи указанных лиц.

Формы документов, которые предприятие разработало самостоятельно, должны быть утверждены учетной политикой. Как правило, их утверждают в составе одного из приложений к учетной политике организации;

3) порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации.

Главная цель инвентаризации - это обеспечение достоверности данных

бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации. В результате инвентаризации имущества и обязательств осуществляется их проверка и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Не существует нормативного документа, который бы определял сроки начала и окончания инвентаризаций некоторых видов имущества и обязательств. Основным является проведение инвентаризации перед составлением бухгалтерской отчетности. Итоги инвентаризации должны отражать состояние активов и обязательств по состоянию не ранее чем за три месяца до конца отчетного года.

Если в течение текущего года в деятельности организации не появилось новых видов активов или обязательств, то сроки проведения инвентаризации можно перенести с предыдущего аналогичного документа;

4) методы оценки активов и обязательств.

Основные принципы оценки активов и обязательств:

Оценка имущества и обязательств производится организацией в бухгалтерском учете в денежном выражении;

Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку;

Оценка имущества, полученного безвозмездно,- по рыночной стоимости на дату оприходования;

Оценка имущества, произведенного в самой организации,- по стоимости его изготовления;

Начисление амортизации основных средств и нематериальных активов производится в отчетном периоде;

5) правила оценки статей бухгалтерской отчетности.

Незавершенные капитальные вложения отражаются в бухгалтерском балансе по фактическим затратам для застройщика (инвестора) (п. 42 Положения по ведению бухгалтерского учета).

Финансовые вложения принимаются к учету в сумме фактических затрат для инвестора.

В учетной политике организации подлежат обособленному раскрытию следующие элементы (ПБУ 19/02):

Способы оценки финансовых вложений при их выбытии по группам (видам);

Последствия изменений способов оценки финансовых вложений при их выбытии;

Перечень финансовых вложений, по которым можно определить текущую рыночную стоимость, и финансовых вложений, по которым текущая рыночная стоимость не определяется;

Порядок определения разницы между текущей рыночной стоимостью на отчетную дату и предыдущей оценкой финансовых вложений, по которым определялась текущая рыночная стоимость;

Порядок определения разницы между первоначальной стоимостью и номинальной стоимостью по долговым ценным бумагам, по которым не определялась текущая рыночная стоимость;

Стоимость и виды ценных бумаг и иных финансовых вложений, обремененных залогом;

Стоимость и виды ценных бумаг и иных финансовых вложений, которые будут погашены в следующем году в связи с истечением сроков;

По долговым ценным бумагам и предоставленным займам - данные об их оценке по дисконтированной стоимости, о величине их дисконтированной стоимости, о примененных способах дисконтирования;

Способ оценки выбывающих финансовых вложений, по которым не определяется текущая рыночная стоимость (по первоначальной стоимости каждой единицы бухгалтерского учета финансовых вложений; по средней первоначальной стоимости; по способу ФИФО);

Порядок создания резерва под обесценение финансовых вложений.

В учетной политике организации обязательно должен быть отражен выбор метода оценки материально-производственных запасов при их списании в производство:

а) по себестоимости каждой единицы;

6) по средней себестоимости;

в) по себестоимости первых по времени приобретения материально- производственных запасов (способ ФИФО);

г) по себестоимости последних по времени приобретения материально- производственных запасов (способ ЛИФО).

Выбор одного из указанных способов по группе (виду) материально- производственных запасов производится исходя из допущения последовательности применения учетной политики. Если по какой-либо группе запасов способ оценки с нового года меняется, то необходимо сделать соответствующий перерасчет (остатков материально-производственных запасов на складе и объемов незавершенного производства).

Отгруженные товары, сданные работы и оказанные услуги отражаются в бухгалтерском балансе по фактической или нормативной (плановой) себестоимости.

Учетной политикой организации определяется выбор оценки объемов незавершенного производства. Незавершенное производство в массовом и серийном производствах отражается в бухгалтерском балансе:

а) по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости;

б) по прямым статьям затрат;

в) по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.

При единичном производстве продукции незавершенное производство отражается в бухгалтерском балансе по фактически произведенным затратам.

В учетной политике организации должны быть определены состав расходов будущих периодов, срок их списания, а также схема распределения таких расходов между различными объектами.

Объекты основных средств и нематериальных активов в бухгалтерской отчетности отражаются по остаточной стоимости (разница между их первоначальной стоимостью и суммами начисленной амортизации либо между восстановительной стоимостью и суммами амортизации, скорректированными на расчетный коэффициент, определенный при проведении переоценки).

В соответствии с отдельными положениями ПБУ 17/02 в учетной политике организации необходимо раскрыть следующие элементы:

а) способы списания расходов по научно-исследовательским, опытно- конструкторским и технологическим работам;

б) принятые организацией сроки применения результатов научно- исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;

6) правила документооборота и технология обработки учетной информации.

При определении правил документооборота должен быть утвержден перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов. Право утверждения такого перечня предоставлено исключительно руководителю организации по согласованию с главным бухгалтером (п. 3 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете).

Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами. Поэтому в учетной политике следует определить такие документы. В настоящее время действуют унифицированные формы первичной учетной документации по учету кассовых операций, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 18.08.1908 N 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» (с изм. и доп. от 03.05.2000):

а) КО-1 «Приходный кассовый ордер»;

б) КО-2 «Расходный кассовый ордер»;

в) КО-3 «Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов»;

г) КО-4 «Кассовая книга»;

д) КО-5 «Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств»;

е) ИНВ-15 «Акт инвентаризации наличных денежных средств»;

ж) ИНВ-16 «Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности».

Кроме того, для отражения отдельных операций используются формы:

а) АО-1 «Авансовый отчет»;

б) форма чека на получение наличных денег в кредитном учреждении;

в) форма объявления на взнос наличными.

Последние две формы документации и порядок их заполнения утверждаются Центробанком РФ.

Финансовые, кредитные обязательства и другие расчетные документы недействительны и не принимаются в том случае, если нет подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица. Финансовые и кредитные обязательства - это документы, которые оформляют финансовые вложения организации, договоры займа, кредитные договоры и договоры, заключенные по товарному и коммерческому кредиту. Поэтому при необходимости следует составить перечни расчетных документов и обязательств, под которые организация осуществляет финансовые вложения.

В том случае, если есть необходимость передоверить право подписи уполномоченному лицу, то данное лицо также должно быть указано в учетной политике (речь идет о праве подписи банковских документов). В учетной политике можно только указать должность по штату или штатному расписанию (например, заместитель руководителя), а не фамилию уполномоченного должностного лица. Это позволит избежать вопросов, которые связаны с внесением изменений в учетную политику в случае изменения должностного положения работников. Ответственность уполномоченных лиц определяется не учетной политикой, а законодательными актами.

Важно определить круг лиц, ответственных за своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете и достоверность содержащихся в них данных.

Чтобы организовать эффективную работу бухгалтерской службы, необходимо организовать соответствующее регулирование порядка и сроков поступления первичных документов, их обработку, составления сводных документов. Следовательно, важным элементом учетной политики является график документооборота, то есть направление движения документов и сроки их представления в соответствующие подразделения предприятия. Такой график разрабатывается и утверждается при создании организации (и бухгалтерской службы);

7) порядок осуществления контроля над хозяйственными операциями.

При формировании системы внутреннего контроля предприятие руководствуется отраслевыми или ведомственными инструкциями, сложившейся практикой, а также нормами иных нормативных документов.

Если предприятие имеет большое количество производственных и управленческих подразделений, складских помещений и мест хранения, то целесообразно в качестве приложения к учетной политике организации утвердить положение о внутреннем контроле (или иной аналогичный документ), план контрольной работы и прочие документы, регулирующие порядок и правила осуществления контрольных процедур;

8) другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Этот раздел учетной политики содержит вопросы, которые не описаны в

других разделах, но необходимы для организации бухгалтерского учета в организации.

Учетная политика организации обязательно должна содержать выбор способов организации бухгалтерского учета.

В учетной политике закрепляют:

Выбор организационной формы бухгалтерского учета;

Форма счетоводства (системы учетных регистров) - журнально-ордерная, упрощенная формы бухгалтерского учета (для субъектов малого предпринимательства); мемориально-ордерная (используется, как правило, в бюджетных организациях, а также государственных и муниципальных унитарных предприятиях), автоматизированная;

Способы начисления амортизации, которые определяются отдельно по объектам основных средств (линейный способ; способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг); способ уменьшаемого остатка; способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования) и по объектам нематериальных активов (линейный способ; способ уменьшаемого остатка; способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ));

Выбор метода определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) - метод начисления или кассовый;

Выбор метода оценки материально-производственных запасов;

Выбор варианта учета материалов;

Метод оценки готовой продукции;

Выбор варианта учета выпуска готовой продукции;

Выбор варианта оценки товаров;

Выбор метода оценки незавершенного производства;

Определение порядка и срока списания расходов будущих периодов. Данный элемент может быть определен либо в этом разделе учетной политики, либо там, где устанавливаются способы оценки активов и обязательств;

Создание резервного фонда (для акционерных обществ - размер резервного фонда и размер ежегодных отчислений; для организаций иных правовых форм - факт создания фонда);

Создание резерва сомнительных долгов;

Создание резервов предстоящих расходов и платежей;

Порядок списания доходов будущих периодов;

Порядок признания коммерческих и управленческих расходов (посредством включения этих расходов в себестоимость продукции (работ, услуг) или списанием сумм произведенных расходов непосредственно на счет учета продаж (90 «Продажи»)).

В учетной политике целесообразно отразить вопросы регулирования порядка осуществления кассовых операций и их документального оформления. В зависимости от объема информации, которая должна быть включена в учетную политику, соответствующие нормы можно либо включить в текст распорядительного документа (приказа руководителя организации), либо разработать отдельное положение, которое включить в учетную политику в качестве приложения.

В учетной политике организации подлежат раскрытию следующие элементы:

Постоянные и временные разницы, возникающие в деятельности организации;

Отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства.

Организация, которая является участником договора о совместной

деятельности, в бухгалтерской отчетности должна раскрыть следующую информацию об участии в совместной деятельности:

Цель совместной деятельности (производство продукции, выполнение работ, оказание услуг и т. д.) и вклад в нее;

Способ извлечения экономической выгоды или дохода (совместно осуществляемые операции, совместно используемые активы, совместная деятельность);

Классификация отчетного сегмента (операционный или географический);

Стоимость активов и обязательств, относящихся к совместной деятельности;

Суммы доходов, расходов, прибыли или убытка, относящихся к совместной деятельности.

Так как перечисленные группы данных должны быть сформированы в процессе ведения бухгалтерского учета, в учетной политике организации соответствующие элементы также должны найти отражение.

По всем перечисленным группам данных должен быть организован раздельный учет, и, следовательно, принципы детализации и группировки информации должны быть отражены в учетной политике организации.

Понравилась статья? Поделитесь ей