Контакты

Обособленные обороты и знаки препинания при них. Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями. А) Уточняющие члены предложения

Теория к заданию 17 из ЕГЭ по русскому языку

1. Обособленные определения
Обособленные определения в предложении могут быть выражены:
1) причастным оборотом;
Например: В дальнем краю парка, заросшего высокой травой и кустарником, находилась аллея.
2) одиночными причастиями или прилагательными.
Например: Небо, хмурое и неприветливое, накрывало город.
3) прилагательным с зависимыми словами
Например: На столе я увидел книгу, похожую на древнюю энциклопедию.
2. Обособленные приложения
Обособленные приложения синтаксически являются определениями.
Обособленные приложения в предложении могут быть выражены:
1) именами существительными;
Например: Мы, школьники, устали от экзаменов.
2) именами существительными с зависимыми словами;
Например: Петр Иванович, добрый наш друг, оказал нам помощь.
3. Обособленные обстоятельства
Обособленные обстоятельства в предложении могут быть выражены:
1) одиночными деепричастиями;
Например: Танцуя и кружась, она смотрела на меня.
2) деепричастным оборотом;
Например: Проехав несколько километров, я увидел на обочине путника.
4. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения
1) Уточняющие члены предложения
Уточняющие члены предложения сужают понятие, уточняют его. Как правило они представлены обстоятельствами места, времени, образа действия, степени, меры.
Например: В лесу, за дорогой, есть ромашковая поляна.
2) Пояснительные члены предложения
Пояснительные члены предложения называют по-другому те понятия, к которым относятся, представляют собой еще одно название этих понятий.
Часто пояснительные члены сопровождаются союзами: то есть, именно, а именно, или в значении «то есть» Например: Бегемот, или гиппопотам, вызывает интерес ученых.
3) Присоединительные члены предложения
Присоединительные члены предложения передают добавочную информацию. Такие члены обычно вводятся словами и сочетаниями слов: даже, в особенности, особенно, главным образом, в том числе, в частности, например, и притом, и потому, да и, да и только, да и вообще, и, тоже, и тоже, причем и др.
Например: В людях есть много благородства, особенно в женщинах.

5. Сравнительные обороты
Сравнительные обороты, начинающиеся сравнительными союзами будто, словно, точно, чем, нежели, как будто, подобно, что, равно как и и др., выделяются запятыми Например: Он, как вихрь, залетел в комнату.

Рассмотрите схему.

Чем могут быть выражены обособленные обстоятельства? Запишите свои примеры на каждый случай.

В русском языке есть случаи обязательного обособления. К ним относится обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами.

    Вдруг, исющась и присмирев ,
    О Терек, ты прервал свой рев... (М. Лермонтов)

Фразеологизмы сложа руки, сломя голову, спустя рукава, затаив дыхание не являются деепричастными оборотами.

Он трудился не покладая рук .

314. Запишите текст. Обозначьте графически обособленные обстоятельства, объясните пунктуацию при них. Подчеркните однородные сказуемые с обобщающим словом. Составьте схему этой синтаксической конструкции.

Снег шёл с самого утра весь день, не переставая. Шёл в синих сумерках, и, когда опустилась совсем чёрная ночь, неустанно и не спеша, он продолжал своё дело: укрывал, всё утолщая, пухлый слой на каждой крыше, ложился на тротуары и деревья, устилал бесконечные проспекты засыпающего, спящего города.

Ночные фонари лили с высоты свой голубой беззвучный свет на толстые снежные валы по краям обезлюдевших тротуаров.

(Ф. Кнорре)

315. Прочитайте громко, бодро, весело стихотворение С. Маршака. Запишите поэтический текст, отмечая графически обособленные члены предложения. Объясните, анализируя постановку знаков препинания в первой строфе, к чему относится обособленный деепричастный оборот. Сравните, с помощью каких знаков препинания обособлено словосочетание весёлый барабанщик. Объясните их постановку.

МАРТ

      Набирая силу день за днём,
      Солнце стало подниматься раньше,
      И стучит капелью под окном
      Синий март - весёлый барабанщик.

      <...>

      По полям, где тёплый ветерок,
      Продолжая воевать со стужей,
      Смелый март шагает без дорог,
      Как мальчишка, шлёпает по лужам.

      Он с весенним солнцем заодно
      Нынче просыпается пораньше...
      Слышишь? Тук-тук-тук - стучит в окно
      Синий март, весёлый барабанщик!

316. Прочитайте эпизод из романа М. Горького «Фома Гордеев». Сопоставьте действия мальчиков. Что помогает описанию действий? Запишите текст, графически обозначая обособленные обстоятельства. Чем они выражены? Найдите приложение, охарактеризуйте его. Укажите обращения. Как вы думаете, почему фамилия и имя в обращении разделены запятой?

Когда учитель позвал: «Смолин, Африкан!» - рыжий мальчик, не торопясь, поднялся на ноги, подошёл к учителю, спокойно уставился в лицо ему и, выслушав задачу, стал тщательно выписывать мелом на доске большие круглые цифры.

«Хорошо... довольно! - сказал учитель. - Ежов, Николай, продолжай!»

Один из соседей Фомы по парте, непоседливый маленький мальчик с чёрными мышиными глазками, вскочил с места и пошёл между парт, за всё задевая и вертя головой во все стороны. У доски он схватил мел и, привстав на носки сапог, с шумом, скрипя и соря мелом, стал тыкать им в доску, набрасывая на неё мелкие, неясные знаки.

«Тише», - сказал учитель, болезненно сморщив жёлтое лицо с усталыми глазами. А Ежов звонко и быстро говорил...

317. Запишите, раскрывая скобки и выделяя недостающими запятыми обособленные обстоятельства. Отметьте графически границы деепричастных оборотов. Укажите графически обособленные определения. Чем они выражены?

1. Коляска, покачиваясь и стуча о камни проехала песочный берег и покатила далее. (А. Чехов) 2. Летит коршун над самой землёй плавно взмахивая крыльями, и вдруг останавливается в воздухе точно задумавшись о своей жизни, потом встряхивает крыльями и стрелою несётся над степью, и (не)понятно, (за)чем он летает и что ему нужно. А (в)дали машет крыльями мельница... (А. Чехов) 3. Он бросился на диван, заложил руки (за)голову и остался (не)подвижен почти (с)отчаянием глядя в потолок. (И. Тургенев) 4. Был (пол)день. Хорошо было сидеть на плетне вот так, одному целиком покоряясь тишине и одиночеству, и сняв с головы старую солдатскую ушанку сушить на ветерке мокрые после тяжёлой гребли волосы, бездумно следить за проплывающими в блёклой синеве белыми облаками. (М. Шолохов) 5. Однажды в тёплый осенний вечер оба семейства сидели на площадке перед домом любуясь звёздным небом синевшим глубокою лазурью и горевшим огнями. <...> В эту минуту блестящий метеор сорвавшись откуда(то) из глубины тёмной лазури пронёсся яркою полосой по небу оставив за собой фосфорический след угасший медленно и (не)заметно. (В. Короленко)

318. Запишите, выделяя запятыми обособленные члены предложения. Укажите графически причастные и деепричастные обороты. Выполните самопроверку. Поясните на примере данного текста, какую роль играют в нём обособленные члены предложения.

КОСЬБА

Старик прямо держась впереди ровно и широко передвигая вывернутые ноги и точным ровным движением не стоившим ему, по-видимому, более труда, чем маханье руками на ходьбе как бы играя откладывал одинаковый, высокий ряд. Точно не он, а одна острая коса сама вжикала по сочной траве.

Подрезаемая с сочным звуком и пряно пахнущая трава ложилась высокими рядами. Теснившиеся по коротким рядам косцы со всех сторон побрякивая брусницами и звуча то столкнувшимися косами, то свистом бруска по оттачиваемой косе, то весёлыми криками подгоняли друг друга...

(Л. Толстой)

319. Спишите, раскрывая скобки и расставляя запятые при обособленных членах, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами. Выполните взаимопроверку.

1. Луна уже (на)ущербе, и неуловимо склоняясь к горизонту она краснеет и буд(то) увеличивается. 2. Я любил солнце, но (на)него (не)возможно было смотреть, а на луну я смотрел (по)долгу: таинственно и (не)понятно, (без)всякой (под)держки, висел в небе сияющий круг освещая землю отбрасывая тени от домов, заборов, деревьев. 3. Хорошо было бегать по лужам и после дождя вздымая грязные брызги окропляя ими рубашку и штаны. 4. Любуясь и наблюдая люди научились предсказывать погоду завтрашнего дня и дней, следующих за завтрашним. 5. Звёзды, мерцая молча говорят о бесконечности Вселенной, о её раскрытых и ещё (не)раскрытых тайнах. 6. Перед бором уходя (в)низ расстилался луг, пестреющий цветами. 7. (С)лева (от)меня (по)краю бора росли маленькие сосенки, а (кое)где отбежав от них стояли кудрявые кусты можжевельника. 8. И опять я шёл бездумно (не)имея определённой цели но всё замечая и всем любуясь. 9. Лисица (не)замечала меня, я (не)отрывал (от)неё взгляда любуясь красивым зверем наблюдая как он ведёт себя (не)в клетке зоопарка, а в родных кустах, полянах, перелесках.

(А. Перегудов)

320. Прочитайте отрывок из романа И. Ефремова «Лезвие бритвы». Определите тему текста. Выпишите такие словосочетания, описывающие природу, которые вам показались необычными, произвели на вас особенное впечатление. Подчеркните обособленные определения и обстоятельства (если вы их выпишете).

Медленно рассеивался ночной мрак - за лесом поднималась заря. Суровая серая мгла заполняла лес, сквозь ветви которого просвечивало медное восточное небо. <...>

Лес окончился, они вышли на широкую поляну, на самой вершине холма.

Разгоревшаяся заря гасила серпик месяца, всё шире расходилась россыпь гранатовых огоньков, стебли травы оживали. Тишина и тайна реяли над этой поляной, молчаливо прощавшейся с умирающими звёздами. Всё замерло, лишь туман вёл свою волшебную игру, становясь всё более розовым и неясным. <...>

Птицы заливались в проснувшемся лесу, пологие лучи солнца проникли между красными стволами сосен, бугорки мха белели в россыпях ощетинившихся шишек.

321. Прочитайте зарисовку писателя Ю. Олеши. В чём «изюминка» этой сцены? Приходилось ли вам наблюдать что-то интересное, неожиданно привлёкшее внимание? Выпишите предложения с обособленными обстоятельствами, определениями и приложениями. В каких предложениях они являются однородными?

Сейчас, идя по мосту или пересекая сквер, редко когда не станешь свидетелем сцены фотографирования каким-либо любителем группы его друзей. Группа поставлена так, чтобы фоном её был Кремль.

Фотографирующий стоит почти на мостовой. <...>

Никак она не находится, эта выгодная точка!

Группа терпеливо ждёт. Тем более что можно смотреть просто вдаль... Смотрят вдаль, а там синяя улица реки, и другой мост, и третий, и высотное здание, и над всем белая чайка, летящая сюда, к мосту...

Снимаю! - кричит фотографирующий. Однако в ту же секунду глаза почти всей группы вскидываются кверху, встречая мощно вступившую в пространство над мостом роскошную птицу, и снимать, конечно, нельзя.

А! - фотографирующий в досаде даже хватается за козырёк кепки. - Да ну вас!

А сам восхищённо смотрит вслед чайке, уже перелетевшей мост, уже бросившей тень на реку, уже делающей ослепительный вираж над молодыми деревьями набережной... Безусловно, как только будут сняты друзья, начнётся охота за чайкой - бескровная охота художника!

Деепричастный оборот указывает на действие того же лица, действие которого обозначено сказуемым. Поэтому предложение Лёжа на пляже, внезапно подул холодный ветер построено неправильно: в нём речь идёт о действиях двух предметов в грамматическом значении этого слова - о человеке, который лежал на пляже, и о ветре.

В искажении смысла из-за ошибки в построении предложения легко убедиться, переставив деепричастный оборот, обычно свободно располагающийся в предложении: Холодный ветер, лёжа на пляже, внезапно подул.

Исправить ошибку можно так: Когда я (ты, он) лежал на пляже, внезапно подул холодный ветер.

322. Найдите ошибку в построении предложений с деепричастными оборотами. Запишите предложения в исправленном виде.

  1. Проснувшись завтра, за окном уже будет ноябрь.
  2. Наблюдая за спортсменом, у вас может возникнуть вопрос о системе его тренировки.
  3. Узнав его достаточно хорошо, наша дружба окрепла.
  4. Слушая все эти истории, во мне взыграло самолюбие.
  5. Глядя на это положение дел, работы были ускорены.

В простом предложении интонационно и по смыслу выделяются члены предложения со значением уточнения, пояснения и присоединения . В целом они имеют функцию добавочных сообщений.

В предложениях с уточняющими, пояснительными и присоединительными членами используются следующие знаки препинания: запятая, тире .

А) Уточняющие члены предложения

При уточнении разграничиваются уточняющие и уточняемые члены предложения. Уточняющими называются те члены предложения, которые поясняют другие, уточняемые члены.

Обособляются (отделяются запятой в начале и в конце предложения и выделяются с обеих сторон в середине предложения) слова и словосочетания, уточняющие смысл предшествующих слов.

Уточняющие члены по отношению к уточняемым служат наименованиями более конкретными по значению, так как они сужают понятие, передаваемое уточняемым (основным) членом предложения, или в каком-либо плане ограничивают его. Таким образом, члены уточняемый и уточняющий соотносятся как общее и частное, широкое и конкретное, родовое и видовое, причём уточняющий член предложения следует за уточняемым (а не наоборот!).

Ср.: Завтра , (когда именно?) в шесть часов вечера , состоится собрание членов кооператива. - В шесть часов вечера состоится собрание членов кооператива.

Уточняться могут все члены предложения.

1. Чаще всего уточняются обстоятельства места и времени , поскольку именно они могут обозначаться очень обобщённо и неопределённо (там, туда, оттуда; везде, всюду; тогда, потом и др.). Конкретизацию дает именно уточняющий член:

Там , (где именно?) на горизонте , светилась бледно-розовая полоска света (М. Горький); Теперь, (когда именно?) после половодья , это была река саженей в шесть (Чехов).

Иногда соотношение более широкого и более узкого понятий может быть продиктовано лишь данным контекстом:

Сегодня вечером мы с Егором Ивановичем едем в Петроград , (куда именно? / к кому именно?) к Маше (А.Н. Толстой).

Нередко уточняющие обстоятельства места образуют цепочку, выстраиваются в ряд:

Впереди, (где именно?) далеко , (где именно?) на том берегу туманного моря , виднелись выступающие лесистые холмы (Л. Толстой).

2. Уточняться могут и другие обстоятельства , при наличии у них более широкого значения, чем уточняющего:

Он встряхнул кудрями и самоуверенно , (как именно?) почти с вызовом , глянул вверх, на небо (Тургенев); Он был тщательно , (как именно? / до какой именно степени?) до розового лоска на щеках , выбрит (Антонов).

Обратите внимание!

1) Иногда ряды обстоятельств могут быть лишены уточняющего оттенка значения и восприниматься (в данном контексте!) как разные стороны одного явления, без смысловой подчинённости.

Несколько человек идут по снегу через улицу в хату (Быков).

Если между обстоятельствами поставить запятые, то отношения между ними станут несколько иными: каждое последующее будет логически выделяться, восприниматься как подчинённое предыдущему, что усилит впечатление напряжённости и даже опасности описываемого момента.

Cр.: Несколько человек идут по снегу , через улицу , в хату .

Обратите внимание и на то, как изменится при этом интонация!

2) В зависимости от смысла одни и те же слова могут рассматриваться как уточняющие или не как уточняющие обстоятельства. Сравните приводимые попарно предложения:

Далеко в лесу раздавались удары топора (слушатель тоже находится в лесу). - Далеко , в лесу , раздавались удары топора (слушатель находится вне леса).

Дети расположились на поляне между кустами (поляна окружена кустами, а на самой поляне их нет). - Дети расположились на поляне , между кустами (кусты находятся на самой поляне).

3) Если при наличии двух обстоятельств времени второе из них не служит для ограничения понятия, выраженного первым, то оно не является уточняющим и запятая между ними не ставится.

В 1961 году , 12 апреля , человек впервые полетел в космос. - 12 апреля 1961 года человек впервые полетел в космос.

3. Уточняться могут согласованные определения со значением цвета, размера, возраста и др.:

Ещё одно , (какое именно?) последнее , сказанье - и летопись окончена моя (Пушкин); Кой-где выглянули женские , (какие именно?) большей частью старушечьи , головы (Тургенев).

Уточняющие определения могут конкретизировать общее значение местоимений этот, такой, каждый, один (не в значении числительного, а в значении местоимения) и др.:

Чичиков немного озадачился таким, (каким именно?) отчасти резким , определением (Гоголь); Ни одного, ни санного , ни человеческого , ни звериного , следа не было видно (Л. Толстой); Хотелось отличиться перед этим, (каким именно?) дорогим для меня , человеком (М. Горький).

Обратите внимание!

1) Обособление уточняющих согласованных определений - явление достаточно редкое и во многом зависит от воли пишущего. Обычно определения с уточняющим значением рассматриваются как однородные, то есть запятая ставится не с двух сторон, а с одной - между определениями.

Быстрыми шагами прошёл я длинную «площадь» кустов, взобрался на холм и... увидел совершенно другие , незнакомые мне места (Тургенев).

2) Уточняющие определения могут присоединяться посредством подчинительных союзов.

Неодолимая , хотя и тихая , сила увлекла меня (Тургенев); Нельзя так убиваться из-за простого , пусть и такого дорогого , костюма (Савельев).

Но если определение, присоединяемое подчинительным союзом, является однородным по отношению к предшествующему и не носит характера уточнения (смыслового и интонационного!), то после него запятая не ставится.

Получены важные , хотя и не итоговые сведения.

4. Более часто по сравнению с согласованными определениями обособляются уточняющие несогласованные определения :

Катер шёл, всё время подвигаясь в чёрной, (какой именно?) почти чернильного цвета , тени, отбрасываемой высокими прибрежными скалами (Симонов); Это был молодой мужчина невысокого роста, с малозаметными усиками, в простой, (какой именно?) в полоску , рубахе (Солоухин); Вошла молодая, (какая именно?) лет семнадцати , девушка (Куприн); Гаврик со всех сторон осмотрел маленького гимназиста в длинной, (какой именно?) до пят , шинели (Катаев).

5. Уточняющий характер придают высказыванию слова вернее, точнее, иначе и т.п., однако следующие за ними члены предложения не обособляются, так как указанные слова, имеющие значение вводных (точнее, вернее, иначе, скорее по смыслу равнозначны словосочетаниям «точнее говоря», «иначе говоря» и т.п.), сами выделяются запятыми:

Его доброта, вернее , его великодушие тронуло меня (в этом примере сказуемое согласовано с ближайшим к нему предшествующим словом, от которого оно не может быть отделено запятой); Совсем недавно, точнее , в последнем номере журнала была опубликована статья аналогичного содержания; Следует дополнить, скорее , уточнить приведённые в отчёте данные.

В роли уточняющих могут выступать слова более того . Именно они выделяются запятыми, тогда как следующее за ними определение - нет:

Было бы глупостью, более того , безумием упустить такой случай; Он глубоко уважал своего друга, более того , восхищался им.

Обратите внимание!

Слово скорее не выделяется запятыми, если употреблено в значениях:

а) «лучше», «охотнее»:

б) «лучше сказать»:

Павел Петрович медленно похаживал взад и вперёд по столовой..., произнося какое-нибудь замечание или скорее восклицание, вроде «а! эге! гм!» (Тургенев); Его не удивил, а скорее обрадовал этот вопрос.

Примечание. Уточняющие члены предложения обычно выделяются запятыми. Однако возможна постановка и такого знака, как тире .

Тире обычно ставится в следующих случаях:

а) при уточняющих обстоятельствах, если подчёркивается не только уточняющий, но и вставной характер обстоятельств, например: Грачи закричали за рекой в ветвях, и повсюду - в кустах и в траве - запели, зачирикали птицы (А.Н. Толстой);

б) при подчёркивании последовательности уточнения и соотнесения уточняющих и уточняемых членов, например: Он устроился на шахту , на неполный рабочий день - после уроков (Баруздин). Здесь обстоятельство на шахту поясняется всей следующей конструкцией на неполный рабочий день - после уроков , причём эта конструкция имеет своё уточнение после уроков , отделённое знаком тире. Использование запятой вместо тире в данном контексте невозможно, поскольку запятая исказила бы смысл, уравняв позиции всех трёх обстоятельств (ср.: на шахту, на неполный рабочий день, после уроков ). А тире подчеркивает то, что обстоятельства неравнозначно соотносятся друг с другом;

в) при уточнении именной части сказуемого (ср.: Снег тут был неглубокий - по щиколотку ).

Б) Пояснительные члены предложения

Пояснительные члены предложения поясняют смысл предшествующих членов предложения. Поясняемые и пояснительные члены в принципе обозначают тождественные понятия.

Различие между уточняющими и пояснительными членами предложения заключается в том, что уточнение - это переход от более широкого понятия к более узкому, а пояснение - это обозначение одного и того же понятия другими словами.

Таким образом, пояснительные члены являются вторыми наименованиями по отношению к первым, выражающим по разным причинам то или иное понятие недостаточно определённо и понятно:

Особенно нам, русским , должна быть близка и драгоценна сжатость (Чернышевский); Ему представился свой дом - шесть больших комнат (М. Горький); Иногда что-нибудь хочется сделать - почитать (Гоголь).

1. Перед пояснительным членом предложения стоят слова именно, а именно, то есть, то бишь :

Она была воспитана no-старинному, то есть окружена мамушками, нянюшками, подружками и сенными девушками (Пушкин); Мы доехали на своих лошадях в коже, то есть в крытой рогожею полозке (Аксаков); В то время, именно год назад , я ещё сотрудничал по журналам (Достоевский); Третьего дня, то бишь на той неделе , сказываю я старосте... (Слепцов).

При отсутствии в предложении слов именно, а именно, то есть эти слова могут быть вставлены:

У деда Семена была своя золотая и несбывшаяся мечта - стать столяром (Паустовский); Он всеми силами души всегда желал одного - быть вполне хорошим (Л. Толстой).

Обратите внимание!

1) При отсутствии пояснительных союзов то есть, именно, а именно и при наличии пояснения выделение происходит обычно с помощью тире, а не запятой.

Разговор шёл один - о погоде ; Профессия его была самая мирная - учитель .

2) Встречается постановка двоеточия при пояснительном члене предложения. Обычно двоеточие ставится для того, чтобы избежать двух тире.

Предложен и другой путь: использование некоторых видов морских растений - водорослей, богатых многими ценными веществами.

2. Пояснительные члены предложения могут присоединяться союзом или (в значении «то есть»):

Обратите внимание!

Союз или может иметь разделительное значение («или то, или это»). В этом случае он связывает однородные члены, и запятая между ними не ставится. Если союз или можно заменить союзом то есть , то он имеет пояснительное значение. В этом случае пояснительный оборот выделяется запятыми.

Ср.: Из лесного оврага неслось пение соловья или щегла. - Из лесного оврага неслось воркованье диких голубей, или горлинок (Аксаков); Дом решено было украсить балконом или мезонином. - Кругом всего здания идёт обширный каменный балкон, или веранда , где, в бамбуковых креслах, лениво дремлют хозяева казарм (Гончаров).

Примечание. Определения, носящие характер пояснения (перед ними можно поставить слова а именно, то есть ), отделяются запятой от поясняемого слова, но после них запятая обычно не ставится, например: Торчали толстые головни, остатки прежней, сгоревшей бани; Очередной, шестой том подписного издания на днях поступит в магазин; Он заговорил совсем другим, серьёзным тоном; Четвёртая, последняя часть романа завершится эпилогом.

В) Присоединительные члены предложения

Присоединительные члены предложения передают добавочные сведения, разъяснения или замечания, возникшие попутно, в связи с содержанием основного высказывания. Присоединительные члены предложения отделяются запятыми, реже - тире:

Отражение света ударило, порывисто дрожа, во все стороны, особенно сверху (Тургенев); У каждой, даже маленькой , речки есть на земле заслуги (Песков).

1. Присоединительные члены предложения могут иметь особые связующие слова: даже, особенно, в особенности, например, главным образом, в частности, в том числе, притом, и притом, причём, и (в значении «и притом»), да, да и, да и вообще, да и только и др.:

Незаметным образом я привязался к доброму семейству, даже к кривому гарнизонному поручику (Пушкин); Вот тебе ужо будет баня, и с твоею хозяюшкою (Пушкин); По ночам, особенно в жару ,... в доме было страшно (Бунин); Некоторые казаки, и Лукашка в том числе , встали и вытянулись (Л. Толстой); Новый управляющий главное внимание обращал больше всего на формальную сторону дела, в частности на канцелярские тонкости (Мамин-Сибиряк); Человека три в Заречье, в их числе Сима Девушкин , делали птичьи клетки и садки (М. Горький).

Такие члены предложения легко отделить от остальной части предложения и для усиления их выделительной роли поставить вместо запятой точку.

Ср.: У тебя солидный опыт работы, причём в области перестройки и поисков новых форм (Беляев). - Среди прочих телеграмм будет и его. Причём самая необычная (Лапин); Все предметы, в особенности ветки деревьев и углы зданий , удивительно рельефно выделялись на смугло-розовом темнеющем небе (Куприн). - Этой способностью к прекрасному устному рассказу на основании подлинных фактов обладали многие писатели. В особенности Марк Твен (Паустовский); Было очень тепло, даже жарко (Чаковский). - Механизмы в куклах обычно очень примитивные. Даже в самых дорогих и красивых (Дементьев).

Обратите внимание!

1) Если присоединительный член предложения начинается с вводного слова (например, в частности и др.), то запятая после вводного слова не ставится.

Самые скороспелые грибы, например берёзовики и сыроежки , достигают полного развития в три дня (Аксаков).

2) Не следует смешивать пунктуацию при союзах присоединительных и союзах соединительных и, да , связывающих однородные члены предложения. В первом случае запятая перед союзом ставится, во втором - перед неповторяющимся союзом никакого знака не требуется.

Ср.: Автор статью представил, и своевременно (и - союз присоединительный). - Автор статью представил в переработанном виде и своевременно (и - союз соединительный); Работу можно было давно уже сделать, и даже лучше . - Работу можно было сделать скорее и даже лучше.

3) Не ставится запятая перед союзом да и в следующих случаях:

а) если он употреблён в соединительном значении.

Вот пошёл он в лес по орехи да и заблудился (Тургенев);

б) в сочетаниях типа взял да и сказал (с одинаковой формой глагола взять и другого глагола для обозначения неожиданного или произвольного действия):

Прожили они год душа в душу, и на другой-то год она возьми да и помри (Успенский);

в) в сочетании нет-нет да и :

...Heт-нет да и вспомнит о ней [матери], письмо напишет (Гладков).

2. Иногда присоединительные члены могут включаться в состав предложения без союзов (обратите внимание на продолжительную паузу, сопровождающую присоединительный член предложения):

Довольно поздно явился ещё гость, во фраке ... (Герцен); Ночью я стою у орудия, дневальным (Катаев).

Часто при этом используется тире вместо запятой:

Мы поехали на Кавказ - к солнцу, к морю, к живописным горам ; Он оставался таким же, как и прежде, - спокойным, трудолюбивым, скромным .

3. Пунктуационно выделяются не только присоединительные члены предложения, но и присоединительные предложения:

Нет, я его [домового] не видал, да его и видеть нельзя (Тургенев); Я шёл в каком-то опьянении, да и было от чего (Гаршин); Мне вздумалось завернуть под навес, где стояли наши лошади, посмотреть, есть ли у них корм, и притом осторожность никогда не мешает (Лермонтов).

Г) Обособленные обороты со значением включения, исключения и замещения

К уточняющим, пояснительным и присоединительным конструкциям примыкают обособленные обороты со значением включения, исключения и замещения. Такие обороты состоят из имён существительных (с зависимыми словами или без них) с предлогами и предложными сочетаниями кроме, вместо, помимо, сверх, наряду с, за исключением, включая, исключая и др.:

вместо тяжёлой работы; за исключением трёх человек; кроме трёх человек; наряду с явными успехами.

Обороты обозначают предметы, включённые в однородный ряд или, наоборот, исключённые из такого ряда, или предметы, замещающие другие.

На письме обороты со значением включения, исключения, замещения могут обособляться:

Толпа разошлась, исключая немногих любопытных и мальчишек , а Гаврила вернулся домой (Тургенев). Сверх всякого ожидания , бабушка подарила мне несколько книг (Аксаков).

Следует помнить, что выделение таких оборотов не является обязательным! Они могут обособляться в зависимости от смысловой нагрузки, положения в предложении, степени распространённости и др., то есть в том случае, если автор хочет выделить такие обороты по смыслу и интонационно:

У заставы вместо часового стояла развалившаяся будка (Пушкин). - Вместо ответа , Кириле Петровичу подали письмо (Пушкин).

Обратите внимание!

1) В такого рода оборотах слова исключая, включая являются предлогами, а не деепричастиями.

2) Если обособленный член предложения стоит в середине предложения, то он обосабливается с двух сторон.

3) Оборот с предлогом кроме может иметь значения включения и исключения.

Ср.: Кроме большого дома в Замоскворечье, ничто не напоминало о ночной схватке (Леонов) - исключение (только большой дом напоминал о схватке); Кроме города Окурова , на равнине приткнулось небольшое село Воеводино (М. Горький) - включение (на равнине были и город Окуров, и село Воеводино).

Обычно обороты обособляются независимо от оттенков значения. Однако нераспространённые обороты с кроме в значении включения могут и не обособляться (так подчёркивается их включение в однородный ряд предметов).

Ср.: Кроме книг на столе лежали тетради и карандаши (включение). - Кроме книг , на столе ничего не было (исключение).

В последнее время наблюдается тенденция к выделению оборотов с кроме независимо от оттенков значения. Особенно часто это происходит:

А) при наличии отрицательных местоимений никто, ничего и вопросительных местоимений кто, что :

Я ничего не мог различить, кроме мутного кручения метели (Пушкин);

б) при наличии в обороте сочетания кроме как :

Мы и зла-то никому, кроме как медведям , не делаем (Марков).

Учтите, что оборот кроме того в значении «к тому же» является вводным словом, поэтому всегда обособляется на письме.

4) Обороты с предлогом вместо также различаются по значению. Если они имеют значение замещения, то запятая обычно ставится.

Вместо голых утесов , я увидел около себя зелёные горы и плодоносные деревья (Пушкин).

Если вместо употребляется в значении «взамен», «за», то запятая обычно не ставится.

Он сел в машину вместо шофёра .

Вошёл младший брат хозяина мальчик лет семнадцати .

Я ваш старинный сват и кум пришёл мириться к вам.

Известный химик А. Бородин был известен как автор оперы «Князь Игорь».

Вошёл младший брат хозяина, мальчик лет семнадцати .(

Я, ваш старинный сват и кум , пришёл мириться к вам. (Обособляются два или больше одиночных определения, стоящие после/перед определяемого существительного, если этому существительному предшествует еще одно определение)

Известный химик, А. Бородин был известен как автор оперы «Князь Игорь». (Распространенное приложение стоит перед главным словом и выделяется запятой)

5. Спишите предложения с обстоятельствами. Слова, набранные курсивом, выделите запятыми, где необходимо. Письменно объясните свой выбор.

Например: Девушка села на лавку и, посмотрев по сторонам , достала из сумки книгу. (Обстоятельство выражено деепричастным оборотом и поэтому выделяется запятыми.)

Змея сухим бурьяном шелестя скользила бережно.

Над океаном покоились горные хребты.

Броненосец покачиваясь скрежетал железом якорных канатов.

Она скользила меж камней смеясь неловкости своей .

Змея, сухим бурьяном шелестя , скользила бережно. (Обстоятельство выражено деепричастным оборотом и поэтому выделяется запятыми.)

Над океаном, теряя в глубокой дали ясность очертаний , покоились горные хребты. (Определительный оборот, стоящий после определяемого существительного, выделяется запятыми)

Броненосец, покачиваясь, скрежетал железом якорных канатов. (Определительный оборот, стоящий после определяемого существительного, выделяется или отделяется запятыми)

Она скользила меж камней, смеясь неловкости своей. ( распространенные определения, выраженные причастием или прилагательным с зависимыми от них словами и стоящие после определяемого существительного)

6. Придумайте (или выпишите из учебника) 7 предложений с вводными словами. Укажите принадлежность вводных слов к смысловым группам.

Например: Кажется , это была бабочка. (Значение степени уверенности/неуверенности.)

1. Кажется , ваша история там наделала много шуму. (значение степени уверенности/неуверенности)

2. Предположим , что куры не летают, но тогда можно ли их назвать птицей? (значение степени маловероятность, неуверенность, предположение)

3. Не дай бог , если все случиться, как гадалка предсказывала. (значение степени радость, грусть, удивление, страх, общую суть высказывания)

4. Как я помню , мороженое в те времена продавалось за три копейки, не больше. (значение степени источник сообщения)

5. Кстати , было очень весело и оригинально. (значение степени мысли и их взаимосвязь)

6. Короче говоря , ему не понравился ее подарок, и он ушел, хлопнув громко дверью. (значение степени способы оформления различных мыслей, манера речи и оценка стиля высказывания)

7. Как и всегда , придя в гости, Юля молчала, и внимательно смотрел на окружающих, делая выводы. (значение степени оценка происходящего и о чем говорится, упоминается)

7. Спишите предложения, на месте пропуска, где необходимо, ставя тире. Подчеркните подлежащее и сказуемое. Письменно объясните свой выбор.

Например: Получить образование – главная моя цель . (Подлежащее и сказуемое выражены им.сущ. в Им.п., между ними ставится тире.)

Печорин тоже лишний человек.

Музыка как небо над землёй.

Дружба это, прежде всего искренность.

Печорин тоже лишний человек . (подлежащие выражены в им.сущ)

Музыка - как небо над землёй . (Подлежащее и сказуемое выражены им.сущ. в Им.п., между ними ставится тире)

Дружба это, прежде всего искренность . . (подлежащие выражены в им.сущ)

8. Подчеркните грамматическую основу. Укажите в скобках, простое это предложение или сложное. Расставьте недостающие знаки препинания.

Например: Пароход кашлянул, выпустил облако дыма и начал молотить воду своими колесами. (Это простое предложение, так как содержит одну грамматическую основу с однородными сказуемыми.)

Я передал ему ваше поручение и он исполнил его с большим удовольствием.

Оба слишком оживлённо и естественно слушали и говорили.

Странный старичок заговорил очень протяжно звук его голоса также изумил меня.

Прогулка удалась впечатления были прекрасны.

Я передал ему ваше поручение, и он исполнил его с большим удовольствием. (Это сложное предложение, так как содержит две грамматические основы)

Странный старичок заговорил очень протяжно, звук его голоса также изумил меня . (Это сложное предложение, так как содержит две грамматические основы)

Прогулка удалась , впечатления были прекрасны. (Это простое предложение, так как содержит одну грамматическую основу)

Оба слишком оживлённо и естественно слушали и говорили . (Это простое предложение, так как содержит одну грамматическую основу)

Понравилась статья? Поделитесь ей