Контакты

Гласные после разделительных ъ и ь знаков. Правила написания мягкого знака. Ищем в стихотворных строках слова с Ь и Ъ знаками


Большой комплект материалов к уроку на Ь после шипящих (презентации, тесты, карточки, игры, диктанты и многое другое)


10 слов на правило Ь после шипящих

Для 2 - 3 класса: чушь, рожь, мышь, печь, врач, товарищ, шалаш, и-за туч, много задач, вокруг дач.
Для 4 класса: мышь, речь, врач, товарищ, горяч, и-за туч, много задач, стеречь, купаешься, знаешь.
Для 5 - 7 класса: фальшь, щёлочь, товарищ, лишь, много задач, стеречь, купаешься, намажь, вскачь, горяч.

25 слов на правило Ь после шипящих

Для 2 - 3 класса: чушь, рожь, мышь, печь, ложь, вошь, вещь, брошь, гуашь, мяч, врач, товарищ, лещ, клещ, циркач, ткач, трюкач, калач, палач, силач, шалаш, и-за туч, много задач, вокруг дач, много луж.
Для 4 класса: мышь, речь, роскошь, желчь, мелочь, молодёжь, трубач, богач, бородач, ловкач, толкач, циркач, калач, горяч, свеж, и-за туч, много задач, передач, чудищ, стеречь, увлечь, купаешься, пишешь, читаешь, знаешь.
Для 5 - 7 класса: фальшь, щёлочь, картечь, мелочь, роскошь, товарищ, радиолуч, обруч, москвич, много задач, передач, чудищ, стеречь, увлечь, купаешься, пишешь, читаешь, знаешь, намажь, отрежьте, лишь, вскачь, настежь, невтерпёж, горяч, свеж.

Списки на отдельные пункты правила

Существительные

Женский род, 3 склонение

Мышь, дочь, речь, фальшь, чушь, молодёжь, печь, рожь, ложь, вошь, ветошь, вещь, брошь, плешь, брешь, дичь, глушь, мелочь, щелочь, сушь, помощь, медпомощь, самопомощь, взаимопомощь, техпомощь, горечь, ночь, полночь, гуашь, мощь, пустошь, тишь, роскошь, желчь, сволочь, тушь, ретушь, толщь, течь, картечь, припряжь, упряжь, пристяжь, залежь, бестолочь, блажь, дрожь.

Женский род, мн. ч.

Много лыж, дач, туч, продаж, распродаж, встреч, удач, неудач, передач, грыж, чудовищ, чудищ, передач, выдач, калош, билитёрш, Ксюш, Паш, Даш, Саш, луж, добыч, туш, пожарищ, свеч, призёрш, бригадирш, лапищ, лапищ, лифтёрш, тысяч, кляч, задач, пропаж, плеч.

Мужской род, 2 склонение

Горбач, трубач, рвач, богач, рогач, строгач, дергач, пугач, тягач, автотягач, бородач, ловкач, толкач, циркач, ткач, трюкач, калач, палач, силач, плач, толмач, басмач, космач, кумач, рифмач, зурнач, трепач, скрипач, врач, женщина-врач, главврач, санврач, военврач, ветврач, диетврач, грач, кедрач, носач, усач, смехач, лихач, слухач, меч, бич, сэндвич, королевич, цесаревич, царевич, кривич, москвич, дрегович, рядович, пскович, попович, родич, сородич, ерофеич, княжич, паралич, клич, кулич, радимич, костромич, кирпич, спич, барич, шляхтич, лютич, вятич, соотчич, френч, клинч, светоч, харч, смерч, матч, кетч, скетч, путч, всеобуч, завуч, сургуч, неуч, луч, радиолуч, обруч, паныч, Змей Горыныч, хрыч, сыч, ключ, мяч, шабаш, лаваш, чуваш, легаш, торгаш, карандаш, чардаш, мордаш, алкаш, палаш, ералаш, шалаш, наш, мураш, патронташ, ковш, клеш, кулеш, дервиш, идиш, кукиш, мякиш, кишмиш, финиш, фетиш, шиш, гашиш, бакшиш, реванш, матч-реванш, карт-бланш, пунш, дебош, грош, апрош, макинтош, марш, демарш, фарш, ерш, бурш, ингуш, душ, куш, туш, кунтуш, картуш, поскребыш, оборвыш, вкладыш, последыш, подкидыш, выкидыш, ландыш, обглодыш, зародыш, бердыш, приблудыш, малыш, круглыш, голыш, камыш, приемыш, откормыш, выкормыш, гаденыш, найденыш, змееныш, несмышленыш, звереныш, гусеныш, детеныш, китеныш, утеныш, черныш, дурныш, слепыш, крепыш, отрепыш, глупыш, барыш, опарыш, наигрыш, проигрыш, выигрыш, розыгрыш, отыгрыш, заморыш, катыш, окатыш, латыш, коротыш, перевертыш, свертыш, дутыш, коклюш, плюш, кругляш, беляш, гуляш, племяш, кудряш, плащ, пращ, лещ, клещ, свищ, товарищ, сотоварищ, овощ, хвощ, борщ, хрущ, хлыщ, прыщ, плющ, хрящ.

Прилагательные

Горяч, тягуч, вонюч, пригож, сыпуч, горюч, колюч, хорош, злющ, свеж, жгуч, линюч, могуч, шипуч, тощ, кипуч, пахуч, скрипуч, ползуч, вездесущ.

Наречия

Наотмашь, навзничь, напрочь, настежь, сплошь, прочь, вскачь, невмочь, точь-в-точь.

Исключения: уж, замуж, невтерпёж.

Частицы

Ишь, бишь, вишь, лишь.

Глаголы

Инфинитив

Жечь, лечь, облечь, навлечь, извлечь, печь, пренебречь, беречь, стеречь, изречь, засечь, течь, жечь, сечь, стричь, достичь, волочь, толочь, смочь, напрячь, напрячь.

Глаголы 2-го лица

Улыбаешься, питаешься, кусаешь, пинаешь, пьёшь, льёшь, спишь, ешь, любишь, целуешься, шевелишься, киваешь, пользуешься, пишешь, читаешь, моешься, используешь, слабеешь, движешься, держишь, видишь, знаешь, летаешь, печалишься, лечишься, числишься, учишься, пользуешься, можешь, каешься, стережёшь, извлекаешь, жжёшь и т.д.

Глаголы повелительного наклонения

Намажь, отрежь, съешь, назначь, не плачь, спрячь, уважь, обеспечь, обнаружь, подытожь, умножь, тревожь, сосредоточьтесь.

Ь сохраняется перед -те и -тесь : намажьте, намажьтесь, спрячьте, спрячьтесь и т.д.


Свидетельство о публикации № 1356502 от 31.05.2017

    Разделительный мягкий знак: вьюга, бьтся, воробьи и т.д. Разделительный твердый знак: подъезд, въезжать, объект и т.д. В русском языке Ъ - только разделительный, а вот Ь может обозначать еще и повелительное наклонение глагола (поешь), и 2 лицо единственного числа (видишь).

    Разделительный мягкий знак присутствует в таких словах:

    1. Вьюга, деревья, угольки;
    2. Огоньки, коньки, перья;
    3. Приморье, бульон, яблонька;
    4. Большой, больница, возьми;
    5. Седьмой, восьмой, скользит;
    6. Беречься, стекольщик, письмо;
    7. Почтальон, медальон, шампиньон;
    8. Семья, бриться, видишься;
    9. Отрежьте, альбатрос, альтернатива;
    10. Фельдмаршал, пьедестал, бильярд.

    Разделительный твердый знак присутствует в таких словах:

    1. Объявление, адъютант, разъезд;
    2. Объезд, объем, разъяснение;
    3. Подъезд, объяснить, подъехать;
    4. Съедобный, съежились, съел;
    5. Съемка, необъятный, подъем;
    6. Конъюнктивит, трансъевропейский, субъект;
    7. Дизъюнкция, инъекция, четырхъярусный;
    8. Сверхъестественный, отъезд, предъявить;
    9. Панъевропейский, межъярусный, контръярус;
    10. Отъявленный, разъяснил, разъединить.

    Итого: 60 таких слов.

    Примеры слов с разделительными Ь (мягким знаком): колье, поместье, бульон, медальон, крестьянин, воробьи, соловьи, вьют.

    Примеры слов с разделительными Ъ (твердым знаком): предъявить, объявить, подъезд, съезд, двухъярусный, адъютант, изъявить, предъявить, въезд, съел.

    Примеры слов с разделительными мягким знаком:

    Сосулька, деревья, компьютер, печенье, жилье, здоровье, веселье, батальон, павильон, вьет, шьет, медальон, стекольный, листья, вьюнок, вьющийся

    Примеры слов с разделительными твердым знаком:

    Подъезд, съезд, сверхъестественный, разъяренный, съесть, съябедничать, съемный, разъемный, разъем, съехаться, объявление, объявить, изъян

    При должной практике, можно быстро и безошибочно определять в каких случая необходимо писать Ь или Ъ.

    Разделительный мягкий знак может быть в корне слова: компьютер, вьюнок, подьячий, пьедестал, бурьян, каньон, бульон;

    между корнем и суффиксом слова: соловьиное пение, воробьиный хвост;

    между суффиксом и окончанием слова: лягушачья кожа, волчьего логова;

    Разделительный твердый знак, как правило, пишется после русских приставок, оканчивающихся на согласный звук, перед корнем с начальными буквами е, ю, я : подъезд, съжился, предъюбилейный, отъявленный.

    Этот знак разделяет корни в сложных словах с начальными двух-, трех- четырех- при условии, что второй корень опять-таки начинается с букв е, ю, я: трехъязычный, двухъярусный, четырехъярдовый.

    В иноязычных словах с элементами аб-, ад-, ин-, интер-, кон-, контр-,суб-, транс- напишем Ъ:

    субъект, инъекция, дизъюнкция, адъюнкт, конъектура.

    Разделительный твердый знак пишется в словах перед гласными е, ю, я в случаях после приставки - съездить, разъярил, съежился, объяснить, объездной, съел. Также в сложных словах, после слоа двух - трех. Например, трехъярусный, двухъэтажный, двухъжелтковое (яйцо) и т. д.

    Написание разделительного мягкого знака отличается тем, что писать его нужно не после приставки, а может даже входить в корень. Например, ожерелье, соловьи, колье, волчьи, печенье, платье, льет, пьет, бьет и т. д.

    Мягкий знак пишется как разделительный в середине слова или как смягчающий в конце (мышь, тишь, дичь, дочь, лось, гвоздь), приведем примеры разделительного:

    веселье, статьи, клочья, сучья, ничья, тряпье.

    Теперь примеры разделительного твердого знака:

    Подъезд, разъезд, въезд, объел, объявление, изъян.

    Разделительный мягкий знак (Ь), например, в словах: пьет, рьяно, Вьетнам, вьюга, Ньютон, Нью-Йорк, пасьянс, Обь;

    разделительный твердый знак в словах (Ъ): объявление, разъединение, съехали, подъезд, конъюктура, конъюктивит, объект.

    Мягкий знак между двумя согласными. Разделяет согласные буквы

    письмо, больница, косьба, резьба.

    мягкий знак разделяет согласную и гласную буквы

    варенье, до свиданья.

    твердый знак разделяет согласную и гласную буквы

    объявление, необъятный.

    Много слов. В любом тексте найдется пара слов с мягким или твердым знаками.

    Разделительный ь мягкий знак: банька, вьюга, бульон, почтальон, бульон, лосьон, вьюга, семья, пьеса.

    Разделительный ъ твердый знак: объем, инъекция, адъютант, изъян, подъезд, межъязыковой, подъем, двухъярусный.

Примечание. Буква ь перед о пишется в некоторых иноязычных словах, например: батальон , бульон , гильотина , карманьола , компаньон , миньон , павильон , почтальон , шампиньон .

§ 72. Буква ь пишется для обозначения мягкости согласной , кроме ч , щ (см. §75), в конце слова, например: пить , темь , конь , и в середине слова перед твёрдой согласной, например: молотьба , просьба , нянька , меньше .
Для обозначения мягкости coгласной, стоящей перед другой мягкой согласной, ь пишется в следующих случаях:
  1. Если при изменении слова вторая мягкая согласная становится твёрдой, а первая согласная сохраняет свою мягкость, например: няньки (нянька), свадьбе (свадьба), восьми (восьмой).
  2. Для обозначения мягкости л , например: сельдь , льстить , мельче , пальчик .
Во всех прочих случаях перед мягкими согласными, в том числе и перед ч , щ , буква ь не пишется, например: кости , ранний , нянчить , кончик , каменщик .

Примечание. Между двумя мягкими л буква ь не пишется , например: иллюзия , гулливый .

§ 73. Буква ь пишется также в следующих случаях:
  1. В образованных от числительных пять , шесть , семь , восемь , девять сложных числительных, в которых склоняются обе части, например: пятьдесят (пятидесяти, пятьюдесятью), шестьдесят , семьдесят , восемьдесят , девятьсот , но: пятнадцать (пятнадцати, пятнадцатью), шестнадцать и т.п.
  2. В формах творительного падежа множественного числа, например: детьми , людьми , также четырьмя .
  3. В неопределённой форме перед -ся и в повелительном наклонении перед -ся и -те , например: пить - напиться ; исправь - исправься , исправьте ; взвесь - взвесься , взвесьте .
§ 74. Буква ь не пишется:
  1. В прилагательных с суффиксом -ск - , образованных от существительных на ь , например: казанский (Казань), кемский (Кемь), сибирский (Сибирь), зверский (зверь), январский (январь).
  2. Примечание. Прилагательные сентябрьский , октябрьский , ноябрьский , декабрьский , июньский , деньской (день-деньской) пишутся с ь ; так же пишутся прилагательные, образованные от китайских названий на -нь , например: юньнаньский (от Юньнань).

  3. В родительном падеже множественном числе от существительных на -ня с предшествующей согласной или й и в образованных от них при помощи суффикса -к - уменьшительных , например: вишня - вишен , вишенка ; бойня - боен ; читальня - читален ; но: баня - бань , банька ; яблоня - яблонь , яблонька ; также деревня - деревень , деревенька ; барышня - барышень ; кухня - кухонь , кухонька .
§ 75. После шипящих (ж , ч , ш , щ ) буква ь пишется только в следующих случаях:
  1. На конце существительных женского рода в именительном и винительном падеже единственном числе, например: рожь , ночь , мышь .
  2. В окончании 2-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глагола после конечного ш , например: несёшь - несёшься , носишь - носишься , примешь - примешься .
  3. На конце глагола в единственном числе повелительного наклонения, причём буква ь сохраняется и перед -ся , например: мажь - мажься ; спрячь - спрячься ; ешь .
  4. Во множественном числе повелительного наклонения перед -те , -тесь , например: мажьте - мажьтесь ; спрячьте - спрячьтесь ; ешьте .
  5. На конце глагола в неопредёленной форме, причём буква ь пишется и перед -ся , например: стричь , стричься .
  6. Во всех наречиях после конечных ш и ч , например: сплошь , вскачь , прочь , а также в наречии настежь .
  7. На конце частиц: вишь , бишь , лишь , ишь .

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 17. УПОТРЕБЛЕНИЕ Ъ И Ь ЗНАКОВ. Таблица 17 Разделительный Ъ: Разделительный Ь: Ь для обозначения мягкости: 1. После приставок на согласный (русских и заимствованных) перед корнем, который начинается на Е, Ё, Ю, Я: съел, подъём, объяснил, предъюбилейный, адъютант, субъект. 2. В сложных словах после первой части двух-, трёх-, четырёх-, сверх-, меж-: двухъярусный, трёъязычный, межъярусный. 3. В корне иноязычного слова фельдъегерь (vojenský kurýr). 1. Пишется всегда в середине слова (т. е. в корнях, суффиксах и окончаниях) после мягкой согласной буквы перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И: пьеса [ п йэсъ], бельё [ б и э л йо], листья [ л ист йя], лью [ л йу], воробьи [ върλб йи], 2. В заимствованных для русского языка словах в сочетании ЬО (не ЬЁ!!!): бульон, павильон, медальон, почтальон, шампиньон. 1. На конце слов как показатель мягкости согласных: огонь, словарь, дверь, боль 2. В середине слова: А) После мягкого Л, стоящего перед любым согласным (твёрдым или мягким) львица, льняной, вальс, только Б) После мягкого согласного, стоящего перед твёрдым согласным: КузЬма, борьба, просьба, письмо. 3. В числительных только один раз: пять, шесть, одиннадцать, пятьдесят, семьдесят, шестьсот, девятьсот. 4. В некоторых формах творительного падежа (7. р.) имён существительных: мать матерью, лошадь лошадью, 5. В инфинитиве глагола: читать, писать, ехать, петь, сидеть, учиться, умываться. 109

2 18. УПОТРЕБЛЕНИЕ Ь ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ. Таблица 18 Ь ПИШЕТСЯ: На конце сущ. ж. р. в Им. (1.р.) и Вин. (4.р.) пад. ед.ч.: молодёжь, сушь, тишь, рожь, мелочь, В инфинитиве глаголов: беречь, беречься, стричь, стричься, развлечь, развлечься, жечь, печь, лечь, В глаг 2-го л. ед. ч. наст. и буд. прост. вр.: пишешь напишешь, рисуешь нарисуешь, читаешь прочитаешь, вернёшь - вернёшься. В повелительном наклонении: спрячь, спрячьте, прячься, спрячьтесь, намажь, намажьте, намажься, намажьтесь. В наречиях после шипящих Ж, Ш, Ч: точь-в точь, навзничь, прочь, настежь. наотмашь. Исключение: уж, замуж, невтерпёж. На конце частиц: лишь, бишь, вишь. Ь НЕ ПИШЕТСЯ: 1. В сущ. м. р. 2-го склонения: ключ, кирпич, ландыш, товарищ, багаж. 2. В форме род. п. мн. ч. (2. р.) сущ. с основой на шипящий: крыша (без) крыш, туча (без) туч. 3. В форме род. п. мн. ч. (2. р.) сущ. на ня: песня без песен, бойня без боенн, НО: няня без нянь. Исключения: барышня без барышень, деревня без деревень, боярышня без боярышень, кухня без кухонь. 4. В кратких прилагательных: колючий колюч, свежий свеж, тощий тощ, горячий горяч. 5. В прилагат. с суффиксом -СК-, если они образованы от сущ. на Ь: Тюмень тюменский, зверь зверский, Казань казанский, НО: день-деньской. 6. В сочетаниях ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН, НН, ЖН, РЧ, РЩ: девочка, ночной, нянчить, погонщик, помощница, сапожник, ранний, перчик (от перец), фонарщик. 110

3 ИСКЛЮЧЕНИЕ: слово январский. ЯнварЬ ЯНВАРСКИЙ ФевралЬ февральский Март мартовский АпрелЬ апрельский Май майский ИюнЬ июньский ИюлЬ июльский Август августовский СентябрЬ сентябрьский ОктябрЬ октябрьский НоябрЬ ноябрьский ДекабрЬ - декабрьский У П Р А Ж Н Е Н И Я. Упражнение 1. Вставьте, где нужно буквы Ъ или Ь, объясните свой выбор. Феврал ские в юги и январ ские морозы, под ёмный кран, с ездит в деревню к бол ной бабушке, написат об явление, п ю чай, сер ёзный почтал он, медал он упал в бул он, сем я неизвестного растения, здоров е всей сем и, очен сил ный звер, в воскресен е состоит ся с езд учител ей, нел зя отложит прем еру, счаст е в несчаст е, обез ян и меха, прос ба, об яснениe, трет е с ёмочное об единение, Олен ка, бол ной получил ин екцию. Упражнение 2. Вставьте, где нужно Ь после шипящих в имена существительные. Объясните правописание. Глупый малыш, пришёл на помощ, купили мяч, хороший врач, теч в лодке, привезли кирпич, испекли калач, устная реч, стальной меч, заехали в гараж., душистый ландыш (konvalinka), тёмная ноч, чёрная туш, оркестр играл туш (fanfárу), тяжёлый багаж, новая вещ, красный карандаш, красивая доч, густой плющ (břečťan), первый палец, старый сторож, непролазная глуш (divočina, zapadlé místo), русская печ, верный товарищ, золотая рож, солнечный луч, разменять рубль на мелоч, современная молодёж, чёрный уж (užovka), степная пустош (pustina), густой камыш (rákosí), белая мыш, острый нож, больного бьёт дрож (zimnice), строительный чертёж. Упражнение 3. Спишите, вставляя, где необходимо, Ъ или Ь. Объясните правописание Ад ютант генерала, об ективная рецензия, без ядерная зона, в огороде бур ян (plevel), автомобильный гон щик, интерв ю для радио, из ян материала, клян чить (prosit) сладости, компан он фирмы, почтовый кур ер, восем сот милл онов, необ ятные просторы, об егорить (napálit důvěřivé) покупателя, от явленный (notorický) лгун, пред являть документы, всё пред усмотреть, об ёмный портфел, пред осенний 111

4 период, п едестал почёта, пред юбилейные приготовления, пан европейская трасса, раз ярённый лев (rozzuřený), сверх ядовитое вещество, с экономить деньги, сверх естественные явления, трех язычный словарь, двух этажный дом. Упражнение 4. Объясните написание слов и составьте с ними словосочетания. В случае затруднений справляйтесь в словарях. Объяснение обязательство, трёхъярусный трёхэтажный, волчьи волчий, безатомный безъядерный, контригра контръярус, обучить объявить, разобщить разъединить, межъярусный межэтажный, семья семя, двухъякорный двуязычный, инъекция инструкция, межинститутский межъязыковой, панамериканский панъяпонский, развязать разъярить Упражнение 5. Перепишите, раскрывая скобки и образуя новые слова (прилагательные, глаголы и т. д.) с приставками. Употребите, где необходимо, Ъ или Ь. Объясните написание. Без - (авария, язык, апелляция, ядро); об - (явиться, учить, ехать, юлить*); от - (экзаменовать, учиться, ездить); раз - (единить, ездить, общение, ярый, украсить); сверх - (яркий, естественный, штатный, урочный). *объюлить - (разг., ošálit, ošidit) Упражнение 6. Слова в скобках поставьте в творительном падеже (7. р.). Объясните правописание образованных слов. Увлечься игрой с (дети), прийти поздней (ночь), встретиться с интересными (люди), остановиться перед закрытой (дверь), часы пробьют (полночь), поговорить с (дочь), бочка с солёной (сельдь), обратиться к врачу с зубной (боль), встреться с (мать), обратиться за (помощь), встретить гостей с (радость), платье с (брошь), уехать в отпуск с (семья). Упражнение 7. Измените слова по образцу и запишите их. Объясните отсутствие буквы Ъ или Ь в словах. Образец: дочь дочка. В слове дочка Ь не пишем, так как мягкость Ч на письме не обозначаем, и в сочетаниях ЧК, ЧН, ЩН, НН, НЧ, НЩ, РЧ, РЩ мягкий знак (Ь) не пишется. Дочь дочка; ночь, печь. Век вечный; восток, удача. Гонки гонщик; камень, обман. 112

5 Упражнение 8. Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы. Выпишите слова в три колонки: 1) с твёрдым знаком; 2) с мягким знаком; 3) без Ъ и Ь знаков. Объясните свой выбор. Необ ятный, нян чить, печ ник, медал он, замуж, клян чить, могуч (от могучий), плащ, обреж те, ткач, неот емлемый, сем надцат, сем десят, лис ий, (без) собач его, мыш, пан европейский, р яный (horlivý), об ездчик, раз ярённый, фонар щик, сверх естественный, казан ский, добав те, трёхъязыч ный, ил люминатор. Ъ Ь Без Ъ и Ь Упражнение 10. Объясните, почему в одних словах пишется, а в других не пишется Ь. Тишь, купаешь, ключ, обливаешься, глушь, (без) жилищ, жечь, рожь, наотмашь, бульон, с детьми, восемь, кирпич, ешь, декабрьский, спрячьте, сборщик, замуж, лишь, сплошь, плач, не плачь, невтерпёж, вишь, банщик, развлечься, молодёжь, говоришь, лечь. Упражнение 13. Замените выражения одним словом. Объясните его правописание. 1. Сильная метель с ветром 2. Впрыскивание лекарства в живой организм 3. Драматическое произведение для театрального представления 4. Шейное украшение с подвесками спереди 5. Отвар мяса (а также рыбы, овощей, грибов) 6. Животное, наиболее близкое человеку по строению тела 7. Текст, написанный на бумаге и посланный кому-то 8. Показать чиновнику по требованию документы 9. Полоса суши вдоль берега моря 10. Общее название высоких сорных трав 11. Повреждение, недостаток 12. Очень большой, необозримый Слова для справок: побережье, колье, изъян, обезьяна, предъявить, бурьян, необъятный, вьюга, пьеса // спектакль, бульон, письмо, инъекция. 113


16 Ïðàâèëà ðóññêîãî ÿçûêà Íåïðîâåðÿåìûå ñîãëàñíûå Написание слов с непроверяемыми согласными (главным образом, иноязычных по происхождению) устанавливается по орфографическому словарю. Например: вокзальная,

Обозначение мягкости согласных с помощью Ь. Мягкий знак после шипящих. Гласные после шипящих и Ц ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ С ПОМОЩЬЮ Ь В русском языке нет двух разновидностей букв для обозначения

Разработал учитель-логопед Александр Александрович Лементуев 2014 год 0 Ошибки в изображении схем слов. Записать слово. Начертить правильную звуковую схемы слова, закрасив все части. Ошибки в подборе синонимов.

Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку 1. Точка в конце предложения. Выпиши предложение правильно. Поставь в конце точку. Делай так: Птицы улетели. 2. Слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу. Выпиши

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Русский язык. Работа над ошибками 1. Большая буква в начале предложения Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще одно предложение. Подчеркни заглавную буква.

Памятка по русскому языку 2013 Список орфограмм 1. Большая буква. Точка в конце предложения. 2. Пропуск, замена, искажение букв. 3. Деление на слоги. 4. Перенос слова. 5. Мягкий знак (ь) показатель мягкости.

Памятка для работы над ошибками по русскому языку в начальной школе. 1. Пропуск, замена буквы. Напиши слово правильно 1 раз, подчеркни букву. Дом. 2. Оформление предложения. Помни! Первое слово в предложении

Русский язык 3 класс Т е м а у р о к а: «Знакомство с орфограммой ь после шипящих на конце существительных. Ц е л ь: учить правописанию мягкого знака после шипящих у имен существительных; Задачи: Развивать

Основные орфограммы русского языка Буквы И, А, У после шипящих Сочетания ЖИ ШИ пишутся с буквой И. Ужи, камыши, ножи, малыши. Сочетания ЧА ЩА пишутся с буквой А. Чашка, дача, свеча, щавель. Сочетания ЧУ

Русский язык, 4 класс Тема: Мягкий знак после шипящих в глаголах Жерновникова Т.И., учитель начальных классов ГАОУ ТО «ГРК» Цель: научить писать мягкий знак после шипящих в глаголах. Планируемый результат:

Конспект урока русского языка в 4 классе на тему «Мягкий знак на конце наречий после шипящих» Составила: Анна Павловна Кабанова Учитель начальных классов 2014 год 1 Урок русского языка в 4 классе по теме:

Отдел образования администрации города Снежное Снежнянский городской методический кабинет Памятка по работе над ошибками по русскому языку для 2-4 классов 2015 г. Работа творческой группы учителей начальных

1. Правописание мягкого знака (ь) и твёрдого знака (ъ) 1.1 Правописание твёрдого знака Твёрдый знак (ъ) в русском языке не обозначает никакого звука, не может находиться ни в начале слова, ни в конце слова

РУССКИЙ ЯЗЫК, 4 класс Вариант 1, Май 2012 ВАРИАНТ 1 РУССКИЙ ЯЗЫК, 4 класс Вариант 1, Май 2012 1) земля 2) маяки 3) фрукты 4) льдина 5. Найди имена существительные в форме творительного 1) стеной 2) корзинке

Тема: «Мягкий знак на конце слов после шипящих». Задачи: Повторить в каких случаях на конце слов после шипящих пишется мягкий знак, в каких случаях он не пишется; повторить написание словарных слов. Планируемые

Демонстрационный вариант итоговой работы по русскому языку для 3-х классов Внимательно читай и выполняй задания! Рядом с некоторыми заданиями стоит значок. Это более трудные задания. Постарайся выполнить

О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова АБСОЛЮТНАЯ ГРАМОТНОСТЬ за 15 минут в день классы АСТ Москва УДК 373:811.161.1 У34 У34 Узорова, Ольга Васильевна. Абсолютная грамотность за 15 минут / О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова.

МАТЕРИАЛЫ для подготовки к тестированию по русскому языку 5 класс Тема: Фгнетика. Орфография. Морфология. Словообразование. Повторение изученного в начальной школе. Планируемые результаты. Предметные:

Образовательный минимум знаний для обучающихся 3 классов на конец 1 четверти 2016 \ 2017 учебного год Русский язык К концу 1 четверти 3 класса учащиеся должны знать: - правила переноса слов, - названия

Планируемые предметные результаты: Учащиеся должны знать: алфавит; способ проверки написания гласных и согласных (путем изменения формы слова). Учащиеся должны уметь: - различать звуки и буквы, звуки

КГБОУ ШИ 2 Рязанова М.С., учитель русского языка и литературы Русский язык Контрольный тест для 5 класса по теме: «Имя существительное» 1. Какого морфологического признака нет у имени существительного:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ Учитель начальных классов: В. А. Шейко Предмет: Русский язык Тема урока: «Мягкий знак (ь) после букв шипящих в конце имён существительных женского рода» Тип урока: Урок открытия

Составитель: Бабушкина М.В.- учитель русского языка и чтения КОУ «Леушинская школаинтернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Класс: 5 Тема: Правописание имен существительных с шипящей

Русский язык 3б класс 169 часов декабрь 2018 Тема 1 Знакомство с учебником «Русский язык» (3 класс). Виды речи и их назначение. Речь отражение культуры человека. Для чего нужен язык? Назначение языка и

Русский язык 3а класс 169 часов декабрь 2018 Тема 1 Знакомство с учебником «Русский язык» (3 класс). Виды речи и их назначение. Речь отражение культуры человека. Для чего нужен язык? Назначение языка и

Программа по русскому языку и развитию речи 7 класс (дети 2-3 лет) Грамматика. Правописание Кол-во Требования к знаниям и умениям Разносклоняемые имена существительные 2 (общее ознакомление) Буквы Е в

ОГЛАВЛЕНИЕ О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ................................................. 3 1. Зачем человеку нужен язык.................................. 3 2. Что мы знаем о русском языке...............................

1. Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Формирование грамматического строя речи» для 5 класса (II вариант) составлена на основе программы курса «Язык и литература» (2-е отделение, вариант

ПАМЯТКА «Как выполнять работу над ошибками по русскому языку. Последовательность работы над орфограммами» 1. С новой строчки выпишите слово или словосочетание, в котором допущена ошибка. 2. Подчеркните

Тематическое планирование по русскому языку Автор: Рамзаева Т.Г. 3 класс Экстернат Тема урока 1 ТРИМЕСТР Повторение. Речь. Предложение. Текст единица языка и речи. Части речи. Распознавание слов по вопросам,

Латохина Мария Николаевна Муниципальное образовательное учреждение гимназия 44 г. Люберцы УРОК ИНФОРМАТИКИ И РУССКОГО ЯЗЫКА Цели урока: Информатика: учить пользоваться компьютером, включать, входить в

МБОУ ПСОШ 1 имени Г.В.Алисова Буква ь после шипящих на конце имен существительных (урок русского языка в 4 классе УМК Школа 2100..) Учитель начальных классов: Миронова С.В. 2013г. Тема. «Буква ь после

П,п Тема урока Колво часо в Повторение фонетики и графики. Контрольное списывание по теме «Повторение» 2 Что такое графика. Фонетический разбор слова Повторение фонетики. Слог и ударение 3 Повторение изученных

Урока Повторе ние Календарно тематическое планирование Письмо и развитие речи 5 класс Раздел Тема урока Кол-во часов I четверть Практические упражнения в составлении и распространении предложений 2 Связь

РУССКИЙ ЯЗЫК, 4 класс Вариант 1, Май 2014 Краевая диагностическая работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Фамилия, имя класс 4, СОШ г.(р-на) 1. Диктант Вариант 1 РУССКИЙ ЯЗЫК, 4 класс Вариант 1, Май 2014 2. Укажи, словосочетания

Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку. Прочитай предложение, в котором допущена ошибка, выясни смысл каждого слова. 1. Ошибки в построении и записи предложений. Записать без ошибок

Ояснительная записка к экзаменационному материалу по русскому языку для 4 классов Итоговая контрольная работа Структура работы: диктант с грамматическим заданием Экзаменационный материал разработан на

3 класс п/п Наименование тем, уроков Количество часов Дата проведения Дом. задание Примечание По плану Фактическая Язык и речь (2 ч.) 1 Наша речь. Виды речи. Инструктаж по ОТ. Комбинированный.1 ч. Упр.

СПЕЦИФИКАЦИЯ диагностической работы по русскому языку для обучающихся 4-х классов общеобразовательных организаций г. Москвы Диагностическая работа проводится 13 декабря 2017 г. 1. Назначение диагностической

Логопедическое занятие. Класс: 3 класс Тема: Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода. Цели: Образовательные: учить наблюдать, исследовать правописание слов;

I. Последовательность работы над орфограммами. 1. С новой строчки выпишите слово или словосочетание, в котором допущена ошибка. 2. Подчеркните (выделите) орфограмму. 3. Определите, в какой части слова

Демоверсия контрольной работы по русскому языку для учащихся, поступающих в 7 «У» класс 1. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1) сливовый 2) начал 3) клала 4) брала

П/п Наименование оборудования Кол-во 1 Опорные схемы 59 1.Сложноподчинённые предложения. 2.Фонетика. 3.Сложносочинённые предложения. 4.Лексика. 5.Сложное предложение. 6.Члены предложения. 7.Синонимы, антонимы,

Класс: 6 Часов в неделю: 7 Всего часов: 245 Календарно-тематическое планирование Предмет: Русский язык I триместр. Всего недель 0,6, всего часов 76. урока Раздел, тема урока Кол-во часов Практическая часть

Урок русского языка 3 класс тема: «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих». (УМК: В.П. Канакина «Русский язык») Учитель: Сергеева Л.Г. 1 Цели: 1. углубить знания о роли мягкого знака в

ВАРИАНТ 10 Образец Часть 1 При выполнении заданий этой части (задания 1-8) отметь клеточку (х), номер которой соответствует выбранному варианту ответа. I I I I I 1. Укажи слово, в котором наименьшее количество

Правописание разделительных Ь и Ъ Разделительный Ъ пишется после согласных перед буквами Я, Ю, Ё, Е, передающими сочетания [ j ] с гласными, в следующих случаях 1 После приставок, оканчивающихся на согласный

4 класс Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Русский язык» в рамках ОС «Школа 2100» на 2015-2016 учебный год 170 часов Тема урока Дата Элемент содержания Требования к уровню подготовки

П/п Календарно тематическое планирование Русский язык 3 класс 70 ч. Дата Календарно -тематическое планирование Колво часов Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей

О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова АБСОЛЮТНАЯ ГРАМОТНОСТЬ за 15 минут в день 1-4 классы Шпаргалка для родителей АСТ Астрель Москва УДК 373:811.161.1 ББК 81.2Рус-9 У34 У34 Узорова, Ольга Васильевна Абсолютная

Урок русского языка в 4 «Б» классе. Программа «Школа России». Учитель начальных классов МБОУ СОШ 1 п. Ноглики Высоцкая Ольга Михайловна. Тема урока: «2 - е лицо глаголов единственного числа». Цели урока:

Урока Календарно-тематический план. Русский язык. 5 класс Название раздела, темы Всего часов. О языке 3+ Ко нтр. раб. Разв. речи Дата проведения пла н факт,2,3 Зачем человеку нужен язык. 2 Что мы знаем

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Имена существительные с шипящим звуком на конце» Цели: учить написанию имен существительных женского рода с мягким знаком на конце после шипящих; развивать логическое

1 А, Г, Д неверны. Проверяем каждое утверждение Пети. А) На конце слова «калач» надо писать Ь, так как звук [ч] мягкий. Есть правило: Ь знак на конце слова после шипящих пишется у существительных женского

Урок а 1 Собеседники. Диалог 2 Собеседники. Диалог 3 Собеседники. Диалог 4 Собеседники. Диалог. Входящее ное списывание. Календарно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс Тема урока Контроль

რუსული ენა საბაზო საფეხურის გრამატიკა განსახილველი ვერსია 1. Грамматика 1.1. Фонетика Соотношение звуков и букв. Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные. Слово, слог. Ударение

П/п Тема 1 Повторение изученного в 1-3 классах Колво 11 2 Предложение 9 3 Слово в языке и речи 19 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» УМК «Школа России» 4 класс Темы уроков Содержание

Урока Тема урока Наша речь (4 ч) Кол-во часов Знакомство с учебником. Какая бывает речь? Что можно узнать о человеке по его речи? 3 Как отличить диалог от монолога? 4 Проверка знаний Текст (5ч) 5 Что такое

Щи ВАРИ 1 /^f/st/ 1 Л.А. ВВЕДЕНСКАЯ УЧЕБНЫЙ ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА Словари Л.А. Введенская УЧЕБНЫЙ ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА Ростов-на-Дону 2007 УДК 811.161.1*35(038) ББК 81

РУССКИЙ язык В ТАБЛИЦАХ 10-11 классы АСТ Москва УДК 373:811.161.1 ББК 81.2Рус-922 Р89 Автор-составитель Г.Ф. Савченкова Р89 Русский язык в таблицах: 10-11 классы / авт.-сост. Г.Ф. Савченкова. Москва:

Введение ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ РОД ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Существительные на согласный и -И всегда мужского рода Существительные на -А, -Я, -ИЯ женского рода Существительные на -О, -Е, -ИЕ и -МЯ всегда среднего

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 4 класс Раздел Тема Элемент содержания 1 Развитие речи Признаки текста: смысловое единство предложений, заглавие, тема, план текста Знакомство с учебником

РУССКИЙ ЯЗЫК (5 ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ, 170 ЧАСОВ ЗА ГОД) Планируемые предметные результаты 1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Побединская средняя общеобразовательная школа РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Русскому языку кружок «Юный лингвист» 7 по в классе (название предмета) (класс, параллель)

Количество часов в год 170 ч. Количество часов в неделю 5 ч. 1четверть- 45 ч. 2четверть- 35 ч. 3 четверть- 50 ч. 4четверть- 40 ч. Тематическое планирование по русскому языку 3класс ОП «Перспективная начальная

Календарно тематическое планирование по русскому языку УМК «Школа России». Канакина В.П. 2 класс (136 ч., 4 часа в неделю) Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учеб. для общеобразоват. организаций.

Тическое планирование дистанционного курса русского языка для 10 класса Специализированного учебно-научного центра НГУ (всего 68 часов) Тема Роль языка в обществе 1 Русский язык в современном мире I. Модуль

Урока Раздел 1: Повторение (16 ч) - 16 ч Тема урока 1. Наша речь и наш язык. 1 2. Наша речь и наш язык 1 3. Текст (повторение и углубление представлений) 1 4. Предложение (повторение и углубление представление

>>Русский язык 2 класс >>Русский язык: Разделительный мягкий знак (ь)

Разделительный мягкий знак (ь)

Роль и значение мягкого знака в русском языке

Сегодня на уроке русского языка мы с вами будем изучать особую букву, которую называют мягким знаком. Такая буква, как мягкий знак, не имеет и не обозначает никакого звука, но ее роль заключается в том, чтобы обозначить мягкость согласных звуков на письме.

Например: банька, мель, уголь, тюлень, лень, жаль, конь.

Но, кроме того, что мягкий знак является показателем мягкости согласных звуков, он еще и бывает разделительным.

И так, теперь мы с вами можем подвести итоги и сделать вывод, что такая буква, как мягкий знак, в русском языке употребляется:

Для того, чтобы смягчить предшествующий согласный звук;
В качестве разделительного знака;
Для того, чтобы обозначить определенные грамматические формы.

Мы с вами уже определили, когда необходимо писать в словах мягкий знак для смягчения согласных. А теперь давайте попробуем разобраться с разделительным мягким знаком и узнаем, почему мягкий знак еще называют разделительным, в каких случаях мягкий знак, является разделительным, и как пишутся слова с разделительным мягким знаком.

Чтобы лучше усвоить эту тему и понять отличие мягкого знака, который служить для смягчения согласных звуков и разделительным мягким знаком, попробуем этот вопрос рассмотреть на примере.

Например: Семя и семья

Прочитайте внимательно данные слова. Теперь обратите внимание на то, как звучит последний слог в первом слове – семя. В этом слове «семя» звук [м"] имеет мягкое звучание, так как его мягкости придает буква Я, да и произносится в этом слоге гласный и согласный слитно.

А теперь давайте рассмотрим следующее слово. Слово «семья» - [сем"йа]. В этом случае мы видим, что согласный и следующий за ним гласный произносятся раздельно. Вот такое раздельное произношение между гласным и согласным на письме обозначается при помощи мягкого знака, который называют разделительным мягким знаком.

Например: Коля – колья, солю – солью, полёт – польёт.

Поэтому мы уже с вами можем сделать вывод, что разделительный мягкий знак, указывает на то, что согласный и гласный звук произносится раздельно.

Правила написания разделительного мягкого знака

Разделительный ь (мягкий знак) пишется:

Во-первых, в середине слова перед гласными: е, ё, ю, я. Например: вьюга, терьер, обезьяна, здоровье, бельё, листья.

Во-вторых, в словах иностранного происхождения перед буквой О. Например: шампиньоны, почтальон, бульон.

В-третьих, разделительный мягкий знак пишется в корнях слов, после согласных. Например: декабрь, ячмень, воробьи, степь, ночь.

Также, необходимо запомнить, что разделительный мягкий знак никогда не пишется:

Во-первых, вначале слова;
Во-вторых, после приставок.



А теперь давайте внимательно рассмотрим картинку и попробуем сопоставить разницу мягкого знака, который служит для смягчения согласного и разделительного мягкого знака:



Домашнее задание

1. Прочитайте внимательно слова с мягким знаком и запишите сначала только те, у которых мягкий знак выступает показателем мягкости, а потом – слова с разделительным мягким знаком.

Моль, платье, семья, коньки, день, стулья, шерсть, ручьи, колья, прорубь, лень, унынье, жилье, друзья, банька, здоровье, кисель, пальто, осень, письмо, ливень, компьютер, вельвет, Дарья, счастье, веселье, грусть.

2. Подберите к данным словам антонимы и скажите, в какой роли в них выступает мягкий знак?

Чистота, скука, работа, вред, свет, враги, сахар.

3. Запиши слова во множественном числе:

Друг, лист, крыло, сук, полено, дерево.

4. При написании разделительного знака, какой звук в словах вам слышится?
5. Разгадайте кроссворд.


Вопросы к кроссворду:

1. Как еще можно назвать снежную бурю?
2. Где живут пчелы?
3. Папа, мама, я – дружная ….
4. Животное, которое любит лазать по деревьям.
5. Любимое лакомство Карлсона.

Понравилась статья? Поделитесь ей