Контакты

Многообразие животных в природе. Тема. Разнообразие животных в природе. Паукообразные и насекомые

Нас окружает огромный мир живых существ - растений, животных, микроорганизмов, - образующих разнообразные сочетания в различных частях нашей планеты. И сами виды, и их комплексы - биоценозы возникли задолго до появления человека как биологического вида. С каждой эпохой в истории Земли этот мир все более изменялся. На место первых примитивных групп организмов приходили новые, продвинутые в морфофизиологическом отношении группы, обладавшие более широкими эволюционными потенциями, и так продолжается все время, пока на Земле существует жизнь. Все это результат органической эволюции, который можно назвать одним словом - биоразнообразие.

Биоразнообразие - это и сотни тысяч видов, и разнообразие внутри популяций каждого вида, и разнообразие биоценозов, то есть на каждом уровне - от генов до экосистем наблюдается разнообразие. Этот феномен издавна интересует человека. Сначала из простого любопытства, а затем вполне сознательно и нередко с практическими целями человек изучает свое живое окружение. Процесс этот не имеет завершения, поскольку с каждым столетием возникают новые задачи и меняются способы познания состава и структуры биосферы. Они решаются всем комплексом биологических наук.

Особо актуальным стало изучение разнообразия органического мира нашей планеты после того, как начала выясняться роль самого разнообразия в поддержании стабильности биосферы. Казавшиеся незыблемыми ее состояние и неисчерпаемыми ее ресурсы оказались в течение недолгого времени настолько нарушенными, что это стало вызывать обоснованную тревогу человечества. Нарастающее давление хозяйственной деятельности людей на биосферу, прямое, хотя подчас и неосознаваемое уничтожение многих видов растений и животных, изменение среды обитания остальных видов могут в конечном итоге привести к катастрофическим последствиям.

Поэтому понятен повышенный интерес к изучению роли биоразнообразия в стабильности биосферы, из которой человек получает ресурсы для своего существования. Неистощительное природопользование - разумное использование генофонда растений и животных в сочетании с долговременным его сохранением, эта цель может быть достигнута только при ясном понимании процессов, протекающих в биосфере, связей и взаимозависимостей между компонентами экосистем, и прежде всего от познания того разнообразия, которое нас окружает.

Все животные, как и другие живые организмы, по признакам родства объединены учеными в систематические группы. Самая мелкая из них - вид. Все зайцы-беляки, обитающие в тайге, смешанных лесах или тундре, принадлежат к одному виду - Заяц-беляк. Видом в зоологии называют совокупность животных, сходных между собой по всем существенным признакам строения и жизнедеятельности, обитающих на определенной территории и способных давать плодовитое потомство. Каждое животное, имеющее только ему присущие особенности строения и поведения, называют особью. Сходные виды объединяют в роды, роды - в семейства, семейства - в отряды. Более крупные систематические группы животных - классы, типы.

Изучение видового богатства животного мира нашей планеты имеет давнюю историю, но только в 1758 году знаменитый ученый Карл Линней перечислил всех известных в то время животных, дав им собственные латинские названия. За более чем два столетия, прошедшие со времени выхода в свет десятого издания линнеевской "Системы природы", наши знания о животном мире Земли неизмеримо возросли и продолжают возрастать быстрыми темпами. Хотя процесс изучения фаун различных частей земного шара далеко не завершен, уже сейчас можно представить результаты этого изучения.

В литературе можно встретить и прогнозные данные о числе видов животных в мире. Так, многие считают, что после завершения работ по изучению видового состава насекомых их окажется более 1,5 млн видов. То же относится и к круглым червям и некоторым другим классам животных. Но и так их видовое богатство буквально ошеломляет. Как и следовало ожидать, число видов животных в различных частях земного шара неодинаково. По направлению от равнинных территорий тропической зоны до высоких широт и больших высот горных хребтов четко проявляется уменьшение разнообразия. Это явление получило название главного градиента разнообразия. Как правило, это касается не только общего разнообразия животного мира, но и числа видов конкретных таксонов - отрядов, семейств, родов - в фаунах тропических и умеренных зон Земли.

Мы привыкли говорить о роскошной природе тропиков и бедности ее на севере. Но все не так просто. Предложено много теорий или гипотез, призванных объяснить феномен биологического разнообразия. Если биологическое разнообразие вообще является результатом эволюции, то почему эволюция проходила столь различными темпами в тропиках и за Полярным кругом, на равнинах и в высокогорьях, на мелководьях и в глубоких впадинах Мирового океана? Делалось много попыток для выяснения причинных связей биоразнообразия с факторами среды.

Факторы, влияющие на биоразнообразие

В зависимости от того, как действуют факторы среды на организмы - через одну только физическую среду, через физическую и биотическую среды или только через одну биотическую среду, эти факторы или механизмы делятся на первичные, вторичные и третичные. Конечно, сами механизмы не являются независимыми и действуют согласованно и последовательно. Для одних организмов большее значение имеют одни факторы, для других - другие. Рассмотрим вкратце гипотезы, объясняющие биологическое разнообразие.

Издавна считают, что разнообразие животного мира возрастает с увеличением возраста сообществ, в которых живут виды. То есть первой в ряду причин, действующих на разнообразие, называют эволюционное время. В умеренных зонах, особенно в северном полушарии, местообитания бедны видами, так как вследствие четвертичного оледенения и других геологических помех виды животных имели слишком мало времени для адаптации и полного освоения среды обитания. В тропиках же сообщества отличаются высоким разнообразием, поскольку они долгое время не испытывали внешних воздействий и эволюция шла беспрепятственно, что и привело к видовому богатству. На эту гипотезу похожа и другая, учитывающая время, необходимое для расселения видов, но не для видообразования, то есть более короткое - экологическое время. Какое-то представление об этом дает нам следующий пример. Если мы имеем дело с недавно возникшим участком типа лесной гари, то его видовой состав беден потому, что для его заселения видами из соседних местообитаний просто не хватило времени. Классический пример подобного рода показывает история заселения животными острова Кракатау после катастрофического извержения вулкана, уничтожившего все живое на острове в 1883 году. Для сформирования новой фауны потребовалось всего 50 лет, но эта фауна оказалась значительно беднее предшествующей несмотря на то, что остров расположен в тропической зоне и расстояния до ближайших островов очень малы.

Самой распространенной из всех гипотез считается та, которая связывает видовое богатство с устойчивостью климата, то есть с его незначительными колебаниями по сезонам. Именно таким является климат тропиков, особенно экваториальная зона. Среда с устойчивым климатом благоприятствует специализированным видам, занимающим узкие экологические ниши. Напомним, что экологическая ниша - это отражение места, занимаемого организмом или видом в сообществе, причем в это понятие входят помимо устойчивости к физическим факторам среды также взаимодействия с другими организмами. Значит, на одной площади может уместиться больше видов, не конкурирующих из-за доступных ресурсов. Добавим, что в областях с устойчивым климатом первичная (растительная) продукция экосистем также устойчива и велика, что обеспечивает сосуществование большего числа видов, чем в областях с неустойчивой продуктивностью.

Важное значение имеет и сложность структуры местообитаний. Для многих групп животных, в частности для птиц, первостепенную роль играет пространственная гетерогенность. Это видно хотя бы из того, что в лесу (многоярусная структура) живет больше видов птиц, чем на лугу. Для морских животных, обитающих в приливной зоне, где дно состоит из частиц различных размеров, больше видов беспозвоночных животных, чем на том же мелководье с однообразным илистым дном. Таким образом, прослеживается корреляция между структурной сложностью местообитания и видовым разнообразием фауны.

Видовое разнообразие может определяться продуктивностью местообитаний. В более продуктивных местообитаниях пищи больше и она разнообразнее, поэтому возможностей для специализации потребителей также больше, чем в менее продуктивных местообитаниях. Многие экологи отводят важную роль в образовании богатых видами сообществ такому биотическому механизму, как конкуренция. На роль конкуренции как движущей силы процесса видообразования указывал еще Ч. Дарвин. Конкуренция ведет к расхождению по экологическим нишам, а специализированные виды имеют узкие ниши, что способствует возникновению высокого разнообразия. Особенно острая межвидовая конкуренция наблюдается в таких сообществах, как тропические дождевые леса. Именно они отличаются высочайшим биологическим разнообразием и небольшими размерами видовых популяций. Известно, что на 1 га такого леса может произрастать от 50 до 100 видов деревьев. Высокое разнообразие растений, в свою очередь, благоприятствует развитию разнообразия животных, особенно птиц и насекомых, в то время как многие виды редки и число особей одного вида мало.

Наконец, исследователи проблем биоразнообразия отводят важное место среди его механизмов хищничеству. Этот механизм заключается в том, что хищники питаются жертвами, имеющими наибольшую численность в данной местности, то есть наиболее обычными, так называемыми фоновыми видами. В этом случае хищники действуют как фактор разрежения. Поэтому они делают возможным локальное сосуществование видов, ослабляя конкуренцию между ними и приводя к умножению разнообразных жертв.

По всей вероятности, ни один из факторов среды, взятый в отдельности, не в состоянии объяснить причину разнообразия видов в конкретной ландшафтной зоне земного шара. Недавно специальному обсуждению корреляции между климатом и разнообразием была посвящена работа, основанная на сравнении числа видов некоторых групп насекомых на территории Русской равнины. Авторы пришли к убеждению, что проблема сопряженности климата и биоразнообразия находится пока на описательном этапе изучения. Кроме того, они считают, что фактологическая база, позволившая бы связать реакцию биоты на глобальное потепление климата, все еще недостаточна. Последнее утверждение важно в том смысле, что оно ставит под сомнение высказывания многих экологов, рассуждающих о глобальных последствиях потепления климата планеты, вызванных деятельностью человека.

Исследования, на основе которых были предложены те или иные гипотезы, проводились на различных группах животных, обладающих различными требованиями к среде обитания. Вследствие этого выводы авторов часто не совпадают. Различные группы организмов имеют разные корреляции разнообразия со структурой растительности, стабильностью окружающей среды, условиями увлажнения и т.д. Поэтому разнообразие - это итог противоречий, компромисс между генетически заложенным потенциалом формообразования и ресурсами среды. В общем смысле можно сказать, что эволюция направлена в сторону увеличения разнообразия. Эволюция разнообразия является самодвижущимся процессом, она создает предпосылки для дальнейшей эволюции разнообразия, поэтому можно утверждать, что разнообразие порождает разнообразие по принципу обратной связи.

Сколько видов животных населяет Землю?

Один миллион, десять миллионов, пятьдесят? Мы этого не знаем. Научно описано, названо и внесено в каталоги свыше миллиона живых существ, Сюда входят почти все крупные, приметные для глаза и доступные представители фауны - птицы, млекопитающие и рептилии.

Судя по количеству ежегодно открываемых «новых» насекомых, нам известна лишь малая часть от их общего числа. В некоторых коллекциях, собранных под пологом тропических джунглей, около 90% видов насекомых были ранее не известны науке. Поэтому, по оценкам ряда ученых, одних только насекомых может насчитываться до 50 миллионов видов плюс к тому несметная рать моллюсков, червей, ракообразных и тому подобной мелкой живности.

По сравнению с этим богатством, 40 тысяч видов позвоночных - рыб, земноводных, рептилий, птиц и млекопитающих, в том числе нас с вами, - составляют более чем скромную часть животного мира. Это хорошо видно и в систематизации животных по группам со сходными характеристиками, каждая из которых называется типом. Всего насчитывают 32 типа животных, и позвоночные составляют лишь малую часть одного из них. Все прочие типы охватывают поразительное разнообразие живых существ - от похожих на растения губок до интеллектуалов-осьминогов. Многих из них мы знаем в лучшем случае по названиям.

Применение новых методов сбора или исследование мест, которыми раньше пренебрегали, также может дать внезапный скачок числа новых видов. Таким "золотым дном" оказалась в последние десятилетия интерстициальная фауна морских побережий (животные, обитающие среди песчинок в приливно-отливной зоне). Не так давно случайно сделаны совершенно неожиданные открытия, оказавшиеся, по крайней мере для зоологов, сенсационными. Речь идёт, разумеется, не о снежном человеке или морских чудовищах. В 1938 году была поймана латимерия - первый живой представитель считавшихся вымершими около 70 миллионов лет назад кистеперых рыб, от которых произошли земноводные. Вымершими ещё раньше; в девоне, считали и класс моллюсков Monoplacophora, интересных тем, что на их раковинах обнаружены отпечатки мест, к которым прикреплялись мышцы. Это свидетельствует об элементарной сегментации их тела и, по мнению некоторых учёных, указывает на связь моллюсков с кольчатыми червями. И вот с 1952 года мы знаем этих животных не только в виде окаменелостей. Они живут и сегодня! Представители родов Neopilina и Vema обнаружены в Тихом океане на глубине нескольких тысяч метров. Правда, предполагавшееся родство с кольчатыми червями пока не подтвердилось.

Несколько позднее ещё одна сенсация: впервые нашли брюхоногих с двустворчатой раковиной. Было заманчиво увидеть в них связующее звено между брюхоногими и двустворчатыми моллюсками. Но и это предположение не получило подтверждения. Между тем обнаружили ещё два вида этих необычных улиток. Они были найдены не в труднодоступных морских глубинах, а на мелководье - у берегов Японии и Австралии, в Калифорнийском заливе и у острова Ямайка. Как видно, история зоологических открытий на Земле не окончена. На удачу могут ещё надеяться и исследователи млекопитающих - совсем недавно, в 1938 году, был описан новый вид китов, тасманов клюворыл. Тогда море неожиданно выбросило на берег нескольких животных. И всё же в небольших и уже хорошо изученных группах подобные открытия очень редки.

В классах птиц и млекопитающих число видов даже уменьшилось. Это произошло не столько за счёт вымирания, сколько благодаря тому, что со временем ученые отказались от слишком дробного деления и многие виды были объединены. Таким образом, общее число известных и ещё не известных видов животных составляет, по-видимому, два, а то и три миллиона. Невероятное многообразие! А ведь это лишь малая толика видов, которые возникали и исчезали в процессе эволюции. Одни некогда господствовавшие группы животных, в своё время столь многочисленные, что по их ископаемым остаткам учёные определяют возраст геологических пластов, полностью вымерли. От других, тоже в прошлом достигавших значительного расцвета, например плеченогих, сохранились лишь жалкие крохи. Но и в таких древних классах, как ракообразные, насекомые, рыбы, и даже в относительно молодых классах птиц и млекопитающих число вымерших видов гораздо больше числа наших "современников".

Распределение животных на суше, в пресных водоемах и морях крайне неравномерно. Море - колыбель жизни, здесь проходили самые ранние этапы эволюции животного мира. Многие древние группы так и не нашли пути на сушу или в пресные воды. Это относится к головоногим, иглокожим и оболочникам, преуспевающим в морях и поныне, а также к некоторым мелким сохранившимся группам и к многим вымершим ветвям животного царства. Но, несмотря на огромные пространства Мирового океана, было бы грубой ошибкой сделать вывод, что число морских видов превышает число пресноводных или наземных.

Миллионы лет, прошедшие с момента их появления, и относительное постоянство условий окружающей среды, казалось бы, позволяли морским животным существовать значительно дольше и открывали перед ними безграничный простор для развития. Но нет! Именно благодаря этим обстоятельствам число видов в море сравнительно невелико: постоянство условий на большом пространстве и в течение длительного времени способствует сохранению, а не дроблению какой-либо группы животных. Огромное число видов наземных животных - результат разнообразнейших условий их существования. Удивительно и мало понятно, почему для насекомых, приспособившихся к самым невероятным условиям суши, обратный путь в море оказался недоступным. На любых побережьях, за исключением разве что наиболее холодных, мы найдем множество видов насекомых, а в толще морской воды их нет. Правда, в открытом море можно встретить клопов Halobatidae, напоминающих водомерок из наших луж и прудов. Они тоже носятся по поверхности воды, но и только. Не стали настоящими морскими жителями и пауки, хотя некоторые из них поселились в коралловых рифах.

Конечно, есть виды, которые мало различаются по своим требованиям к окружающей среде. Однако, как правило, такие различия всё-таки выражены довольно чётко. Сам факт существования множества специализированных видов свидетельствует о том, что животные смогли приспособиться практически к любой пище и любым климатическим условиям в пределах границ, определяемых биохимическими закономерностями организма. В результате этого процесса, длившегося сотни миллионов лет, животные заселили земной шар от полюса до полюса. Они противостоят снежным бурям долгой полярной ночи, живут в приполярных водоемах и морских глубинах при температуре около 0°С. Жизнь не прекращается и в горячих источниках, где температура воды достигает, а подчас превышает 50°С. Однако у большинства животных уже при температурах несколько ниже 50 °С приходят в расстройство ферментативные системы и необратимо изменяются белки. Нам кажется нестерпимой жара, которую выдерживают животные степей и пустынь, находящиеся непосредственно на поверхности почвы, ведь она нагревается значительно сильнее, чем воздух. Правда, многие жители пустынь покидают свои подземные убежища только ночью или вечером.



Тема . Разнообразие животных в природе

Цель . Продолжить формировать понятие «животные- живые организмы», предоставить учащимся объективную, соответствующую возрасту информацию о разнообразии животного мира, начать формировать понятие « насекомые», «земноводные», «рыбы», «пресмыкающиеся», « птицы», « звери», формировать умение описывать животных разных групп, определять их по существенным признакам.

Развивать познавательный интерес учащихся, наблюдательность, внимание,

устную речь.

Воспитывать и прививать заботливое отношение ко всему живому, умение чувствовать и беречь окружающий мир.

Оборудование. Карточки с названиями животных, иллюстрации с изображением животных, карточки для работы в парах, мультимедийный проектор, электронная презентация.

Тип урока : урок усвоения новых знаний.

Ход урока

Ι. Организационный момент.

А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь высокий балл.

У вас лежат листочки, на листочках изобразите солнышко, облако или тучку с дождиком, в зависимости от того, с каким настроением вы пришли на урок.

ΙΙ. Актуализация опорных знаний учащихся

Ребята, давайте вспомним, что вы уже знаете об окружающей природе.

Скажите, какая бывает природа? (Живая и неживая)

Что относится к неживой природе? (Вода, солнце, воздух, почва, звёзды,горы,радуга)

А сейчас наш синоптик расскажет вам об изменениях в неживой природе на ближайшие сутки

Синоптик. –Здравствуйте, дорогие ребята! Я хочу вам рассказать о погоде на ближайшие сутки. Ожидается пасмурная погода, небольшой снег, ветер западный, температура ночью-7, днём-1.

Зима никак не хочет уступать весне. Но всё же в воздухе чувствуется весенняя свежесть. А давайте вспомним признаки ранней весны.

Всё ярче светит и пригревает…(Солнце)

Становится длиннее…(День)

Мороз слабеет,начинает таять…(Снег)

По дорогам потекли весенние……(ручейки)

Молодцы, ребята, вы хорошо знаете признаки весны. Но всё же одевайтесь потеплее! Спасибо за внимание!

    Фронтальный опрос.

А чем живые организмы отличаются от объектов неживой природы? Кто относится к живой природе?

Докажите, что животные- это живые организмы.

Чем животные отличаются от растений?

Почему животные постоянно двигаются, перемещаются? (Чтобы найти корм, спастись от врагов)

Чем питаются растения? Чем питаются животные?

ΙΙΙ . Сообщение темы и цели урока.

А сейчас мы с вами разгадаем кроссворд, чтобы узнать тему сегодняшнего урока.

(Используется электронная презентация)

1. Есть копытный великан.

Шея как подъемный кран,

С рожками, пятнистый,

Но не очень быстрый. (Жираф)

2. Хвост пушист, быстра сноровка,

Золотисто-рыжий мех.

Если голодно, плутовка

Кур считает лучше всех.

(Лиса)

3. На овчарку он похож.

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

(Волк)

4. На скале он строит дом.

Разве жить не страшно в нем?

Хоть кругом и красота,

но такая высота!

Нет, хозяин не боится

со скалы крутой скатиться -

два могучие крыла

у хозяина...

(Орла.)

5. Хоть я не молоток -

По дереву стучу:

В нем каждый уголок

Обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной

И акробат прекрасный.

(Дятел)

6. Ярко – розовый наряд,

Глазки солнышком горят –

Так стройна, нежна, прелестна

Длинноногая принцесса. (Фламинго)

7. В воде - жива,

На суше - мертва.

(Рыбка)

8. Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

(Белка)

Какое ключевое слово получилось? (Животные) Вот сегодня на уроке мы продолжим изучать тему «Животные-часть живой природы» А точнее вы сегодня узнаете, насколько разнообразен животный мир. Мы отправимся с вами в путешествие, узнаем, на какие группы разделили животных учёные.

Эпиграфом сегодняшнего урока будут слова известного детского писателя Николая Сладкова.

« Главное богатство природы- её тайны и красота, они ведут к встрече с прекрасным, удивительным и таинственным» Н.Сладков.

ΙV. Мотивация учебной деятельности.

С самого зарождения человечества между людьми и животными существовала взаимная связь. Многие народы обожествляли некоторых животных.Например, в древнем Египте кошку почитали, как Богиню Баст, покровительницу ночи и охоты.. Племена аборигенов Австралии и Африки верят, что произошли от животных. Первобытные люди полностью зависели от животных, которых им служили источником пищи, давали одежду, предупреждали об опасности. Поэтому люди с древних времён заботились о животных и оберегали их. Я призываю вас, моих учеников, к бережному отношению ко всему живому.

V. Первичное восприятие и осознание нового материала.

1. Объяснение нового материала (Работа с электронной презентацией)

Наука о животных называется зоология. Учёные зоологи делят царство животных на несколько групп.

Какие же бывают животные? На этот вопрос мы постараемся сегодня ответить.

1)Первая группа.

Животные первой группы имеют три пары ног. Это насекомые. Их тело защищено плотным хитиновым покровом и разделено на три отдела: голову, грудь и брюшко.

У них хорошо развито зрение, а некоторые обладают музыкальным слухом и тонким обонянием. Прекрасные представители этой группы- бабочки. Сейчас мы послушаем короткое сообщение о них.

Бабочки только тогда живут, когда им хорошо живётся. Чуть станет плохо, ветрено. Сыро- сразу и обомрут. Впадут в особый сон: ничего не видят, не слышат, не чувствуют. И тогда всё плохое, неприятное проходит мимо них, будто его, плохого, вовсе и нет. Нет в жизни бабочек дней тяжёлых и пасмурных- только светлые, тёплые, солнечные. Вся жизнь среди цветов и солнечных зайчиков. Потому-то, наверное, так беззаботно и весело порхают они над лугом.

Чтение статьи учебника о насекомых, работа с вопросами.

2) Вторая группа- земноводные.

Это животные, которые могут жить, как в воде, так и на суше. У них нет ни сильных когтей, ни больших зубов, ни твёрдого панциря, защитную функцию выполняет их окраска.

Как вы думаете, почему этих животных так называют? Давайте прочитаем статью учебника.

Перечислите основные признаки земноводных.

3)Третья группа- пресмыкающиеся.

Это животные, которые передвигаются преимущественно ползком или волоча брюхо по земле. Кожа покрыта роговыми чешуйками или щитками, защищающими организм от пересыхания. Эти животные хорошо чувствуют запахи. Большинство из них откладывают яйца и являются хищниками.

Давайте прочитаем статью об этих животных и выберем существенные признаки, свойственные для них.

4) Рыбы

Это животные,чьё тело покрыто чешуёй, имеют обтекаемую форму, умеют плавать, имею плавники. Они разнообразны: круглые, плоские, крупные, маленькие. Рыбы откладывают икру. Дышат кислородом, получая его из воды через жабры.

А сейчас прослушаем диалог двух рыб.

(Сценка « Окунь и Налим»)

Окунь. – Чудеса подо льдом. Все рыбы сонные, один ты, Налим, бодренький да игривый, что с тобой такое?

Налим. – А то, что для всех рыб зимою- зима, а для меня,Налима, зимою- лето.

Вы, окуни, дремлете, а мы,налимы, свадьбы играем, икру мечем, радуемся, веселимся.

Окунь. –Айда, братцы-окуни, к Налиму на свадьбу! Сон свой разгоним, повеселимся .

Чтение статьи, работа с вопросами.

5) Птицы. Эти животные умеют летать, их тело покрыто перьями. Размножаются, откладывая яйца. У птиц хорошо развиты органы чувств,главным образом, зрение и слух.

Сегодня ребята подготовили сообщение о птицах.

Птицы – это песнь и полёт!

Птицы – дети воздуха, покорители воздушного океана. Они поднимаются выше облаков и гор, перелетают через моря и пустыни.

Птицы – дети радуги: перья их раскрашены во все мыслимые и немыслимые цвета.

Птицы – вестники радости. Каждый год они приносят нам на крыльях весну.

Птицы – верные наши помощники, защитники наших лесов и полей, садов и огородов.

Птицы – это тайна и красота. Птицы – друзья нашего детства. О птицах сложены прекрасные стихи и песни, легенды и сказки. Без птиц нам не обойтись. Невозможно даже представить нашу Землю без птиц!

Вот что такое птицы.

Чтение стать учебника « Птицы»

6) Звери или млекопитающие.

Это животные, чьё тело покрыто шерстью. У них хорошо развиты обоняние, слух, зрение, осязание. Среди них встречаются хищники, травоядные и всеядные. Все звери вскармливают своих детёнышей молоком.

Чтение статьи учебника.

Ребята, существуют и другие группы животных Это пауки, ракообразные, моллюски, черви. Более подробно о них вы узнаете в старших классах.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Хомка-хомка, хомячок

Хомка-хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встает,

Щеки моет, шейку трет.

Подметает хомка хату

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять!

Хомка хочет сильным стать. (Дети имитируют все движения хомячка.)

Закрепление и осмысление знаний.

1)Ребята, на адрес нашего класса сегодня пришло письмо от животных, животные просят помочь им определить, к какой группе они относятся. Но, к сожалению, они забыли указать себя. Поэтому нам нужно сейчас отгадать, кто это, и сказать, к какой группе он принадлежит.

    Я живу в большой семье в гнёздах, подвешенных на ветвях деревьев, свои гнёзда мы делаем из бумаги, которые получаем, пережевывая кусочки древесины. Питаюсь я нектаром цветов. Если я укушу человека, то я причиню ему боль. На месте укуса образуется небольшая опухоль. (Оса)

    Моя жизнь невозможна без воды. Я живу в реке или озере. Моё тело покрыто чешуей. В длину я достигаю метра, а то и больше. Я охочусь на других рыб, у меня очень острые зубы и длинная голова. Я являюсь героиней русских народных сказок. (Щука)

    Охотней всего я живу в воде, сильно заросшей растениями, по земле передвигаюсь прыжками.. питаюсь насекомыми, пауками, улитками. Мои личинки головастики, они живут и развиваются в воде. (лягушка)

    У меня нет ног, я имею тело длиной около метра. Передвигаюсь боковыми изгибательными движениями тела. Я хищное животное. Моя пища- лягушки, мыши и другие. Мои укусы не ядовиты. Меня легко узнать по жёлтым пятнам на голове. (Уж)

    Я умею летать, ловкая и подвижная. У меня жёлтое брюшко и синяя шапочка на голове. В тёплые страны я не улетаю. Зимой мне сложно найти корм, и я перелетаю поближе к человеческому жилью. Где в кормушке меня ждут семена, крупы и лакомство- сало. (синица)

    Меня называют хозяином леса за мой большой рост и силу. Я всеядное животное. На вид неуклюж, но бегаю быстро. На зиму запасаю подкожный жир и впадаю в спячку. (Медведь)

2) – А сейчас мы поиграем в игру на внимание. Весь класс разделится на шесть команд. Названия команд по группам животных. Я показываю карточку с названием животного, а команда, чьё название совпадает с группой этого животного, поднимает карточку вверх.

3) Работа в парах. Раздаются карточки с заданиями. Нужно соединить стрелочками название животного с той группой, к которой относится это животное.

4) Игра « Расшифруй название животного» (Работа с электронной презентацией.)

VΙΙ.Итог урока.

Ребята, скажите, на какие группы делятся все животные?

Назовите признаки насекомых? Птиц? Земноводных? Пресмыкающихся? Рыб? Зверей?

А каких животных сейчас нет на Земле? А могут ли ныне существующие животные исчезнуть с нашей планеты?

Почему они могут оказаться вымершими?

Многие страны принимают меры по охране исчезающих видов животных, создавая заповедники. Редких и исчезающих животных заносят в Красную книгу, запрещая охоту на них.

Все, все

На свете нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны!

Нельзя обойтись без чудищ нелепых

И даже без хищников

Злых и свирепых.

Нужны все на свете!

Нужны все подряд-

Кто делает мёд

И кто делает яд.

Плохие дела у кошки без мышки

У мышки без кошки

Не лучше делишки.

Да, если мы с кем-то

Не очень дружны.

Мы всё-таки очень друг другу нужны!

Наш урок подходит к концу. Вы сегодня были очень активны. Особенно хочу отметить сообщения, которые вы подготовили, а также наиболее активных ребят.

На листочках изобразите солнышко, или облачко, или тучку с дождём, в зависимости от того, с каким вы сейчас настроением. Спасибо за работу.

VΙΙ. Домашнее задание.

МАКЕЕВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА Ι-ΙΙΙ СТУПЕНЕЙ № 53

Урок

по природоведению

(курс « Я и Украина»)

3 класс

Тема « Разнообразие животных в природе»

Рыбы, раки, киты, медузы, на земле и в воздухе проживают , звери и , а в почве – дождевые черви, кроты и медведки. Местом обитания для некоторых животных выступают другие живые организмы и растения.

фото:Bill Gracey

Животный мир нашей планеты представлен уникальными организмами: от одноклеточных крох, которые можно рассмотреть только при помощи микроскопа, до гигантов-китов, масса которых достигает 150 тонн. Благодаря постоянной эволюции животные организмы наделены уникальными свойствами: они перемещаются, питаются, защищаются от врагов, размножаются и выращивают потомство в различных условиях.

Классификация животных

В царстве животных выделяют следующие таксоны:

Семейство;

Виды объединяются в род, семейства в ряд, классы в тип. Кроме этих таксонов используются промежуточные понятия: подтипы, подклассы и другие. Все живые организмы делятся на:

Простейших;

Насекомых;

Земноводных;

Пресмыкающихся;

Млекопитающих.

фото:David Shannon

Значение животных

Представители животного мира имеют огромное значение для всей планеты: они участвуют в круговороте веществ в природе, опыляют растения, являются распространителями плодов и семян. выступают естественными санитарами, кроме того они регулируют численность растительноядных организмов. : животных разводят и добывают промысловым методом для получения мяса, шкур, меха, молока и яиц, животных используют в исследовательских, медицинских и научных целях. На лабораторных мышах, хомяках, крысах и морских свинках исследуют действие некоторых лекарственных препаратов, обезьян привлекают при опытах со столовыми клетками. Пчелиный и змеиный яд используют в медицинских целях.

фото:Rob Escott

Особенности расселения животных

На плотность расселения представителей животного мира влияют различные факторы. К ним можно отнести климат, рельеф местности, деятельность человека и взаимоотношения между разными видами. Приспособленность к условиям среды обитания выражается в особенностях живых организмов. Так, для того, чтобы отыскать благоприятные условия для проживания, питания и размножения многие организмы преодолевают огромные расстояния. Эти передвижения называются миграциями. В качестве примера можно привести следующий пример: рыбы отряда лососевых подрастают в море, а размножается в верховьях рек. Вылупившихся из икры мальков этих рыб речное течение уносит обратно в море, где происходит их дальнейший рост.

фото:Jiya Aggarwal

Если передвигаться от полюсов к экватору, становится заметно, что число видов живых организмов возрастает. Самым большим является . Например, одних попугаев здесь насчитывается более 40 видов, а бабочек – тысячи видов.

Эволюция биоразнообразия

В истории животного мира всегда наблюдались периоды спада и нарастания биоразнообразия. Они характеризуются появлением новых видов, которые появлялись на смену других. Ученые узнают об этих этапах по археологическим раскопкам: окаменелостям и отпечаткам. Так, в докембрии, 670 миллионов лет до н.э., доминировали мягкотелые беспозвоночные животные, кольчатые и кишечнополостные черви. Для кембрия и силура, 590-438 миллионов лет до н.э., характерны морские беспозвоночные с панцирем, насекомые царили в период позднего карбона и кайнозоя, амфибии господствовали в карбоне и триасе, рептилии были наиболее многочисленны в пермский и меловой период, а млекопитающие достигли расцвета в кайнозое.

Расцвет и угасание видов – естественный процесс, который происходит под влиянием изменений климата в отдельных регионах и на всей планете в целом. Ученые предполагают, что большинство видов живых организмов рано или поздно вымрут. Некоторые преобразуются в более совершенные в эволюционном отношении виды, но другие не смогут приспособиться к новым условиям среды. Последним грозит вымирание.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .


Разработала:

учитель начальных классов

Перевальской гимназии № 1

Приходько Анна Сергеевна

Тема. Разнообразие животных в природе.

Цель: продолжить формировать понятие животные - живые организмы; начать формировать понятия насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери; формировать умение описывать животных разных групп, определять их по существенным признакам; воспитывать бережное отношение к животным.

Оборудование: таблицы, рисунки с изображением животных разных групп, раздаточный материал.

ХОД УРОКА

І. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

І I . АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Наблюдение за природой.

2. Фронтальный опрос.

Чем живые организмы отличаются от предметов неживой природы?

Докажите, что животные - это живые организмы.

Чем животные отличаются от растений?

Что служит кормом для животных?

Чем животные отличаются между собой?

Какое значение имеют животные в природе?

I І I . СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с животными, узнаем о них много нового. Наш урок будет проходить в форме игры «Что? Где? Когда?»

І V . МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯЛЬНОСТИ

Следует сообщить учащимся интересные сведения о представителях разных групп (классов) животных, чтобы заинтересовать их новой темой.

Насекомых на Земле в 250 миллионов раз больше, чем людей! Общий вес их в 30-40 раз больше, чем вес всех людей вместе взятых. Самое сильное на Земле существо не лев, не тигр, не слон, а жук-гноевик скарабей. Это насекомое поднимает и переносит на своей спине грузы, в 850 раз тяжелее массы его тела.

Скворец работает в день 17 ч, ласточка - 18 ч, стриж - 20 ч. Прудовые и озерные лягушки зимой зарываются в ил незамерзающих водоемов; ужи зимуют в подземных ходах кротов, норах сусликов, хомяков, в трухлявых пеньках.

Количество икринок у рыб достигает от нескольких тысяч (форель) до нескольких миллионов (у осетровых). В середине февраля медведица рождает в берлоге одного-двух детенышей.

V . ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

1. Задание №1 «Собери слова»


2

ЗЕМВОДНОНЫЕ

ПРЕСМЫЮЩИЕСЯКА
3


ЗРИВЕ

1

НАКОСЕМЫЕ

2. Задание №2 Работа с текстами и рисунками (с. 134 - 138 учебника)

3. Задание №3 «Отгадай кроссворд по картинкам»

Физкультминутка

4. Задание №4 Викторина «В мире животных»

1 . В Африке существуют соревнования по скачкам на этих огромных птицах. Назовите их. (Страусы.)

2. Почему у водоплавающих птиц перья в воде не намокают? (Потому что они смазаны жиром.)

3. Это название имеют и жук, поедающий муравьев, и царь зверей. (Лев.)

4. У какой птицы под клювом имеется кожистый мешок для складывания улова? (У пеликана.)

5 . У лошадки рубашка

В полоску, как тельняшка.

Конь есть конь, а не матрос.

Что за странность?

Вот вопрос! (Зебра.)

6. Угадайте, что за птичка:

Темненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка.)

7. Чем дышит рыба? (Жабрами.)

8. Лесной «телеграфист». (Дятел.)

9. Зубастая хищница, с которой в море лучше не встречаться. (Акула.)

10. Какое хищное насекомое питается тлей? (Божья коровка.)

V І . ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ


  1. Работа по заполнению таблицы «Разнообразие животных в природе» в тетрадях.

2. Беседа.

Есть ли другие группы животных на Земле, кроме этих шести?

Назовите некоторые из них.

VII . ИТОГ УРОКА

Что вы узнали нового на уроке?

Что понравилось?

VIII . ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Проработать статьи «Разнообразие животных в природе» (с. 133-138 учебника).

Понравилась статья? Поделитесь ей