Контакты

Новый орлеан. История музыки: джаз Новый орлеан начала 20 века

История развития Нового Орлеана тесно связана с множеством культур: французской, испанской, американской, афроамериканской, немецкой, ирландской и другими.

«Ля Нувель Орлеанс» (Новый Орлеан) был основан французами в 1718 году. Имея важное стратегическое расположение, Новый Орлеан раскинулся недалеко от впадения реки Миссисипи в Мексиканский залив. Реки Среднего Запада, впадая в Миссисипи, образуют грандиозную транспортную систему. Торговля индустриальными товарами, предметами потребления и сельскохозяйственной продукцией была (и остается) очень выгодной и удобной благодаря сравнительно дешевому речному транспорту. Экспортируемые из США грузы переправлялись к многочисленным портам Нового Орлеана, где разгружались, хранились, а затем транспортировались на суда к Мексиканскому заливу. Таким же образом через Новый Орлеан проходят и импортируемые в США товары.

Город получил свое имя в честь регента Франции Филиппа Орлеанского, который в свою очередь, получил титул благодаря французскому городу Орлеан (Orleans). Испания получила контроль над Новым Орлеаном к 1763 году, но в 1801 году Франция вернула свое правление. Наполеон Бонапарт, находясь в тяжелом положении, продал колониальные владения Франции (Луизиану) в 1803 году Соединенным Штатам. Тем самым площадь США увеличилась в 2 раза, а в город хлынули англоговорящие переселенцы. Новые жители конфликтовали с коренным франкоговорящим населением, проживающим в районе Французского квартала (French quarter), и поселились вдоль улицы Canal Street в районе, который сегодня носит название Central Business District.


В 1815 году недалеко от Французского квартала произошло важное сражение, оказавшее существенное историческое значение. «Битва за Новый Орлеан» стала главным сражением Англо-Американской войны 1812-1815 годов. Англичане пытались завладеть стратегически важным Новым Орлеаном, сковать торговлю и подорвать экономику США. Сдача Нового Орлеана англичанам во-многом бы снижала ценность приобретения Луизианы, однако, объединенные силы американцев (армия, вооруженные горожане, бывшие рабы и даже пираты под командованием Жана Лафита) разбили английские войска.


Исторически сложилось так, что Новый Орлеан стал крупнейшим рабовладельческим центром. Две трети от более чем миллиона рабов, прибывших на юг США, прошли через рынок рабов и город стал главным бенефициаром от этого бизнеса. Рабский труд активно использовался на плантациях по выращиванию хлопка и сахарного тростника, которые в большом количестве располагались в регионе.

К 1830 году в Новом Орлеане франкоговорящее население оставалось в большинстве. К этому времени начался большой приток немецких и ирландских иммигрантов. К концу 19-го века использование французского языка значительно сократилось.

К 1840 году, когда население удвоилось, Новый Орлеан считался самым богатым городом страны. В общем, к середине 19-го века Новый Орлеан достиг пика своего экономического процветания. Однако в дальнейшем развитие железных дорог и взрывной рост городов на западном побережье привели к тому, что важность Нового Орлеана стала уменьшаться.



В 20-м веке другие города Юга США (Атланта, Даллас, Хьюстон) обогнали Новый Орлеан по численности населения. Городская экономика всегда базировалась больше на торговле, чем на промышленности, но после Второй мировой войны индустриальный сектор еще больше сжался. В 1960 году была зафиксирована наибольшая численность населения города - 627 тысяч. В дальнейшем численность неизменно снижалась, что нехарактерно для южных городов.

Со второй половины 20-го века обострились отношения между белым и черным населением. Как и большинство крупных городов Америки, Новый Орлеан испытал эффект «исхода белых» (white flight), когда белые жители покидали город и переселялись в спокойные и безопасные пригороды. Со временем Новый Орлеан становился все более черным городом с громадной разницей в уровне образования и доходов между белым и черным населением. Растущая бедность сопровождалась ростом преступности.


В конце августа 2005 года Новый Орлеан испытал громадное потрясение, попав под удар урагана Катрина. Большинство жителей города заранее эвакуировались, но дамбы и инженерные сооружения не справились с наводнением и 80% Нового Орлеана было затоплено. Общее число жертв в Луизиане оценивается в 1500 человек. Большая часть жителей Нового Орлеана, покинувших город, так и не вернулась назад. Летом 2006 года в городе находилось 223 тысячи человек - вдвое меньше, чем до урагана. Огромный ущерб, нанесенный городу, не восстановлен до сих пор. По состоянию на 2010 год в Новом Орлеане проживает 343 тысячи человек.

от -2 до 6 м Часовой пояс UTC−6 Население Население Агломерация 1 240 977 Национальности азиаты : 3% Цифровые идентификаторы Телефонный код 985, 504 Почтовый индекс 70117 cityofno.com ​ (англ.) Аудио, фото и видео на Викискладе

Яркой отличительной чертой города является смешанная франко-испанская креольская архитектура, взаимопроникновение культур и многоязыковое наследие . Новый Орлеан знаменит своей кухней , музыкой (в частности, считается родиной джаза ), а также ежегодными фестивалями и карнавалами (среди которых и знаменитый Марди Гра). Город часто называют одним из наиболее уникальных в Соединённых Штатах .

Новый Орлеан располагается на юго-востоке Луизианы на обоих берегах реки Миссисипи вблизи её впадения в Мексиканский залив . Сердце города - французский квартал на северном берегу. Город объединён с приходом Орлеан в единую административную единицу.

История [ | ]

Истоки [ | ]

Новый Орлеан был основан весной 1718 года французской «Компанией Миссисипи» по указу Жана-Батиста Ле-Мон де Бенвиля на землях народа Читимача . Он был назван в честь Филиппа II, герцога Орлеанского , бывшего на тот момент регентом Франции . Его титул происходит от французского города Орлеан .

Французская колония была уступлена Испанской империи по секретному Договору в Фонтенбло (1762) . Узнав об этом лишь в 1764 году, французские колонисты не признали соглашение и прогнали испанского губернатора в ходе восстания в 1768 году. Однако вскоре восстание было подавлено и в 1769 году над городом был поднят испанский флаг.

Территория США [ | ]

В 1850-х годах положению белого франкоязычного населения ничего не угрожало и оно оставалось весьма энергичным сообществом. Обучение на французском языке велось в двух из четырёх школьных районов города (все они были белыми) . В 1860 году в городе насчитывалось 13 000 свободных цветных людей (gens de couleur libres ) - представителей класса свободных граждан, по большей части смешанного происхождения, который разросся во время французского и испанского правления. Согласно переписи, 81 % населения относилось к мулатам - обобщённому термину для обозначения различной степени смешения этносов . По большей части относясь к франкоязычной группе, они были ремесленниками - образованным и профессиональным классом афроамериканцев. Большинство чёрного населения все ещё находилось в рабстве - их использовали как прислугу, портовых рабочих, подмастерий, но главное - для работы на многочисленных сахарных плантациях, раскинувшихся в округе.

Гражданская война [ | ]

Как и опасалась элита креольского населения города, Гражданская война полностью перевернула уклад их жизни. В 1862 году город был оккупирован флотом северян под командованием Бенджамина Батлера - видного государственного юриста из массачусетского ополчения. Позднее жители Нового Орлеана прозвали его «зверем Батлером» из-за выпущенного им указа. При занятии города его войска были встречены негодованием и открытой враждебностью со стороны женщин-южанок, что даже приводило к стычкам на улицах, после чего он издал указ, согласно которому при повторении подобных ситуаций таких дам будут расценивать как проституток.

Батлер также отменил преподавание французского языка в школах города. Введённые по всему штату меры в 1864-м, а затем уже после войны в 1868 году ещё больше укрепили политику использования одного лишь английского языка. К моменту официального закрепления господствующего положения английского языка, он уже и так доминировал в сфере бизнеса и чиновничества. К концу XIX столетия использование французского языка пошло на спад. Новая волна иммиграции итальянцев и немцев также оказала влияние на этот процесс. Несмотря на это, к 1902 году «четверть населения города использовала французский язык в своём повседневном общении, а ещё две четверти превосходно понимали французский». К 1945 году многие женщины креольского происхождения (в основном, старшего поколения) совсем не говорили по-английски. Последняя крупная франкоязычная газета L’Abeille de la Nouvelle-Orléans (Новоорлеанская пчела) закрылась 27 декабря 1923 года - спустя 96 лет после начала своей деятельности.

Так как город был захвачен в самом начале войны, ему удалось избежать масштабных разрушений, причинённых многим другим городам американского юга . Армия Союза постепенно установила контроль над побережьем, а также над регионом к северу вдоль течения Миссисипи. В результате южная часть Луизианы была исключена из прокламации об отмене рабства президента Авраама Линкольна (которая в первую очередь была военной мерой, направленной против территорий под контролем Конфедерации). Большое количество бывших рабов из сельской местности и некоторое количество свободных цветных горожан вступили в ряды первого чернокожего полка, созданного во время войны. Под командованием бригадного генерала Даниэля Ульмана (1810-1892) они стали известны как «Corps d’Afrique » (хотя это название появилось до войны и применялось к отрядам свободных цветных людей, а новая группа главным образом состояла из бывших рабов). Позже в дополнение к ним были сформированы «цветные войска США», к концу войны игравшие в ней всё большую роль .

XX век [ | ]

Зенит населения и экономики Нового Орлеана по отношению к другим южным городам пришелся на период перед началом гражданской войны. С середины XIX века быстрый экономический рост начал влиять на все сферы жизни, однако ведущее значение Нового Орлеана на фоне других городов неуклонно снижалось. Развитие сетей железных дорог и шоссе ударило по речному трафику, перенаправив потоки товаров на другие транспортные коридоры и рынки.

К середине XX века новоорлеанцы ясно почувствовали, что их город больше не является самым передовым на юге. К 1950 году Хьюстон , Даллас и Атланта обогнали Новый Орлеан по размерам, а в 1960 году его затмил и Майами , даже несмотря на то, что население Нового Орлеана достигло своего исторического максимума.

Как и в случае с другими старыми американскими городами, строительство шоссе и развитие пригородов способствовало переселению жильцов из центра города в новые жилые кварталы за его пределами. Перепись 1970 года зафиксировала рекордное снижение населения с тех пор, как город стал частью США. Агломерация Большого Нового Орлеана продолжала расти, но медленнее, чем в других основных городах «солнечного пояса». Хотя значение порта и оставалось высоким, автоматизация и переход на контейнерные перевозки стоили множества рабочих мест. Экономика Нового Орлеана всегда была более ориентированной на торговлю и финансовые услуги, чем на промышленное производство, однако даже его небольшие производственные мощности серьёзно сократились после Второй мировой войны. Несмотря на некоторые экономические успехи городских властей при мэрах Моррисоне (1946-1961) и Широ (1961-1970), рост агломерации всё равно отставал от более энергичных городов.

XXI век [ | ]

Ураган Катрина [ | ]

Прозвища - «Город-полумесяц» (англ. Crescent City ), «Большая простота» (англ. Big Easy ) и «Беззаботный город» (англ. City that Care Forgot ); неофициальный девиз - «Пусть текут хорошие деньки» (фр. Laissez les bons temps rouler ). Считается колыбелью джаза , родина Луи Армстронга . Место многочисленных джазовых фестивалей. В Новом Орлеане происходит действие популярной народной песни The House of the Rising Sun и известного сатирического романа обладателя Пулитцеровской премии Джона Кеннеди Тула .

География [ | ]

Спутниковый снимок города

Новый Орлеан расположен на берегах Миссисипи, примерно в 169 км вверх по реке от Мексиканского залива и к югу от озера Пончартрейн . Общая площадь города составляет 907 км², из которых только 468 км² являются сушей. Изначально город находился под защитой естественных плотин, либо был построен на возвышенных местах вдоль реки Миссисипи. После закона «О борьбе с наводнениями» 1965 года (Flood Control Act of 1965 ) инженерными войсками США были возведены дамбы, охватывающие обширный географический регион, в том числе ту местность, где ранее были болота. Возможно, именно это человеческое воздействие и привело к проседанию территории, впрочем, это до сих пор является предметом дискуссий.

Главным спортивным сооружением города является «Мерседес-Бенц Супердоум » - домашний стадион «Сэйнтс», место проведения и других мероприятий. На стадионе семь раз проходил финальный матч НФЛ - Супер Боул (1978, 1981, 1986, 1990, 1997, 2002 и 2013) и по этому показателю сооружение является рекордсменом среди стадионов НФЛ. Ещё одним крупным спортивным сооружением города является «Смути Кинг-центр » - домашняя арена «Пеликанс», «Вуду», а также место проведение многих мероприятий. На ипподроме Нового Орлеана проходят одни из старейших скачек в стране - . Соревнования студенческих команд проходят в «Лейкфронт-арене».

Ежегодно в Новом Орлеане проходят одни из решающих студенческих футбольных матчей - Шугар Боул и, а также один из турниров PGA Tour . Кроме Супер Боулов в городе также проходили другие крупные спортивные мероприятия, такие как, матч всех звёзд НБА , финальная игра студенческого чемпионата по американскому футболу, Финал Четырёх NCAA . Кроме того, в городе ежегодно проходит марафон, гонка на 10 км, а также ещё два забега.

Города-побратимы [ | ]

Примечания [ | ]

  1. U.S. Census Bureau: Orleans Parish, Louisiana Архивировано 31 июля 2014 года. (англ.)
  2. ArchINFORM
  3. 2016 U.S. Gazetteer Files - Бюро переписи населения США , 2016.
  4. Бюро переписи населения США http://www.census.gov/popest/data/counties/totals/2013/files/CO-EST2013-Alldata.csv
  5. US Census Louisiana Parish Population Estimates - 1 July 2008 (неопр.) (недоступная ссылка) . census.gov (19 марта 2009). Проверено 15 июня 2009. Архивировано 7 мая 2009 года.
  6. Культуры, оказавшие значительное влияние на Новый Орлеан за всю историю города, включают французскую, индейскую, африканскую, испанскую, кажунскую, немецкую, ирландскую, итальянскую, еврейскую, латиноамериканскую и вьетнамскую. Мультикультурная история Нового Орлеана (англ.) . Проверено 26 июня 2018.
  7. "Старый трезвяк": как похмеляются в Новом Орлеане (неопр.) . Русская служба Би-би-си (16 июня 2018). Проверено 26 июня 2018.
  8. Где послушать джаз: от Нового Орлеана до Мельбурна (неопр.) . Buro 24/7 (16 мая 2017). Проверено 26 июня 2018.
  9. Новый Орлеан: Место рождения Джаза (англ.) . PBS – ДЖАЗЗ. Фильм Кена Бёрнса . Проверено 17 мая 2006.
  10. За кадром фильма «Ураган в Байу» (англ.) (недоступная ссылка) . Проверено 26 июня 2018. Архивировано 15 января 2016 года.
  11. Lewis, Peirce F. Новый Орлеан: Формирование городской среды = New Orleans: The Making of an Urban Landscape. - 2003. - С. 175.
  12. Lawrence J. Kotlikoff, Anton J. Rupert. The Manumission of Slaves in New Orleans, 1827–1846 (англ.) (PDF). Southern Studies (1980). Проверено 18 июля 2018.
  13. , с. 166.
  14. Usticesi in the United States Civil War (англ.) . The Ustica Connection (12 марта 2003). Проверено 29 июля 2018.
  15. Kevin Baker. Будущее Нового Орлеана (англ.) . American Heritage (Апрель/Май 2006). Проверено 22 июля 2018. Архивировано 5 октября 2009 года.
  16. Marshall, Bob . 17th Street Canal levee was doomed (англ.) , The Times-Picayune (November 30, 2005). Архивировано 7 сентября 2006 года. Проверено 12 марта 2006.
  17. Америка через американизмы (топонимы США). Статьи на букву "P" . Проверено 8 февраля 2018.
  18. Nola.com
  19. History of the New Orleans Blaze (неопр.) (PDF). New Orleans Blaze (3 апреля 2008). Проверено 27 сентября 2008. Архивировано 1 октября 2008 года.
  20. New Orleans and Major League Soccer? (неопр.) . ABC26 News. Проверено 26 августа 2007. Архивировано 29 мая 2007 года.

Ссылки [ | ]

Самый «европейский» город Америки. Основанный французами, в течение нескольких десятилетий он управлялся испанцами. Город Новый Орлеан может похвастаться местной креольской кухней и национальной культурой. Множество домов в испанском и французском стилях создают неповторимое очарование.

История

Новый Орлеан из-за удачного расположения быстро стал крупным центром торговли. Река Миссисипи на протяжении нескольких столетий является важным транспортным потоком страны. Новоорлеанский порт - один из крупнейших в США. Новый Орлеан - это первое, что видели в новой стране чернокожие рабы, привозимые с африканского континента.

Большинство жителей города являются потомками испанских и французских поселенцев. Но во время его бурного роста Новый Орлеан наводнили итальянцы, ирландцы, немцы, греки. В прошлом веке население пополнили тысячи иммигрантов с Гаити.

Французы и испанцы

В конце XVII века первые переселенцы появились в устье Миссисипи. Возглавлявший группу французов Роберт Кавелье де ла Саль объявил эту территорию собственностью своей страны и назвал ее Луизианой в честь Людовика XIV. Первая французская колония обосновалась здесь на рубеже XVI и XVII веков, а датой основания Нового Орлеана признана дата 7 мая 1718 г. Основатель города - Жан Баттист Ле Мойн, канадец. Название Новый Орлеан дано в честь Филиппа Второго, принца Орлеанского - французского регента.

Основную часть первых поселенцев составляли осужденные, сосланные в Луизиану для освоения новых земель и не отличавшиеся высокими нравственными и моральными качествами. Кроме того, в течение многих лет здесь процветала работорговля, но чернокожие, проживающие в городе, в большинстве своем были свободными.

Французы были недовольны прибылями от этих земель. В 1762 году они передали их своему союзнику в войне с Англией. Испанцы владели Луизианой до 1800 года. Затем снова хозяевами стали французы, а в 1803 г. продали ее США за 15 млн долларов.

Американский Новый Орлеан

В середине XIX века город имел население 100 тыс. человек и являлся одним из самых крупных в стране. В Гражданской войне Луизиана заняла сторону конфедератов, но через год она уже принадлежала сторонникам Линкольна.

Начало ХХ века ознаменовалось обнаружением нефтяных запасов, что вместе с развитием транспортных дорог дало новый толчок к бурному развитию Нового Орлеана.

К концу ХХ века город достиг больших успехов в судостроении и аэрокосмической промышленности, стал крупным туристическим центром.

Современный Новый Орлеан

Дух Франции до сих пор витает над живописными районами города. Новый Орлеан сегодня называют «Париж Нового Света». В старой части города сохранилось много старинных зданий. Она получила название «Французский квартал». Новый Орлеан окутан легендами и преданиями, особенно кладбище Сен-Луи, являющееся архитектурным памятником. По одной из них, здесь захоронена королева племени Вуду Мари Лаво, поэтому в одиночку гулять по нему настоятельно не рекомендуется.

Новый Орлеан сегодня имеет центральную улицу Бурбон-стрит, расположенную во Французском квартале. На ней располагаются лучшие рестораны и кафе, многочисленные магазины и сувенирные лавки.

Из современных построек самой известной является мост длиной 38,5 км через озеро Поншартрен. В новом городе тоже есть на что посмотреть: зоопарк, парк Аудубон, Живописные кварталы Сен-Чарльз и Вэйрхауз, деловые районы с неповторимыми стеклянными зданиями для офисов. А также можно посетить музей искусств и музей где всегда проводят интересные выставки.

Достопримечательности

Каждый квартал города является своеобразным островком с уникальной культурой и средоточием важных исторических памятников.

Например, площадь Джексона. Рядом с ней расположен собор Сен-Луи - внушительный религиозный объект в оригинальном архитектурном стиле, с интересным декором внутренних помещений. Недалеко расположен Французский рынок, где можно купить все что угодно. Такие достопримечательности Нового Орлеана, как Монетный двор - музей и Музей Второй мировой войны представят интересные коллекции артефактов.

Ценители живописи смогут насладиться произведениями молодых скульпторов, художников, фотографов в Современном Центре искусств.

Достопримечательности Нового Орлеана, расположенные в местечке Шалмитт, также очень интересны. Здесь генерал Эндрю Джексон бился за город в 1815 году. Кроме того, множество садов и парков, природных заповедников привлекают туристов.

Испытания Нового Орлана

Природа регулярно проверяет на прочность силу духа жителей города. В XVIII веке пожары, в XIX веке холера, проказа, оспа и в ХХ веке ураганы унесли множество жизней и нанесли серьезный урон. Но то, что случилось в 2005 году, принесло неизмеримо больше горя в Новый Орлеан. Наводнение в результате прорыва дамбы из-за урагана «Катрина» затопило город, было нарушено электроснабжение, телефонная связь. Жителей тысячами эвакуировали в Даллас, Хьюстон, Сан-Антонио.

Город тяжело переживал последствия наводнения и разрушительного урагана. Американцы помогали восстановлению зданий и инфраструктуры и перечислением средств, и непосредственно работая на объектах. Благодаря помощи населения страны история Нового Орлеана продолжается, и город вновь может предстать во всей красе перед туристами.

  • Трамвай в Новом Орлеане является старейшим в стране.
  • Бары города работают круглосуточно.
  • Новый Орлеан на карте расположен в излучине Миссисипи, поэтому получил прозвище «Город Полумесяца».
  • Здесь родилась популярная американская актриса Риз Уизерспун.
  • Новый Орлеан является родным городом Луи Армстронга. В середине ХХ века музыканта избрали королем Mardi Gras. А сегодня его именем назван международный аэропорт города.

Музыка в Новом Орлеане

В городе джаза мелодии льются всегда и отовсюду. Раньше музыка в Новом Орлеане очень сближала белое и черное население. Здесь распространены разные стили и направления, в том числе блюз, зайдеко с оттенком французских мелодий.

Каждую весну в Новом Орлеане проходит джазовый фестиваль, который длится несколько дней и предоставляет возможность выступать со сцены многочисленным музыкантам. С момента основания (1970 г.) это музыкальное мероприятие собирает тысячи любителей музыки.

Узнать об истории развития джаза и послушать его можно в Национальном Парке.

Знаменитый парад привлекает гостей со всего мира в Новый Орлеан. Марди Гра - грандиозное зрелище, которое длится две недели и является старейшей традицией и визитной карточкой города.

Карнавал

Это, скорее, парад украшенных платформ на повозках с запряженными лошадьми. Каждый элемент этого живописного кортежа посвящен развлечениям: картам, выпивке, женщинам и др. Парад выглядит очень красочно, а участники процессии кидают в ликующую толпу зрителей мелкие безделушки - такие как бусы, монеты, пластмассовые четки, мягкие игрушки, алюминиевые медальоны с праздничной символикой. Эти мелочи часто становятся предметами для коллекционирования.

Костюм участника должен включать три цвета: золотой - символ силы, красный - символ справедливости, зеленый - Эти оттенки сопровождают фестиваль более ста лет.

Зрительницы, чтобы получить подарок, привлекают внимание участников парада всеми возможными способами - задирают юбки, майки, демонстрируя свое тело. В эти дни Новый Орлеан называют городом, сошедшим с ума - «крэйзи таун».

Завершающим этапом шествия являются выборы королевской четы карнавала. Ликование, подкрепленное алкоголем и всеобщей доступностью, царит весь вечер и ночь. В другие дни распитие спиртного и действия сексуальной направленности строго наказуемы. Но на параде царит дружелюбное отношение, без непристойностей и драк. Курить, пить и участвовать ночью в карнавале разрешается с 21 года. Поэтому молодежь часто просят предъявить особенно в барах.

Кухня, рестораны и кафе

Новый Орлеан - находка для туристов с гастрономическими пристрастиями. Более тысячи кафе, ресторанов и баров действует в городе. Самым посещаемым заведением считается ресторан GW Fins с кухней из морепродуктов. Меню ежедневно обновляется и зависит от утренних покупок, сделанных шеф-поваром на рынке. К фирменным блюдам относят котлеты из филе краба и устриц, запеченных в духовке.

В бюджетном ресторане Southern Candymakers собираются семьи с детьми, для которых создано отдельное меню. Отличается заведение доброжелательностью персонала и самым вкусным пралине в городе.

Для организации торжества не может быть лучше роскошного ресторана расположенного в красивом дворце. Основная часть меню представлена блюдами национальной кухни и изысканными деликатесами.

Большой ассортимент предлагает посетителям ресторан Boucherie. В его меню присутствуют мясные блюда, традиционный картофель фри, свежие бутерброды, а также много десертов.

Итальянский ресторан Vincent"s Italian Cuisine шокирует своих гостей огромным размером порций, поэтому уместно заказать одно блюдо для двоих. Фирменное угощение - спагетти с различными соусами и крабовый суп.

Angelo Brocato Ice Cream - красочное кафе для любителей мороженого и выпечки. А восхитительный итальянский десерт на любой вкус способен удовлетворить самого притязательного сладкоежку. Уютное кафе привлекает гостей свежими булочками и круасанами, освежающим фруктовым льдом, мороженым с разными наполнителями.

  • Экскурсантам рекомендуется передвигаться пешком, так как туристические объекты расположены в шаговой доступности один от другого. Качество дорог не всегда идеальное, поэтому от каблуков лучше отказаться.
  • Местный трамвай поможет увидеть достопримечательности и самые значимые улицы города путешественникам, ограниченным во времени. Поездка обойдется в 1,3 доллара.

  • Кроме трамвая недорогим транспортом является почти круглосуточный автобус. В выходные дни он ходит несколько реже. Билеты приобретаются у водителя или в киосках.
  • В центре проката можно взять в аренду автомобиль, стоимость которого зависит от марки. Для оформления потребуется паспорт, международные права, кредитная карта с суммой необходимого залога.
  • Туристам не нужно забывать об осторожности. В вечернее время можно прогуливаться только по центральным улицам города. В отдаленные районы забредать лучше в сопровождении гида. Крупную наличность и ценности не стоит брать с собой на прогулку без особой надобности.
  • Все платежи осуществляются посредством кредитной карты, ее принимают все торговые центры, супермаркеты, бутики, гостиницы, крупные рестораны и автозаправки. Наличность понадобится тем, кто намерен посетить рынки, маленькие магазинчики на окраине и бюджетные рестораны.
  • Автолюбители в дневное время, скорее всего, попадут в пробку. Лучше пользоваться трамваем или паромом, который курсирует каждые 15 минут.

  • Самым выгодным способом оплаты услуг и покупок является национальная валюта, которую можно обменять в любых банках или частных обменных пунктах. При совершении сделки нужно уточнить курс валют и размер взимаемой комиссии. В разных обменных пунктах она может сильно разниться.

Вопреки всем тем разрушениям, что принес одному из самых колоритных городов Америки ураган Катрина, Новый Орлеан живет. И пускай некоторые скептики утверждают, что это удивительное место никогда уже не будет таким, как прежде, мы просто согласимся с этим. Но идею когда-нибудь отправиться туда забрасывать все равно не будем - мировая джазовая столица по-прежнему представляет интерес для туристов и путешественников всего мира. И с каждым днем все в большей степени именно для первых, потому как инфраструктура города восстанавливается быстро.

Название и основание города

Вряд ли мы узнаем когда-либо, почему мы называем этот город Новым Орлеаном, а не Нью-Орлеаном, как можно было бы предположить, проведя аналогию с Нью-Йорком или Нью-Гемпширом, в названиях которых приставку «нью» на слово «новый» никто не меняет. Зато мы знаем много других интересных фактов из истории культурного центра американского юга. Как и множество городов континента, он был не только основан европейскими колонистами, но и весьма долгое время был объектом непосредственных интересов своих европейских доноров, снабжавших здешние территории (юг штата Луизиана) необходимой свежей кровью - новыми поселенцами. Первоначальное имя города - не английское New Orleans, а французское La Nouvelle-Orl?ans, позже просто переведенное на язык международного общения. Подобная ситуация совершенно неудивительна, учитывая, что в период основания этого населенного пункта французы имели все полновесные претензии на звание доминирующей национальности колонизаторов в тех местах, что ныне считаются стопроцентно англосаксонскими. Те, кто интересуется данным вопросом, уже наверняка замечали, что французское влияние в Северной Америке не ограничивается Канадой. Для этого достаточно хотя бы обратить внимание на многие топонимы штата Луизиана - от названий мелких городков вроде Батон-Руж до самого имени штата.

День рождения Нового Орлеана и история его развития

У Нью-Орлеана есть свой четко определенный день рождения. Это 25 августа 1718 года. Тогда на месте современного города была основана французская колония, получившая свое имя в честь Филиппа Второго, Герцога Орлеанского, который в то время был регентом Франции. Эпоха была тревожной, передел колонизированных земель напоминал передел сфер влияния между солнцевскими и тамбовскими, и как результат этих переделов, в 1763 году вследствие Парижского соглашения земли, на которых располагался Новый Орлеан, были переданы Испанской империи. Лишь в 1801 году город с прилегающими окрестностями был возвращен Франции. Но власть Наполеона здесь продержалась недолго. В 1803 году император продал Луизиану Соединенным Штатам Америки, что очень благоприятно сказалось на экономическом и демографическом развитии Нового Орлеана.

На пригородных плантациях рабы обеспечивали финансовую состоятельность города, выращивая сахар и хлопок. Неудержимо, за счет англичан, французов и франкоговорящих креолов росло и городское население. Особенно стоить отметить в этом отношении Гаитянскую революцию 1804 года, когда более девяноста процентов беженцев с острова, значительную часть которых составляли так называемые «свободные цветные», осели в Новом Орлеане.

Через десять лет произошло самое славное событие в истории города. 8 января 1815 года состоялась грандиозная битва между американскими войсками и британскими военными силами, желавшими восстановить власть Королевства над здешними землями. Закончилась она полной и безоговорочной победой представителей Нового Света.

Эти и последующие годы во многом определили уникальное лицо Нового Орлеана. Порт города имел важнейшее стратегическое значение в работорговле - практически все суда, набитые, словно товаром, живым грузом из Африки, останавливались в Новом Орлеане. В том числе, здесь было как нигде более в Америке много свободных, наделенных всеми необходимыми правами негров, в большинстве своем образованных и относящихся к среднему классу. Именно поэтому город принято считать местом истинного слияния черной и белой культур с преобладанием первой - а подобного результата пока не наблюдается более ни в одном штате. В отношениях двух рас в Новом Орлеане не было столь сильного отчуждения, которое до сих пор присутствует в том же Нью-Йорке. Как следствие, в городе царила особая атмосфера равенства, уровень черной преступности был невероятно низок, и расизм с обеих сторон был сведен к минимуму. Хотя без проблем не обошлось: как-никак, не смотря на наличие множества свободных, зажиточных выходцев из Африки, здесь располагался крупнейший рабовладельческий рынок страны. В любом случае, попадая на улочки Нового Орлеана, ясно ощущаешь одно: в этих местах негры творили облик города наравне с белыми, и не были озлобленной криминализированной прослойкой, известной в первую очередь лишь хип-хоп-субкультурой.

Работорговля - позорное дело, но уже к 1840 году Новый Орлеан занимал почетное третье место в США по населенности, а по доходам и вовсе вырвался на первое место.

В начале двадцатого века город представлял собой по-настоящему прогрессивный населенный пункт, помимо всего прочего известный одной из первых на континенте муниципальных канализационных систем, спроектированной инженером и изобретателем Болдуином Вудом, полноправно вошедшим за свою деятельность в число местных городских героев. Правда, как считают сейчас некоторые ученые, именно деятельность Вуда наряду с некоторыми природными процессами привела к планомерному оседанию почвы и как следствие - к тому, что значительная часть городской территории оказалась ниже уровня моря на несколько футов, что значительно усугубляет последствия потенциального затопления.

Впрочем, учитывая разрушительную мощь урагана Катрина, обрушившегося на побережье в августе 2005 года, даже нормальная соотнесенность с уровнем моря вряд ли помогла бы избежать катастрофы.

Ураган Катрина в 2005 году

Более восьмидесяти процентов Нового Орлеана было затоплено, чему поспособствовало разрушение муниципальной системы дамб, позже названное крупнейшим несчастьем федерального градостроительства во всей американской истории. По сравнению с произошедшим померкло даже землетрясение 1999 года в Сан-Франциско. Тем не менее, любители путешествий могут вздохнуть с облегчением: историческая часть города, в которой расположены все достопримечательности, располагается не в низине, а гораздо выше, поэтому она осталась нетронутой, а вот современная часть города до сих пор оставляет желать лучшего.

Восстановление после урагана Катрина

Официальный туризм вновь заработал в Новом Орлеане совсем недавно, с начала 2008 года. Вновь начал функционировать международный аэропорт имени Луи Армстронга, равно как и отели и другие сервисы для посетителей города. Конечно, около половины из всего того, что могло заинтересовать глаз путешественника еще четыре года назад, по-прежнему пребывает в состоянии бездействия и застоя, но любой желающий все равно обнаружит для себя немало интересного в здешних окрестностях. Более того, виды развалин (а по новой части города нельзя проехать на машине и двадцати минут без того, чтобы не увидать хотя бы одного сравненного с землей дома) за прошедший после Катрины срок превратились в своего рода достопримечательность. Для наиболее заинтересованных в данном предмете здесь работает агентство «Gray Line Tours», проводящее экскурсии по самым впечатляющим местам разрушений с попутным разъяснением причин произошедшего.

Но, конечно, очарование Нового Орлеана в меньшей степени связано с последствиями пронесшегося тут урагана, чем с богатым культурным наследием города.

Как это часто бывает в США, большая часть населения Нового Орлеана живет не в самом городе, а представляет пригородную агломерацию. По данным 2007 года сейчас она составляет около одного миллиона и двухсот тысяч человек, в то время как в самом городе обитает лишь триста тысяч. С каждым месяцем здесь становится все больше и больше людей - беженцы от ненастий возвращаются домой, хотя многие социологи и утверждают, что до прежнего демографического уровня Новый Орлеан уже не поднимется.

Но самое главное - то, что здесь сохранился сам дух старого города. По-прежнему новоорлеанские повара считаются одними из лучших в стране, по-прежнему на улицах регулярно звучит джаз высочайшего класса, а знаменитые фестивали, проводившиеся в культурной столице Юга, вновь радуют и гостей, и местных жителей.

Город известен прежде всего как место, где по-настоящему комфортно именно взрослым туристам - множество изысканных алкогольных напитков, острая креольская кухня, джазовая музыка, архитектура восемнадцатого и девятнадцатого столетий, обилие старомодных такси на улицах, осознание того факта, что в городе проживает одна из крупнейших гей-общин в Америке, - все это будет гораздо интереснее взрослой сформировавшейся личности, а не подростку.

Новый Орлеан разбит на несколько кварталов - разбит, естественно, не по чьему-либо плану, а исторически. Самый известный жилой район города - это Французский квартал, излюбленное место пребывания всех туристов. Старые здания, не поддающиеся никакому исчислению антикварные лавки, рестораны и питейные заведения с богатейшим выбором напитков принесли этому району крепкую славу. Побывать в Новом Орлеане и пропустить мимо внимания Французский квартал просто невозможно, разве что если заведомо не ставить перед собой такую извращенную цель. Это место отдыха не только туристов, но и горожан. Работают здесь только те, кто зарабатывает себе на жизнь в тех местах, где другие предпочитают свои деньги тратить.

Центральный Деловой район - другое дело. Не смотря на наличие в нем нескольких музеев (в том числе детского музея штата Луизиана, который непременно понадобится вам, если вы все-таки захватите с собой ребенка, Центра современного искусства и Музея южного искусства), это место у новоорлеанцев больше ассоциируется с заключаемыми здесь бизнес-соглашениями. Местные рестораны гораздо лучше подходят не для затуманенного выпивкой веселья в компании друзей, а для неспешного респектабельного обеда с партнером по бизнесу. И если осенью 2005 года по понятным причинам представить, что кто-то в городе думает о деловых сделках, было трудно, то сейчас это уже снова обычное занятие для здешних предпринимателей. Туристу также небезынтересно будет заглянуть на Джулия Стрит, прозванную улицей-галереей за свой образцово новоорлеанский внешний вид.

Напротив Французского квартала расположен Фабурж Мариньи - район отдыха богемы. Помимо стильных ночных клубов, в которых вас угостят не только изысканными блюдами и напитками, но и самым аутентичным джазом в мире, этот квартал имеет весьма специфическую славу основное место собраний геев и лесбиянок, коих на Западе невероятно много в артистических кругах. В любом другом американском городе сексуальные меньшинства не чувствуют себя столь комфортно - все-таки Штаты страна очень консервативная. Но в Новом Орлеане, где в значительно большей мере, чем классический англосаксонский протестантизм, на локальный менталитет оказало влияние континентальное европейское католичество, к подобным вещам относятся достаточно спокойно. К слову сказать, Новый Орлеан - пожалуй, тот город в США, который в наибольшей степени сохранил в себе дух Старого света, скорее всего, по указанной выше религиозной причине.

Джаз без снобизма

Однако прочувствовать саму суть Нового Орлеана исключительно посредством поедания креольских деликатесов и любования архитектурой невозможно. Самым фанатичным туристам необходимо обратить внимание на две вещи, сформировавшие современный Новый Орлеан с духовной стороны. Первая из них уже неоднократно упоминалась. Это джаз - музыка, представляющая собой не просто воспроизведение нотного текста, предполагаемое европейской музыкальной традицией, а стихийную импровизацию, рожденную африканской культурой танца, в которой звук и движение тела являются неотделимыми друг от друга. Неудивительно, что европейская джазовая школа постепенно отходила от танцевальных корней стиля, превращая его в академическую заумь. Здесь же, на подмостках новоорлеанских кафе, в клубах и просто на улицах он все еще такой, каким рождался и предполагался в развитии - бодрый, смачный, зачастую откровенно танцевальный и очень развлекательный, начисто лишенный свойственного Европе снобизма. Тут все еще чтят своего земляка, великого Луи Армстронга и берегут традиции диксиленда, в основе здешнего джазового направления стоит желание эмоционально возбудить простого, уставшего после многих часов работы человека, а не нагрузить разум скучающего интеллектуала сложными звуковыми структурами. Так что, будучи в этом городе, его джазменов следует послушать обязательно - во-первых, высказать тем самым уважение Новому Орлеану, во-вторых, это на самом деле приятно и интересно.

Культ Вуду

Другая духовная сторона города наверняка заворожит всех любителей экзотики, романтики и мистики. Именно в Новом Орлеане как нигде прочно прижился культ Вуду. Точнее, его луизианское ответвление, которое, в отличие от гаитянского, тесно связано с католической традицией и, как следствие, с христианскими суевериями. Помимо чисто этнических причин, этому можно найти объяснение и обратив взор на местные кладбища. Дело в том, что почва тут болотистая, мертвецов отправляли на самые топкие и склонные к оседанию почвы места. В связи с этим их не хоронили в самой земле, а помещали в склепы, которые, кстати, представляют значительный интерес для любителей искусства. Поэтому колдун Вуду во время исполнения главного ритуала - то есть, призыва в этот мир зомби, работал в облегченных условиях - ему не приходилось долго орудовать лопатой, разрывая могилу.

В магазинчиках всегда можно приобрести амулеты, связанные со зловещим культом, а счастливые знатоки английского языка наверняка получат удовольствие от жутких мистических историй, ходящих среди местного населения. Человек же более прозаического склада ума вряд ли разделит эмоции фанатов мистики. Ему и в ресторане за бокалом «Хард-Гренады» будет весьма хорошо.

Местное население

Конечно же, отдельно стоит коснуться темы общения и взаимопонимания с местным населением. Вопреки довольно распространенному стереотипу, большая часть жителей Нового Орлеана не принадлежат к каджунам. Каджуны, они же просто франкоговорящие жители штата Луизиана, в честь которых и назван «американский» диалект французского языка, проживают в основном в сельской местности. Поэтому знание языка Бальзака и Бодлера в какой-то мере все-таки может приблизить вас к источникам культуры города, позволит свободно читать надписи на домах, знаменитых новоорлеанских склепах и других памятниках архитектуры, но в число умений и навыков, остро необходимых для выживания и комфортного пребывания здесь оно не входит. Хотя, не посетив ни одного каджунского кафе или магазина, которые присутствуют в юго-западной части, вы все-таки не сможете окунуться в атмосферу местной экзотики сполна.

Когда же заинтересованный в нескучном времяпрепровождении путешественник ступает на землю Нового Орлеана (обычно это происходит в аэропорту имени Луи Армстронга), обычно он уже знает ряд особенностей здешнего жизненного уклада, без осведомленности о которых комфорта от пребывания тут он может и не ощутить.

Кредитные карты — разрушаем стереотипы об Америке

Крайне важно отношение местных жителей к кредитным карточкам. Обычный турист часто оказывается заложником одного стереотипа об Америке и американцах. Имя этому стереотипу - уверенность в безграничной власти кредитных карточек на территории США. Именно из-за него многие посетители Нового Орлеана туго нашпиговывают ими свой бумажник, о чем впоследствии жалеют. Само собой, супермаркеты всегда будут рады таким клиентам, но не ради супермаркетов сюда прилетают. И если ресторан какого-нибудь отеля в Нью-Йорке или, скажем, Бостоне проводит расчеты со своими посетителями именно по карточной системе, то наиболее колоритные и привлекательные для туристов заведения этого города до сих пор предпочитают, чтобы им платили по старинке. Посему следует помнить, что бумага здесь ценится значительно выше пластмассы, ей и надо уделять особо пристальное внимание по пути сюда.

Как передвигаться по городу

Расходы во время пребывания в Новом Орлеане (обычно большая часть этих расходов приходится на Французский квартал) можно вести по-разному и даже остаться без единого цента в первый же вечер пребывания здесь - привлекательность города этому способствует. Но есть среди расходов один пункт, на котором, в отличие от Лас-Вегаса, Лос-Анджелеса или Сан-Диего, в Новом Орлеане всегда легко сэкономить. Это расходы на такси. В иных крупных мегаполисах без них просто невозможно обойтись, в то время как джазовая столица - город пешеходов. Его улицы, обычно залитые золотистым солнечным светом, будто созданы для того, чтобы неспешно по ним прогуливаться, рассматривая старые вывески над входами в магазины и любуясь игрой «зайчиков» в витринах. Есть, конечно, тут и по-настоящему шумные улицы, запруженные машинами, но слава автомобильного города никогда не была присуща «луизианской жемчужине». Здесь, как и в Лондоне, выбирая городской транспорт для перемещения на не подходящие для прогулки пешком расстояния, принято останавливаться на автобусах. Но есть здесь и свой «фирменный» способ перемещения из одного конца города в другой - это поезд, единственный муниципальный поезд внутригородского следования в урбанистической Америке.

Поистине оригинальная черта местного сознания - отсутствие привычных для большинства людей понятия о сторонах света. Дело в том, что ориентиром для передвижения на местности для жителей Нового Орлеана является на солнце, как это традиционно принято почти что везде, а течение легендарной реки Миссисипи, на которой и был возведен город. Так что здесь часто можно услышать фразы типа «еду вниз по реке», «вам следует пройти в сторону реки» или «наша компания держит путь от реки». И это по-своему справедливо, ведь именно в устьях рек испокон веков строили города и именно пресная вода, а не солнечный свет, имела и имеет решающее значение для человеческого поселения в любой точке земного шара.

Миссисипи очень длинна, об этом вспомнит каждый, кто читал «Приключения Гекльберри Финна», и на ее берегах расположено много городов, история большинства которых уходит еще в ковбойскую эпоху. Их можно посетить по многим причинам, перечислять которые здесь нет особого смысла. Они смешиваются с многочисленными креольскими и каджунскими поселениями, в каждом из которых в той или иной форме сохранился удивительный сплав африканской, европейской и собственно американской культур. Но нигде он не выражен так ярко и четко, как здесь, в Новом Орлеане.

Приятного Вам путешествия и до встречи на страницах сайта !!!

Джаз (англ. Jazz) — форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX — начале XX века в США, в Новом Орлеане, в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение. Истоками джаза явились блюз и другая афроамериканская народная музыка. Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация, полиритмия, основанная на синкопированных ритмах, и уникальный комплекс приемов исполнения ритмической фактуры — свинг. Дальнейшее развитие джаза происходило за счёт освоения джазовыми музыкантами и композиторами новых ритмических и гармонических моделей. Поджарнами джаза являются: авангардный джаз, бибоп, классический джаз, кул, ладовый джаз, свинг, смус-джаз, соул-джаз, фри-джаз, фьюжн, хард-боп и ряд других.

История развития джаза


Джаз-коллектив колледжа Вилекс, штат Техас

Джаз возник как соединение нескольких музыкальных культур и национальных традиций. Первоначально он появился из Африки. Для любой африканской музыки характерен очень сложный ритм, музыка всегда сопровождается танцами, которые представляют собой быстрые притопывания и прихлопывания. На этой основе в конце XIX века сложился ещё один музыкальный жанр — регтайм. Впоследствии ритмы регтайма в сочетании с элементами блюза дали начало новому музыкальному направлению — джазу.

Блюз возник в конце XIX века как слияние африканских ритмов и европейской гармонии, но истоки его следует искать с момента завоза рабов из Африки на территорию Нового Света. Привезенные рабы не были выходцами из одного рода и обычно даже не понимали друг друга. Необходимость консолидации привела к объединению множества культур и, как следствие — к созданию единой культуры (в том числе и музыкальной) афроамериканцев. Процессы смешивания африканской музыкальной культуры, и европейской (которая тоже претерпела серьезные изменения в Новом Свете) происходили начиная с XVIII века и в XIX веке привели к возникновению «протоджаза», а затем и джаза в общепринятом понимании. Колыбелью джаза был американский Юг, и прежде всего Новый Орлеан.
Залог вечной молодости джаза — импровизация
Особенность стиля — неповторимое индивидуальное исполнение виртуоза-джазмена. Залог вечной молодости джаза — импровизация. После появления гениального исполнителя, который всю свою жизнь прожил в ритме джаза и до сих пор остаётся легендой — Луи Армстронга, искусство исполнения джаза увидело новые для себя необычные горизонты: вокальное или инструментальное исполнение-соло становится центром всего выступления, меняя полностью представления о джазе. Джаз — это не только определённый вид музыкального исполнения, но и неповторимая жизнерадостная эпоха.

Новоорлеанский джаз

Термином новоорлеанский обычно определяют стиль музыкантов, исполнявших джаз в Новом Орлеане в период между 1900 и 1917 годами, а также новоорлеанских музыкантов, которые играли в Чикаго и записывали пластинки, начиная приблизительно с 1917-го и на протяжении 20-х годов. Этот период джазовой истории известен также как «Эпоха джаза». И это понятие также используется для описания музыки, исполняемой в различные исторические периоды представителями новоорлеанского возрождения, стремившимися исполнять джаз в том же самом стиле, что и музыканты новоорлеанской школы.

Пути афроамериканского фольклора и джаза разделяются с момента открытия Сторивилла, района красных фонарей Нового Орлеана, прославившегося своими увеселительными заведениями. Желавших повеселиться и развлечься здесь ждала масса соблазнительных возможностей, которые предлагали танцплощадки, кабаре, варьете, цирк, бары и закусочные. И везде в этих заведениях звучала музыка и могли найти работу музыканты, освоившие новую синкопированную музыку. Постепенно, с ростом числа музыкантов, профессионально работающих в увеселительных заведениях Сторивилла, сократилось количество маршевых и уличных духовых оркестров, а вместо них возникли так называемые сторивилльские ансамбли, музыкальное проявление которых становится более индивидуальным, в сравнении с игрой духовых оркестров. Эти составы, называвшиеся часто «комбо-оркестрами» и стали основоположниками стиля классического новоорлеанского джаза. В 1910—1917 годы ночные клубы Сторивилла стали идеальной окружающей средой для джаза.
В 1910—1917 годы ночные клубы Сторивилла стали идеальной окружающей средой для джаза
Развитие джаза в США в первой четверти XX века

После закрытия Сторивилла джаз из регионального фольклорного жанра начинает превращаться в общенациональное музыкальное направление, распространяясь на северные и северо-восточные провинции США. Но его широкому распространению конечно не могло способствовать только закрытие одного увеселительного квартала. Наряду с Новым Орлеаном, в развитии джаза большое значение с самого начала играли Сент-Луис, Канзас-Сити и Мемфис. В Мемфисе в XIX веке зародился рэгтайм, откуда потом в период 1890—1903 он распространился по всему североамериканскому континенту.

С другой стороны представления менестрелей, с их пестрой мозаикой всевозможных музыкальных течений афроамериканского фольклора от джиги до рэгтайма, быстро распространились повсюду и подготовили почву для прихода джаза. Многие будущие знаменитости джаза начинали свой путь именно в менстрель-шоу. Задолго до закрытия Сторивилла новоорлеанские музыканты отправлялись на гастроли с так называемыми «водевильными» труппами. Джелли Ролл Мортон с 1904 года регулярно гастролировал в Алабаме, Флориде, Техасе. С 1914 года он имел контракт на выступления в Чикаго. В 1915 году переезжает в Чикаго и белый диксилендовый оркестр Тома Брауна. Крупные водевильные турне в Чикаго совершал и знаменитый «Креол Бэнд», руководимый новоорлеанским корнетистом Фредди Кеппардом. Отделившись в своё время от «Олимпия Бэнда», артисты Фредди Кеппарда уже в 1914 году успешно выступали в самом лучшем театре Чикаго и получили предложение сделать звуковую запись своих выступлений даже прежде «Original Dixieland Jazz Band», которое, впрочем, Фредди Кеппард недальновидно отклонил. Значительно расширили территорию, охваченную воздействием джаза, оркестры, игравшие на прогулочных пароходах, ходивших вверх по Миссисипи.

Еще с конца XIX века стали популярными речные поездки из Нового Орлеана в Сент-Пол сначала на уикэнд, а впоследствии и на целую неделю. С 1900 года на этих прогулочных пароходах (riverboat) начинают выступать новоорлеанские оркестры, музыка которых становится наиболее привлекательным развлечением для пассажиров во время речных туров. В одном из таких оркестров «Шугер Джонни» начинала будущая жена Луи Армстронга, первая джазовая пианистка Лил Хардин. В riverboat-оркестре другого пианиста Фэйтса Мэрейбла, выступало много будущих новоорлеанских джазовых звезд.

Пароходы, совершавшие рейсы по реке, часто останавливались на попутных станциях, где оркестры устраивали концерты для местной публики. Именно такие концерты стали творческими дебютами для Бикса Бейдербека, Джесса Стейси и многих других. Еще один знаменитый маршрут пролегал по Миссури до Канзас-Сити. В этом городе, где благодаря крепким корням афроамериканского фольклора развился и окончательно дооформился блюз, виртуозная игра новоорлеанских джазменов нашла исключительно благодатную среду. Главным центром развития джазовой музыки к началу 1920-х становится Чикаго, в котором усилиями многих музыкантов, собравшихся из разных концов США, создается стиль, получивший прозвище чикагский джаз.

Биг-бэнды

Классическая, сложившаяся форма биг-бэндов известна в джазе с начала 1920-х годов. Эта форма сохранила свою актуальность вплоть до конца 1940-х годов. Музыканты, поступившие в большинство биг-бэндов как правило чуть ли не в подростковом возрасте, играли вполне определенные партии, или заученные на репетициях, или по нотам. Тщательные оркестровки вместе с крупными секциями медных и деревянных духовых инструментов выводили богатые джазовые гармонии и создавали сенсационно громкое звучание, ставшее известным как «звуки биг-бэнда» («the big band sound»).

Биг-бэнд стал популярной музыкой своего времени, достигнув пика славы в середине 1930-х годов. Эта музыка стала источником повального увлечения свинговыми танцами. Руководители знаменитых джаз-оркестров Дюк Эллингтон, Бенни Гудмен, Каунт Бэйси, Арти Шоу, Чик Уэбб, Гленн Миллер, Томми Дорси, Джимми Лансфорд, Чарли Барнет сочинили или аранжировали и записали на пластинки подлинный хит-парад мелодий, которые звучали не только по радио, но и повсюду в танцевальных залах. Многие биг-бэнды демонстрировали своих импровизаторов-солистов, которые доводили зрителей до состояния, близкого к истерии во время хорошо раскрученных «сражений оркестров».
Многие биг-бэнды демонстрировали своих импровизаторов-солистов, которые доводили зрителей до состояния, близкого к истерии
Хотя популярность биг-бэндов после Второй мировой войны значительно снизилась, оркестры во главе с Бэйси, Эллингтоном, Вуди Германом, Стэном Кентоном, Гарри Джеймсом и многими другими часто гастролировали и записывали пластинки в течение нескольких следующих десятилетий. Их музыка постепенно преображалась под влиянием новых течений. Такие группы, как ансамбли во главе с Бойдом Райберном, Сан Ра, Оливером Нельсоном, Чарльзом Мингусом, Тэдом Джонсом-Мэлом Льюисом исследовали новые понятия в гармонии, инструментовках и импровизационной свободе. Сегодня биг-бэнды являются стандартом в джазовом образовании. Репертуарные оркестры типа джазового оркестра Линкольн-Центра, Джазового оркестра Карнеги-Холл, Смитсоновский оркестр шедевров джаза и Чикагского джазового ансамбля регулярно играют оригинальные аранжировки биг-бэндовских композиций.

Северо-восточный джаз

Хотя история джаза и началась в Новом Орлеане с наступлением XX века, но эта музыка пережила настоящий взлет в начале 1920-х, когда трубач Луи Армстронг оставил Новый Орлеан, чтобы создать новую революционную музыку в Чикаго. Начавшаяся вскоре после этого миграция новоорлеанских джазовых мастеров в Нью-Йорк ознаменовала тенденцию постоянного движения джазовых музыкантов с Юга на Север.


Луи Армстронг

Чикаго воспринял музыку Нового Орлеана и сделал ее горячей, подняв ее накал не только усилием знаменитых ансамблей Армстронга Горячая Пятерка и Горячая Семерка, но также и других, включая таких мастеров, как Эдди Кондон и Джимми МакПартланд, чья бригада из Austin High School помогла возрождению Новоорлеанской школы. К числу других знаменитых чикагцев, раздвинувших горизонты классического джазового стиля Нового Орлеана, можно отнести пианиста Арта Ходеса, барабанщика Барретта Димса и кларнетиста Бенни Гудмена. Армстронг и Гудман, перебравшиеся в конечном счете в Нью-Йорк, создали там своеобразную критическую массу, которая помогла этому городу превратиться в настоящую джазовую столицу мира. И в то время как Чикаго оставался в первой четверти XX века в основном центром звуковой записи, Нью-Йорк наряду с этим превратился и в главную концертную площадку джаза, располагая такими легендарными клубами, как Минтон Плейхаус, Коттон Клаб, Савой и Вилидж Вэнджуард, а также такими аренами, как Карнеги Холл.

Стиль Канзас-сити

В эпоху Великой депрессии и сухого закона, джазовая сцена Канзас-Сити превратилась в своеобразную Мекку новомодных звуков конца 1920-х и 1930-х годов. Для стиля, процветавшего в Канзас-Сити, характерны проникновенные пьесы с блюзовой окраской, исполнявшиеся как биг-бендами, так и маленькими свинговыми ансамблями, демонстрировавшими очень энергичные соло, исполнявшиеся для посетителей кабачков с подпольно продававшимся спиртным. Именно в этих кабачках и выкристаллизовался стиль великого Каунта Бэйси, начинавшего в Канзас-сити в оркестре Уолтера Пэйджа и впоследствии у Бенни Моутена. Оба этих оркестра были типичными представителями стиля Канзас-сити, основой которого стала своеобразная форма блюза, получившая название «городской блюз» и сформировавшаяся в игре вышеназванных оркестров. Джазовая сцена Канзас-сити отличалась также целой плеядой выдающихся мастеров вокального блюза, признанным «королем» среди которых был многолетний солист оркестра Каунта Бэйси, знаменитый блюзовый певец Джимми Рашинг. Знаменитый альтсаксофонист Чарли Паркер, родившийся в Канзас-Сити, по приезде в Нью-Йорк широко использовал характерные блюзовые «фишки» разученные им в оркестрах Канзас-сити и составившие впоследствии один из отправных моментов в экспериментах бопперов в 1940-е.

Джаз Западного побережья

Исполнители, захваченные движением кул-джаза в 50-е годы, много работали в студиях звукозаписи Лос-Анджелеса. В значительной степени под влиянием нонета Майлза Дэвиса эти базировавшиеся в Лос-Анджелесе исполнители развивали то, что теперь известно как «West Coast Jazz», или джаз Западного побережья. Джаз Западного побережья был гораздо мягче, чем яростный бибоп, который ему предшествовал. Большинство произведений джаза Западного побережья было выписано в крупных деталях. Контрапунктные линии, часто использовавшиеся в этих композициях, казались частичками проникшего в джаз европейского влияния. Однако в этой музыке оставалось много пространства и для продолжительных линеарных сольных импровизаций. Хотя West Coast Jazz исполнялся главным образом в студиях звукозаписи, такие клубы, как «Маяк» на Эрмоза бич и «Хэйг» в Лос-Анджелесе часто представляли его главных мастеров, в числе которых были трубач Шорти Роджерс, саксофонисты Арт Пеппер и Бад Шенк, барабанщик Шелли Мэнн и кларнетист Джимми Джюффри.

Распространение джаза

Джаз всегда вызывал интерес среди музыкантов и слушателей по всему миру вне зависимости от их государственной принадлежности. Достаточно проследить ранние работы трубача Диззи Гиллеспи и его синтез джазовых традиций с музыкой темнокожих кубинцев в 1940-е или более позднее соединение джаза с японской, евроазиатской и ближневосточной музыкой, известные в творчестве пианиста Дейва Брубека, так же как и у блестящего композитора и лидера джаз-оркестра Дюка Эллингтона, комбинировавшего музыкальное наследие Африки, Латинской Америки и Дальнего Востока.

Дэйв Брубек

Джаз постоянно впитывал и не только западные музыкальные традиции. Например, когда разные художники стали пробовать работу с музыкальными элементами Индии. Пример этих усилий можно услышать в записях флейтиста Пола Хорна во дворце Тадж-Махал (Taj Mahal), или в потоке «всемировой музыки», представленной например в творчестве группы Орегон или проекта Джона Маклафлина Шакти. В музыке Маклафлина, раньше в основном базировавшейся на джазе, в период работы с Шакти стали применяться новые инструменты индийского происхождения, вроде хатама или таблы, зазвучали запутанные ритмы и широко использовалась форма индийской раги.
Поскольку глобализация мира продолжается, в джазе постоянно ощущается воздействие других музыкальных традиций
Художественный Ансамбль Чикаго (The Art Ensemble of Chicago) был ранним пионером в слиянии африканских и джазовых форм. Позднее мир узнал саксофониста/композитора Джона Зорна и его исследования еврейской музыкальной культуры, как в рамках оркестра Masada, так и вне его. Эти работы вдохновили целые группы других джазовых музыкантов, таких, как клавишник Джон Медески, сделавший записи с африканским музыкантом Салифом Кеита, гитарист Марк Рибо и басист Энтони Коулмен. Трубач Дейв Даглас с вдохновением внедряет в свою музыку балканские мотивы, в то время как Азиатско-Американский Джазовый Оркестр (Asian-American Jazz Orchestra) появился в качестве ведущего сторонника конвергенции джазовых и азиатских музыкальных форм. Поскольку глобализация мира продолжается, в джазе постоянно ощущается воздействие других музыкальных традиций, обеспечивающих зрелую пищу для будущих исследований и доказывающих, что джаз — это действительно мировая музыка.

Джаз в СССР и России


Первый в РСФСР джаз-бэнд Валентина Парнаха

Джаз-сцена зарождается в СССР в 20-е годы одновременно с ее расцветом в США. Первый джаз-оркестр в Советской России был создан в Москве в 1922 г. поэтом, переводчиком, танцором, театральным деятелем Валентином Парнахом и носил название «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха». Днем рождения отечественного джаза традиционно считается 1 октября 1922 года, когда состоялся первый концерт этого коллектива. Первым профессиональным джазовым составом, выступившим в радиоэфире и записавшим пластинку считается оркестр пианиста и композитора Александра Цфасмана (Москва).

Ранние советские джаз-бэнды специализировались на исполнении модных танцев (фокстрот, чарльстон). В массовом сознании джаз начал приобретать широкую популярность в 30-е годы, во многом благодаря ленинградскому ансамблю под руководством актера и певца Леонида Утесова и трубача Я. Б. Скоморовского. Популярная кинокомедия с его участием «Веселые Ребята» (1934) была посвящена истории джазового музыканта и имела соответствующий саундтрек (написанный Исааком Дунаевским). Утесов и Скоморовский сформировали оригинальный стиль «теа-джаз» (театральный джаз), основанный на смеси музыки с театром, опереттой, большую роль в нём играли вокальные номера и элемент представления. Заметный вклад в развитие советского джаза внёс Эдди Рознер — композитор, музыкант и руководитель оркестров. Начав свою карьеру в Германии, Польше и других европейских странах, Рознер переехал в СССР и стал одним из пионеров свинга в СССР и зачинателем белорусского джаза.
В массовом сознании джаз начал приобретать широкую популярность в СССР 30-х годов
Отношение советских властей к джазу было неоднозначным: отечественных джаз-исполнителей, как правило, не запрещали, но была распространена жесткая критика джаза как такового, в контексте критики западной культуры в целом. В конце 40-х годов, во время борьбы с космополитизмом, джаз в СССР переживал особо сложный период, когда коллективы, исполняющие «западную» музыку, подвергались гонениям. С началом «оттепели» репрессии в отношении музыкантов были прекращены, но критика продолжилась. Согласно исследованиям профессора истории и американской культуры Пенни Ван Эсчен, Госдепартамент США пытался использовать джаз в качестве идеологического оружия против СССР и против расширения советского влияния на страны третьего мира. В 50-е и 60-е гг. в Москве возобновили свою деятельность оркестры Эдди Рознера и Олега Лундстрема, появились новые составы, среди которых выделялись оркестры Иосифа Вайнштейна (Ленинград) и Вадима Людвиковского (Москва), а также Рижский эстрадный оркестр (РЭО).

Биг-бэнды воспитали целую плеяду талантливых аранжировщиков и солистов-импровизаторов, чье творчество вывело советский джаз на качественно новый уровень и приблизило к мировым образцам. Среди них Георгий Гаранян, Борис Фрумкин, Алексей Зубов, Виталий Долгов, Игорь Кантюков, Николай Капустин, Борис Матвеев, Константин Носов, Борис Рычков, Константин Бахолдин. Начинается развитие камерного и клубного джаза во всем многообразии его стилистики (Вячеслав Ганелин, Давид Голощёкин, Геннадий Гольштейн, Николай Громин, Владимир Данилин, Алексей Козлов, Роман Кунсман, Николай Левиновский, Герман Лукьянов, Александр Пищиков, Алексей Кузнецов, Виктор Фридман, Андрей Товмасян, Игорь Бриль, Леонид Чижик и др.)


Джаз-клуб «Синяя птица»

Многие из вышеперечисленных мэтров советского джаза начинали свой творческий путь на сцене легендарного московского джаз-клуба «Синяя Птица», который просуществовал с 1964 года по 2009 г, открыв новые имена представителей современного поколения звезд отечественного джаза (братья Александр и Дмитрий Бриль, Анна Бутурлина, Яков Окунь, Роман Мирошниченко и другие). В 70-х годах широкую известность получило джазовое трио «Ганелин-Тарасов-Чекасин» (ГТЧ) в составе пианиста Вячеслава Ганелина, барабанщика Владимира Тарасова и саксофониста Владимира Чекасина, просуществовавшее до 1986 года. В 70−80-х годах так же был известен джазовый квартет из Азербайджана «Гайя», грузинские вокально-инструментальные ансамбли «Орера» и «Джаз-Хорал».

После спада интереса к джазу в 90-е годы, он снова стал набирать популярность в молодежной культуре. В Москве ежегодно проводятся фестивали джазовой музыки, такие как «Усадьба Джаз» и «Джаз в саду Эрмитаж». Самой популярной клубной площадкой джаза в Москве является джаз-клуб «Союз Композиторов», приглашающий всемирно известных джаз и блюз исполнителей.

Джаз в современном мире

Современный мир музыки столь же разнообразен, как климат и география, которые мы познаем благодаря путешествиям. И все же, сегодня мы наблюдаем смешение все большего числа всемирных культур, постоянно приближающего нас к тому, что в сущности уже становится «всемирной музыкой» (world music). Сегодняшний джаз уже не может не быть под влиянием звуков, проникающих в него практически из любого уголка земного шара. Европейский экспериментализм с классическим подтекстом продолжает влиять на музыку молодых пионеров, таких, как например Кен Вандермарк, фриджазовый авангардист-саксофонист, известный по работе с такими известными современниками, как саксофонисты Мэтс Густафссон, Эван Паркер и Питер Броцманн. К другим молодым музыкантам, более традиционной ориентации, которые продолжают поиски своего собственного тождества, относятся пианисты Джекки Террассон, Бенни Грин и Брэйд Мелдоа, саксофонисты Джошуа Редман и Дэвид Санчес и барабанщики Джефф Уоттс и Билли Стюарт.

Старая традиция звучания стремительно продолжается такими художниками, как трубач Уинтон Марсалис, работающий с целой командой помощников, как в собственных маленьких группах, так и в Джаз-Оркестре Центра Линкольна, который он возглавляет. Под его покровительством выросли в больших музыкантов пианисты Маркус Робертс и Эрик Рид, саксофонист Уэс «Warmdaddy» Эндерсон, трубач Маркус Принтуп и вибрафонист Стефан Харрис. Басист Дейв Холланд также является прекрасным открывателем молодых талантов. Среди многих его открытий такие художники, как саксофонист/М-басист Стив Коулмен, саксофонист Стив Уилсон, вибрафонист Стив Нельсон и барабанщик Билли Килсон. К числу других великих наставников молодых талантов относятся также пианист Чик Кориа, и ныне покойные — барабанщик Элвин Джонс и певица Бетти Картер. Потенциальные возможности дальнейшего развития джаза в настоящее время достаточно велики, поскольку пути развития таланта и средства его выражения непредсказуемы, умножаясь поощряемым сегодня объединением усилий различных джазовых жанров.

Понравилась статья? Поделитесь ей