Контакты

Как погиб линкор «Новороссийск. Тайна гибели линкора «Новороссийск» в Севастополе: признание итальянского боевого пловца Взрыв в севастопольской бухте

Теперь предлагаю посмотреть фото корабля.

После выхода Италии из войны страны-победительницы разделили итальянские боевые корабли в счёт репараций. Советский Союз претендовал на новые линкоры типа «Литторио», однако ему достался лишь устаревший «Джулио Чезаре». Сразу получить корабль не удалось, поэтому англичане временно передали СССР свой старый дредноут «Royal Sovereign», получивший в советском флоте название «Архангельск». В 1948 году, после того, как «Чезаре» отправился в советский порт, «Архангельск» был возвращён Англии для разделки на металлолом.

Хотя к концу войны в строю из советских тяжёлых кораблей оставались лишь два старых линкора — «Севастополь» и «Октябрьская революция», — СССР всё ещё имел амбициозные планы по строительству линейных кораблей, и для подготовки экипажей планировалось использовать «Чезаре».

9 декабря 1948 года «Чезаре» покинул ВМБ Таранто и перешёл в Аугусту, откуда 15 декабря направился в албанский порт Влёра (Валона). Там 3 февраля 1949 года состоялась передача линкора, получившего временное обозначение Z11, советской комиссии, во главе с контр-адмиралом Г. И. Левченко. 6 февраля на корабле был поднят военно-морской флаг СССР, а через две недели он вышел в Севастополь, прибыв в новую базу 26 февраля. Приказом по Черноморскому флоту от 5 марта 1949 года линкору присвоили название "Новороссийск".


"Джулио Чезаре" в достройке, Генуя осень 1913 года

"Джулио Чезаре", построение команды на корме 1925-1926 гг

"Джулио Чезаре" на маневрах, 1926 год

"Джулио Чезаре" в Таранто, октябрь 1937 года

"Джулио Чезаре" после модернизации, 1940 год

Повреждения надстроек "Джулио Чезаре" от попадания 381-мм снарядов с линкора "Уорспайт" в бою 9 июля 1940 года

Линейный корабль "Джулио Чезаре", 1941 год

37-мм спаренные автоматические установки на "Джулио Чезаре", май 1941 года

"Джулио Чезаре" в бассейне Маре Пикколо, Таранто ноябрь 1948 года


Линкор "Новороссийск" в Севастополе, 1949 год

"Новороссийск" в Севастополе, начало 1950-х годов

На палубе линкора "Новороссийск" в Севастополе, начало 1950-х годов

Главный калибр линкора "Новороссийск"

На палубе "Новороссийска", 1954 год

Линкор "Новороссийск" и танкер "Фиолент", 1954 год

Подъем линкора "Новороссийск", май 1957 года

Вопрос о сроке жизни самолёта, корабля или автомобиля, разумеется, точного ответа не имеет. Кто-то третий десяток лет ездит на своем любимом «Бьюик Роудмастер», другие меняют машины каждые четыре года. Это рассказ о боевом корабле с непростой историей, двух его жизнях и неожиданной гибели.

Почти 60 лет назад, 29 октября 1955 года, произошла катастрофа, завершившая долгий и сложный путь одного из самых знаменитых кораблей в истории. В Северной бухте Севастополя от взрыва затонул итальянский линкор «Джулио Чезаре» («Юлий Цезарь»), который, впрочем, к моменту гибели давно стал флагманом Черноморской эскадры Советского Военно-морского флота и ходил под новым именем «Новороссийск». Погибло боле шестисот моряков. Долгое время подробности этих событий не разглашались, версии трагедии держались в секрете – совершенно неудивительно, ведь крайне странные события в Севастопольской бухте привели к перестановкам в командовании ВМФ СССР.

«Джулио Чезаре»

Линкору «Новороссийск» на момент катастрофы исполнилось сорок четыре года – весьма почтенный срок для боевого корабля. Большую часть жизни он был известен под именем «Джулио Чезаре» – и долгое время плавал под флагом итальянских ВМС.

Дредноут «Джулио Чезаре» на стапеле, 1911 год.

История «Юлия Цезаря» началась 27 июня 1909 года, когда Италия решила провести модернизацию боевого флота и утвердила масштабный проект по постройке трёх крейсеров, двенадцати подводных лодок, а также дюжины эсминцев, тридцати четырёх миноносцев и, наконец, трёх линкоров дредноутного типа по проекту 1908 года. Так в 1910 году в Генуе были заложены будущие «Леонардо да Винчи», «Конте ди Кавур» и «Джулио Чезаре», который изначально и подразумевался как флагманский корабль.

Англичане любили шутить по поводу итальянского флота, мол, итальянцы гораздо лучше строят корабли, чем умеют на них воевать. Шутки шутками, но Италия всерьёз рассчитывала на свои новые линкоры в грядущем европейском конфликте, и к началу Первой мировой войны «Джулио Чезаре» находился в главной военно-морской базе Таранто, постоянно проводя учения и стрельбы. Доктрина линейного артиллерийского боя подразумевала, что линкоры должны вступать в бой только с линкорами противника, и артиллерийская подготовка экипажа велась самая серьёзная. В 1916 году корабль перевели к берегам Корфу, в декабре 1917 – в южную часть Адриатики, и к концу войны он вернулся в Таранто. Весь багаж опыта «Цезаря» за Первую мировую состоял из 31 часа на боевых заданиях и 387 часов на учениях, ни одного столкновения с противником не последовало.


Спуск на воду в Генуе, верфи Ансальдо. 15 октября 1911 года.
Источник: Айзенберг Б. А., Костриченко В. В., Таламанов П. Н. «Эпитафия великой мечте». Харьков, 2007

В межвоенный период «Джулио Чезаре», оставаясь гордостью итальянского флота, активно совершенствовался и дорабатывался. В 1922 году ему изменили фок-мачту, в 1925 – систему управления огнём и установили катапульту для гидросамолётов. Наибольшие преобразования корабль претерпел в 30-х годах во время капитального ремонта – на тот момент ему было уже более двадцати лет! Водоизмещение линкора достигло 24 000 тонн, максимальная скорость – 22 узлов. Начальное вооружение включало 13 305-мм орудий, 18 120-мм орудий, 13 76-мм орудий, три торпедных аппарата, зенитные установки и крупнокалиберные пулемёты, в результате модернизации основной калибр был рассверлён до 320 мм.

Первый серьёзный бой итальянский линкор провёл после начала Второй мировой войны. 6 июля 1940 года у мыса Пунта Стило «Чезаре» вступил в перестрелку с флагманом британской эскадры линкором «Уорспайт», но, к сожалению, не смог показать себя с лучшей стороны: попадание (большинство историков сходятся на мнении, что оно было случайным) 381-мм снаряда вызвало пожар на «Чезаре», погибло 115 членов экипажа, были разрушены лёгкие орудия и повреждены четыре котла. Кораблю пришлось отступать.


«Джулио Чезаре» в 1917 году

В ноябре 1940 года британская авиация атаковала итальянские линкоры в гавани Таранто, в результате чего «Чезаре» был переведён сначала в Неаполь, потом в Сицилию. Второй серьёзный бой линкор провёл с английским конвоем на Мальту 27 ноября. Корабли противоборствующих сторон получили незначительные повреждения, итальянцы отступили при приближении вражеской авиации. В 1941 году «Чезаре» опять не повезло: корабль пострадал от очередного британского авианалёта и был отправлен на длительный ремонт. К 1942 году стало понятно, что 30-летний корабль безнадёжно устарел. Из-за недостатков конструкции он мог погибнуть от одного торпедного попадания, а также был не способен всерьёз сопротивляться вражеской авиации.

До конца боевых действий линкор оставался в гавани, служа в качестве плавучей казармы.


«Джулио Чезаре» в бою у Пунта Стило. Фото сделано с линкора «Конте ди Кавур»

«Новороссийск»

Италия капитулировала в 1943 году. Согласно условиям союзников, итальянский флот должен был быть поделён между странами-победителями. СССР претендовал на новые линкоры, поскольку из линейных кораблей в строю советских ВМС остались лишь дореволюционные дредноуты «Севастополь» и «Октябрьская революция», но в условиях назревающей холодной войны ни США, ни Британия не стремились усиливать флот потенциального противника, и вместо линкора типа «Литторио» постройки второй половины 30-х годов СССР был передан только старый «Джулио Чезаре». Учитывая возраст корабля, советское командование решило использовать его для подготовки экипажей. Что касается более новых итальянских линкоров, они были возвращены Италии в рамках партнёрства по НАТО.

9 декабря 1948 года бывшая гордость итальянского флота линкор «Джулио Чезаре» вышел из Таранто и спустя 6 дней прибыл в албанский порт Влёра. В феврале 1949 года он был передан советской комиссии под командованием контр-адмирала Левченко. 26 февраля линкор пришвартовался в Севастополе, а приказом от 5 марта 1949 года – переименован в «Новороссийск». Началась новая жизнь «Джулио Чезаре».


Таранто, 1948 год. Одна из последних фотографий линкора под итальянским флагом.
Источник: Айзенберг Б. А., Костриченко В. В., Таламанов П. Н. «Эпитафия великой мечте». Харьков, 2007

Как отмечают исследователи, корабль был принят в крайне запущенном состоянии. Серьёзного ремонта или замены требовали трубопроводы, арматура, обслуживающие механизмы, то есть всё, что не подверглось капитальному ремонту 30-х годов. Перед сдачей корабля итальянцы отремонтировали только электрику, чтобы корабль как минимум добрался до нового порта приписки. При этом восстановление «Новороссийска» в Севастополе затруднялось тем, что в СССР практически не было специалистов, владеющих итальянским языком, на котором была составлена вся документация по кораблю. Более того, технические документы были предоставлены не в полном объёме, что ещё более усложняло ремонтные работы.

Несмотря на трудности с эксплуатацией корабля, уже в августе 1949 года «Новороссийск» принял участие в манёврах эскадры в качестве флагмана. Он ещё не стал полноценной боевой единицей, и до полного восстановления было далеко, но советское командование хотело продемонстрировать успехи в освоении итальянского корабля. Разведка НАТО убедилась, что «Новороссийск» вошёл в строй ЧФ СССР, а это уже был достаточный результат.


Линейный корабль «Новороссийск» в Северной бухте Севастополя, 1949 год

Последующие шесть лет линкор провёл в постоянных ремонтах. За это время на нём установили 24 зенитных автомата калибра 37-мм, новые радиолокационные станции, средства связи и заменили итальянские турбины. Тем не менее, эксплуатация корабля осложнялась крайне некомфортными условиями для экипажа, постоянными поломками и изношенностью систем.

Октябрьская катастрофа

28 октября 1955 года корабль вернулся в гавань и занял место в Северной бухте Севастополя, примерно в 110 метрах от берега. Глубина составляла 17 метров, плюс около 30 метров вязкого ила.

Трагедия произошла спустя сутки. На борту «Новороссийска» находилось более полутора тысяч человек: часть экипажа (не ушедшие в увольнение), новое пополнение, курсанты и солдаты. Поминутная реконструкция происшедшего впоследствии была создана на основе показаний выживших очевидцев.


29 октября в 01:31 по московскому времени под корпусом корабля с правого борта в носу произошёл мощный взрыв. В подводной части корпуса образовалась пробоина площадью более 150 квадратных метров, с левого борта и вдоль киля – вмятина более двух метров. Общая площадь повреждений подводной части около составила 340 квадратных метров на участке в 22 метра. В пробоину сразу хлынула вода, образовался крен на правый борт.

В 01:40 о взрыве сообщили командующему флотом, в 02:00 был отдан приказ буксировать корабль на мель. 02:32 – зафиксирован сильный крен на левый борт, к 03:30 на палубе выстроились незанятые моряки, у борта линкора стояли спасательные суда, но эвакуация не начиналась. Как потом объяснял адмирал Пархоменко, он «не счёл возможным заблаговременно приказать личному составу оставить корабль, так как до последних минут надеялся, что корабль будет спасён, и не было мысли, что он погибнет». «Новороссийск» начал опрокидываться, моряки спасались на шлюпках, или просто прыгали в воду, многие остались внутри линкора.

К 04:14 корабль лёг на левый борт, и к 22:00 29 октября полностью исчез под водой. За несколько часов погибло 609 человек: от взрыва, накрытые корпусом корабля в воде, в затопленных отсеках. По воспоминаниям водолазов, только к 1 ноября замурованные и обречённые на смерть моряки перестали подавать сигналы.

В мае 1957 года корабль подняли, отвели в Казачью бухту, изучили и разобрали на металл.

Не всё так однозначно

Для выяснения причин взрыва была создана специальная правительственная комиссия, которую возглавил заместитель председателя Совета Министров СССР Вячеслав Малышев. Современники отзывались о нём как об инженере высочайшей эрудиции, высококлассном специалисте в судостроении, который, что характерно, ещё в 1946 году рекомендовал отказаться от приобретения «Джулио Чезаре». В соответствии с назначенными жёсткими сроками, комиссия выдала своё заключение через две с половиной недели. Официальная версия гласила, что взрыв был вызван немецкой магнитной миной, оставшейся после Второй мировой войны, с зарядом силы 1000–1200 кг в тротиловом эквиваленте. Прямыми виновниками гибели людей объявили Пархоменко, и.о. командира линкора капитана Хуршудова и члена Военного совета Черноморского флота вице-адмирала Кулакова.

Ветеран спецподразделения боевых пловцов 10-й флотилии ВМС Италии сообщил, что линкор Черноморского флота ВМФ СССР «Новороссийск», который при загадочных обстоятельствах погиб 29 октября 1955 года, был подорван итальянскими боевыми пловцами. Уго де Эспозито сделал это признание в интервью итальянскому изданию 4Arts.

Уго де Эспозито является бывшим сотрудник итальянской Службы военной разведки, и экспертом по закрытой (шифрованной) связи. По его словам, итальянцы не хотели, чтобы линейный корабль, бывший итальянский дредноут «Giulio Cesare», достался «русским», поэтому позаботились о том, чтобы его уничтожить. Это первое прямое признание со стороны военных Италии, что они причастны к взрыву и гибели линкора. До этого адмирал Джино Биринделли и другие ветераны итальянских спецподразделений отрицали факт причастности итальянцев к гибели корабля.

В 2005 году журнал «Итоги» огласил схожий материал на тему гибели линкора «Новороссийск». В журнале был размещён рассказ бывшего советский флотского офицера, эмигрировавшего в США, который встречался с последним из доживших до наших дней исполнителей диверсии «Николо». Итальянец рассказал, что когда происходила передача итальянских кораблей СССР, бывший командир 10-й флотилии Юнио Валерио Сципионе Боргезе (1906 - 1974), по прозвищу «Чёрный князь» дал клятву отомстить за бесчестие Италии и взорвать линкор во что бы то ни стало. Аристократ Боргезе не бросал слов на ветер.

В послевоенное время бдительность советских моряков была притуплена. Акваторию итальянцы знали хорошо – во время Великой Отечественной войны «10-я флотилия МАС» (от итал. Mezzi d"Assalto - штурмовые средства, или итал. Motoscafo Armato Silurante - вооружённые торпедные катера) действовала на Чёрном море. В течение года шла подготовка, исполнителями было восемь диверсантов. 21 октября 1955 года из Италии вышло грузовое судно, которое шло на один из днепровских портов под погрузку зерна. В полночь 26 октября в 15 милях траверс маяка Херсонес грузовое судно выпустило из специального люка в днище мини-субмарину. Субмарина «Пиколло» прошла в район севастопольской бухты Омега, где была устроена временная база. При помощи гидробуксиров диверсионная группа добралась до «Новороссийска», началась работа по закладке зарядов. Дважды итальянские водолазы возвращались в Омегу за взрывчаткой, которая была в магнитных цилиндрах. Успешно смогли пристыковаться к грузовому судну и уйти.

Стратегический трофей

Линейный корабль «Giulio Cesare» - это один из пяти кораблей типа «Конте ди Кавур». Проект разработал контр-адмирал Эдоардо Масдеа. Он предложил корабль с пятью орудийными башнями главного калибра: на носу и корме нижние башни были трехорудийными, верхние – двухорудийными. Ещё одну трехорудийную башню разместили на миделе – между трубами. Калибр орудий составлял 305-мм. «Юлий Цезарь» был заложен в 1910 году и введен в строй в 1914 году. В 1920-е годы корабль прошёл первые модернизации, получил катапульту для запуска гидросамолета и кран для подъема самолета с воды и на катапульту, была заменена система управления артиллерийским огнем. Линкор стал учебным артиллерийским кораблем. В 1933-1937 гг. «Юлий Цезарь» прошел капитальный ремонт по проекту инженер-генерала Франческо Ротунди. Мощность орудий главного калибра была повышена до 320-мм (их количество сократили до 10), повышена дальность стрельбы, усилено бронирование и противоторпедная защита, заменены котлы и другие механизмы. Орудия могли стрелять до 32 км более чем полутонными снарядами. Водоизмещение корабля выросло до 24 тыс. тонн.

Во время Второй мировой войны корабль участвовал в ряде боевых операций. В 1941 году, из-за нехватки топлива, боевая активность старых кораблей была снижена. В 1942 году «Юлия Цезаря» вывели из состава действующего флота. Кроме нехватки топлива, была высокая опасность гибели линкора от торпедного удара в условиях господства авиации противника в воздухе. Корабль до конца войны был превращен в плавучую казарму. После заключения перемирия, союзное командование первоначально хотело оставить итальянские линкоры под своим контролем, но затем три старых корабля, включая Цезарь», разрешили передать итальянским ВМС для использования в учебных целях.

Согласно специальному соглашению, державы-победительницы разделили итальянский флот в счёт репараций. Москва претендовала на новый линкор типа «Литторио», но СССР передали только устаревший «Цезарь», а также легкий крейсер «Эмануэле Филиберто дюка д’Аоста» («Керчь»), 9 эсминцев, 4 субмарины и несколько вспомогательных судов. Окончательное соглашение о разделе передаваемых итальянских кораблей между СССР, США, Англией и другими государствами, пострадавшими от итальянской агрессии, была заключено 10 января 1947 года на Совете министров иностранных дел союзных держав. В частности, Франции передали 4 крейсера. 4 эсминца и 2 подводные лодки, Греции – один крейсер. Новые линейные корабли достались США и Великобритании, позже их вернули Италии в рамках партнерства по НАТО.

До 1949 года «Цезарь» находился в консервации и использовался для тренировок. Он был в сильно запущенном состоянии. Линкор включили в состав Черноморского флота. 5 марта 1949 года линейному кораблю присвоили название «Новороссийск». В последующие шесть лет на «Новороссийске» был выполнен значительный объём работ по ремонту и модернизации линкора. На нём установили зенитную артиллерию ближнего действия, новые РЛС, средства радиосвязи и внутрикорабельной связи, модернизировали приборы управления стрельбой главного калибра, заменили аварийные дизель-генераторы, поменяли итальянские турбины на советские (увеличив скорость корабля до 28 узлов). К моменту гибели «Новороссийск» был самым мощным кораблем советского флота. На его вооружении было десять 320-мм орудий, 12 x 120-мм и 8 x 100-мм орудий, 30 x 37-мм зенитных пушек. Водоизмещение корабля достигло 29 тыс. тонн, при длине в 186 метров и ширине – 28 метров.

Несмотря на свой преклонный возраст, линкор был идеальным кораблем для «атомного эксперимента». Его 320-миллиметровые орудия били цели на дистанции до 32 км снарядами весом 525 кг, которые подходили для того, чтобы разместить в них тактические ядерные боезаряды. Еще в 1949 году, когда Советский Союз получил статус ядерной державы, линейный корабль посетил военный министр маршал Александр Василевский, а в 1953 году – новый министр обороны, Николай Булганин. В 1955 году, очередной министр обороны СССР – Георгий Жуков, продлил срок службы «Новороссийска» на 10 лет. Программа по атомной модернизации линейного корабля подразумевала два этапа. На первом этапе планировали разработать и изготовить партию спецснарядов с атомными зарядами. На втором – заменить кормовые башни установками для крылатых ракет, которые могут быть оснащены ядерными боеголовками. На советских военных заводах в первоочередном порядке работали над изготовлением партии спецснарядов. Артиллеристы корабля, под началом опытнейшего командира линкора капитана 1-го ранга Александра Павловича Кухты решили проблему управления огнем орудий главного калибра. Все 10 орудий главного калибра теперь могли кучно стрелять по одной цели.

Трагическая гибель «Новороссийска»

28 октября 1955 года «Новороссийск» находился в Северной бухте Севастополя. А. П. Кухта был в отпуске. Считается, что будь он на корабле, события, последовавшие за взрывом, могли бы развернуться по-иному, в менее трагичном русле. Временно исполняющий обязанности командира корабля капитан 2-го ранга Г. А. Хуршудов отбыл на берег. Старшим офицером на линкоре был помощник командира корабля З. Г. Сербулов. 29 октября в 1 час 31 минуту под носом корабля раздался мощнейший взрыв, эквивалентный 1 -1,2 тоннам тринитротолуола. Взрыв, некоторым он показался сдвоенным, пробил насквозь многоэтажный бронированный корпус огромного боевого корабля от днища до верхней палубы. Была образована огромная до 170 квадратных метров, пробоина в днище с правого борта. В неё хлынула вода, ломая дюралюминиевые переборки внутренних помещений и заливая корабль.

Взвыв, произошел в самой густонаселённой части корабля, где в носовых кубриках спали сотни моряков. В самом начале погибло до 150-175 человек, и было ранено примерно столько же. Из пробоины были слышны крики раненых, шум поступавшей воды, плавали останки погибших. Возникло некоторое замешательство, посчитали даже, что началась война, по кораблю ударили с воздуха, на линкоре объявили аварийную, а затем боевую тревогу. Экипаж занял места согласно боевому расписанию, к зениткам подали снаряды. Матросы задействовали все имеющиеся энергетические и водоотливные средства. Аварийные команды попытались локализовать последствия катастрофы. Сербулов организовал спасение людей из затапливаемых помещений и стал готовить раненых к отправке на берег. Линкор планировали отбуксировать на ближайшую отмель. Из стоявших поблизости крейсеров стали прибывать аварийные партии и медицинские команды. Стали подходить и спасательные суда.

В это время была совершена трагическая ошибка, прибывший на линкор командующий Черноморским флотом вице-адмирал В. А. Пархоменко, отдал приказ приостановить буксировку «Новороссийска» к отмели. Когда её попытались возобновить, было уже поздно. Носовая часть линейного корабля уже села на грунт. Хуршудов видя, что крен на левый борт увеличивается, и остановить поступление воды не удается, предложил эвакуировать часть команды. Его поддерживал и контр-адмирал Н.И.Никольский. Люди стали собираться на корме. Комфлота совершил новую ошибку, под предлогом сохранения спокойствия («Не будем разводить панику!»), он приостановил эвакуацию. Когда решение об эвакуации было принято, корабль стал стремительно опрокидываться кверху днищем. Многие люди остались внутри корабля, другие не смогли выплыть после опрокидывания. В 4 часа 14 минут линкор «Новороссийск» лёг на левый борт, и через мгновение перевернулся вверх килем. В таком состоянии корабль продержался до 22 часов.

Внутри корабля было много людей, до конца боровшихся за его выживание. Часть из них ещё была жива, оставшись в «воздушных мешках». Они стуками подавали о себе весть. Матросы, не дожидаясь указаний «сверху», вскрыли обшивку днища в корме линкора и спасли 7 человек. Успех окрылил, стали резать в других местах, но безуспешно. Из корабля выходил воздух. Прорехи попытались заделать, но это было уже бесполезно. Линкор окончательно затонул. В последние минуты по опытному образцу прямой разговорной звукоподводной связи, которую привезли к месту аварии, было слышно как советские моряки пели «Варяга». Скоро всё затихло. Через сутки в одном из кормовых кубриков обнаружили живых. Водолазы смогли вытащить двух матросов. 1 ноября водолазы перестали слышать какие-либо стуки из отсеков линейного корабля. 31 октября похоронили первую партию погибших матросов. Их провожали все уцелевшие «новороссийцы», одетые в парадную форму они промаршировали через весь город.

В 1956 году начались работы по подъёму линкора методом продувания. Её проводила экспедиция особого назначения ЭОН-35. Предварительные работы завершили в апреле 1957 года. 4 мая корабль всплыл кверху килем - сначала нос, а потом корма. 14 мая (по другой информации, 28 мая) линкор отбуксировали в Казачью бухту. Затем его разобрали и передали на завод «Запорожсталь».

Мнение правительственной комиссии

Правительственная комиссия во главе с заместителем председателя советского Совмина Совета министром судостроительной промышленности генерал-полковником инженерно-технической службы Вячеславом Малышевым сделал заключение уже через две недели с половиной после трагедии. 17 ноября доклад представили в ЦК КПСС. Центральный Комитет компартии принял и одобрил сделанные выводы. Причиной гибели «Новороссийска» посчитали подводный взрыв, видимо, немецкой магнитной мины, которая осталась на дне со времён Второй мировой войны.

Версии взрыва склада топлива или артиллерийских погребов, были отметены почти сразу. Емкости бензосклада на корабле пустовали задолго до трагедии. Если бы взорвались артпогреба, линкор разнесло на куски, серьёзно пострадали бы и соседние корабли. Эту версию опровергали и показания матросов. Снаряды оставались в целости и сохранности.

Ответственными за гибель людей и корабля были комфлота Пархоменко, контр-адмирал Никольский, член Военного совета Черноморского флота вице-адмирал Кулаков, исполняющий обязанности командира линкора капитан 2 ранга Хуршудов. Они были понижены в звании и должности. Также наказание понес контр-адмирал Галицкий - командир дивизии охраны водного района. По раздачу попал и командир линкора А. П. Кухта, он был понижен в звании до капитана 2 ранга и отправлен в запас. Комиссия отметила, что личный состав корабля до конца боролся за его выживание, показал образцы настоящего мужества и героизма. Однако все усилия экипажа спасти корабль были сведены на нет «преступно-легкомысленным, неквалифицированным» командованием.

Кроме того, эта трагедия стала поводом для того, чтобы снять с должности Главнокомандующего ВМФ Николая Кузнецова. Хрущев его не любил, так как этот крупнейший флотоводец противостоял планам «оптимизации» флота (под нож пошли сталинские программы по превращению ВМФ СССР в океанский флот).

Версии

1) Больше всего голосов набрала версия мины. Эти боеприпасы были в Севастопольской бухте не редкостью, начиная со времен Гражданской войны. Уже во время Великой Отечественной войны немецкие ВВС и ВМС минировали акваторию и с моря, и с воздуха. Бухту регулярно чистили водолазные команды и тралили, обнаруживали мины. В 1956-1958 гг. уже после гибели «Новороссийска» обнаружили еще 19 немецких донных мин, в том числе и у места гибели советского корабля. Однако у этой версии есть слабые места. Считается, что к 1955 году источники электропитания всех донных мин должны были уже разрядиться. Да и взрыватели пришли бы в негодность к этому времени. До трагедии на бочке № 3 «Новороссийск» швартовался 10 раз, а линкор «Севастополь» 134 раза. Никто не взорвался. Кроме того, выяснилось, что было два взрыва.

2) Торпедная атака. Выдвинули предположение, что линкор атаковала неизвестная субмарина. Но при выяснении обстоятельств трагедии, характерных примет остающихся от атаки торпеды, не нашли. Зато выяснили, что корабли дивизии охраны водного района, которые должны были сторожить главную базу Черноморского флота, в момент взрыва находились в другом месте. В ночь гибели линейного корабля внешний рейд советскими кораблями не охранялся; сетевые ворота были открыты, шумопеленгаторы не работали. Таким образом, Севастопольская военно-морская база была беззащитной. Теоретически враг мог в неё проникнуть. На внутренний рейд главной базы Черноморского флота могла проникнуть вражеская мини-субмарина или диверсионный отряд.

3) Диверсионная группа. «Новороссийск» могли уничтожить итальянские боевые пловцы. У итальянской флотилии морских диверсантов-подводников уже был опыт проникновения на малых подводных лодках в чужую гавань. 18 декабря 1941 года итальянские диверсанты под командованием капитан-лейтенанта Боргезе скрытно проникли в гавань Александрии и магнитными взрывными устройствами тяжело повредили британские линкоры «Вэлиант», «Куин Элизабет», эсминец HMS Jarvis и уничтожили танкер. Кроме того, итальянцы знали акваторию – 10-я флотилия базировалась в портах Крыма. С учётом разгильдяйства в области охраны порта, эта версия выглядит довольно убедительной. Кроме того, есть мнение, что в операции участвовали специалисты 12-й флотилии ВМС Великобритании (или полностью её организовали и провели). Её командиром тогда был ещё один человек-легенда - капитан 2 ранга Лайонел Крэбб. Он был одним из лучших подводных диверсантов флота Великобритании. К тому же после войны пленные итальянские специалисты из 10-й флотилии консультировали англичан. У Лондона был веский повод для уничтожения «Новороссийска» - его грядущее атомное вооружение. Англия была наиболее уязвимой мишенью для тактического ядерного . Отмечается и тот факт, что в конце октября 1955 года средиземноморская эскадра британского флота проводила учения в Эгейском и Мраморном морях. Однако если это правда, возникает вопрос, что делали КГБ и контрразведка? Их работа в этот период считалась весьма эффективной. Проглядели операцию противника прямо под носом? К тому же железных доказательств этой версии нет. Все публикации в печати малодостоверны.

4) Операция КГБ. «Новороссийск» был утоплен по заказу высшего политического руководства СССР. Эта диверсия была направлена против высшего руководства советского флота. Хрущёв занимался «оптимизацией» вооруженных сил, делая ставку на ракетные войска, а на флоте – на подводный флот, вооруженный ракетами. Гибель «Новороссийска» позволила нанести удар по руководству ВМФ, которое было против сокращения «устаревших» кораблей и сворачивания программы наращивания сил надводного флота, увеличения его мощи. С технической точки зрения, эта версии весьма логична. Линкор подорвали двумя зарядами с суммарным тротиловым эквивалентом в размере 1,8 тонны. Их установили на грунте в районе носовых артиллерийских погребов, на небольшом расстоянии от диаметральной плоскости корабля и друг от друга. Взрывы произошли с коротким временным промежутком, который обусловил появление кумулятивного эффекта и нанесение повреждений, в результате которых «Новороссийск» затонул. С учётом предательской политики Хрущева, который разрушал базовые системы государства и пытался устроить «перестройку» ещё в 1950-1960-е годы, эта версия имеет право на существование. Подозрение вызывает и поспешная ликвидация корабля, после того как его подняли. «Новороссийск» быстро порезали на металлолом, и дело было закрыто.

Узнаем ли мы когда-нибудь правду о трагической гибели сотен советских матросов? Скорее всего, нет. Если не появятся достоверные данные из архивов западных спецслужб или КГБ.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Морской орёл парил за облаками... Подводный пантеон необозрим.

Уж тут не водрузишь могильный камень И не посадишь дерево над ним...

Расул Гамзатов (1923-2003), аварский советский поэт и общественный деятель

Это случилось 29 октября 1955 года в половине второго ночи. Все сейсмостанции Крыма с холодным равнодушием зафиксировали колебания земли в районе Севастополя. Это взорвался флагман Черноморского флота линкор «Новороссийск». Через 2 часа 45 минут он опрокинулся и ушёл на дно. Погибло более 600 человек. «Гибель линкора была и останется крупнейшей катастрофой боевого корабля в мирное время с начала столетия до наших дней», — писал в книге «Тайна гибели линкора «Новороссийск» Б. А. Каржавин (С.6).

Почти полвека участники событий, писатели, журналисты, историки, частные исследователи спорят, каждый отстаивая свою версию трагедии. Они сводятся, в основном, к направлениям: подрыв корабля подводными диверсантами, мина периода второй обороны Севастополя, минирование итальянцами перед передачей линкора советской стороне и ряд других, о которых не стоит вспоминать (например, торпедирование неизвестной ПЛ)... У каждой из версий есть доводы. Одна выглядит абсурдной. В последнем случае (автор — Олег Сергеев) речь идёт о том, что это сделали мы сами (?!).

Невольно вспоминается фраза, оброненная Иоганном Гёте: «Говорят, истина лежит между двумя противоположными мнениями. Неверно! Между ними лежит проблема».

Прикоснёмся к ней.

В декабре 2010 года случилось то, что заставило задуматься.

Один из бывших командиров отряда борьбы с ПДСС, в прошлом помощник командующего КЧФ по противоподводной диверсионной работе, ветеран флотского спецназа, на мой вопрос о возможных причинах гибели линкора, улыбнулся. ««Есть ещё одна версия, — медленно проговорил он, наморщив лоб, — она не обсуждалась в достаточной степени общественностью. Их было трое, они пришли с берега. Двое из них — прибыли в город, а третий из Севастополя. Но говорить об этом рано. Документы закрыты». В докладе Правительственной комиссии (17.10.1955), расследовавшей причины гибели корабля, между прочим, говорилось: «... нельзя полностью исключить, что причиной подрыва линкора является диверсия».

«Документы закрыты». Как часто приходится слышать исследователям эту зловещую фразу, и опускаются руки. А итальянцы предполагают рассекретить часть материалов спецслужб интересующего нас периода только в 30-х годах текущего века.

Рискнём вернуться более чем на полвека назад. Попробуем иначе взглянуть на одну из крупных трагедий Черноморского флота и Севастополя, всего советского ВМФ. Сделаем это, не претендуя на исключительность и не умаляя мнения других исследователей и специалистов.

Итак — диверсия.

Какими силами то сделано, мы знаем, но не ведаем, как это случилось практически, и были ли это итальянцы. Для того, чтобы приблизиться к пониманию процесса операции, обратимся к истории 10-й флотилии MAS, которой командовал «чёрный князь» Витолио Боргезе. Его люди тренировались в минировании линкора, когда он ходил ещё под итальянским флагом и назывался «Джулио Чезаре» («Великий Цезарь»). Сохранилась фотография, на которой пилоты человекоуправляемых торпед находятся около борта корабля. Известно, что Боргезе, якобы, молвил (интерпретация), что под советским флагом линкор жить не будет. Но слова далеко не всегда дела, и ниже мы вернёмся к этой реплике. Обратимся к истории элитного подразделения подводных диверсантов Италии периода Второй мировой войны (1939-1945).

Итальянцы стоят у истоков профессионального использования подводных диверсантов в военно-морском деле. Случилось это ещё в ходе Первой мировой (Великой, второй Отечественной) войны (1914-1918). Впрочем, во время последней войны России с Турцией (1877-1878) русский офицер пытался вплавь добраться до корабля неприятеля и подорвать его с помощью мины.

В ходе конфликта на Дунае действовала мощная турецкая флотилия, насчитывавшая в своём составе: 8 бронированных артиллерийских мониторов, 5 канонерских лодок, 11 вооружённых пароходов и ряд судов других классов. В распоряжении русских находилось всего 14 паровых катеров и 20 гребных судов. Силы не равны тем более, если учесть угрозу с моря броненосной эскадры Гобарт-паши. В этой ситуации лейтенант Михаил Фёдорович Никонов выдвинул идею применения изобретённого англичанином Бойтоном плавательного снаряда для разведки и подрыва кораблей противника с помощью ручной мины. Вскоре для этой цели он собрал около 15 единомышленников. На флоте их назвали «пловцы-охотники».

Основная задача, возлагаемая на них — это разведка. Но М. Ф. Никонов принял решение взорвать турецкий корабль миной. Используя «плавательный снаряд» и прикрепив к нему ручную мину, он отправился на поиск неприятеля. Никонову удалось вплавь приблизиться к берегу, занятому турками, и наметить цель недалеко от города Тульчи. Это был бронированный монитор. Подготовив мину, Никонов вплавь отправился к кораблю, но допустил просчёт в определении дистанции вероятного сноса течением. Последнее оказалось сильным. Двух десятков метров не хватило офицеру, чтобы достичь цели. Его снесло течением на несколько километров в низовье. Там он выбрался на остров, где провёл остаток ночи и следующий день.

С наступлением темноты Никонов вернулся в расположение части.

В 1918 году инженер-капитан 3 ранга Рафаэле Россети и лейтенант медицинской службы Рафаэле Паолуччи спроектировали человекоуправляемую торпеду. Управление ей осуществлял один человек. Для изготовления изделия был использован корпус немецкой 510-мм. торпеды (длина — 8, 2 м. , водоизмещение — 1, 5 т.). Носитель мог передвигаться только в полупогруженном состоянии. Его скорость составляла не более 2 узлов, что обеспечивал двигатель мощностью 40 л. с., приводимый в действие сжатым воздухом. Заряд взрывчатки состоял из двух гильз по 170 кг весом каждая и был оборудован часовым механизмом с задержкой времени до 5 часов. Торпеду снабдили мощными магнитами для крепления боеприпасов к корпусу корабля. Исходя из данной особенности торпеды, авторы назвали её «Миньятта» («Пиявка»).

31.10.1918 года Р. Россети и Р. Паолуччи впервые применили носитель. С помощью него они проникли в австрийскую ВМБ Пола. Утром один заряд заложили под днище линкора «Вирибус Унитис». Часовой механизм был установлен на срок срабатывания 1 час. «Второй заряд с временной задержкой часового механизма был оставлен на торпеде, которую Р. Паолуччи положил по течению в дрейф. «Миньятту» отнесло в сторону стоянки вспомогательного крейсера «Вин» (7400 тонн), который после взрыва второго боеприпаса оказался серьёзно повреждён...».

6 часов 45 минут утра. Мощный взрыв под корпусом линкора «Вирибус Унитис» подписал ему смертный приговор. Так начиналась подводная война...

До начала второго мирового конфликта носитель был доработан. К середине 30-х годов XX века инженеры суб-лейтенант Тезео Тезеи и суб-лейтенант Элио Тоски изготовили модернизированный вариант «Миньятты». Он получил название SLC (тихоходная торпеда) или «Майяле» («Поросёнок»).

При максимальной скорости около 5,5 км/час, носитель позволял осуществлять переброску двух пловцов-диверсантов (пилотов) на дальность до 19 км. Изделие могло работать в погружённом состоянии до 30 метров. Его автономность (по запасу дыхательной смеси в аппаратах замкнутого типа пилотов) составила примерно 6 часов. Вес ВВ в ходе модернизации увеличен с 250 до 300 кг. Часовой механизм имел задержку срабатывания до 5 часов.

Таким образом, Италия — это единственная страна из участников мирового конфликта, которая вступила в него, имея новый вид диверсионного оружия с отработанной тактикой применения. Итальянцы успеют подготовить и кадры. С 1936 года под командованием капитана 2 ранга Гонзаго ди Чирелло началось обучение пилотов для новой человекоуправляемой торпеды «Майяле». Это были смелые, самоотверженные, молодые и отчаянные люди. Они знали, что вероятность выживания в круговерти будущей подводной смерти вряд ли превысит 30%. Но были готовы на это во имя любимой Италии.

Для доставки носителей и пилотов-диверсантов к месту операции переоборудованы подводные лодки: «Ириде», «Амбра» — тип «Пёрла», «Гондар», «Шире» — тип «Адуа», «Гронго», «Мурена» — тип «Флутто». После начала войны координация действий и обеспечение подводных диверсантов возложены на специальную флотилию штурмовых средств — 10-й флотилию MAS (создана в 1938 году). На её вооружении находились сверхмалые подводные лодки, человекоуправляемые торпеды, взрывающиеся катера. Первым командиром флотилии стал капитан 2 ранга В. Моккагатта.

«Очень способный и знающий офицер, настойчивый в осуществлении своих целей, — писал В. Боргезе в книге «10-я флотилия MAS» (С.21). — До этого он служил, главным образом, на больших кораблях, и ему не хватало специальных технических знаний в области нового оружия. Однако, благодаря своей неиссякаемой энергии, исключительной работоспособности, он быстро вошел в курс дела. Прекрасный организатор, он разработал такую организационную структуру, которая должна была превратить отряд штурмовых средств в высокоэффективную военно-морскую часть, занимающуюся исследованиями, созданием и применением оружия, способного «поражать противника всюду, где бы он ни находился».

После гибели В. Моккагатты подразделение возглавил князь В. Боргезе. Позже он заявил: «Имея управляемую торпеду и взрывающийся катер, итальянский флот, и только он один, владеет средствами, которые могли бы при внезапном и массовом применении их одновременно в различных портах принести Италии весьма ощутимую победу в самом начале военных действий. Эта победа уравняла бы потенциальные возможности противостоящих флотов...».

Однако ближайшие боестолкновения принесут ощутимые потери итальянской стороне. Англичанами был захвачен образец итальянской человекоуправляемой торпеды. В 1941 году представителями туманного Альбиона сформировано подразделение по борьбе с подводными диверсантами противника. Его возглавили лейтенанты Бейли и Крэбб. Но с 1941 года наиболее удачными оказались действия флотилии итальянских взрывающихся катеров МТМ.

25.07.1941 года случилась катастрофа. Погиб второй создатель человекоуправляемой торпеды майор Т. Тезеи и почти всё командование 10 флотилии МАС. После этого основное внимание итальянцы сконцентрировали на использовании человекоуправляемых торпед и взрывающихся катеров МТМ. Они уходили в бой, неся потери, но. Погибают или оказываются «тяжело» повреждены в короткий срок: норвежский танкер «Периклес» (8324 тонны водоизмещением), вооруженный теплоход «Дурхэм» (10 900 тонн), эскадренный танкер «Денбидейл», танкер «Фиона Шелл» (2444 тонн), эсминец «Джервис».

Знаковой победой итальянцев стало уничтожение английских линкоров. Окончание 1941 года станет триумфом бойцов 10 флотилии MAC (19 декабря). ««Почти одновременно около 6.20 утра прозвучали два взрыва. «Вэлиант» потеряет 167 кв. м. носовой части нижних булей и получит другие серьезные повреждения (только в июле 1942 года закончится ремонт корабля). Ещё хуже окажется состояние другого линкора — «Куин Элизабет». Огромной силы взрывом у него было вырвано 502 кв. м. двойного дна, и корабль грузно осядет на дно (ремонт закончится в июле 1943 года). На фоне этой ««катастрофы», как назовёт английский адмирал Каннигхэм происшедшую трагедию, гибель танкера «Сагона» (7554 тонн), заминированного и подорванного в тот же день экипажем третьей ««Майяле» (капитан В. Мартелотта, унтер-офицер М. Марино), как и попутное повреждение взрывом эсминца «Джервис», уже не воспринимались так остро... Из трёх линкоров, подорванных подводными диверсантами в ходе военного конфликта, — два были на счету итальянцев».

А те импровизируют. В испанском порту Альхесирас (напротив Гибралтара), на итальянском судне «0льтерра» итальянцы создали секретную базу человекоуправляемых торпед и подводных диверсантов «Группа Гамма». «Под видом капитального ремонта часть трюмных отсеков корабля было переоборудовано для скрытого выхода и входа носителей в подводном положении». При этом 12 подводных диверсантов группы «Гамма» действовали самостоятельно, но в согласовании с общим направлением операций.

Сделаем полезное отступление.

Спецподразделение подводных диверсантов «Гамма» создано В. Боргезе в конце 1941 года. Оно предназначалось для совместных действий с экипажами человекоуправляемых торпед «Майяле». На вооружении диверсантов находилось легководолазное снаряжение, позволявшее действовать под водой около часа. Для подразделения были разработаны малые заряды весом 2-3 кг, закрепляемые на поясе бойца в количестве 4-5 штук. Они получили название «Жучки». Установка боеприпаса осуществлялось к корпусу судна с помощью вакуумных присосок. Разработан носимый заряд «Ракушка» весом около 4, 5 кг. Он имел более надёжное магнитное устройство крепления к днищу корабля или судна.

1942 год принёс ряд серьёзных неприятностей для флотилии. Но 10.12.1942 года итальянцы на рейде Алжира атаковали корабли союзников на якорной стоянке. Уничтожены четыре судна общим водоизмещением 22 300 тонн. С сентября 1942 года по август 1943 года подводными диверсантами группы «Гамма» и экипажами человекоуправляемых торпед «Майяле» удалось потопить или повредить 11 транспортных судов и кораблей союзников общим водоизмещением 54 200 тонн!

Но всё это происходило вне черноморского театра военных действий во Второй мировой войне.

С лета 1942 года отдельная группировка 10-й флотилии MAS действовала на Крымском полуострове против советского Черноморского флота. Они расположились в районе мыса Форос (недалеко от современной правительственной дачи «3аря»). Район дислокации подразделения позволял оптимально использовать штурмовые катера на коммуникациях ЧФ. Заметим, что диверсионная группа «Гамма» в Крыму не действовала, вспоминая популярный в своё время художественный фильм «Их знали только в лицо».

Для нанесения ударов по кораблям черноморцев выбиралось, главным образом, ночное время. Предполагалось, что в данное время суток в море будет выходить до 3 катеров. Им удастся потопить несколько судов на Севастопольских коммуникациях.

С помощью немцев была оборудована временная база с устройствами для спуска и подъёма катеров, в её окрестностях установлены зенитные орудия.19 мая 1943 года из Ла Специи в Симферополь прибыло итальянское спецподразделение. На автомобилях добрались до места дислокации. Подразделение организационно входило в «колонну Моккагатта», а оперативное управление морскими силами Италии на Чёрном море осуществлял капитан 2 ранга Мимбелли».

Успешными окажутся действия итальянских сверхмалых подводных лодок (СМПЛ) на Чёрном море (6 СМПЛ типа СВ (бортовые № 6-и).

14.01.1942 года итальянский адмирал Риккарди подписал с Берлином соглашение, в соответствии с которым с весны 1942 года, «лёгкие национальные морские силы» страны будут привлечены к содействию немецким ВМС в боевых действиях против советского флота на Ладоге и в Чёрном море. На Ладогу предполагалось направить 4 торпедных катера МАS под командованием капитана 3 ранга Бьянкини. На Чёрном море планировалось разместить 10 катеров МАS, 5 торпедных катеров МТВМ и 5 штурмовых (взрывающихся) катеров МТМ москитного флота. О действиях последних немцы отзывались с восторгом. На севастопольских коммуникациях МТМ: «...не ограничивали свои задачи атаками вражеских судов», но и «широко сотрудничали с приморским флангом германской армии. Эти корабли обстреливали из пулемётов советские войска и их укрепления на побережье, высаживали подрывные команды, и множество раз дрались с советскими катерами. Их действия получили самую высокую оценку немцев» (см. MILITARY Крым, №2.2005 год).

Итальянские СМПЛ на железнодорожных платформах в период 25.04. — 02.05.1942 года были переправлены из Ла Специи в Констанцу (Румыния). В течение месяца их ввели в боевой состав. Своим ходом лодки переброшены в Крым, базировались в порту Ялта. Первая группа итальянских СМПЛ типа СВ прибыла в город из Констанцы 05.06.1942 года (СВ-1 — капитан-лейтенант Лезен д Астен, СВ-2 — лейтенант Руссо, СВ-3 — лейтенант Соррентино).11 июня в Ялту прибыла вторая группа лодок (СВ-4 — капитан-лейтенант Суриано, СВ-5 — капитан-лейтенант Фаророли, СВ-6 — лейтенант Галлиано).

Лодки принимали активное участие в боевых действиях против советского Черноморского флота на подступах к Севастополю и потопили, по итальянским данным, подводные лодки С-32 и Щ-203 (V-бис, 1935 года постройки, командир капитан 3 ранга В. И. Немчинов). Сами итальянцы потеряли только одну субмарину и то не в ходе боевых действий (С-5). Она была потоплена в Ялтинском порту торпедными катерами Кочиева. Кстати, СМПЛ была квалифицирована катерниками, как малотоннажная баржа.

09.10.1942 года итальянская 4-я флотилия, в которую входили все СМПЛ и катера на Чёрном море под командованием капитана 1 ранга Мимбелли, получила приказ о перебазировании на Каспийское море.01.09.1942 года итальянцы оставили базу на мысе Форос и перебрались в Ялту.22 сентября они покинули город и своим ходом прибыли в Мариуполь. В качестве основного места базирования итальянского подразделения была выбрана Махачкала. Но разгром немецких войск под Сталинградом сделает выполнение этого приказа бессмысленным.02.01.1943 года по приказу адмирала Бартольди все итальянские корабли отозваны с черноморского театра военных действий. В марте 1943 года, преодолев немалые трудности «колонна Моккагатта», которой командовал Романо, прибыла в Специю.09.09.1943 года все СМПЛ типа СВ, оказавшиеся к тому времени в Констанце, были переданы ВМС Румынии.

Мы специально относительно подробно остановились на действиях итальянского спецподразделения MAS, чтобы у читателя сложилось собственное мнение о его возможностях.

Капитуляция Италии (03.09.1943) остановила практические действия флотилии. Однако опыт ее боевого применения, механизмы разработки операций, наработки в области технического обеспечения уже вводились в подготовку спецподразделений флотов Германии, Англии, США. По законам военного времени делалось это быстро, без оглядки на неизбежно огромные затраты. Итальянцы были в Севастополе.

В июле 1942 года они принимали участие «в очень тяжёлом» бою за 35-ю батарею и писали, что не скоро его забудут.

Катера получили задачу заблокировать выходы из казематов батареи в сторону моря. Для этого в дело были включены четыре единицы (продержались в море 14 часов 10 минут).

Кроме этого итальянцы должны были высадиться на берег и войти в подземные казематы батареи.

Командир 10-й флотилии MAS князь Витолио Боргезе писал: «форт... после падения Севастополя оставался последним очагом сопротивления русских. Построенный на высоком отвесном берегу, он состоял из системы траншей и галерей, пробитых в скалах, некоторые из них имели выход к морю. Наши сторожевые и торпедные катера получили приказ принять участие в штурме, т. е. заблокировать выходы из форта. В море вышли 4 наших катера, экипажи которых были вооружены автоматами и ручными гранатами. Маленькая группа... моряков проникла с моря в галереи. Поднятый ими шум, стрельба из автоматов и взрывы гранат ввели застигнутых врасплох обороняющихся в заблуждение относительно количества атакующих, что помогло немцам сломить упорную оборону противника».

В результате штурма захвачено около 80 военнопленных. Это были последние защитники 35-й батареи. Измученные, голодные, все раненные, затравленные ядовитыми газами, они уже не могли оказать противнику серьёзное сопротивление.

6 июля 1942 года итальянцы посетили Севастополь. Он произвёл на них огромное впечатление. «Город полностью разрушен, — вспоминал один из моряков, — В порту были видны затопленный крейсер, и миноносец: мастерские, верфи — всё разрушено. Трупы плавали в воде. Во дворах домов оставленные всеми раненные горожане лежали на земле и молча ожидали смерти. Ни одного крика, ни одного стона; живые так и лежали среди мёртвых, которых никто не убирал. Повсюду только пыль, жара, мухи, трупы, трупы и ещё трупы. На улицах прохожие перешагивали через мёртвых...».

Сохранилась фотография, где около севастопольского причала пришвартованы несколько СМПЛ типа СВ.

Война закончилась. Наступили непростые 50-е годы, всё более набирала обороты «холодная война».

Развитие подводных носителей торпедообразного типа продолжалось. Итальянцы снова стали одними из первых, кто предложил новые решения в разработке проверенного практикой вида подводного оружия. Их специалисты создали транспортировщик «Си Хорст» («Иппокампо») или «Морской конёк». В сентябре 1955 года состоялись испытания нового носителя в районе Лос- Анджелеса (США). Напомним: в октябре 1955 года погиб «Новороссийск».

Внешне носитель имел торпедообразный корпус длиной 2 метра, в котором размещались два пловца-пилота. Общая масса изделия составляла 1145 кг. Особенностью конструкции явилось то, что в качестве энергетической установки использовался бензиновый двигатель, работающий по схеме РДП (т. е. с подачей воздуха с поверхности воды через гибкий шланг). Во время испытаний «Си Хорст» прошёл под водой 21 милю со скоростью 6 узлов, погружаясь на глубину от 3 до 45 метров. По данным газеты «Сан» (30.09.1955), автономность носителя по дальности действия составила 37 миль. Это была серьёзная заявка относительно перспективных направлений развития подводных транспортировочных средств подводных диверсантов. Но испытания его, напомним, прошли только в сентябре 1955 года. За столь короткий срок доверить операцию, способную вызвать международный скандал, не доведённому техническому средству. опасно, но не исключено... Могли быть использованы первые модели СХ в атаке на «Новороссийск»? Зная состояние проекта — нет.

Теперь другое обстоятельство.

Вспомним «Ольтерру» и стремление итальянских диверсантов, при покидании ВМБ будущего вероятного противника, оставлять «закладки». Такое могло случиться в 1944 году?

Известно, что в 1947 году Италия была лишена права иметь штурмовые средства в ВМФ.10-ю флотилию MAS расформировали. Но итальянцы участвовали в подготовке немецких, английский и израильских подводных диверсантов. Вскоре и в самой Италии, несмотря на условия мирного Договора от 1947 года, было воссоздано профильное подразделение. Оно размещалось в г. Вариньано, командовал им капитан 1 ранга Биринделли, имевший богатый боевой опыт. В процессе реорганизации спецподразделение имело разные названия (совр. «Comcubin»).

Гибель «Новороссийска» часто связывают со знаковой фразой Валерио Боргезе, что под советским флагом линкор ходить не будет. На 1955 год в Италии оставались подводные диверсанты, которые могли выполнить эту задачу. Но если они пришли с берега, то она была бы не реальной без помощи, законсервированной в Севастополе агентуры, оставленной немцами. После освобождения города в мае 1944 года «Смерш» активно выявлял её.

Б. А. Каржавин в книге «Тайна гибели линкора «Новороссийск» оговорился, что на осень 1955 года был отмечен подозрительный наплыв итальянских туристов в Ялту. Почему — не до, почему не после? Данные действия, удобное прикрытие для проникновения в страну нелегальной агентуры. Их было двое, два улыбчивых итальянца, сошедших по трапу круизного лайнера в Ялтинском порту. Но не достопримечательности Крыма их интересовали. Необходимо было в короткий срок проникнуть в Севастополь и встретиться с тем, кто поможет им решить задачу уничтожения линкора. Заметим, что в составе 10 флотилии МАБ состоял. русский дворянин, один из самых опытных подводных диверсантов — Эудженио Волк. После капитуляции Италии он будет тренировать англичан. А супругой командира 10-й флотилии МАС В. Боргезе являлась русская дворянка, графиня Дарья Васильевна Олсуфьева. Это говорит о высокой вероятности связи их с русской диаспорой, мечтавшей о свержении Советов любой ценой.

Снова обратимся к Борису Александровичу Коржавину. Он писал: ««Это было в Алжире в конце 1964 года. Мы исполняли свой долг по обучению на торпедных катерах «183-го» проекта офицеров и мичманов алжирского ВМФ. При разговоре с алжирским офицером, не помню его фамилии, он сказал, что в Алжире несколько офицеров из Италии обучают алжирцев, подводников-диверсантов, и один из них участвовал в подрыве линкора «Новороссийск» (С.237).

По данным источника, действительно, два итальянских офицера были удостоены высоких наград вскоре после гибели линкора. Кто эти люди?

Судьба предателя также неведома.

Теперь главное.

Они могли использовать «закладку», оставленную до покидания немцами Севастополя. Поэтому итальянцы или кто-то другой прибыли в СССР «чистыми». Полезно вспомнить, что в ходе оккупации Севастополя немцы с «линейкой» облазили доки в Адмиралтействе (Александровский и Алексеевский), самые крупные на театре. Они внимательно изучили 35-ю и 30-ю батареи, составили их подробные схемы. Плохо верится, что то же не было сделано с береговой чертой города. Она особенно важна для диверсионной работы. Любопытно, но после гибели линкора было получено распоряжение из Москвы осмотреть все гроты и ниши в окрестностях ВМБ. Этим занимались боевые пловцы борьбы с ПДСС ЧФ, а потом КЧФ. Подобная операция выполнялась не единожды (в советское время). У автора нет информации, что были обнаружены «закладки» спецсредств или их следы. По официальной информации их не было обнаружено.

И если мы говорим о внешней диверсии, то боеприпасы такой мощности доставлялись к линкору с помощью носителя. На руках это сделать невозможно.

За более полувека после трагедии в Севастопольской бухте выдвинуты и другие версии гибели линкора. Например, «... в районе взрыва, как мы помним, была обнаружена ««рваная часть баржи с лебедкой длиной 8-9 метров, шириной 4 метра, выступающая из грунта на 2.5-4 метра», т. е. до днища линкора. На барже вполне можно было разместить заряды В. В. , обшей массой 2-2.5 тонны и более» (см. http:// flot.com).

Нет, не то. На дне Севастопольской бухты чего только не лежит после двух оборон и Гражданской войны. Очевидцы свидетельствуют, что у борта линкора видели «какие-то катера» в ту роковую ночь. Но это нормальное явление. Флот живёт круглые сутки с абстрактным понятием «выходных». По бухте постоянно перемещаются баркасы, катера, перевозя личный состав, грузы.

И здесь нет ответа.

Вряд ли можно согласиться и с заманчивой версией капитана дальнего плавания Михаила Ландера из Одессы. Он поведал, что, якобы, встречался в Италии с участником диверсии. «Тогда он показал мне фотографию восьми подводников, где в центре он и руководитель группы — известный итальянский специалист-подводник. Он мне всё так подробно рассказал и нарисовал, что сомневаться в его правдивости нельзя. На мой вопрос, почему он мне рассказывает, он ответил, что он единственный ещё живой из этой компании и был связан обетом молчания. А поскольку он уже одной ногой «там», я могу об этом написать».

Тот сообщил: носители были доставлены в территориальные воды СССР кораблём-маткой. После его покидания итальянцы расположились в бухте Круглая (Омега), создав там «базу». Из неё диверсанты совершили два выхода на носителях к линкору, доставив смертельный груз. Потом вышли в море, сутки ждали корабль и были эвакуированы. Дословно.

«Исполнители — восемь боевых пловцов, за плечами у каждого боевая диверсионная школа на Чёрном море.21 октября 1955 ночью из одного итальянского порта вышел обычный грузовой пароход и направился в Чёрное море в один из днепровских портов под погрузку пшеницей (не было такого парохода, подтверждено документами. — А. Ч.). Курс и скорость рассчитали так, чтобы пройти траверс маяка Херсонес в полночь 26 октября в 15 милях. Придя в заданную точку, пароход выпустил из специального выреза в днище мини-субмарину и ушёл своим курсом. «Пиколло» (? — А. Ч.) прошла в район бухты Омега, где устроили подводную базу (по тому уровню — это как? — А. Ч.) — выгрузили дыхательные баллоны (диверсанты пользовались аппаратами с замкнутым циклом дыхания. — А. Ч.), взрывчатку, гидробуксиры и др. С темнотой вышли обратно в море в ожидании сигнала. Наконец получили сигнал, вернулись в бухту Омега точно в нужном месте. Переоделись в скафандры (?, гидрокомбинезоны или гидрокостюмы. — А. Ч.) и, захватив всё необходимое, при помощи гидробуксиров (?. — А. Ч.) поплыли к объекту. Видимость ужасная, работали почти на ощупь. Дважды возвращались в Омегу за взрывчаткой в магнитных цилиндрах. С заходом солнца все закончили, приплыли в Омегу и быстро прошлюзовались в «Пиколло». Впопыхах забыли сумку с инструментами и запасной винт гидробуксира. С темнотой вышли в море, двое суток ждали свой пароход, поднырнули под матку, днище захлопнули, воду откачали. Три долгожданных удара по рубке известили, что люк можно открывать.

Всё. Операция закончена. Амбиция удовлетворена. Так было со слов очевидца» (Всемирный клуб одесситов, The World Odessit Club, Odessa, Ukraine, 10.10).

Вынужден был изучить состояние береговой черты бухты того времени и данные глубин. По сведениям современников (опрос) выяснилось: на берегу этой весьма мелководной севастопольской гавани находился пляж. Севастопольцы приезжали на него в автобусах, на катерах. Западнее бухты находилась охраняемая Дача командующего флотом. Рядом располагался Дом отдыха. На берегу действовал причал для катеров, которые курсировали из Севастопольской бухты с отдыхающими. Неподалёку находился охраняемый объект ПВО (одно время был вооружён зенитными артсистемами). На восточном берегу с начала XX века базировалось авиаподразделение гидроавиации (в настоящее время — авиаремонтный завод). Наконец, пограничная зона.

Могла ли группа диверсантов с носителями в течение 2 суток находиться в данном месте (база) незамеченными? В бухте, где в соответствии с морской картой глубина 15 метров находится только на входе. В бухте, где подавляющая акватория имеет её значения 2-5, а небольшая часть — 8 метров, да ещё с СМПЛ, название которой нигде обнаружить не удалось (судя по источнику). Вряд ли.

И вообще, в тексте есть ряд деталей (см. по ходу изложения), которые говорят о том, что человек, писавший его, плохо знаком с терминологий водолазного дела. Но этого не мог не знать источник «информации», к которому аппелирует автор.

И последнее из «итальянской версии». Приведём слова бывших диверсантов 10-й флотилии MAS. В книге «Проклятая тайна» эти интервью опубликовал А. Н. Норченко.

Статья из альманаха «Морской архив», №3 (4), 2012
Председатель редакционного Совета Марков А.Г.
Главный редактор Маслов Н.К.

Л. Феррари. Служил подводным диверсантом в «отряде Гамма». Участник боевых операций, кавалер Большой золотой медали «за воинскую доблесть».

Э. Леньяни. Службу на флоте начинал в команде линкора «Джулио Чезаре», поэтому хорошо его знал. В 10-й флотилии MAS — на штурмовых катерах. Во время войны был в Крыму и Севастополе. С 1949 года — командир отряда кораблей.

Э. Марколини. Подводный диверсант 10-й флотилии MAS. Удостоен Большой золотой медали «за воинскую доблесть» по результатам операции против британского авианосца «Акуила».

Giulio Cesare

Исторические данные

Общие данные

ЭУ

реал

док

Бронирование

Вооружение

Артиллерия главного калибра

  • 10 (2 × 3, 2 × 2) × 305-мм орудий;
  • 12 (6 × 2) × 120-мм орудий.

Зенитная артиллерия

  • 8 (4 × 2) × 100-мм орудий;
  • 12 (6 × 2) × 37-мм орудий;
  • 12 (6 × 2) × 13,2-мм пулемётов.

Однотипные корабли

Проектирование

Предпосылки возникновения проекта

Италия была участником Тройственного Союза. На случай войны она собиралась воевать преимущественно с Францией, которая являлась основным противником в Средиземном море для страны, а потому корабли проектировались как противовес французским Courbet . В это время в Италии строился дредноут Dante Alighieri , выделявшийся особым расположением артиллерии ГК на одном уровне в диаметральной плоскости. Такое проектирование имело некоторые преимущества (мощный бортовой залп, простое управление огнем), но без недостатков никак - малые углы наводки для средних башен и очень слабый погонный и ретирадный огонь. Это вызвало массу критики, а потому было принято решение построить новые современные линкоры.

Основные нововведения проекта

Линейные корабли типа Conte di Cavour были частью большой военной программы, принятой Италией 27 июля 1909 года. При проектировании трёх линкоров, в том числе и Giulio Cesare , итальянцы приняли решение отойти от национальных стандартов и воспользоваться опытом американского и французского флотов. Трёхорудийные башни, при этом, заменили на двухорудийные - для устойчивости корабля. Терявшаяся мощь компенсировалась дополнительной пятой башней между двумя котельными группами. Строительство дредноутов было начато 2 декабря 1909 года. Корабль Giulio Cesare поручили построить генуэзской фирме «Ansaldo» .

По завершению строительства итальянский линкор был сильнейшим в мире, но ещё до спуска на воду его опередили британские, вооруженные 343-мм и 356-мм орудиями.

Конструкция

Бронирование

Giulio Cesare имел бронированный пояс по ватерлинии высотой до 2,8 м (борта имели 250 мм брони, нос 80 мм, а корма 130 мм). Выше находился 220-мм пояс высотой 2,2 м, а ещё выше, между главной и верхней палубой - 130-мм. Лоб башни ГК имел толщину брони 280 мм, бока - 240 мм, крыша - 85 мм. Боевую рубку защищала 280-мм броня.

Энергетическая установка

Энергетическая установка корабля состояла из трёх турбоагрегатов, по одному в каждом машинном отделении. В двух МО находились агрегаты с турбинами высокого и низкого давления, соединённые последовательно и приводящие в движение внешние гребные валы, а в третьем находился агрегат с турбинами высокого и низкого давления, соединённых параллельно и приводящих в движение правый и левый гребные валы. Giulio Cesare имел по 12 котлов Babcock & Wilcox с чисто нефтяным и смешанным отоплением. На испытаниях корабль развивал скорость до 22 узлов.

Вооружение

305-мм орудие ГК было спроектировано британской фирмой Armstrong . Артиллерия вспомогательного калибра состояла с 18 120-мм пушек системы Виккерса модели 1909 г. Также были установлены три подводных однотрубных торпедных аппарата: два носовых и один кормовой.

Модернизация

План модернизации

Модернизация линкора началась в 1920-х годах, но лишь в 1925 году установили катапульту для запуска гидросамолета и заменили фок-мачту. И только после того, как стало известно о строительстве нового французского линкора Dunkerque, итальянские конструкторы принялись к разработке проекта модернизации Giulio Cesare, так как денег на строительство новых линкоров не было. Планировалась полная модернизация линкора, замена более 60 % конструкций, перестройка корпуса. Корабль должен был стать более быстроходным и защищённым от торпедных атак.

Результат

Модернизация проходила в Генуе. В результате вместо типичного дредноута свет увидел новый корабль, с близко поставленными трубами и высокой обтекаемой надстройкой. Корпус корабля был удлинён до 186,4 метров. Центральную башню сняли. Мощность турбин была увеличена до 75 000 л. с., внешние гребные валы были убраны, и потому вся мощность шла на два внутренних гребных вала. Новая энергетическая установка состояла из 8 котлов Yarrow. На ходовых испытаниях Giulio Cesare развил скорость 28,34 узлов при мощности 93 430 л. с. и водоизмещении 25 330 т. Орудия ГК рассверлили и получили 320-мм пушки. Из-за тонких стенок начальную скорость снаряда уменьшили с 860 м/с до 830 м/с, который теперь весил 525 кг вместо 417 кг. По вертикали орудие поднималось на 27°, а дальность стрельбы составляла до 154 кабельтовых (прим. 28 км). Управление огнём осуществлялось с КДП. Аварийное управление осуществлялось с башен ГК. Противоминное вооружение состояло из 120-мм орудий «ОТО» модели 1933 г. в шести двухорудийных башнях с максимальным углом возвышения в 42°. 22-кг снаряд с этих пушек летел на 105 кбт (прим. 19 км). Зенитные 100-мм спаренные установки Минизини стреляли 13,8 кг снарядами. Легким зенитным вооружением служили 6 37-мм спаренных орудий фирмы «Бреда» и столько же 13-мм орудий той же фирмы. Бронирование особым изменениям не подверглось. Немного было увеличено бронирование механизмов. Также бронирование палубы было увеличено до 50 мм.

Противоторпедная защита

На корабле была установлена особая противоторпедная защита. Её придумал главный итальянский кораблестроитель Умберто Пульезе. Это была труба с тонкими стенками внутри отсека с жидкостью. Далее находилась противоторпедная переборка. При попадании и взрыве торпеды труба разрушалась, вбирая большую часть энергии взрыва на себя и уменьшая давление на противоторпедную переборку. Переборка была U-образной формы и охватывала трубу диаметром 3,4 м и упиралась сверху в скос бронепалубы, а снизу во второе дно. Глубина противоторпедной защиты составляла 7 метров. Она должна была выдержать взрыв 350-кг ТНТ.

Линкор после модернизации

Служба

Служба Италии

Giulio Cesare был флагманским кораблем командующего флотом. 9 июля 1940 года в бою у Пунта-Стило получил попадание 381-мм снаряда с британского линкора Warspite , из-за которого вышли из строя четыре котла, и скорость линкора упала до 18 узлов. Убито и ранено 118 человек.

30 августа с 4 линкорами и 10 крейсерами участвовал в безрезультатном поиске британского конвоя. При атаке торпедоносцев на Таранто 11 ноября не получил повреждений. 27 ноября участвовал в бою у м. Теулада. В 1940 году прошла реорганизация итальянского флота. Giulio Cesare и Andrea Doria составили 5-ю дивизию. В боях практически не участвовали. Линкор получил повреждение от близкого разрыва авиабомб во время налёта британской авиации на Неаполь. 9-10 февраля 1941 года участвовал в безрезультатном поиске британского Соединения Н . 13-19 декабря сопровождал конвой, а в завязавшейся Первой битве в заливе Сирт не выстрелил ни одного снаряда из-за большой дистанции. Позже прикрывал конвой в Северную Африку, после чего был исключён из боевого состава флота. 12 сентября 1943 года прибыл в Мальту, 18 июля 1944 года переведён в Аугусту, 28 июня - в Таранто, где стоял до конца войны.

Судьба корабля после Второй Мировой войны

В 1948 году Тройственная комиссия по репарациям передала линкор в распоряжение СССР. 3 февраля 1949 года был принят советским экипажем, после чего отправился в Севастополь, где был переименован в «Новороссийск». В 1955 году стал флагманом Черноморского флота. 28 октября затонул в результате подрыва на мине. Погибло 607 человек. Корабль подняли и сдали на слом.

Этот корабль в искусстве

Литература

Все линкоры Второй Мировой войны. А. Дашьян

Галерея

Видео

Понравилась статья? Поделитесь ей