Контакты

Ковалевский социология кратко. Плюралистическая социология М. Ковалевского. Другие биографические материалы

Максим Максимович Ковалевский (27 августа (8 сентября) 1851, Харьков – 23 марта (5 апреля) 1916, Петроград) - русский социолог, историк, окончил юридический факультет Харьковского университета в 1872 г., образование продолжил за границей, где познакомился со многими наиболее крупными деятелями науки и общественной жизни, в частности, с К. Марксом и Ф. Энгельсом. В 1877 г. он защитил магистерскую диссертацию "История полицейской администрации и полицейского суда в английских графствах с древнейших времен до смерти Эдуарда III" и начал чтение лекций по государственному праву иностранных держав и по истории учреждений в Московском университете. В 1880 г. Ковалевский стал ординарным профессором Московского университета, защитив докторскую диссертацию "Общественный строй Англии в конце средних веков". Десятилетие (с 1877 по 1887 г.), проведенное им в Москве, было блестящей порой Московского университета. Отстраненный от преподавания в 1887 г. "за отрицательное отношение к русскому государственному строю", Ковалевский уехал за границу, где читал лекции в лучших университетах Европы и Америки.

Его научные интересы были поистине энциклопедическими: Ковалевский - автор известных трудов по истории и экономике, создатель новой школы права, исследователь этнографии народов Кавказа, видный русский социолог, стоявший у истоков социологического образования в России.

Ковалевский - вице-председатель, а с 1907 г. председатель Международного института социологии, член Общества социологии в Париже, один из организаторов Высшей Русской школы общественных наук в Париже. После возвращения из-за границы в 1905 г. он занимался активной общественной деятельностью в России - был депутатом I Государственной думы, где основал партию демократических реформ, членом Государственного Совета от Академии наук и университетов. С 1909 г. Ковалевский - один из редакторов журнала "Вестник Европы", председатель многочисленных обществ и кружков: Вольного экономического общества, Юридического общества, русского отделения Общества мира и других.

В 1905-1916 гг. Ковалевский - профессор Петербургского университета. Студент Н. В. Егоров вспоминал: "Большой популярностью пользовался знаменитый профессор политической экономии и общественный деятель Максим Максимович Ковалевский. Свои в высшей степени содержательные и интересные лекции он читал превосходно. Вокруг его имени царил ореол легенды. Нам, студентам, импонировало, что М. М. Ковалевский был лично знаком со многими выдающимися европейскими учеными. "..." Он имел самые разносторонние связи в политическом мире Западной Европы и России. М. М. Ковалевский обладал колоссальной эрудицией и даром превосходного изложения предмета. Мне нравилась сама внешность Ковалевского: высокого роста, представительный, с очень красивым и породистым лицом. Ко всему этому надо прибавить громкий, четкий голос и прекрасную дикцию" (Ленинградский университет в воспоминаниях современников. Т. 2. 1895-1917. Л., 1982. С. 112-113).

По отзывам современников, Ковалевский обладал качеством подлинно университетского наставника: все три аспекта своей деятельности - науку, преподавание и политическую практику - он взаимоплодотворно сочетал. Этим объясняется и широкий диапазон его лекционных курсов, сменявших друг друга по мере завершения исследования. Один учебный год Ковалевский читаел историю государственных учреждений, другой - современные политические институты на Западе, третий - историю сословий на Западе и в России, четвертый - сравнительную историю семьи и собственности и т. п. Как верно заметил его ученик, а позднее коллега по Петербургскому университету профессор И. М. Ивановский, преподавание было для Ковалевского любимым делом, которому он отдавался "со свойственной ему энергией и увлечением" (Ивановский И. М. М. Ковалевский в Петроградском университете (1906-1916) // М. М. Ковалевский. 1851-1916. Сб. статей. Пг., 1917. С. 110).

Макси́м Макси́мович Ковале́вский ( , Харьковская губерния - , Петроград) - русский учёный, историк , юрист, социолог эволюционистского направления и общественный деятель, один из руководителей русского масонства , член I Государственной думы и Государственного совета. Большая часть его деятельности проходила за границей, что, вместе с признанием его трудов в том числе на иностранных языках, сыграло роль в получении им известности в мире . Академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук (29.3.1914, чл.-корр. 1899).

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Тунгусский метеорит (рассказывает астроном Александр Багров и др.)

Субтитры

Биография

Образование

После окончания 3-й Харьковской гимназии в 1868 году поступил в Харьковский университет на юридический факультет. Специализировался по государственному праву западноевропейских стран. В 1872 году окончил университет со степенью кандидата прав и был оставлен по инициативе Д. И. Каченовского при университете на кафедре государственного права европейских держав после представления работы «О конституционных опытах Австрии и чешской национальной оппозиции».

В 1872-1876 годах продолжил образование за границей сначала в Берлине , затем в Париже , где слушал лекции во Французском коллеже , и Школе хартий и Лондоне , где занимался в Британском музее .

Деятельность в России

После защиты магистерской диссертации, он с сентября по 1887 год преподавал в Московском университете , читал курс по истории зарубежных государственных учреждений; с 1878 года - профессор юридического факультета. В 1880 году защитил докторскую диссертацию «Общественный строй Англии в конце средних веков».

В апреле 1879 года участвовал в работе первого земского съезда в Москве.

Зарубежный период

В 1887 по приказу министра народного образования И. Д. Делянова уволен из университета и с этого времени жил преимущественно за границей, в основном, в Лондоне, Париже, на своей вилле Батава в Болье-сюр-мер около Ниццы . Выступал с лекциями в Стокгольме , Оксфорде , Брюсселе , Чикаго и др. городах по приглашениям от университетов и частных фондов.

Роман с Софьей Ковалевской

После изгнания из России Ковалевский близко сошёлся с женой своего однофамильца, математиком Софьей Ковалевской . По её инициативе он приехал в Стокгольм , где читал лекции в местном университете . Несмотря на искренние чувства, Ковалевская не пожелала оформить их отношения. В 1890 году после совместной поездки по Ривьере они расстались.

После возвращения в Россию

В августе 1905 года во время революции Ковалевский возвратился в Россию и активно включился в политическую жизнь. В сентябре 1905 года участвовал в съезде земских и городских деятелей в Москве. Стал одним из основателей Партии демократических реформ , в которую также входили В. Д. Кузьмин-Караваев и С. Д. Урусов . Активно сотрудничал в различных газетах.

В 1906 году избран членом первой Государственной думы от Харьковской губернии. Председатель комиссии по составлению наказа, входил в четыре другие комиссии, выступал в Думе 62 раза по большинству обсуждавшихся вопросов. В июле 1906 года возглавлял думскую делегацию на 14-й международной межпарламентской конференции в Лондоне. После роспуска думы первого созыва отказался подписать Выборгское воззвание .

С именем Ковалевского связано также формирование секции социологии при Историческом обществе в Санкт-Петербургском университете в 1912 году.

В 1912 году являлся номинантом на Нобелевскую премию мира .

Ученики

Членство в масонских ложах

Посвящён в степени ученика, подмастерья и мастера в один день - 14 марта 1888 года в Париже в ложе «Космос» . С 1906 года член-основатель ложи «Возрождение» Великого востока Франции в Москве, был её досточтимым мастером и 1-м стражем . Практически одновременно стал основателем и досточтимым мастером петербургских лож «Полярная звезда» Великого востока Франции и «Феникс » Великой ложи Франции . С ноября 1908 года 1-й страж Совета 18-ти (фактически розенкрейцерского капитула 18-й степени ДПШУ).

Адреса в Санкт-Петербурге - Петрограде

Социологические концепции права и государства

В мировую науку Ковалевский вошёл как выдающийся юрист, социолог и историк. В своих работах М. М. Ковалевский большое внимание уделял пропаганде социологических знаний. По инициативе его и Е. де Роберти были изданы «Новые идеи в социологии», вып. 1-4 (СПб., 1913-1914). Много сил отдавал Ковалевский формированию традиций научного общения и сотрудничества российских социологов, поиску путей их вхождения в международное социологическое сообщество.

Будучи прежде всего государствоведом, М. М. Ковалевский изучал государственно-правовые институты в их историческом развитии, в контексте историко-сравнительного анализа, а также опираясь на этнографические и социологические исследования.

Теоретико-методологическую основу творческого наследия М. М. Ковалевского составляли философия и методология позитивизма . Вместе с тем, заметную роль в формировании его научного мировоззрения сыграл К. Маркс, с которым он познакомился и близко общался в период своего обучения за границей и личность которого он оценивал очень высоко. Именно под влиянием Маркса Ковалевский начал впоследствии серьёзно заниматься историей экономики. Однако он не стал сторонником материалистического понимания истории (то есть не принял тезис об обусловленности социальной жизни материальными производственными отношениями), считая такой подход односторонним. Он был далёк от марксизма и по своим идейно-политическим убеждениям, будучи сторонником конституционной монархии. Он придерживался позитивистской теории множественности факторов общественного развития, которая впоследствии трансформировалась в его работах в теорию функциональной связи общественных явлений.

Юридико-социологическая концепция М. М. Ковалевского исходит из положения о том, что право - это продукт развития общества, обусловленный потребностью общества в социальной солидарности. С этих позиций он полемизировал со сторонниками концепции естественного права.

В частности, в своей работе «Социология» (в главе «Социология и право») он писал:

«Многие думают найти критерий для оценки действующего законодательства в каком-то метафизическом представлении об абсолютной справедливости и прирождённых человеку правах, слывущих под названием прав естественных… Но если природа обучила чему всех живущих, то отнюдь не праву, а бесправию, состоящему в том, чтобы жертвовать ближним в интересах своего самосохранения».

Право же, полагал Ковалевский, выросло в условиях борьбы за выживание из потребности людей объединяться с себе подобными, руководствуясь инстинктом самосохранения. Вначале это были объединения в рамках стада, орды кочевников, племени и рода. Позднее,

«когда под влиянием универсалистских религий и международного торгового обмена сфера солидарности начинает обнимать собою ряд народов и государств, мнимоприрождённые нам понятия о праве и справедливости меняются так радикально, что взамен прежнего воззрения на чужеземца, как на врага, против которого всё дозволено, постепенно развивается понятие о поставленном под защиту собственного очага и потому неприкосновенном госте, о брате-единоверце…; наконец, и всего, позднее, вырабатывается в нашем сознании… отвлечённое представление о человеке вообще и его неотъемлемых правах».

Говоря об обусловленности права и государства интересами общественной солидарности, М. М. Ковалевский считал, что право возникло из необходимости солидарности до государства и независимо от него. Государство и право он рассматривал не как продукт борьбы классов, а как выражение «замирённости» и социальной солидарности. Всякая группа, писал Ковалевский, будь то «муравейник, пчелиный улей, птичья стая, оленье стадо или толпа кочевников,- является, прежде всего, замирённой средой, из которой устранены элементы борьбы; место борьбы занимает в ней солидарность или сознание общности преследуемых целей и взаимозависимости членов группы друг от друга». Дальнейшее развитие человеческого общества определяется, согласно Ковалевскому, ростом солидарности: от союзов бродячих орд до современного государства. Перспективу же этого развития он видел во всемирном объединении.

Право, говорил он, возникает раньше государства и независимо от него. Государство не создаёт право, а лишь позитивирует фактически складывающееся право, то есть признаёт его в форме позитивного права.

Значительное внимание М. М. Ковалевский уделил вопросу происхождения государства. При этом он отвергал как теорию божественного происхождения государственной власти, так и теорию общественного договора. В вопросе об источнике и природе государственной власти позиция М. М. Ковалевского была близка психологической школе права, рассматривающей право как психическое явление. Основой всякого государственного общежития, писал Ковалевский, является психологический мотив - готовность к подчинению. Власть, возникает в результате психического воздействия на массы со стороны одарённой личности. Источник возникновения власти надо искать «ни в каком-то никогда не имевшем место договоре народа с избранным им вождём…, а в психическом воздействии личностей, способных к инициативе, к творчеству, на массы, не способные ни к чему иному, как к подчинению своей деятельности чужому примеру и руководительству».

Большой вклад Ковалевского в развитие методологии исследования социальных явлений связан с развитием им историко-сравнительного метода. Демонстрируя возможности данного метода исследования на богатом историческом и этнографическом материале, Ковалевский постоянно подчёркивал необходимость сравнения лишь сопоставимых объектов:

«Сравнение только тогда будет плодотворным, если будут взяты законодательства двух или более народов, стадия развития которых тождественна. Можно поэтому сопоставлять родовые порядки кельтов, германцев или славян с римскими и греческими, хотя по хронологии эти народности и отстоят друг от друга на целые столетия и даже тысячелетия… но бесполезно для указанной цели, то есть для выделения общих черт исследуемых явлений, сопоставлять Русскую Империю с Империей Карла Великого или Священной Римской Империей и классовые деления современных народностей Европы со средневековыми сословиями и религиозными кастами древности».

Такой метод, основанный на сравнении сопоставимых эмпирических данных о состоянии и развитии различных обществ с целью выявления черт сходства или различия между ними, Ковалевский называл научным сопоставлением.

М. М. Ковалевский среди российских социологов считается первым социологом-профессионалом.

Как социолог, М. М. Ковалевский внёс большой вклад в разработку концепции генетической социологии, которая, по его словам, представляла собой «ту часть науки об обществе, его организации и поступательном ходе, которая занимается происхождением общественной жизни и общественных институтов, каковы: семья, собственность, религия, государство, нравственность и право…». М. М. Ковалевский стремился изучать историю с позиций социологического подхода, рассматривая социологию как общую дисциплину.

Исторические взгляды

Входил, наряду с И. В. Лучицким , Н. И. Кареевым и П. Г. Виноградовым , в знаменитую в своё время «Русскую школу» («Ecole russe») историков и социологов, которую высоко ценили К. Маркс и . Энгельс . Последний отмечал, что ей свойственны «и критическая мысль и самоотверженные искания в области чистой теории», что она «стоит бесконечно выше всего того, что создано в этом отношении в Германии и Франции официальной исторической наукой». Но впоследствии в советской критике её несправедливо критиковали за «субъективно-психологический подход» к анализу общества и его истории.

Основные произведения

  • «История полицейской администрации в английских графствах с древнейших времен до смерти Эдуарда I » (1877, магистерская диссертация)
  • «Общинное землевладение, причины, ход и последствия его разложения» (М., 1879)
  • «Общественный строй Англии в конце средних веков» (1880, докторская диссертация)
  • «Историко-сравнительный метод в юриспруденции» (М., 1880)
  • Иванюков И. И., Ковалевский М. М. У подошвы Эльбруса. - Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых. 2009 - 80 с.
  • «Закон и обычай на Кавказе» (1887)
  • «Происхождение современной демократии» (т. , , , , 1895-97)
  • «Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства » (т. 1-3, 1898-1903)
  • «Этнография и социология» (М. 1904)
  • «Современные социологи» (1905)
  • Ковалевский М. М. «Политическая программа новаго союза народнаго благоденствiя» 1906 г. С.-Петербургъ. 23 с.
  • «От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму » (т. 1-3, 1906)
  • «Социология» (т. 1-2, 1910)
  • «Происхождение и развитие семьи и собственности»
  • Клан у аборигенных племен России / Пер. с фр. Д. В. Миронова // Социологические исследования . - 2002. - № 5. - С. 129-138. - текст (недоступная ссылка) (PDF)
  • Экономический строй России / пер. с франц.. - Изд. А.Ермолаевой, 1900. - 239 с.
  • Очерки по истории политических учреждений России / Максим Ковалевский; пер. с разрешения авт., А. Баумштейна, под ред. Е. Смирнова.. - Санкт-Петербург: Изд. Н. Глаголева, . - 242, с.
  • Конституция графа Лорис-Меликова и его частные письма . - Берлин: Штейниц, 1904. - 117 с.
  • Моя жизнь. Воспоминания. - М. :
Рассмотрим социологию М.М. Ковалевского. Максим Максимович Ковалевский (1851 -1916) родился в богатой дворянской семье. После окончания юридического факультета Харьковского университета (1873) продолжал образование в Берлине, Париже, Лондоне, где встречался с К. Марксом. По возвращении на родину в течение 10 лет был профессором права в Московском университете (до 1887 г.).
Ковалевский был организатором в 1901 г. Русской вольной высшей школы общественных наук в Париже, президентом Международного института социологии (1907), возглавлял первую в России кафедру социологии в частном Психоневрологическом институте. После его смерти в 1916 г. в Петербурге было создано первое социологическое общество его имени. Его учениками были известные социологи Сорокин и Тахтарев. Безусловно, Ковалевский сыграл выдающуюся роль в становлении российской социологии, поэтому некоторые исследователи склонны считать его основателем социологии в России.
Ковалевский критикует однофакторные теории в социологии, стремившиеся свести все разнообразие факторов к одному основному (географическое положение и климат, раса и т.п.). Методологический плюрализм означает взаимодополняемость социологических теорий, поэтому социологию Ковалевского иногда называют плюралистической. Другое название социологической концепции Ковалевского, которое можно встретить в литературе, — генетическая социология. Оно связано с тем, что Ковалевский важное значение придавал исследованиям процесса становления и возникновения социологических явлений.
Наиболее примитивной формой общественной организации Ковалевский считает первобытные «человеческие стада», внутри которых развивается материнская семья. При этом Ковалевский опирался на идею гинекратии немецкого ученого И.Я. Бахофена (1815—1887), который исследовал связь религии и форм брака в первобытном обществе. Счет родства осуществлялся по женской линии. Религиозное развитие прошло три периода: хтонический: религия земли — материя — промискуитет; лунарный: религия луны — душа — матриархат; солярный: религия солнца — дух — патриархат. Центральным пунктом истории рода человеческого служит для Бахофена отношение мужского и женского полов. Вся история представляет собой борьбу полов. Он различает в истории три периода: беспорядочное смешение полов (промискуитет), матриархат и патриархат.
Согласно Бахофену человечество вышло из животного состояния, в коем господствовало половое смешение. Затем появился матриархат, в котором различалось две стадии: «гетерический матриархат», при котором, хотя люди и вели свое происхождение от матери, но еще не существовало прочной семьи, и «брачный матриархат», при котором господствовало материнское право происхождения и наследования. Бахофен считает, что женщина является «воспитательницей рода человеческого», которая способствовала переходу от беспорядочного зачатия к брачному матриархату.
Движение от материнского начала к отцовскому Бахофен метафорически разделяет на три стадии: «утренняя» (сын еще находится во власти матери) — ей соответствует хтоническая мифология; «полуденная» (солнце-сын полностью разворачивает свою светоносную силу)—эту стадию Бахофен называет также «дионисийской»; третья, высшая стадия — «аполлонийская» (если Дионис лишь возвышает отцовское начало над материнским, то Аполлон целиком освобождается от всякой связи с женским, его отцовство — более высокого, духовного порядка).
По мнению Ковалевского, род менялся благодаря действию экзогамии и применению системы запретов и табу. Внутреннее спокойствие в отношениях членов рода, позволяет ему стать сильным союзом и центром анимистической религии в одной из двух ее форм — культа тотема или культа эпонима.
Род представляет собой «замиренную среду», не допускающую мести по отношению к своим сочленам даже в случае убийства. Стремлением избежать внутренних раздоров, вызываемых похищениями невест, объясняется и запрещение браков внутри рода, и принуждение искать жен на стороне путем правильного обмена невестами с определенными группами. Именно этим вызывается к жизни экзогамия. Связь между членами родовых союзов держится не общностью территории, а единством культа или обладанием общим предком.
Следующая стадия эволюции связана с переходом от кочевого состояния к оседлому, который вызван ростом населения. От собирательства и охоты люди были вынуждены обратиться к приручению животных и оседлому земледелию. Постепенно род отказывается от системы нераздельности земель и хозяйства и распадается на большие семьи, сперва когнатические (собирающие близких и отдаленных родственников по матери), а потом и агнатинеские (объединяющие такой же большой и малый круг родственников, живущих у одного очага, но уже по отцу). На долю таких семей выпадает отныне право кровной мести, поддержание культа предков, содержание и погребение родственников и другие обязанности.
Большая семья эволюционирует в малые семьи: «В процессе своего разрушения, часто длящегося не века, а десятки столетий, род все более и более заменяется в отправлении своих функций семьей-группой, составленной из одного или нескольких очагов. В свою очередь, эта семья исчезла, только медленно, в силу внутренних несогласий и по мере размножения обменов и развития той подвижности населения. Упадок родовых порядков определяет собой рост индивидуализма и принуждает государство взять на себя обязанности, некогда выполняемые кланами или родами».
Клановый строй — это разложившийся на иерархические пласты род, в который входят и покоренные инородцы. Феодальный строй отличается от кланового только отсутствием представлений о действительном или мнимом родстве, связующем членов одного феода. Кровные отношения вытесняются в нем договорными. Обязательства «младших» перед «старшими» покоятся здесь уже не на чувстве естественного подчинения, а на взаимности: за верность и добровольную покорность по отношению к главе местного ополчения, поместья и суда в одном лице последний также обязан своим клиентам и вассалам защитой, земельными пожалованиями и т.д.
Про феодализме всем открыт доступ к земле, но через строгую иерархию отношений. Земля является главной ценностью. Феодальные порядки рисуются Ковалевским в виде пирамиды, вершиной которой являются земельные собственники, получившие свои земли в качестве вознаграждения за службу от короля. Они используют свою землю как путем наследственной аренды, которую берут на себя свободные люди при условии несения военной и другой службы, так и путем эксплуатации труда несвободных крестьян (барщина, натуральные и денежные ренты и пр.). В результате «...за сменой родовых порядков феодальными обладание землей и служба, связанная с нею, являются таким же общественным цементом, каким в эпоху родовых порядков было действительное или мнимое родство...». Феодальные порядки постепенно заменяются отношениями бессословности, при которых возможны только классовые различия. Причиной неравенства между ними являются уже не юридические права, а их материальные возможности.
Общественный прогресс состоит в смене гражданского неравенства равенством всех перед законом, в замене правительственной опеки самодеятельностью. Измеряется общественный прогресс мерой взаимодействия и взаимозависимости индивидов, групп и обществ. Ковалевский говорит о постепенном расширении «замирения среды». Разобщенность между классами, между трудом и капиталом с течением времени «умаляется», свидетельством чего являются смягчение форм эксплуатации и ослабление рабочего движения.
Ковалевский придерживался либеральных политических взглядов, за что был лишен профессорской должности и вынужден был уехать за границу. Он не был революционером, но критиковал современное ему политическое устройство в России и предлагал заменить монархию на республику.

УДК 340.115.4(094)

Страницы в журнале: 144-148

А.В. ПЕТУХОВА,

аспирант кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Нижегородского государственного университета им Н.И. Лобачевского

Анализируются особенности социологического подхода к праву выдающегося дореволюционного русского ученого М.М. Ковалевского, рассматривавшего право как средство создания замиренной среды, общественной солидарности.

Ключевые слова: социологический подход к праву, право, замиренная среда, общественная солидарность.

Socialogical conception of Kovalevsky

Petuhova A.

The paper ivestigates specialities of socialogical approach to law of the russian scientist Kovalevsky. He concidered law as a tool for peace enviroment and social solidarity.

Keywords: socialogical approach to law, law, peace enviroment, social solidarity.

В юридической науке вопрос об определении права всегда был актуальным, важным и спорным. Сложность состоит в том, что необходимо в узких рамках дефиниции раскрыть многоплановую суть данного явления. Подход к пониманию права имеет важную практическую значимость, с его помощью формируются правовая доктрина, основные понятия, концепция правоприменения, определяется толкование законов, разрабатываются методы, позволяющие восполнять пробелы в законодательстве, и пр.

В XIX -XX вв. господствующим направлением в развитии теории права был позитивизм. В конце XIX века появилось новое направление - социологическая юриспруденция, или социология права. Причиной возникновения социологического подхода к изучению права явилась попытка выработать альтернативу формально-догматическому подходу, который на тот момент испытывал кризис. Несостоятельность позитивистских концепций права проявилась в том, что они не могли раскрыть сложную социальную структуру права, не были способны рассмотреть право как много-

аспектное социальное явление, а также не сумели решить проблему взаимосвязи юридической нормы и правоотношений. Как реакция на сложившуюся ситуацию возникла социологическая концепция права.

Одним из ярких представителей данной концепции в дореволюционной России был русский социолог, историк, этнограф и правовед Максим Максимович Ковалевский (1851-1916). Г.В. Плеханов относил М.М. Ковалевского к числу людей, внесших своими трудами существенный вклад в общественную науку. «Он принадлежит к кругу очень немногих русских авторов, сочинения которых могут быть признаны серьезными социологическими исследованиями», - писал он.

Являясь высокообразованным человеком, М.М. Ковалевский находился под влиянием социологических концепций О. Конта, идей Г. Спенсера, сравнительно-исторического метода Г. Мена, психологии Г. Тарда, солидаристской доктрины Э. Дюркгейма и Л. Дюги.

Отдельных работ, посвященных исключительно праву и правовым явлениям, у Ковалевского нет, однако в своих социологических исследованиях он часто обращался к вопросам происхождения права и государства, к роли правовых явлений в обществе, взаимному влиянию социальной сферы и правовых явлений.

Право тесно связано с историческим процессом, именно история помогает раскрыть особенности развития правовых явлений. Так, Ковалевский пишет: «Ведь что такое догма, как не, возможно, логическая передача действующего права, не заключающая в себе самой никакого критерия его пригодности в настоящем и путей дальнейшего развития: только при помощи истории можно ответить на вопрос, в какой мере данное право является продуктом всего предшествующего наслоения юридических норм, а это значит, что без истории нельзя указать ни органического характера законодательства, ни скрывающихся в нем несовершенств, источник которых всецело лежит в том, что жизнь обогнала юридическое творчество».

М.М. Ковалевский большое внимание уделял изучению внутренних причин, породивших право. Так, желание «жертвовать ближним в интересах самосохранения», по его мнению, косвенно стало причиной образования права. Обращаясь к древним обществам, ученый указывал на психологическую, антропологическую составляющую процесса: «Инстинкт самосохранения подсказал участникам борьбы за существование необходимость организоваться в группы для более успешного ее ведения; но всякая группа, будет ли ею муравейник, пчелиный улей, птичья стая, оленье стадо или орда кочевников, с необходимым подразделением на более тесные союзы хотя бы временно сожительствующих мужчин и женщин, прежде всего является замиренной средой, из которой устранен элемент борьбы, место ее занимает солидарность, или осознание общности интересов и взаимной зависимости друг друга»(здесь и далее - курсив наш. - А.П.). Именно на почве этой солидарности возникает право, ничем не отличающееся от нравственности и религии. Именно теория замиренной среды стала одной из главных в учении М.М. Ковалевского. В.Д. Зорькин обращает внимание, что Ковалевский, подобно О. Конту, Л. Буржуа, Л. Дюги, видит в праве не орудие эксплуатации, а средство обеспечения общественной солидарности, создания замиренной среды, из которой устранена борьба и в которой установлены мир, взаимозависимость и общность интересов.

Право, по Ковалевскому, появляется вместе с общественными союзами, является наследием предков, а никак не даровано природой (как это отстаивает естественная школа) и не выводится из обычая, народного юридического сознания (историческая школа), поскольку с изменением общества, социальной реальности изменяется и право. Факт человеческой солидарности, ее требования признаются обществом и становятся социальными нормами. Право - «нормы, ставящие себе целью поддержание и развитие этой солидарности» и «приводимые в жизнь организованной силой общества - государством, также служащим осуществлению задач общественной солидарности и имеющим своих предшественников в целом ряде мелких общественных союзов, наделенных подобно ему принудительной силой».

Государство появляется намного позже права, в результате эволюции в сфере солидарности (замиренной среды), когда «союзы бродячих орд превращаются в рода или семьи, а они, в свою очередь, уступают место федерациям племен и территорий, объединенным завоеваниям, насильственно сближенным народностям, образующим одно политическое целое - государство». Следовательно, право возникает раньше государства и не зависит от него. Здесь очень важно отметить, что, в соответствии с учением М.М. Ковалевского, государство не создает право. Право стоит вне и над государством, непосредственно вытекает из факта общественной солидарности, замиренной среды и поэтому обязательно (с точки зрения естественной необходимости) для самого государства. Государство, восставая против права, принимало бы тем самым меры против собственного существования. Закон правомерен только в том случае, если он соответствует социальной солидарности. Идея первичности права и его обязательности для государства обосновывает концепцию правового государства.

Объективность юридических норм заключается в том, что они, по концепции Ковалевского, независимы не только от произвола отдельного индивида, но и от воли государства. Таким образом, государство не создает право, а лишь признает его как факт общественной солидарности. Тогда остается нераскрытым вопрос, как разграничиваются правовые нормы и нормы морали и нравственности, также признанные регулировать общественные отношения. «Возможность признавать правом сегодня одно, а завтра другое и признавать государственной изменой сегодня одно, а завтра совершенно обратное показывает те практические последствия, которые вытекают из несвязанности государства им самим же издаваемым правом».

М.М. Ковалевский считал, что право изменяется вместе с изменением нашего представления о нравственных идеалах, поэтому в разное время образовывалось столь различное по содержанию естественное право. Солидарность интересует Ковалевского не в ее статическом состоянии, а в динамике: как она изменяется, какие стадии развития проходит, на какие социальные процессы влияет. В частности, Ковалевский указывал на три стадии развития замиренной среды. Он писал: «Создание родового единства, патриотизма, космополизма - таковы последовательные стадии в развитии того чувства солидарности, окончательное упрочение которого в такой же мере обусловит собою в будущем радикальную перемену в наших современных понятиях о неотъемлемых правах личности, в какой самое его появление вызвало зарождение идеи права вообще». Еще раз отметим, что расширение сферы солидарности, или замиренной среды, выступает как механизм возникновения государственности, а рост замирения рассматривается как признак прогресса. Исследователи творчества М.М. Ковалевского (в частности, Б.Г. Сафронов) подчеркивают особенности движения солидарности: «Говоря о прогрессе, Ковалевский имеет в виду не наличие самого факта солидарности, которая в той или иной форме существовала на всем протяжении истории человеческого общества, а ее рост, повышение удельного веса, расширение ее среды, области применения и проявления. В этом движении солидарности собственно и проявляется социальный прогресс».

Право между тем связано с психологическими особенностями личности. В частности, Ковалевский пишет: «Как отражение степени достигнутой обществом солидарности, оно изменяется вместе с расширением ее основ, вызывая прежде всего в отдельных выдающихся личностях неудовлетворенность существующими нормами и новые запросы, которые сила подражания обращает сперва в требования общественного мнения, в юридическое сознание масс, а затем в обычай или закон». Именно эти психологические свойства личности являются причиной возникновения и развития права. Подобную роль выдающихся личностей и происходящей в этой связи эволюции права и государства ученый видел «в психической природе человека, в преобладании в ней чувств над разумом, в естественном отвращении к напряжению мыслительных способностей, в происходящей отсюда склонности держаться старого, в предпочтении пассивного восприятия самостоятельному творчеству. Отсюда готовность подчиняться чужому руководству тех, кто признается обладателем большей физической и психической энергии», т. е. в психическом воздействии личностей, способных к инициативе, к творчеству, на массы, не способные ни к чему иному, как к подчинению.

Рассуждая над психологической теорией Г. Тарда, Ковалевский отмечает возможность существования у индивида способности сознательной инициативы, что-либо открывающей в области знания и практического опыта. «Его открытие, вызывая ряд подражаний, тем самым ведет к изменению общественной среды, к изменению резкому и полному в том случае, когда впервые высказанная мысль не встречает противодействия во взглядах, разделяемых массою индивидов, составляющих общественную среду».

«По своим умственным, физическим и другим естественным свойствам, рассуждает М.М. Ковалевский, люди неравны от природы и потому распадаются на две противоположные категории: с одной стороны, меньшинство, выдающиеся творческие личности, вожди-инициаторы, с другой - большинство, серая заурядная “масса”, “толпа”, которая испытывает “естественное отвращение к напряжению мыслительных способностей”, “склонность держаться старого”, “предпочтение пассивного восприятия самостоятельному творчеству”, “готовность подчиняться чужому руководительству”».

В итоге именно в «психическом», «гипнотическом» воздействии выдающихся творческих личностей на пассивную массу, способную лишь к «подражательным процессам», к «подчинению своей деятельности чужому примеру и руководительству», и заключалась, по мнению Ковалевского, причина возникновения права, политической власти и государства. В данном подходе при рассмотрении вопроса о происхождении права объединились социологическая и психологическая концепции.

Право, наравне с иными социальными факторами, влияет на общество, его культуру, политику и экономику. Однако и право, в свою очередь, испытывает влияние общества: «как отражение степени достигнутой обществом солидарности, оно изменяется вместе с расширением его основ». Цитируя Р. Иеринга, Ковалевский пишет: «Сравнительное правоведение должно отрешиться от химеры самопроизвольного развития в той же степени, в какой уже освободились от него естествознание и медицина, ищущие ныне источник происходящих в организмах изменений во внешних воздействиях. Замена учения о самопроизвольном развитии теорией посторонних импульсов, другими словами - признание той связи, в какой внутренние явления стоят с действующими на нас извне причинами, - в этом и следует видеть важнейшее приобретение, сделанное в наше время точным знанием, в частности, науками естественными. Заслуга Иеринга в сделанном им выводе: “право не развивается само из себя”». Именно поэтому за основу социологического понимания права, по мнению М.М. Ковалевского, должна быть взята «идея внутреннего развития и тесной зависимости, существующей в каждый данный момент между правом и экономическим, общественным, политическим и религиозно-нравственным укладом».

Право представляет собой факт общественной жизни. Однако сам процесс превращения правовых норм из факта общественной солидарности (из сущего) в должное (в законодательство) Ковалевский не раскрывает. Так, видный представитель теории естественного права начала XX века. П.И. Новгородцев следующим образом критиковал идеи Ковалевского: «Социальная солидарность есть факт, это бесспорно; но социальная солидарность, согласно этой доктрине, есть также и долг»; «доктрина солидаризма утверждает в качестве своего основания нечто большее, чем указанное фактическое положение: она говорит о социальном долге человека, о том, что его права суть лишь последствия его обязанностей». «И мы, - пишет П.И. Новгородцев, - вправе спросить, откуда это вытекает? Вывести долг из факта немыслимо; ab esse ad necesse n оn valet consequentia ... и пока нам не указали иных оснований социального, мы имеем право утверждать, что доктрина солидарности покоится на априорном и недоказанном утверждении». Поскольку государство не создает и не отрицает права, то у него нет другого выбора, как признать право, что оно и делает в форме проводимых им положительных норм. Именно поэтому М.М. Ковалевский критиковал тех, кто считал, что государство создает право и что последнее немыслимо до и вне тесного союза с ним, например, представителей естественно-правовой школы, в частности Т. Гоббса и современного ему немецкого правоведа Г. Еллинека.

Положительное влияние взглядов М.М. Ковалевского на развитие юриспруденции бесспорно. Социологический подход к праву и построенная на его основе историко-сравнительная юриспруденция позволили ставить и решать новые проблемы, не умещавшиеся в рамки юридического позитивизма, которые выдвигались самим ходом развития буржуазного общества. Право, в отличие от легистского подхода, с точки зрения социологической концепции тесно связано с социальной практикой, переплетается с общественными явлениями, социальными институтами, находится под влиянием различных социальных факторов и само влияет на их развитие.

Таким образом, подводя итог, можно сделать следующие выводы.

Право, по М.М. Ковалевскому, выступает средством создания замиренной среды, общественной солидарности. Оно не зависит от воли законодателя, стоит как бы вне и над государством, вытекает из факта общественной солидарности, замиренной среды и поэтому обязательно (с точки зрения естественной необходимости) для самого государства. Закон является объективным, так как процесс законотворчества не подчинен воле индивидов (чиновников) и всего государства в целом.

Большое значение М.М. Ковалевский уделяет психологическим факторам формирования права. Право возникает и видоизменяется в результате того, что прежде всего у отдельных выдающихся личностей вызывается состояние неудовлетворенности существующим положением вещей и появляются новые запросы, которые переходят сначала в общественное мнение, в юридическое сознание масс, а затем - в обычай и закон.

В соответствии с теорией М.М. Ковалевского, государство не создает право, а лишь признает его как факт общественной солидарности. Замиренность сфер рассматривается как фактор, определяющий прогресс развития общества, рост замирения - критерий прогресса, а важнейший социальный закон - закон роста человеческой солидарности.

Недостатком концепции, по нашему мнению, является отсутствие четкого механизма превращения права из социальной нормы в юридическую.

Библиография

1 Философско-литературное наследие Г.В. Плеханова. - М., 1973. Т. 1. С. 27.

2 Ковалевский М.М. Социология: Соч.: В 2 т. / Под ред. А.О. Бороноева - СПб., 1997. Т. 1. С. 83.

3 Там же. С. 84.

4 См.: Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. - М., 1978. С. 128.

5 См.: Ковалевский М.М. Общее учение о государстве. - Спб., 1909. С. 74.

6 Там же. С. 47, 74.

7 Ковалевский М.М. Социология. Указ. изд. Т. 1. С. 84.

8 См.: Зорькин В.Д. Указ. соч. С. 128.

9 Ковалевский М.М. Общее учение о государстве. Указ. изд. С. 50-51, 59-60, 63-64.

10 Ковалевский М.М. Социология. Указ. изд. Т. 1. С. 85.

11 См.: Сафронов Б.Г. М.М. Ковалевский как социолог. - М., 1960. С. 113.

13 Ковалевский М.М. Социология. Указ. изд. Т. 1. С. 88.

14 Там же. Т. 2. С. 11.

16 Зорькин В.Д. Указ. соч. С. 126.

17 Ковалевский М.М. Социология. Указ. изд. Т. 1. С. 88.

18 Ковалевский М.М. Социология. Указ. изд. Т. 1. С. 88.

19 Он же. Сравнительно-историческое правоведение и его отношение к социологии. Методы сравнительного изучения права: Сб. по обществ.-юрид. наукам. Вып. 1 / Под ред. Ю.С. Гамбарова. - Спб., 1899. С. 1, 3, 9; Он же. Социология. Указ. изд. Т. 1. С. 65-66.

20 Цит. по: Зорькин В.Д. Указ. соч. С. 135.

21 Новгородцев П.И. Предисловие к русскому переводу работы Леона Дюги «Конституционное право». - М., 1908. С. XXIV ; см. также: Он же. Нравственный идеализм в философии права // Проблемы идеализма / Под ред. П.И. Новгородцева. - М., 1902. С. 268-269, 272-273, 280-281.

22 См.: Зорькин В.Д. Указ. соч. С. 123.

(1851-1916). Разносторонне образованный и широко мыслящий ученый, чьи научные интересы касались обширного круга вопросов социологии, истории, государствоведения, права, этики, психологии и других наук, он пользовался широким признанием ученого мира в России и за ее пределами, был избран вице-президентом, а затем председателем Международного института социологии.

Теоретические предпосылки социологических воззрений М. Ковалевского восходят к социологии О. Конта . «Что такое социология?» С этого вопроса начал М. Ковалевский изложение своего двухтомного труда «Социология ». И ответил: «Родоначальник ее, Конт считал социологию наукой о порядке и прогрессе человеческих обществ». Однако порядок в обществе бывает не всегда. Да и прогресс в смысле поступательного развития не всегда имеет место. И Ковалевский дает свое определение социологии как науки об организации и эволюции человеческого общества . Организация общества и его эволюция - таковы два основных раздела социологии, которые, начиная с Конта, характеризуются как социальная статика и социальная динамика.

М. Ковалевский подходил к социологии как к науке, а не как к концепции человеческих идеалов. Поэтому в отличие от народников Лаврова и Михайловского и некоторых других теоретиков он отделяет правду-истину от правды-справедливости и исходит из того, что для социологии главное есть правда-истина . Как и Конт, он считает общество целостным социальным организмом, развитие которого имеет закономерный характер. Без учения о закономерности общественных явлений, писал он, немыслимо было бы возникновение самой науки об обществе. Он выдвигает идею поступательности исторического процесса и социальной преемственности , в ходе которой человеческие знания, опыт, культура передаются и развиваются от одной исторической эпохи к другой. Таким же образом, по его мнению, происходит развитие отдельных областей общественной жизни и различных социальных институтов.

Эволюцию государственного строя он связывал с целым рядом факторов общественной жизни, в том числе с эволюцией хозяйства и «форм экономического быта», с развитием политических отношений классов и других социальных групп, с эволюцией политических идей и общим прогрессом культуры. Такой эволюционный взгляд на развитие общества был направлен как против необоснованных и поспешных радикальных изменений в нем, так и против «не менее опасного застоя».

Ковалевский указывает на роль многих факторов общественного развития : экономических, демографических, политических, психологических, нравственных, религиозных и т. д. Однако ни одному из этих факторов не придается постоянного решающего значения. В различных ситуациях им отводятся разные роли, и любой из них может выйти на первый план. В этом и заключается мировоззренческий и методологический смысл социологического плюрализма М. Ковалевского.


Важную роль в социологии Ковалевского играет историко-сравнительный метод . Сравнивая развитие народов разных стран и эпох, можно обнаружить некоторые общие законы их исторической эволюции. В связи с этим Ковалевский писал, что «на одинаковых ступенях развития в каждом человеческом обществе развитие происходит по одинаковому внутреннему закону». Историко-сравнительный метод позволяет выявить и эти законы, и специфические особенности в развитии разных народов и их культур.

Сравниваемые явления брались Ковалевским, как правило, не в статике, а в динамике, в их исторической эволюции, что позволяло изучать как общие закономерности исторического процесса, так и специфические особенности развития тех или иных обществ. На данной основе увеличилась возможность социологического прогнозирования и исторического предвидения, что повышало практическое значение социологии. Это для Ковалевского было чрезвычайно важным.

В своих социологических воззрениях он разделял многие положения биологической школы в социологии и прежде всего «органической теории общества», идущей от Конта и особенно Спенсера. Ковалевский утверждал, например, что такой важный социальный фактор, как общение, начинается еще в среде животных. Даже учитывая большое различие между биологическим и социальным общением, он обращал внимание на их «многие общие черты» и писал, что в определенных отношениях животный и человеческий мир укладывается в общий процесс эволюции.

Весьма высоко ставил Ковалевский психологическую школу в социологии. Он в целом разделял Теорию подражания Тарда , находил подтверждающие ее примеры. Так, он писал, что «русские верховники времени Анны Иоанновны пытались подражать аристократическим порядкам в Швеции и тем самым укреплять основы своего бюрократического господства». Таких подражателей немало и теперь. В то же время Ковалевский считал необходимым и полезным заимствование опыта других народов, при котором не терялись бы общественная культура и самобытность народа. Такое заимствование предполагает элементы самостоятельности и творчества.

Подобно Тарду, Ковалевский рассматривал подражание как органическое проявление личностной и социальной психологии людей и потому как важнейший фактор их общественной жизни. Он считал, что «основы социологии не могут лежать вне психологии» (имеется в виду, прежде всего коллективная, социальная психология). Речь шла о том, чтобы изучать «психологию народов»: это необходимо для более глубокого понимания духовного состояния народов, разностороннего проявления их культур.

Положительное отношение ко многим социологическим направлениям и школам, стремление понять их и обнаружить связи между ними, равно как и готовность применять их учения при анализе тех или иных общественных явлений - еще одно проявление социологического плюрализма М. Ковалевского. Каждое направление в социологии по-своему показывает значение тех или иных факторов в развитии общества, будь то биологический, демографический, экономический, политический или психологический фактор.

В своих основных социологических трудах «Современные социологи» и «Социология» М. Ковалевский говорит о множественности факторов общественного развития. В качестве социально значимых факторов у него фигурирует и биологический, и космический, и политический, и многие другие. Он указывает на необходимость обнаружения одновременного и параллельного воздействия этих факторов на развитие общественных явлений. В этом заключается одно из основных методологических требований его социологической концепции.

С позиций подобного плюрализма, т. е. необходимости учета влияния на развитие общества многих факторов, он подвергал критике односторонность доктрин Спенсера, Дюркгейма, Тарда и других социологов. Более того, он считал, что в методологическом плане нет смысла говорить о более или менее важных факторах. Каждый из них может выступать в роли главного, сопутствующего или второстепенного в зависимости от ситуации и ракурса рассмотрения того или иного общественного явления.

С точки зрения социологического плюрализма М. Ковалевский разработал теорию общественного прогресса , которую иногда называют ядром его социологии. Он писал, что основным законом социологии является закон прогресса . Задача же социологии состоит в том, чтобы «раскрыть те перемены в общественном и политическом укладе, в которые вылился этот прогресс, и те причины, которыми он обусловлен».

Признавая закономерный и в целом прогрессивный, поступательный характер развития человеческого общества, Ковалевский не отрицал ни многих фактов застоя или топтания общества на месте, ни попятных, регрессивных движений, которые также бывают в истории. Но побеждает все-таки «закон прогресса» - всеобщий социологический закон, проявляющийся «в расширении сферы человеческой солидарности». В этом он видел основное содержание общественного прогресса.

В своей теории общественного прогресса Ковалевский исходил из того, что все народы проходят одни и те же стадии развития, но не одновременно. Это обстоятельство делает необходимым использование историко-сравнительного метода. С помощью этого метода можно получить представление о прошлом народов, ознакомившись с современной общественной жизнью отсталых стран, а также о будущем последних, учитывая достижения современных передовых стран.

По Ковалевскому, «все народы участвуют в мировом прогрессе», который должен привести к их объединению в единое «мировое солидарное общество». Обосновывая эволюционный характер общественного прогресса, он отвергал марксистскую теорию классовой борьбы и социальной революции, считал, что при нормальном течении общественной жизни столкновения классовых и других социальных интересов предотвращается соглашением, компромиссом, при котором руководящим началом всегда является идея солидарности всех членов общества.

Социологический плюрализм Ковалевского служил теоретическим обоснованием его политической платформы умеренного либерализма , основная направленность которого заключалась в преобразовании экономической и политической системы российского общества по образцам западных буржуазных демократий.

Понравилась статья? Поделитесь ей