Контакты

Что такое Митрополит? Значение и толкование слова mitropolit, определение термина. Что такое метрополит? Что такое митрополит в древней руси

Архиереи, управляющие епархиями, были подчинены митрополиту. Так как церковно-административные деления совпадали с государственными, кафедры митрополитов располагались в столицах стран, которые охватывали их митрополии. Впоследствии митрополитами стали называться архиереи, управляющие крупными епархиями.

В настоящее время в Русской православной церкви титул "митрополит" является почетным званием, следующим после титула "архиепископ ". Отличительной частью облачения русского митрополита является белый клобук .

В восточных патриархатах титул митрополита удерживается за всеми теми епископами, епископии которых были митрополиями во времена Византийской империи , и имеет то же каноническое значение, какое дано им в века вселенских соборов , но ввиду современного состояния их епархий - по необходимости - лишь в теории и номинально. В других православных автокефальных церквах права и обязанности митрополитов осуществляются в большей мере, хотя и сообразно с политическим положением страны.

История

Одни думают, что название "митрополит" явилось не ранее I Вселенского Собора ( г.); другие, если не название, то функции деятельности митрополита, особые от общих епископских , усматривают еще в лице самих апостолов ; третьи полагают, что митрополичья юрисдикция установлена во в. и была вызвана назревшей необходимостью централизации в областном церковном управлении.

Митрополиты на Западе

Права митрополичьей юрисдикции сначала и на Западе были те же, что и на Востоке. Собор Толедский 589 г. усилил права митрополита, позволив ему, с согласия областного собора, подвергать подведомых ему епископов наказаниям. С образованием новых германских государств значение митрополичьего управления изменилось в той мере, в какой прежние митрополии в это время утратили свое значение, и место областных церковных соборов заступили имперские сеймы. К тому же деление на диоцезы здесь отсутствовало. Правда, папа Захария пытался восстановить митрополичью систему церковного управления, но попытка его не имела успеха. Карл Великий , по настоянию папы Адриана , своими капитуляциями установил митрополичью юрисдикцию во всех своих владениях; но фактически прежняя власть митрополита не могла осуществляться вполне уже потому, что на сеймах подведомственный ему епископ являлся на равных с ним правах представительства и, по обстоятельствам или по выдающимся способностям представительства, епископ имел иногда в делах собрания большее значение, чем митрополит.

С течением времени западные митрополиты вместо того, чтобы самим вместе с собором избирать епископов, как было в начале, должны были ограничиться правом "исследовать законность" избрания и правом посвящения. Мало-помалу епископы сделались совершенно независимыми от митрополитов, политические права тех и других были совершенно одинаковы - оба были одинаково подчинены королю; но король мог защищать епископа против митрополита, митрополит же не мог защищать епископа против короля; епископ мог апеллировать на митрополита к папе , а митрополит должен был тем не менее приглашать епископов своей митрополии к участию в своих решениях.

Лишь в Англии митрополичье управление держалось прочно; епископы кентерберийский и йоркский пользовались правами митрополитов во всей их первоначальной полноте.

В последующее время юрисдикция митрополитов на Западе чем далее, тем более сокращалась, в той мере, в какой развивалась централизующая система папизма. Сардикийский собор предоставил римскому епископу право принимать апелляции епископов на митрополита и постановлять по ним окончательное решение. Папа Николай I (858-867) постановил, что без его согласия ни один епископ не может быть низложен. Иннокентий III усвоил себе право непосредственного суда во всех делах о епископах, а Александр III постановил, что на всякий суд, духовный и светский, даже в незначительных делах (in causis minimis) возможна апелляция к папе. На соборе Равеннском (877 г.) постановлено, что каждый митрополит, который не испросит у папы, которые посылались из Рима для созыва соборов. Наконец, папы усвоили себе и все поместное церковное законодательство и кодификацию церковных законов. Папские декреталии получили значение канонов - то самое, какое имели определения соборов, и заменяли последние. От прежней митрополичьей юрисдикции к XIII в. на Западе уже ничего не осталось. Последующие столетия представляют лишь несколько безуспешных попыток борьбы епископализма с куриализмом, стремления отстоять права епископа вообще против всепоглощающего абсолютизма римской курии, так как не митрополитство только, но и самое епископство провозглашено было излиянием папства.

Ныне в католической церкви название "митрополит" - лишь почетный титул.

Использованные материалы

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

Митрополит - это духовный сан высокого ранга в христианской церкви. Первое официальное упоминание звания зафиксировано в документах I состоявшегося в Никее в 325 году. Там же было упорядочено его место в иерархической лестнице.

Церковная иерархия

В Римской империи главные города провинций назывались митрополиями. Архиерей, имеющий кафедру, то есть свою резиденцию, в митрополии назывался митрополитом.

Митрополит - это высший титул епископа. А епископ (надзирающий, надсматривающий), в свою очередь, имеет высшую третью степень священства, после диакона и пресвитера (он же священник, он же иерей). Поэтому епископа часто называют архиереем. «Архи» - частица, пришедшая из греческого языка и служащая для обозначения высокого церковного чина. Архиереи управляли епархиями и подчинялись митрополиту. Если же епархия была крупной, то епископы или архиереи, ею управляющие, назывались архиепископами. В Русской православной церкви этот почетный титул следует сразу за митрополитом.

Внешние различия

Эти высшие церковные ранги внешне отличаются головным убором - клобуком. Епископы носят черный, архиепископы - черный с крестом из драгоценных металлов и камней, а митрополиты носят белые клобуки с таким же крестом. Отличаются они и мантиями. Так, у епископов и архиепископов они лилового или темно-красного цвета, у митрополита - голубого, Патриарх носит мантию зеленого цвета. В Великий пост все мантии епископата черного цвета. Митрополит - это почетный титул. Присвоение такого звания является своеобразной наградой, знаком отличия, дающимся за заслуги. В Русской православной церкви санов архиепископов и митрополитов удостаиваются епископы за личные заслуги перед церковью. Даруются они и за выслугу лет.

Один из самых древних

Необходимо отметить, что митрополит - это самый древний титул в христианской церкви. Некоторые исследователи церкви считают, что митрополитами были апостолы, другие относят возникновение этой юрисдикции к II веку, когда возникла необходимость централизации церковной власти.

А в 325 году и 341 на этот сан был просто окончательно установлен. Были прописаны полномочия, которые значительно увеличились в объеме. Все было узаконено и регламентировано, не должно было больше вызывать никаких споров. Толедский Собор, прошедший в 589 году, еще более расширил права митрополита - теперь он мог наказывать подведомственных ему епископов. Вообще, христианское учение сформировалось на Соборах IV - VIII веков. Последующие годы не приносили каких-либо значительных изменений.

Самый первый

Русь крестилась в конце X века при князе Владимире Святославовиче. В большинстве случаев утверждается, что в 988 году, но некоторые историки называют и 991. Также нет точных данных о первом Киевском митрополите. Но с XVI века принято считать, что им был Михаил. Еще он имел имя Сириянин, потому что по национальности он был или грек, или сириец.

Считается, что митрополитом Михаилом и монахами, прибывшими с ним, были построены Златоверхо-Михайловский и Киево-Межегорский монастыри. Первенство оспаривает митрополит Леонтий, некоторые источники называют именно его первым митрополитом с теми же датами правления - 992-1008 годы. Затем шли Феофилакт, Иоанн I, Феопемпт, Кирилл I Грек. Даты правления каждого из них оспариваются. Надо отметить, что все они были иностранцами.

Первый русский

И только принявший в 1051 году и правивший церковью до 1054 года митрополит Илларион (Русин) был соотечественником. Умер он около 1088 года. Церковь он возглавлял во времена Прославлен как святитель - в Православной церкви это святые из епископского чина. Он автор книги «Слова о Законе и Благодати», написанной им в 1030-1050 годах. Кроме того, он написал «Молитву», «Исповедание веры».

Написал также Похвалу Ярославу Мудрому. Очень незначительны сведения о жизни Иллариона, но в «Повести временных лет» указывается, что строительство Киево-Печерской Лавры началось в 1051 году, то есть во времена правления Иллариона. В Новгородской II Летописи указывается, что в 1054 году митрополитом Киевским стал Ефрема. Это дает возможность предположить, что сразу после смерти в 1054 году Ярослава Мудрого Илларион был смещен.

Святитель и чудотворец

Очень значительной фигурой в истории Русской православной церкви был митрополит Алексий. Именно он является небесным покровителем двух знаменитых Московских и всея Руси Патриархов - Алексия I (Сергей Владимирович Симанский, Патриарх с 1945 по 1970) и Алексия II (Алексей Михайлович Ридигер, Патриарх с 1990 по 2008).

Выходец из боярского рода, сын Фёдора Бяконта, родоначальника нескольких дворянских родов, таких как Плещеевы и Игнатьевы. Всея России чудотворец и святитель Московский (канонизирован спустя 50 лет после кончины), митрополит Алексий при жизни добился значительных успехов как крупный государственный деятель и тонкий дипломат. С ним считались в Княжестве Литовском и Орде, с которой у него были контакты и другого рода - Алексий исцелил ханшу Тайдулу от глазной болезни. С 1354 года назначенный на должность и всея Руси Елевферий Фёдорович Бяконт (в миру) находился на этом поприще вплоть до своей кончины в 1378 году. Он основал несколько обителей, в том числе в Кремле. Сам Кремль при нем стал отстраиваться в камне. Кроме этой обители, он основал Спасо-Андроников, Симонов, Введенский Владычный и Серпухов монастыри. Его перу принадлежат несколько церковных сочинений. Святые мощи чудотворца в 1947 году были перенесены в Елоховский Богоявленский собор в Москве, где они и покоятся по нынешний день.

Митрополиты-соотечественники

С момента крещения Руси и до XIV века страна представляла собой одну митрополию, главу которой назначали в Константинополе. Естественно, чаще всего присланные митрополиты не были русскими. Князьям хотелось видеть на этом посту соотечественников, потому что до того, как в 1589 году было введено на Руси патриаршество, митрополиты стояли во главе церковной иерархии, и от них многое зависело. Первым русским Киевским главой церкви был годы правления 1147-1156). Затем на этом посту были еще и греки, и болгары. Но с момента правления Феодосия (1461-1464), при котором начался период полной автокефалии отечественной церкви, во главе её стояли в основном русские митрополиты, которые с этой поры стали именоваться «Московскими и всея Руси».

Видный церковный деятель и публицист, оставивший после себя значительное литературное наследие, Феодосий (Бывальцев) знаменит тем, что стал первым Московским митрополитом, назначенным русским князем, а не Константинопольским патриархом. Этот наивысший церковный сан Русской православной церкви - митрополит Московский, до утверждения патриаршества с момента правления Феодосия еще носили Филипп I и Геронтий, Зосима и Симон. А также поочередно его были удостоены Варлаам и Даниил, Иосиф и Макарий, Афанасий и Филипп II, Кирилл, Антоний и Дионисий. Московский митрополит Иов уже был и первым Патриархом.

В разъяснениях к этому канону именует первенствующих епископов «архиереями митрополии». То есть митрополит - епископ центра той или иной провинции Римской империи (также Византийской империи).

В Русской Православной Церкви

В Русской Церкви митрополичий титул первоначально - в период иерархической зависимости от Константинопольского Престола - присваивался исключительно её предстоятелю - Митрополиту Киевскому и всея Руси .

Киевский митрополит, за единичными исключениями, назначался в Константинополе совместным указом императора и Константинопольского патриарха . Епископы в удельных княжествах пользовались значительной автономией от Киевского митрополита.

В Римско-католической церкви

Три латинских митрополита исторически носят титул патриарха - это патриархи Венеции , Лиссабона и Иерусалима .

В восточнокатолических церквях термин «митрополит» употребляется в том же смысле, что и в Православных Церквах.

См. также

Напишите отзыв о статье "Митрополит"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Митрополит

– Я думаю, не трогаете, – сказала Вера, – потому что в моих поступках никогда ничего не может быть дурного. А вот я маменьке скажу, как ты с Борисом обходишься.
– Наталья Ильинишна очень хорошо со мной обходится, – сказал Борис. – Я не могу жаловаться, – сказал он.
– Оставьте, Борис, вы такой дипломат (слово дипломат было в большом ходу у детей в том особом значении, какое они придавали этому слову); даже скучно, – сказала Наташа оскорбленным, дрожащим голосом. – За что она ко мне пристает? Ты этого никогда не поймешь, – сказала она, обращаясь к Вере, – потому что ты никогда никого не любила; у тебя сердца нет, ты только madame de Genlis [мадам Жанлис] (это прозвище, считавшееся очень обидным, было дано Вере Николаем), и твое первое удовольствие – делать неприятности другим. Ты кокетничай с Бергом, сколько хочешь, – проговорила она скоро.
– Да уж я верно не стану перед гостями бегать за молодым человеком…
– Ну, добилась своего, – вмешался Николай, – наговорила всем неприятностей, расстроила всех. Пойдемте в детскую.
Все четверо, как спугнутая стая птиц, поднялись и пошли из комнаты.
– Мне наговорили неприятностей, а я никому ничего, – сказала Вера.
– Madame de Genlis! Madame de Genlis! – проговорили смеющиеся голоса из за двери.
Красивая Вера, производившая на всех такое раздражающее, неприятное действие, улыбнулась и видимо не затронутая тем, что ей было сказано, подошла к зеркалу и оправила шарф и прическу. Глядя на свое красивое лицо, она стала, повидимому, еще холоднее и спокойнее.

В гостиной продолжался разговор.
– Ah! chere, – говорила графиня, – и в моей жизни tout n"est pas rose. Разве я не вижу, что du train, que nous allons, [не всё розы. – при нашем образе жизни,] нашего состояния нам не надолго! И всё это клуб, и его доброта. В деревне мы живем, разве мы отдыхаем? Театры, охоты и Бог знает что. Да что обо мне говорить! Ну, как же ты это всё устроила? Я часто на тебя удивляюсь, Annette, как это ты, в свои годы, скачешь в повозке одна, в Москву, в Петербург, ко всем министрам, ко всей знати, со всеми умеешь обойтись, удивляюсь! Ну, как же это устроилось? Вот я ничего этого не умею.
– Ах, душа моя! – отвечала княгиня Анна Михайловна. – Не дай Бог тебе узнать, как тяжело остаться вдовой без подпоры и с сыном, которого любишь до обожания. Всему научишься, – продолжала она с некоторою гордостью. – Процесс мой меня научил. Ежели мне нужно видеть кого нибудь из этих тузов, я пишу записку: «princesse une telle [княгиня такая то] желает видеть такого то» и еду сама на извозчике хоть два, хоть три раза, хоть четыре, до тех пор, пока не добьюсь того, что мне надо. Мне всё равно, что бы обо мне ни думали.
– Ну, как же, кого ты просила о Бореньке? – спросила графиня. – Ведь вот твой уже офицер гвардии, а Николушка идет юнкером. Некому похлопотать. Ты кого просила?
– Князя Василия. Он был очень мил. Сейчас на всё согласился, доложил государю, – говорила княгиня Анна Михайловна с восторгом, совершенно забыв всё унижение, через которое она прошла для достижения своей цели.
– Что он постарел, князь Василий? – спросила графиня. – Я его не видала с наших театров у Румянцевых. И думаю, забыл про меня. Il me faisait la cour, [Он за мной волочился,] – вспомнила графиня с улыбкой.
– Всё такой же, – отвечала Анна Михайловна, – любезен, рассыпается. Les grandeurs ne lui ont pas touriene la tete du tout. [Высокое положение не вскружило ему головы нисколько.] «Я жалею, что слишком мало могу вам сделать, милая княгиня, – он мне говорит, – приказывайте». Нет, он славный человек и родной прекрасный. Но ты знаешь, Nathalieie, мою любовь к сыну. Я не знаю, чего я не сделала бы для его счастья. А обстоятельства мои до того дурны, – продолжала Анна Михайловна с грустью и понижая голос, – до того дурны, что я теперь в самом ужасном положении. Мой несчастный процесс съедает всё, что я имею, и не подвигается. У меня нет, можешь себе представить, a la lettre [буквально] нет гривенника денег, и я не знаю, на что обмундировать Бориса. – Она вынула платок и заплакала. – Мне нужно пятьсот рублей, а у меня одна двадцатипятирублевая бумажка. Я в таком положении… Одна моя надежда теперь на графа Кирилла Владимировича Безухова. Ежели он не захочет поддержать своего крестника, – ведь он крестил Борю, – и назначить ему что нибудь на содержание, то все мои хлопоты пропадут: мне не на что будет обмундировать его.
Графиня прослезилась и молча соображала что то.
– Часто думаю, может, это и грех, – сказала княгиня, – а часто думаю: вот граф Кирилл Владимирович Безухой живет один… это огромное состояние… и для чего живет? Ему жизнь в тягость, а Боре только начинать жить.
– Он, верно, оставит что нибудь Борису, – сказала графиня.
– Бог знает, chere amie! [милый друг!] Эти богачи и вельможи такие эгоисты. Но я всё таки поеду сейчас к нему с Борисом и прямо скажу, в чем дело. Пускай обо мне думают, что хотят, мне, право, всё равно, когда судьба сына зависит от этого. – Княгиня поднялась. – Теперь два часа, а в четыре часа вы обедаете. Я успею съездить.
И с приемами петербургской деловой барыни, умеющей пользоваться временем, Анна Михайловна послала за сыном и вместе с ним вышла в переднюю.
– Прощай, душа моя, – сказала она графине, которая провожала ее до двери, – пожелай мне успеха, – прибавила она шопотом от сына.
– Вы к графу Кириллу Владимировичу, ma chere? – сказал граф из столовой, выходя тоже в переднюю. – Коли ему лучше, зовите Пьера ко мне обедать. Ведь он у меня бывал, с детьми танцовал. Зовите непременно, ma chere. Ну, посмотрим, как то отличится нынче Тарас. Говорит, что у графа Орлова такого обеда не бывало, какой у нас будет.

– Mon cher Boris, [Дорогой Борис,] – сказала княгиня Анна Михайловна сыну, когда карета графини Ростовой, в которой они сидели, проехала по устланной соломой улице и въехала на широкий двор графа Кирилла Владимировича Безухого. – Mon cher Boris, – сказала мать, выпрастывая руку из под старого салопа и робким и ласковым движением кладя ее на руку сына, – будь ласков, будь внимателен. Граф Кирилл Владимирович всё таки тебе крестный отец, и от него зависит твоя будущая судьба. Помни это, mon cher, будь мил, как ты умеешь быть…
– Ежели бы я знал, что из этого выйдет что нибудь, кроме унижения… – отвечал сын холодно. – Но я обещал вам и делаю это для вас.
Несмотря на то, что чья то карета стояла у подъезда, швейцар, оглядев мать с сыном (которые, не приказывая докладывать о себе, прямо вошли в стеклянные сени между двумя рядами статуй в нишах), значительно посмотрев на старенький салоп, спросил, кого им угодно, княжен или графа, и, узнав, что графа, сказал, что их сиятельству нынче хуже и их сиятельство никого не принимают.
– Мы можем уехать, – сказал сын по французски.
– Mon ami! [Друг мой!] – сказала мать умоляющим голосом, опять дотрогиваясь до руки сына, как будто это прикосновение могло успокоивать или возбуждать его.
Борис замолчал и, не снимая шинели, вопросительно смотрел на мать.
– Голубчик, – нежным голоском сказала Анна Михайловна, обращаясь к швейцару, – я знаю, что граф Кирилл Владимирович очень болен… я затем и приехала… я родственница… Я не буду беспокоить, голубчик… А мне бы только надо увидать князя Василия Сергеевича: ведь он здесь стоит. Доложи, пожалуйста.
Швейцар угрюмо дернул снурок наверх и отвернулся.
– Княгиня Друбецкая к князю Василию Сергеевичу, – крикнул он сбежавшему сверху и из под выступа лестницы выглядывавшему официанту в чулках, башмаках и фраке.
Мать расправила складки своего крашеного шелкового платья, посмотрелась в цельное венецианское зеркало в стене и бодро в своих стоптанных башмаках пошла вверх по ковру лестницы.
– Mon cher, voue m"avez promis, [Мой друг, ты мне обещал,] – обратилась она опять к Сыну, прикосновением руки возбуждая его.
Сын, опустив глаза, спокойно шел за нею.
Они вошли в залу, из которой одна дверь вела в покои, отведенные князю Василью.
В то время как мать с сыном, выйдя на середину комнаты, намеревались спросить дорогу у вскочившего при их входе старого официанта, у одной из дверей повернулась бронзовая ручка и князь Василий в бархатной шубке, с одною звездой, по домашнему, вышел, провожая красивого черноволосого мужчину. Мужчина этот был знаменитый петербургский доктор Lorrain.

(13 голосов : 4.5 из 5 )

Митрополи́т – (греч. μητροπολίτης (от греч. μητρόπολις – столичный город, матерь городов) – архиерей областного города) – епископа; 2) - обладатель этой правительственной степени.

Митрополит – титул главного города, области или провинции. Титул митрополита возник потому, что некоторые епископы (главных городов, то есть метрополий) имели под своим началом нескольких подчиненных им епископов, управляющих епархиями. Кафедра митрополита находилась в главном городе (метрополии) провинции Римской Империи. Впоследствии митрополитами стали называться епископы, управляющие крупными епархиями. В настоящее время в Русской Православной Церкви титул «митрополит» является почетным званием, следующим после титула « ». Отличительной частью митрополита является белый клобук.

«Митрополит и его округ»

Через своего епископа каждая частная поддерживала единство с прочими частями Единой Вселенской Церкви и вступала с ними в связь. По примеру апостольского Собора, епископы нескольких соседних епархий собирались для взаимных советов и составляли общие определения по церковным делам. Посредством таких собраний из нескольких епископских областей образовались особые крупные части Церкви, как бы округа. Центрами этих округов и местами Соборов были главные города в различных частях империи, которые не только в политическом, но и в церковном отношении имели большее значение, как матери для других городов при распространении христианства, или митрополии. Епископы этих городов – митрополий пользовались большим уважением перед остальными епископами менее важных городов одного и того же округа, были среди них первыми, или архиепископами, и председательствовали на Соборах. С IV -го века в восточных Церквах им было присвоено наименование митрополитов. В некоторых странах епископы, имевшие значение митрополитов, назывались примасами.

К авторитету, которым пользовались митрополиты по значению своих городов, присоединяла и власть, чтобы упрочить союз отдельных Церквей и укрепить единство церковного управления. Так, митрополитам было предоставлено право не только созыва областных Соборов и председательства на них, но и высшего надзора за церковными делами их округов; епархиальные епископы должны были считать своего митрополита своим главой и не имели права предпринимать без него ничего важного, превышающего их власть. (Апост. 34; Ант. 9). Он заботился о замещении вакантных епископских мест (IV всел. 25); утверждал избрание епископов (I всел. 4; Лаод. 12) и ставил их на должность с епископами своего округа (IV всел. 28); поставленный в епископы без разрешения митрополита не должен был оставаться епископом (I всел. 6). С его разрешения и с его грамотой епископ мог отправляться в путешествие вне пределов митрополии (Карф. 32). Митрополит принимал апелляции на суд епископа от его клира (Карф. 37 и 139) и обвинения на него (Карф. 28). Окружные епископы обязаны были поминать при священнослужениях имя своего митрополита, в знак их общения с ним (Двукр. 14). Но власть митрополита была ограничена местным Собором его округа (Апост. 34; Ант 9). До учреждения патриаршества, митрополит ставился Собором епископов округа (Сард. 6) и мог быть судим таким же Собором вместе с соседствующими митрополитами (III всел. 1).

Некоторым епископам давался иногда титул митрополита без власти. Пользуясь правом чести, они должны были в порядке церковного управления подчиняться тому митрополиту, к округу которого принадлежали их епархии; напр., епископ иерусалимский, до возведения своего в патриаршеское достоинство, был в зависимости от кесарийского митрополита (I всел. 7)».
Протоиерей В.Г. Певцов. Лекции по церковному праву.

«Исторически первым епископским титулом являлся титул митрополитов. Митрополиты были епископами первенствующих городов провинций; под их председательством проходили епископские соборы. В 34-м Апостольском правиле о них говорится так: «Епископам всякаго народа подобает знати перваго в них и признавати его яко главу…». Зонара в толковании на этот канон называет первенствующих епископов «архиереями митрополии», а митрополиями на административном языке Римской империи именовались центры провинций (по-гречески – епархий). Поскольку на территории такой «епархии» находилось несколько епископий (епархий – в нашем понимании), то значение греческого слова «епархия» (т.е. латинская «провинция») соответствует, когда речь идет о церковно-территориальном делении, нашему митрополичьему округу (ныне такие округа существуют в одной только Румынской Церкви).

Термин «митрополит» впервые упоминается в канонах I Никейского Собора. В конце 4-го правила сказано: «Утверждати же таковыя действия в каждой области подобает ея митрополиту». Своеобразие устройства Африканской Церкви заключалось в том, что там только епископ самого Карфагена был первоиерархом всей поместной Церкви, а в митрополичьих округах первым был не епископ центрального города провинции, а старейший по хиротонии».
Протоиерей . Церковное право.

МИТРОПОЛИТ
(греч. metropolis - мать городов, метрополия, т.е. главный город) , титул епископа главного города области или провинции. В Восточных церквах сан митрополита выше сана архиепископа, но ниже патриарха (в Русской православной церкви). Титул митрополита возник благодаря тому факту, что некоторые епископы (больших городов, метрополий) имели под своим началом нескольких подчиненных епископов. В Средние века постоянно возникали споры по поводу прав и привилегий митрополитов.
ЛИТЕРАТУРА
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "МИТРОПОЛИТ" в других словарях:

    - (греч.). Высший духовный сан в России. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МИТРОПОЛИТ [гр. metropolites] высшее звание православных и католических епископов (ЕПИСКОП). Словарь иностранных слов. Комлев Н … Словарь иностранных слов русского языка

    См … Словарь синонимов

    - (греческое metropolites гражданин митрополии, а также епископ митрополии), в ряде христианских церквей один из высших санов архиереев. Глава крупной епархии, подчинен патриарху … Современная энциклопедия

    - (греч. metropolites) в ряде христианских церквей один из высших санов архиереев. Глава крупной епархии, подчинен патриарху … Большой Энциклопедический словарь

    МИТРОПОЛИТ, митрополита, муж. (греч. metropolites) (церк.). Высшее звание православных епископов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    МИТРОПОЛИТ, а, муж. Высшее почётное звание (духовный сан) архиерея, а также архиерей, имеющий это звание. | прил. митрополитский, ая, ое и митрополичий, ья, ье. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - (греческое metropolites человек из главного города), в Русской православной церкви священнослужитель высшей (третьей) степени. До 14 в. Русь в церковном отношении представляла собой единую митрополию, находившуюся в юрисдикции… … Русская история

    Епископ митрополии, т. е. главного города области(Eparcia) или провинции (diocesis) в греко римской империи. Одни думают,что название М. явилось не ранее 1 го вселенского собора (З5 г.);другие, если не название, то функции деятельности М., особые … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    В ряде христианских церквей один из высших санов архиереев. Глава крупной епархии, подчинен патриарху. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии

    Митрополит - (греческое metropolites гражданин митрополии, а также епископ митрополии), в ряде христианских церквей один из высших санов архиереев. Глава крупной епархии, подчинен патриарху. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (греч. μητροπολίτης) первый по древности епископский титул в xристианской Церкви. Первоначально титул митрополита носили епископы христианских церквей, резиденции кафедры которых находилась в главных городах (метрополиях … … Википедия

Книги

  • , Митрополит Сурожский Антоний. Издательство `Практика` выпускает третьим изданием труды митрополита Сурожского Антония, на сегодняшний день самое полное собрание его текстов. Митрополит Антоний скончался в 2003 году, но…
  • Митрополит Сурожский Антоний. Труды. Книга 1 , Митрополит Антоний Сурожский. Издательство "Практика" выпускает третьим изданием" Труды" митрополита Сурожского Антония, на сегодняшний день самое полное собрание его текстов. Митрополит Антоний скончался в 2003 году, но…
Понравилась статья? Поделитесь ей