Контакты

Краткие биография и философия сен-симона. Социологические идеи сен-симона Клод анри сен симон краткая биография

1760–1825) Французский мыслитель, социалист-утопист. Движущими силами исторического развития считал прогресс научных знаний, морали и религии. В сочинении «Новое христианство» (1825) объявлял освобождение рабочего класса целью своих стремлений, решение этой задачи видел в утверждении «новой» религии («все люди - братья»). Каждое утро в роскошные покои, где спал юный отпрыск графа Бальтазара де Сен-Симона, входил лакей и произносил одни и те же слова: «Вставайте, граф, вас ожидают великие дела». Это была не вольная прихоть простолюдина. Соблюдать эту церемонию приказал молодой аристократ, который еще на заре своей жизни уверовал, что судьба дарует ему бессмертие. Клод Анри де Сен-Симон родился в 1760 году в Париже. Его отец служил у польского короля в должности начальника гвардейской бригады. Судя по бурному темпераменту и образу мыслей графа Бальтазара, он, видимо, расправился бы собственноручно со своим первенцем, если мог бы представить, что в будущем он изменит своему классу и аристократическому происхождению. И вместе с тем никто из этого древнего рода, который, по семейным преданиям, восходил к самому Карлу Великому, не прославил его так, как Клод Анри. Молодого графа воспитывали гувернеры, домашние учителя, среди которых был и знаменитый ученый энциклопедист дАламбер. Общение с ним, знакомство с литературой, в том числе с произведениями просветителей, сам дух свободомыслия, отрицания насилия над личностью, характерный для предреволюционной Франции, отразились на формировании мировоззрения юноши. Уже в тринадцать лет Клод Анри наотрез отказался конфирмоваться в церкви, заявил публично о своем отрицании Бога. Возмущенный отец отправил сына в крепость для исправления. Клод Анри настойчиво требовал у тюремщика выпустить его за ворота, а когда тот отказался, в гневе ранил стражника ножом, овладел ключами и получил желанную свободу. В семнадцать лет Клод Анри поступает в полк и скоро получает первый офицерский чин. Через два года, когда молодые Соединенные Штаты начали борьбу за независимость своих северных колоний, офицер-романтик добровольно отправляется за океан и становится под знамена Вашингтона. Его храбрость была отмечена орденом. При возвращении на родину Сен-Симон попадает в плен к англичанам. Вместе с другими пленными молодой граф оказывается на Ямайке. Лишь в 1784 году он возвращается в Париж и скоро получает под свое командование полк. Блестящая карьера открывалась перед отпрыском знатного рода. Но праздная жизнь не удовлетворяла графа. На военной службе он находился до начала французской революции. События 1789 года Сен-Симон воспринял с энтузиазмом. Даже эмиграция братьев и арест сестры не охладили его революционного пыла. Он отказывается от своего графского титула и принимает новую фамилию - Боном, что означало «простачок». В то время имена меняли часто. Но если для многих этот шаг был не чем иным, как данью моде, стремлением приспособиться к бурным событиям революции, то Сен-Симон отказался от собственного имени, исходя из глубоких внутренних убеждений. «В настоящее время нет больше сеньоров, - писал он. - Все мы совершенно равны, и, чтобы графский титул не привел вас к ошибочной мысли, будто я обладаю большими правами, чем вы, я навеки отказываюсь от этого звания, которое считаю более низким, чем звание французского гражданина…» «Боном» во Франции издавна называли крестьянина. «Жак-боном» - полушутливая, полупрезрительная кличка, вроде русского «Иванушки-дурачка», кличка, которой «благородные» наделяли своих холопов. Сен-Симон, став «гражданином Бономом», хотел этим подчеркнуть, кто, по его мнению, стоит в центре событий, сотрясающих страну. И не только подчеркнуть, но и показать на деле: два первых года революции он проводит в провинции, среди крестьян. Между тем революция развивалась совсем не так, как хотелось бы бывшему графу. Крупная буржуазия, оказавшись у власти, совсем не спешила установить «золотой век», в который так верили философы-просветители и их многочисленные последователи. Неугомонный Сен-Симон решил по-своему удовлетворить чаяния крестьянства. Он начал покупать землю, конфискованную у церкви и роялистов, и перепродавать ее мелкими участками малоимущим. Партнером в земельных спекуляциях «гражданина Бонома» становится знакомый ему по Испании барон Редерн. Успех превосходит все ожидания: богатство росло на глазах. Неизвестно, как сложилась бы дальше жизнь Сен-Симона, если бы не карающая рука якобинской диктатуры. Незадачливого миллионера водворяют в застенки люксембургской тюрьмы, и только контрреволюционный термидорианский переворот спасает узника от гильотины. Проведя около года в темнице, он выходит на свободу и… вновь пускается в земельные спекуляции. В 1796 году совместное богатство партнеров оценивается в четыре миллиона франков. Но на этом карьера преуспевающего торговца самым неожиданным образом обрывается. В Париж возвращается барон Редерн, благоразумно скрывшийся за границу во время террора, и предъявляет свои права на все состояние. Поскольку операции велись от его имени, Сен-Симону приходится довольствоваться отступным в 150 тысяч франков. Оказавшись не у дел, он с обычной для себя энергией берется за изучение естественных наук. Этот шаг - не очередная блажь бывшего графа. Разочарование в революции, которая лишь сменила одну форму эксплуатации на другую, резкие контрасты между нищетой и богатством, достигшие невиданных размеров в годы Директории, навсегда похоронили надежду Сен-Симона на достижение всеобщей гармонии революционным путем. Сен-Симон видит теперь весь смысл своей жизни в создании всеобщей, универсальной науки о человеческом обществе. Остаток своего богатства он использует на содержание гостеприимного дома, где принимает крупнейших ученых Парижа, на путешествия по Европе, во время которых встречается со многими известными профессорами. Бесконечные знакомства, упорные занятия и опыты поглощают все его время. Наконец он публикует первое свое произведение «Письма женевского обитателя к современникам». Это оригинальное произведение представляет собой утопический план переустройства общества, изложенный в туманной форме. Но вот иссякают деньги. Бывший граф оказывается на грани бедности. Как жить и творить дальше? После развода с мадам Бавр Сен-Симону приходит в голову идея жениться на мадам де Сталь, писателе и выдающемся политическом деятеле! Какое замечательное будет потомство, если сочетать такого необыкновенного, по мнению Сен-Симона, мужчину, как он, с этой талантливой женщиной! Кстати, и материальные дела пойдут на улучшение. И, несмотря на то, что они не были знакомы раньше, экстравагантный Анри едет в городишко Коппе и делает предложение писательнице. Сватовство, конечно, не удалось. Сен-Симон обращается к графу Сегюру с просьбой найти ему место хотя бы конторского служащего. Тот милостиво предоставил должность переписчика в парижском ломбарде. Можно удивляться усердию бывшего графа. Днем - работа в ломбарде, ночью - подготовка научных трудов. А жить приходилось впроголодь… Он, наверное, долго не смог бы выдержать, если бы не встретился со своим бывшим слугой Диаром. На этот раз роли поменялись. Диар дал ему приют и деньги. На его средства Сен-Симон выпустил свою вторую работу - «Введение к научным трудам XIX века». Вместе с другими сочинениями он напечатал ее малым тиражом и разослал видным ученым и политическим деятелям с просьбой высказать свои замечания и оказать помощь в дальнейшей работе. Никто не откликнулся на эти просьбы. Скоро Диар умер, и его подопечный снова остался почти без средств. О том, какое существование он влачил, видно из его записи, датированной 1812 годом: «Вот уже две недели я питаюсь хлебом и водой, работаю без огня; я все продал, вплоть до моей одежды, чтобы оплатить издержки на переписку моих трудов. Страсть к науке и общественному благу, стремление найти способ для прекращения мирным путем страшного кризиса, переживаемого всем европейским обществом, довели меня до такой нужды…» Но материальные невзгоды не сломили волю Сен-Симона. Чем труднее ему приходилось, тем упорнее он работал. Именно в эти годы окончательно формируются его взгляды на общество, которые он изложил в книгах «Записки о всеобщем тяготении», «Очерк науки о человеке», статьях в сборниках «Индустрия…», «Организатор». В особом ряду стоит сочинение «О промышленной системе». Обращаясь поочередно к королю, членам палаты депутатов, землевладельцам, торговцам, фабрикантам и другим «промышленникам», ко всем «друзьям человечества», автор подчеркивает, что основная причина кризиса, который переживает общество в настоящее время, - изменение социальной системы. Иначе говоря, «существо этого кризиса состоит в переходе от феодальной и теологической системы к промышленной и научной. Он неизбежно будет продолжаться до того времени, когда полностью завершится образование новой системы». В обращении к Людовику XVIII Сен-Симон отмечал, что моральные и политические неурядицы, которые потрясают Францию, а также другие страны Западной Европы, объясняются исключительно тем, что старая социальная система разрушена, а новая еще не создана. Этот кризис прекратится, и порядок воцарится прочно лишь тогда, когда с полной энергией начнется организация новой системы. Автор на основе обстоятельного анализа неудач, причинивших обществу немало вреда, рекомендовал королю упразднить дворянство и составить избирательный корпус из промышленников, а также использовать труды ученых в руководстве обществом. Бывший граф куда спокойнее переносил свои материальные невзгоды, чем равнодушие к трудам, которые считал путеводной звездой на пути к счастью человечества. Упорное замалчивание его идей продолжалось. И это тяготило его. В 1823 году он пытался покончить жизнь самоубийством, и лишь случайность помешала свершиться трагедии. Но со временем полоса неудач кончилась. Жизнь «отверженного» стала постепенно налаживаться. У Сен-Симона появляются ученики и последователи. Среди них был декабрист М С Лунин, побывавший во Франции вместе с русскими войсками. Проповедь мирного преобразования общества, обращенная к королям и богачам - банкирам, промышленникам, купцам, которую вел Сен-Симон, - начинает привлекать внимание некоторых меценатов. Они помогают ему издать сочинения, обеспечивают возможность жить в достатке и, главное, напряженно работать. Устроена и личная жизнь - рядом верная мадам Жюлиан - близкий друг, секретарь, экономка. Но как ни щедро задаривали богатые покровители Сен-Симона, он по-прежнему оставался бунтарем. Поэтому меценаты публично отмежевались от его идей и заявили, что он ввел их в заблуждение. А вскоре - еще один удар. Суд обвиняет Сен-Симона в оскорблении королевской фамилии. Предлогом послужила «Притча», в которой он писал, что Франция ничего не потеряет, если вдруг волшебным образом бесследно исчезнут члены королевской фамилии, а заодно все аристократы, высшие чиновники, священники и т. д., но очень много потеряет, если исчезнут лучшие ученые, художники, мастера, ремесленники. К счастью, дело обернулось благополучно. Суд присяжных оправдал его, посчитав эти слова не более чем забавным парадоксом. Сен-Симон продолжает много и плодотворно работать В 1823–1824 годах появляется «Катехизис промышленников», в 1825-м - «Рассуждения литературные, философские и промышленные» с эпиграфом «Золотой век, который слепое предание относило до сих пор к прошлому, находится впереди нас». Наконец, Сен-Симон приступает к своему главному произведению «Новое христианство», оно должно дать будущему «обществу индустриалов» новую религию, берущую от христианства лишь его исходный гуманизм. Именно в этих работах окончательно сформировалось универсальное учение Сен-Симона. Сен-Симон выдвинул концепцию «социальной физиологии» («науки о человеке») - научного изучения человека и общества. В основе этой концепции Сен-Симона лежал принцип историзма, то есть рассмотрение общества как целостного организма, который закономерно развивается от низших стадий к высшим. Сен-Симон разработал схему исторического прогресса, по которой каждая конкретная общественная система покоится на определенной системе взглядов и убеждений, и если такие взгляды и убеждения теряют доверие, социальный порядок рушится. Так он полагал, что победа Просвещения над теологией привела к разрушению феодального строя. Только новый уровень идей - современные «позитивные» науки - могут быть основой для постфеодального, индустриального порядка. Это произойдет после того, как на смену старым правящим классам - землевладельцам и духовенству - придет восходящий класс ученых, инженеров, художников, а также промышленников и производителей. Сен-Симон был одним из первых мыслителей, кто определил главные черты возникшего индустриального общества (или «индустриальной системы»). Подвергая критике капиталистическое общество того времени, Сен-Симон говорит, что «оно являет собой воистину картину мира, перевернутого вверх ногами», в нем «менее обеспеченные ежедневно лишают себя части необходимых им средств для того, чтобы увеличить излишек крупных собственников». Сен-Симон считал, что лишь всемерное развитие производства может избавить трудящиеся массы от бедствий путем эффективного использования научных принципов организации общества. Этими принципами должны быть внедрение всеобщего обязательного производительного труда, обеспечение всем равных возможностей применить свои способности, создание плановой организации производства, которое должно обеспечить все потребности общества. Общество должно стать большой производительной ассоциацией, а весь мир постепенно превратится во всемирную ассоциацию народов. Основной социальной целью должен быть производительный труд, а политической силой, которая осуществляется обученными администраторами, будет прикладная наука о производстве. Сен-Симон не считал, что будущее общество будет бесклассовым, но полагал, что рабочие и буржуазия объединяются в едином классе «индустриалов», где рабочие должны подчиняться их «естественным» лидерам. В дальнейшем все люди будут принадлежать к единому классу производителей, имеющих общие интересы и противопоставленных паразитирующим группам общества, которые, в конце концов, будут ликвидированы. Учение Сен-Симона оказало большое влияние на многих мыслителей и имело последователей. Была создана школа сен-симонизма, которая с течением времени превратилась в религиозную секту, но вскоре распалась. Одним из учеников Сен-Симона был Конт, одно время служивший секретарем Сен-Симона, который продолжал разрабатывать теорию позитивистской науки и философии и то, что он называл новой наукой - социологией. Прожив жизнь удивительных метаморфоз, потомок аристократического рода Клод Анри Сен-Симон умер 19 мая 1825 года в крайней нищете.

Французский мыслитель, социалист-утопист. Движущими силами исторического

развития считал прогресс научных знаний, морали и религии. В сочинении "Новое

христианство" (1825) объявлял освобождение рабочего класса целью своих стремлений, решение этой задачи видел в утверждении "новой" религии ("все люди - братья").

Каждое утро в роскошные покои, где спал юный отпрыск графа Бальтазара де Сен-

Симона, входил лакей и произносил одни и те же слова: "Вставайте, граф, вас

ожидают великие дела". Это была не вольная прихоть простолюдина. Соблюдать эту

церемонию приказал молодой аристократ, который еще на заре своей жизни уверовал,

что судьба дарует ему бессмертие.

научного изучения человека и общества В основе этой концепции Сен-Симона лежал

принцип историзма, то есть рассмотрение общества как целостного организма,

который закономерно развивается от низших стадий к высшим

Сен-Симон разработал схему исторического прогресса, по которой каждая конкретная

общественная система покоится на определенной системе взглядов и убеждений, и

если такие взгляды и убеждения теряют доверие, социальный порядок рушится Так он

полагал, что победа Просвещения над теологией привела к разрушению феодального

строя Только новый уровень идей - современные "позитивные" науки - могут быть

основой для постфеодально-

го, индустриального порядка Это произойдет после того, как на смену старым

правящим классам - землевладельцам и духовенству - придет восходящий класс

ученых, инженеров, художников, а также промышленников и производителей

Сен-Симон был одним из первых мыслителей, кто определил главные черты возникшего

индустриального общества (или "индустриальной системы") Подвергая критике

капиталистическое общество того времени, Сен-Симон говорит, что "оно являет

собой воистину картину мира, перевернутого вверх ногами", в нем "менее

обеспеченные ежедневно лишают себя части необходимых им средств для того, чтобы

увеличить излишек крупных собственников"

Сен-Симон считал, что лишь всемерное развитие производства может избавить

трудящиеся массы от бедствий путем эффективного использования научных принципов

организации общества Этими принципами должны быть внедрение всеобщего

обязательного производительного труда, обеспечение всем равных возможностей

применить свои способности, создание плановой организации производства, которое

должно обеспечить все потребности общества Общество должно стать большой

производительной ассоциацией, а весь мир постепенно превратится во всемирную

ассоциацию народов Основной социальной целью должен быть производительный труд,

а политической силой, которая осуществляется обученными администраторами, будет

прикладная наука о производстве

Сен-Симон не считал, что будущее общество будет бесклассовым, но полагал, что

рабочие и буржуазия объединяются в едином классе "индустриалов", где рабочие

должны подчиняться их "естественным" лидерам В дальнейшем все люди будут

принадлежать к единому классу производителей, имеющих общие интересы и

будут ликвидированы

Учение Сен-Симона оказало большое влияние на многих мыслителей и имело

последователей Была создана школа сен-симонизма, которая с течением времени

превратилась в религиозную секту, но вскоре распалась Одним из учеников Сен-

Симона был Конт, одно время служивший секретарем Сен-Симона, который продолжал

разрабатывать теорию позитивистской науки и философии и то, что он называл новой

наукой - социологией

Прожив жизнь удивительных метаморфоз, потомок аристократического рода Клод Анри

Сен-Симон (Saint-Simon) Клод Анри де Рувруа (17.10.1760, Париж-19.05.1825, там же) - французский мыслитель, социолог, социалист-утопист. Ученик Д`Аламбера, неудовлетворенный буржуазной революцией, Сен-Симон замыслил "исправить" ее результаты с помощью научной социологической системы, призванной служить орудием создания рационального общества.

Начав с идей "социального физицизма", построенного на механистическом распространении ньютоновского закона тяготения на общественные явления, Сен-Симон разрабатывал затем концепцию физиологии социальной , в которой рационалистические воззрения 18 в. сочетались с историзмом в истолковании общественных явлений. Объясняя развитие общества в конечном счете сменой господствующих в нем философско-религиозных и научных идей, Сен-Симон полагал, что определяющее значение в истории имеют "индустрия" (под которой он подразумевал все виды экономической деятельности людей) и соответствующие ей формы собственности и классы. Каждая обществ, система, согласно Сен-Симону , развивает постепенно и до конца свои идеи и господствующие формы собственности, после чего эпоха созидательная, "органическая", сменяется "критической", разрушительной эпохой, ведущей к построению более высокого общественного строя.

Таким образом, Сен-Симон сделал первый шаг по пути рассмотрения общественных явлений как различных сторон закономерно развивающегося целостного организма. Понимание всемирной истории у Сен-Симона пронизано мыслью о прогрессе как поступательном движении человечества от низших обществ, форм к высшим по стадиям религиозного, метафизического, и позитивного, научного, мышления. Основными ступенями прогресса Сен-Симон считал переход от первобытного идолопоклонства к политеизму и основанному на нем рабству, а затем смену политеизма монотеизмом христианской религии , что привело к утверждению феодально-сословного строя.

Сен-Симон не противопоставлял интересы пролетариата и буржуазии, объединяя их в единый класс "индустриалов". В "промышленной системе" Сен-Симона буржуазия, сохраняющая собственность на средства производства, призвана обеспечить трудящимся рост общественного богатства. Разработанная Сен-Симоном религиозная концепция "нового христианства" призвана была дополнить материальные стимулы "промышленной системы" моральными требованиями новой религии с ее лозунгом "все люди - братья".

Сен-Симон оказал большое влияние на передовую обществ. мысль и развитие социалистических идей во Франции, Германии, Италии, России и ряде др. стран. Ученики Сен-Симона - Б. П. Анфантен, С. А. Базар, О. Родриг и др.- образовали школу сен-симонизма , которая систематизировала, а в ряде вопросов продолжила разработку учения Сен-Симона , развивая его социалистические тенденции. Однако она вскоре выродилась в религиозную секту и в начале 30-х гг. 19 в. распалась. Учение Сен-Симона явилось одним из идейных источников научного социализма.
Соч.: Избранные сочинения. М.-Л., 1948. Т. 1-2.

2.1. БИОГРАФИЯ

Сен-Симон Клод Анри де Рувруа, граф (1760-1825). Родился в Париже, считал себя потомком Карла Великого, ученик знаменитого просветителя Даламбера. Обладал не вполне кротким нравом: в тринадцатилетнем возрасте был брошен отцом в тюрьму за отказ принять причастие и нанесение ножевых ран священнику. Согласно преданию, велел камердинеру будить его словами: “Вставайте граф. Вас ждут великие дела”. В 1779-1783 г.г. принимает участие в борьбе североамериканских штатов за независимость от Великобритании. Получает награду, попадает в плен к англичанам. После освобождения убеждает испанского вице-короля в Мексике строить канал, соединяющий Атлантический и Тихий океаны. По возвращении во Францию служит в армии, получает звание полковника. Оставив службу, в Нидерландах борется против происков англичан, позже в Испании убеждает власти строить канал, соединяющий Мадрид с морем.

В 1789 г. снова возвращается во Францию. К революции Сен-Симон относился положительно, хотя и не принимает в ней участия. Работает на селе, организует местное самоуправление. Принципиально отказывается от руководящих должностей, заявляя, что дворянин, служивший при короле, не должен получать власть. Лояльность Сен-Симона выражается даже в отказе от титула графа, а затем и имени. Он называет себя “гражданин Боном” (боном - простак, вроде Ивана-Дурака). Под влиянием репрессий буржуазии против народа оценки революции постепенно изменяются в худшую сторону. Увидев вместо свободы, равенства и братства волчью грызню, отказывается от имени “Боном”, меняя его на “Симон”. Уходит в область бизнеса, владеет фабриками, спекулирует земельной собственностью становится богаче своих именитых предков. В 1793 г. брошен в тюрьму и едва не попадает на гильотину как “подозрительный элемент” и бывший дворянин. Освободившись через год, возвращает себе имя “Сен-Симон” снова занимается бизнесом, но в 1797 г. терпит жесточайший крах. К началу 1802 г. полностью разорен и становится почти бомжом.

1802-1812 г.г. - самый тяжёлый период в жизни Сен-Симона. Он работает переписчиком бумаг в ломбарде, пользуется помощью некоторых своих бывших служащих. Но эти же года становятся началом его творческой карьеры. В 1802 г., сорока двух лет отроду, Сен-Симон пишет свою первую работу “Письма женевского обывателя”, за которой последовал ряд других работ. Однако общество отворачивается от неудачника, над ним смеются, его работы и письма поднимают на смех. Известность Сен-Симона как мыслителя приносит работа “О реорганизации европейского общества” в которой он предсказал новый взрыв противоречий в Европе. Получает должность библиотекаря в Арсенале, откуда его изгоняют после поражения Наполеона под Ватерлоо.



В своих трудах Сен-Симон развивает идею индустриализма, считая индустриалами всех людей занимавшихся экономической деятельностью, эта идея приносит ему благосклонность банкиров и промышленников, принявших мыслителя за идеолога буржуазии. Благосклонность материализуется в деньгах, благодаря которым Сен-Симон полностью отдаётся литературной деятельности и даже может позволить себе нанять секретаря. Первым его секретарём был Огюстен Тьерри - известный в будущем историк Франции. Через несколько лет О. Тьерри покидает Сен-Симона из-за идейных разногласий. В 1817 г. на его место приходит Огюст Конт, который уйдёт по той же причине. В 1824 г. его новым секретарём становится Оленд Родриг. Сен-Симон пишет вместе с О. Родригом последнюю книгу “Новое христианство”, в которой известный уже мыслитель призывает фабрикантов помогать рабочим, в чём видит божественный элемент христианства.

Сен-Симон умер 19 мая 1825 г. Перед смертью посвятил последние часы не дочери и племяннику, которых любил, а размышлениям о своих идеях. Мыслитель, которого ставили в один ряд с Гегелем, умер нищим. После него остались долги: 150 франков за лечение, 153 франка за прокат мебели, 135 франков – булочнику…

ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ: “О промышленной системе”, “Катехизис промышленников”, “Взгляд на собственность и законодательство”.

2.2. 3АКОНОМЕРНОЕ ПРОГРЕССИВНОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА

В понимании Сен-Симона история человечества не является случайным нагромождением событий. Каждая её ступень – результат предшествующего изменения общественных отношений. Основное содержание исторического процесса составляет развитие человеческого духа, последовательно проходящего теологическую, метафизическую и научную стадии. Духовной доминантой общества с начала 19 века становится наука. В зависимости от состояния общественного сознания эволюционируют промышленность, сельское хозяйство, собственность, ремесло образование и другие стороны общественной жизни. История призвана теоретически осмыслить всю совокупность социальных изменений и дать человеку возможность того, что произошло, заключать то, что будет. Без выполнения этой задачи история как реальный процесс останется лабиринтом событий без нити Ариадны.

Жизнь общества у Сен-Симона сравнивается с жизнью человека. В первом периоде детства всё внимание сосредоточено на еде, все силы направлены на добывание пищи. В следующем периоде детства “ребёнок” начинает увлекаться ремёслами, возводит плотины, строит каналы, дороги и т.п. Этому периоду соответствует Египет с его пирамидами. В юношеском возрасте общество пробует себя в музыке, поэзии, живописи (античная Греция). Вступая в период физической зрелости, человеческое общество начинает бороться с природой (древний Рим). Современное по Сен-Симону общество сравнимо с возмужавшим человеком, и французскому народу отводится возраст в 21 год.

Решающую роль в прогрессе общества Сен-Симон отводил науке и технике. В отличие от утопистов прошлого и современности он придаёт наибольшее значение не распределению общественного продукта по справедливости между членами общества, а производству этого продукта. Увеличить производительность труда невозможно при примитивных методах и орудиях труда. Наука должна вырвать общество из многовековой отсталости и радикально изменить его быт. Но фактором прогресса должны быть не только естественные и технические науки. Двигать общество вперёд по пути прогресса, призвана и социология. Социология должна не только описывать и объяснять, но и содержать проект переустройства общества.

Сен-Симон бал оптимистом. Он верил в лучшее будущее человечества, чем в принципе отличался от Ж.-Ж. Руссо, с которым однажды встретился в юности. “Золотой век, который слепое предание относило до сих пор к прошлому, находится впереди нас”, - писал прародитель социологии. Понимая, что развитие народов протекает неравномерно, он вводит критерии общественного прогресса: “Лучшее общественное устройство то, которое делает жизнь людей, составляющих большинство общества, наиболее счастливой, предоставляя им максимум средств и возможностей для удовлетворения их важнейших потребностей. Это такое общественное устройство, при котором достойнейшие люди, внутренняя ценность которых наиболее велика, располагают максимумом возможностей достичь высшего положения независимо от того, куда поместила их случайность рождения. Это затем такое общественное устройство, которое объединяет в одно общество наиболее многочисленное население и предоставляет в его распоряжение максимум средств для сопротивления иноземцам. Это, наконец, такое общественное устройство, которое приводит в результате покровительствуемых им трудов и к наибольшему прогрессу цивилизации и наук”. Приведенными словами Сен-Симон даёт отповедь не только насмехавшимися над ним довольными жизнью современниками, но и потомкам с их отрицанием понятия общественного прогресса, концепциями “элиты”, “моделей” демократии и пр.

2.3. ПРОМЫШЛЕННЫЙ КЛАСC

Труд выступает также критерием отнесения к классу: все, кто трудится, относятся к промышленному классу, к “индустриалам”. Это слово имело такое же значение, как и в наше время, то есть, обозначало людей, занятых в промышленном производстве, но Сен-Симон включает в промышленный класс всех, кто занят полезным трудом, однако, прежде всего в области материального производства. Разобравшись с понятием “индустриалы” спонсоры учёного отказали ему в дальнейшей помощи. В промышленный класс включались земледельцы, каретники, кузнецы, столяры, фабриканты, купцы, матросы и др. Сен-Симон, хотя и видел связь собственности с социальной структурой общества, всё же недооценивал собственность как главный признак деления членов общества на классы. Включая в один класс богатых и бедных, он считал более существенным их причастность к материальному производству, к полезному труду вообще.

Руководствуясь совсем иными соображениями, чем более поздние мыслители, Сен-Симон объективно заложил основу для противопоставления материального производства производству духовному, для уродливых понятий “производительный труд” и “непроизводительный труд”, «производственная сфера», «непроизводственная сфера», которыми до сих пор пользуются псевдообразованные люди. Но особенно “плодотворной” оказалась следующая идея: “Промышленный класс должен занять первенствуют положение потому, что он важнее всех, потому, что он может обходиться без всяких других классов, но никакой другой класс не может обходиться без него, потому что он существует своими собственными силами, своим личным трудом. Другие классы должны трудиться для него потому, что они являются его созданиями, и он поддерживает их существование…” (Катехизис промышленников). Достаточно слова “промышленный класс” заменить словами, “пролетариат” - и идея диктатуры пролетариата сформулирована. Видимо, за эту идею К. Маркс считал Сен-Симона своим предшественником.

В последние годы жизни Сен-Симона и первые годы жизни К. Маркса ещё трудно было разглядеть, что в лагере бывших союзников в годы революции наметился раскол. “Промышленный” класс распался на буржуазию и пролетариат, латифундистов и крестьян, банкиров и торговцев. Богатые после революции стали богаче, бедные - беднее. Проживи Сен-Симон лет на десять больше, он увидел бы революцию 1830 г., восстания парижского пролетариата и лионских ткачей, в ходе которых впервые появилось красное знамя - символ борьбы рабочих за свои трудовые права.

2.4.ПРОМЫШЛЕННАЯ СИСТЕМА

Промышленная система в идеях Сен-Симона является тем самым разумным обществом, которое должно было возникнуть в результате революции конца 18 в., но не возникло из-за непонимания власти предержащими истинной стратегии развития общества. Сущность разумного общества в сжатом виде выглядит следующим образом. Власть переходит от феодалов к учёным и промышленникам. Первые сосредоточивают в своих руках духовную власть (в Академии), вторые - светскую власть (в Совете промышленников). При этом остаются король, министерства, парламент, но законодательная инициатива, составление бюджета, контроль за его исполнением передаются новым органам, к которым вследствие этого подходит реальная государственная власть.

Получив власть, новые общественные силы должны поставить перед обществом цели, которые принципиально отличны от идей старой власти. В число новых целей не может быть включена свобода граждан, поскольку она является лишь средством для достижения подлинной цели - благосостояния общества: “Целью общественной организации должно быть возможно лучшее применение для удовлетворения потребностей человека знаний, добытых науками, искусством и ремёслами, распространение этих знаний, их развитие и возможно большее накопление - иными словами, возможно более полезное комбинирование всех отдельных работ в области наук, искусств и ремёсел”.

Основная задача промышленной системы - установление ясного и разумного комбинированного плана работ, которые должны быть выполнены обществом. При этом сохраняется частная собственность на средства производства. Государство поощряет промышленников, их всякую материально-производственную деятельность, привлекает к строительству мостов, дорог, каналов, освоению новых земель и т.д. Государство не проявляет нездорового интереса к доходам промышленников и не ограничивает их.

Выработать идеал общественного устройства нетрудно, чем и увлекались мыслители. Такой идеал конструируется по принципу “от противного”: что плохо в существующем обществе, то должно быть исключено в детище мыслителя. Несравненно сложнее теоретически обосновать способ осуществления идеала. В данном отношении Сен-Симон разделяет иллюзии предыдущих столетий. Подобно тому, как один из его современников поместил в парижской газете объявление о пожертвовании ему миллиона франков на устройство образцовой коммуны, Сен-Симон надеется на прогресс знаний. Новая общественная система может, по его мнению, установиться только тогда, когда состояние знаний даст возможность построить новую их философскую концепцию, лежащую в основании данной системы. Иными словами, промышленное общество осуществится лишь благодаря прогрессу науки и философии. Сен-Симону присуще противоречие, характерное для многих учёных, живших до него и после него: с одной стороны они признавали человека по преимуществу существом биологическим, c другой стороны, каким-то непостижимым образом животное по имени “человек” создаст общество, в котором оно перестанет быть животным. Непонимание или недооценка природы человека всегда разрушали прекраснодушные проекты мыслителей.

С точки зрения способа осуществления идеала общества К. Маркс стоит на голову выше Сен-Симона. К. Маркс разрабатывает теорию революции и указывает на её исполнителя - пролетариат. Но нет оснований считать Сен-Симона социалистом и предшественником К.Маркса, поскольку основатель социологии обосновывает идеал государственного капитализма, а не социализма. По духу (разумеется, с поправкой на историческую эпоху). Сен-Симон близок не К. Марксу, а Платону. Сен-Симон и Платон сходным образом конструируют гармоничное общество: то же четкое деление общества на социальные группы, то же управление обществом “лучшими людьми” философами и промышленниками. И то же отсутствие революционности, то же упование на знание и убеждение власть имущих…

Анри де Сен-Симон (1760-1825) прожил жизнь, которой хватило бы на несколько остросюжетных романов. Потомок Карла Великого, сиятельный граф, блестяще образованный человек посвятил свою жизнь служению идее освобождения человечества от гнета эксплуатации и невежества.

В ранних сочинениях восхищение Сен-Симона наукой было похоже на идолопоклонство, но он не хотел отправлять этот культ в одиночку и рекомендовал его для всеобщего принятия. Сен-Симон в своей первой публикации ("Письма гражданина Женевы своим современникам", 1803) прокламирует создание "Религии Ньютона" и рекомендует образовать "Совет Ньютона", который бы состоял из 21 выдающегося ученого, схолара и деятеля искусств. Члены этого Совета могли бы стать авторитетными жрецами нового социального порядка. Та же сущностная идея об обществе, возглавляемом научной элитой, содержится и в последнем его сочинении, увидевшем свет сразу же после его смерти ("Новое Христианство", 1825). Между первым и последним сочинениями происходит существенное изменение во взглядах Сен-Симона. От физики в качестве парадигмы для социальной науки он приходит к убеждению, что предпочтительно биология и физиология могут стать фундаментом социологии. От интеллектуалов как элитного слоя нового общества Сен-Симон приходит к пониманию, что ведущую роль в обществе должны выполнять люди индустрии и коммерции. Но он не изменил своему первоначальному убеждению в том, что именно эксперты могут и должны стать во главе общества, и, что мировой порядок, социальная справедливость, благосостояние масс требуют того, чтобы они обладали неограниченной властью. Демократическая республика не являлась политическим идеалом Сен-Симона.

Научное познание человеческих и социальных явлений, по Сен-Симону, должно использовать прежде всего методологию естествознания. Он был убежден, что все явления (неважно физические ли, химические ли, биологические или социальные) отражают действие одного принципа. После многочисленных консультаций со своей интуицией он приходит к выводу: этим монистическим принципом является ньютоновский закон гравитационного притяжения. Сен-Симон, как обычно, не объясняет это, а просто пишет памфлет об универсальной гравитации (1813), где убеждает ученых мужей последовать его озарению. Для описания науки об обществе Сен-Симон использует понятия "социальная физика" или "социальная психология", что характерно для ранней позитивистской литературы.

Во французском позитивизме начала XIX в. описательная и предписывающая ориентации науки были неразделимы. И это выразилось в разделении человеческого интеллектуального развития якобы на три стадии: "теологическую", "метафизическую" и "позитивную". Так называемый "закон трех стадий" станет впоследствии центральным концептом контовской философии истории. Позитивизм, согласно этому взгляду, выступает не только понятием, давшим название последней стадии, но служит также директивой к методологическим правилам, которые и должны управлять научной деятельностью. Сущность закона "трех стадий" была изложена Сен-Симоном в 1813 году, за четыре года до встречи с Контом, задолго до того, когда последний стал работать секретарем у Сен-Симона.


Сен-Симон не сомневался, что прошлое, настоящие и будущее человеческого общества управляются законом. Законы истории суть законы судьбы, которые неизбежно ведут общество к определенному концу, к прекрасному общественному устройству, интуитивно увиденному Сен-Симоном. Он не был абсолютным детерминистом или фаталистом. Согласно его представлениям, общие законы истории непоколебимы, их конечная цель неизбежна. Однако в человеческих силах определить детали прекрасного будущего, и, что более важно, облегчить и придать ускорение работе этих законов. На этом пути человек не только должен индивидуально способствовать исторической динамике, но просто морально обязан действовать в гармонии с историческим законом. Сен-Симон считал моральным преступлением любые попытки остановить или направить в другое русло силу истории. Моральная доблесть человека, таким образом, заключалась в оказании помощи этому процессу. На этом пути каждый обязан был морально и интеллектуально признать Сен-Симона своим господином и учителем и присоединиться к его учению.

Именно такие стороны учения Сен-Симона привлекли Карла Маркса, затем они были развиты Марксом и его последователями. К. Маркс и В.И. Ленин критиковали Сен-Симона за излишне детализированное описание будущего социалистического порядка. Но, несмотря на это, на Красной площади в Москве стоит обелиск, на котором высечено имя Анри де Сен-Симона среди тех, кто признаётся предшественником научного коммунизма.

Понравилась статья? Поделитесь ей