Контакты

Мозаика из яичной скорлупы своими руками. Мастер-класс для детей. Мозаика из яичной скорлупы своими руками: мастер-класс по интересной технике Пасхальные картины из яичной скорлупы

из яичной скорлупы

История мозаики

МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ

Материалы

Емкости и инструменты

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ

Подготовка скорлупы

Подготовка эскиза и поверхности основы

Технология мозаики

Финишная отделка изделия

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

Шкатулка «Осень»

Бутылка «Весенний луг»

Рамка для фотографий «Радуга»

Рамка для зеркала «Алые маки»

Рамка для зеркала «Крым»

Панно «Подсолнух»

Панно «Тюльпаны»

Панно «Лотос»

Панно «Бабочка»

Панно «Американская цапля»

Панно «Коралловый риф»

Панно «Маковое поле»

Введение

Для работы вам не требуется особых навыков и специальных инструментов, все необходимое наверняка есть у вас дома, а вот чем стоит запастись в большом количестве, так это терпением и усидчивостью. Яичная скорлупа - наверное, один из самых доступных и дешевых материалов для творчества: она есть на каждой кухне, чтобы пополнить ее запасы, достаточно сходить в продуктовый магазин.

К тому же она тонкая и легкая, поэтому украшенные ею изделия не прибавляют в весе (в отличие от материалов для традиционной мозаики) и выглядят очень аккуратно и изысканно. Она дает возможность тонко проработать самые маленькие детали рисунка, сделать плавные цветовые переходы даже на небольшом участке поверхности, благодаря чему мозаика будет выглядеть, словно живопись. Также скорлупой можно выложить мозаику на маленьких и криволинейных поверхностях: круглые шкатулки, бутылки, цветочные горшки, вазы и т. д.

Яичная скорлупа как декоративный материал известна с давних времен. Китайские и вьетнамские мастера лаковой живописи наклеивали ее в своих работах для создания покрытых трещинами каменных стен и скал, а цветение весенних садов имитировали россыпью мелких кусочков скорлупы. Это только подтверждает фразу, что все новое - это хорошо забытое старое. Однако сегодня в нашем распоряжении есть

множество вспомогательных средств и материалов: лаки, красители, краски, маркеры и т. д., которые значительно упростят работу над мозаикой. Я уверена, что эта книга будет полезна всем людям, в которых есть искра творчества и желание попробовать для воплощения своих дизайнерских замыслов нетрадиционные материалы.

Металл и керамика, дерево и папье-маше, стекло и картон - нет поверхности, на которой невозможно было бы выполнить мозаику из скорлупы. Рамки для фотографий и зеркал, декоративные тарелки, подставки под горячее, столешницы и створки шкафа - это не полный список предметов, которые можно украсить мозаикой. Узнав о вашем увлечении, скорлупой вас начнут снабжать родственники и друзья, гак что без материала вы не останетесь! Надеюсь, что мой опыт окажется вам полезным и положит начало собственным поискам и открытиям, а хрупкая скорлупка займет достойное место среди ваших материалов для творчества. Выкладывание мозаики - очень кропотливый труд, но, поверьте, результат стоит затраченных усилий! Однако прежде чем переходить к описанию непосредственно самой техники, хочется немного рассказать об истории мозаики как вида искусства и проследить путь ее развития.

История мозаики

По одной из версий, слово «мозаика» происходит от латинского «musivum» - «посвящение музам». По другой - от «opus musivum» - способа покрытия стен и пола мелкими камешками. Четко датировать появление этой техники как самостоятельного вида искусства невозможно. Однако точно известно, что она берет свое начало с традиции древних шумеров украшать стены своих жилищ пластинками или стержнями из обожженной глины, глазурованными, иногда окрашенными в разные цвета, камешками и ракушками. Располагаясь на поверхности стен, декоративные элементы составляли различные орнаментальные рисунки и надписи. Следы такого способа украшения были обнаружены в древнем Египте, Месопотамии, древнем Уруке и Лагаше, а также во многих ассирийских и вавилонских постройках.

МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ

■ У вас дома найдется все необходимое для того, чтобы попробовать силы в этом необычном виде творчества и создать свой первый шедевр: яичная скорлупа, посуда для ее окрашивания, пинцет, кусочек плотной ткани, Iчерный маркер и бесцветный лак.

■ Докупить придется разве что черный лак и .

■ Смешивая красители между собой, словно краски, вы сможете придать скорлупкам любые цвета и оттенки.

■ Таким образом вы существенно обогатите мозаичное изображение, сделаете его интереснее и живописнее.

■ Также для окрашивания скорлупы можно использовать различные краски, традиционные средства для окрашивания пасхальных яиц и многое другое, что подскажет вам фантазия.

Материалы

Яичная скорлупа

Для создания мозаики нам понадобится скорлупа сырых куриных яиц. Аккуратно снять скорлупу с вареного яйца практически невозможно - она трескается и крошится, оставаясь висеть на подскорлуповой пленке. Важно, чтобы у нас была возможность наломать скорлупу на кусочки нужной формы, а не выбирать из того, что есть, поэтому для работы запаситесь более-менее крупными фрагментами скорлупы (например, оставшимися при разбивании сырого яйца пополам). К тому же с больших фрагментов проще снять пленку. Если вы хотите окрасить скорлупу в яркие сочные цвета, выбирайте белую скорлупу. Цвета и оттенки получатся чистые и не искаженные. Для получения сложного цвета используйте скорлупу светло-бежевого или светло-коричневого цвета. Например, если вы окрасите светлобежевую скорлупу красным красителем, то получите глубокий бордовый тон, если зеленым цветом - то болотный. Можно применять в работе и неокрашенную скорлупу, воспользовавшись ее натуральным цветом, например, для заполнения белых или бежевых участков рисунка.

Основы для мозаики

Украсить мозаикой можно любую поверхность: деревянную, металлическую, стеклянную, пластмассовую и другие. Главное чтобы она была достаточно твердой, гладкой и удобной для выкладывания мозаики. В качестве основы для изготовления художественного панно подойдет картон, оргалит или стекло размером примерно 30x40, 35x30 см. Картон выбирайте плотный, чтобы он не деформировался при попадании влаги в процессе работы или нахождении готового изделия во влажном помещении. Оргалит же имеет однородную структуру и не деформируется при воздействии влаги.

Лак для тонировки

Лучше всего мозаика из скорлупы смотрится на черном фоне: цвета становятся сочнее, ярче и контрастнее, а рисунок приобретает графичность.

Поэтому, перед тем как приступить к выкладыванию мозаики, поверхность основы рекомендуется покрыть черным лаком, например ХВ-784 «Эбеновое дерево» или лаком для внешних работ, например кровельных. Важно, чтобы при дальнейшей работе он не смешивался с бесцветным лаком. Таким образом, вы не только затонируете поверхность, но и загрунтуете ее: улучшите сцепление с отделочными материалами и предотвратите впитывание влаги. Также для тонировки подойдет черная акриловая краска, черная грунтовка, морилка (но только для деревянной поверхности!) и любая краска для наружных и внутренних работ, в том числе и колеровочная, в чистом виде.

Лак для наклеивания скорлупы и финишной отделки изделия

Для этих целей лучше всего использовать бесцветный лак на основе смолы, например ХВ-784 петербургской фирмы «Новбытхим». Он стоит не дорого, медленно сохнет, давая возможность что-либо поправить в работе, и не растекается по поверхности (особенно если его предварительно подсушить), в отличие от акрилового лака или клея ПВА. Приобрести этот лак можно в хозяйственных магазинах и на рынках стройматериалов . Однако учтите - он придает поверхности некоторую желтизну, что, в общем-то, только идет на пользу многим цветам и оттенкам, особенно теплых тонов. Разбавляется «Ксилолом» или растворителем № б4б, 647 и 648.

Также для финишной отделки поверхности можно использовать акриловый глянцевый лак на водной основе - он практически не имеет запаха, абсолютно прозрачен, легко наносится и быстро сохнет. Акриловые лаки лучше покупать в художественных салонах, так как они уж точно предназначены душ декоративных работ и безопасны.

Анилиновые красители для ткани

Для окрашивания скорлупы отлично подходят порошки - пигменты, предназначенные для придания цвета различным видам ткани. Они продаются расфасованными в пакетики по 10 г, имеют богатую цветовую палитру, очень просты в применении и дают стойкое равномерное окрашивание, проникая глубоко в поверхность скорлупы. Одного пакетика вам хватит на долгое время: ведь даже небольшое количество красителя, буквально на кончике ножа, даст раствор яркого насыщенного цвета. Анилиновые красители хорошо смешиваются между собой, подчиняясь законам смешения цветов, и дают широкую гамму разнообразных оттенков. Продаются в магазинах хозяйственных товаров или бытовой химии.

Емкости и инструменты

Емкость для окрашивания скорлупы

Чтобы окрасить скорлупу, используйте небольшую оцинкованную кастрюльку или черпак емкостью не более литра. Внимание, посуду, в которой происходило окрашивание, не стоит больше использовать для приготовления пищи, поэтому выберите для работы старую, отслужившую посуду. Извлечь скорлупу из раствора красителя можно при помощи шумовки.

Контейнеры для хранения скорлупы

Хранить окрашенные скорлупки лучше всего в прозрачных пластиковых емкостях. Это могут быть контейнеры для продуктов, блистерные упаковки (из твердой полимерной пленки) от печенья, салатов и многое другое, что найдется у вас дома. Скорлупки каждого цвета храните в разных контейнерах.

Пинцет с тонкими загнутыми иглообразными кончиками и удлиненной ручкой - основной инструмент при изготовлении мозаики. С его помощью вы сможете легко подцепить и аккуратно уложить на рабочую поверхность даже самые мелкие кусочки скорлупы.

Чтобы вам было удобно ломать скорлупу на кусочки с нужными гранями и брать их пинцетом (а делать это на твердой поверхности сложно), подложите под работу лоскут плотной ткани: джинсовой или байковой. Предварительно сложите его пополам, заложите внутрь лист картона и закрепите его положение скрепкой. Выбирайте ткань нейтрального цвета, например серого или бежевого, чтобы скорлупа любого цвета была хорошо видна на его фоне.

Принадлежности для окрашивания скорлупы: оцинкованный черпак и шумовка

Подложка под работу из ткани и картона, пинцет, контейнер с окрашенной скорлупой

Для наведения линий рисунка на черной поверхности основы нам потребуется универсальный маркер «метал-лик» (толщина стержня 1-3 мм) хорошего качества - золотой или серебряный. Он может быть и не перманентным, главное, чтобы оставлял четкие заметные линии, по которым будет вестись раскладка. Вместо маркера можно использовать гелевую ручку золотого цвета. Для оконтуривания деталей рисунка готовой мозаики приготовьте черный перманентный водостойкий маркер на спиртовой основе. Его стержень должен быть толщиной примерно 1 мм, тогда вы сможете проводить аккуратные ровные линии.

Чтобы затонировать поверхность черным лаком или краской, приготовьте плоскую кисть среднего размера с синтетическим волосом. Такой же кистью выполняется и финишная отделка изделия.

Для нанесения бесцветного лака на небольшие участки поверхности перед выкладыванием кусочков скорлупы используйте круглые маленькие кисти «без вершинки» (пучок почти не собирается в конус) с синтетическим или козьим волосом.

Емкость для лака

При наборе мозаики каждый кусочек скорлупы наклеивается на поверхность изделия при помощи бесцветного лака. Чтобы сделать работу максимально комфортной, налейте лак в маленькую низкую емкость, в которую вам удобно будет. макать кисть, например, в металлическую формочку из-под греющей свечи. На такую формочку приходится примерно 1- 1,5 столовых ложки лака. Перед тем как приступить к работе, лак рекомендуется оставить на 3-4 часа на открытом воздухе, чтобы выветрился, загустел и приобрел смолообразную консистенцию. С загустевшим лаком значительно проще работать, он не растекается по поверхности и не капает с кисти, хотя на всякий случай все-таки поместите формочку с лаком в какую-нибудь подставку, например в металлическую баночку от монпансье. Закончив работу, ее можно будет плотно закрыть крышкой, оставив внутри формочку с лаком.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ

■ Технология изготовления мозаики из яичной скорлупы простая и стандартная: тонирование основы, разламывание окрашенной скорлупы на кусочки и наклеивание их на поверхность основы.

■ Чтобы мозаика выглядела более цельно, кусочки должны быть плотно подогнаны друг к другу и к контуру изображения, для этого надо научиться ломать скорлупу на кусочки определенной формы.

■ Этот процесс требует сноровки, терпения и хорошего глазомера.

■ Не менее увлекательный этап - окрашивание скорлупы.

■ Эксперименты с красителями для получения новых цветов и оттенков и вовсе могут превратиться в отдельное хобби.

Подготовка скорлупы

Удаление пленки со скорлупы

Перед тем как приступить к окрашиванию яичной скорлупы, необходимо удалить подскорлуповую оболочку - плотную пленку с ее внутренней стороны. Для этого ненадолго замочите скорлупки в теплой воде, чтобы размочить пленку. Затем промойте их в проточной воде и снимите пленку. Если этого не сделать, в процессе разламывания скорлупы на кусочки пленка будет препятствовать их отделению.

Окрашивание скорлупы

Окрашивание красителями для ткани

Чтобы окрасить яичную скорлупу анилиновым красителем для ткани, налейте в кастрюлю 300-400 г воды. Доведите ее до кипения и на кончике ножа насыпьте краситель нужного цвета. Затем поместите в кастрюлю скорлупки. Можно смешать между собой красители разных цветов, чтобы добиться желаемого оттенка. Насыщенность цвета скорлупок напрямую зависит от времени, которое они провели в красителе и его концентрации. Если сразу снять кастрюлю с огня, то скорлупа приобретет светлые нежные тона, если держать минут 5-10 на слабом огне, то краситель впитается в скорлупу, и вы получите яркие плотные цвета. Шумовкой извлеките окрашенные скорлупки из раствора и промойте про точной водой, чтобы смыть остатки красителя. Просушите окрашенные скорлупки на газете и разложите по пластиковым контейнерам для дальнейшего удобства выбора цвета. Оставшийся раствор красителя можно использовать повторно. Перелейте его в банку, плотно закройте крышкой и оставьте до момента, когда вам вновь понадобится окрасить скорлупу. Редко, но бывают случаи, когда скорлупа не прокрашивается - краска не проникает в нее, а лишь размазывается по поверхности. Значит, вам попалась недоброкачественная скорлупа с малой пористостью и недостатком кальция.

Другие средства для окрашивания скорлупы

Если вам по каким-то причинам не удалось приобрести анилиновые красители для ткани, не расстраивайтесь. Существует множество других материалов для окрашивания скорлупы. Давайте рассмотрим их подробнее:

Акриловая краска (в баночках и тубах). В данном случае вам придется кистью окрашивать каждый кусочек скорлупы в нужный цвет;

Подготовка эскиза и поверхности основы

Подготовка поверхности основы

Прежде всего, поверхность нужно протереть от пыли. Стеклянную, глазурованную керамическую и окрашенную деревянную поверхности следует еще и обезжирить: протереть смоченной в спирте или ацетоне хлопчатобумажной тряпочкой. Гладкую металлическую, фанерную ламинированную или пластиковую поверхность рекомендуется зачистить мелкозернистой наждачной бумагой, чтобы улучшить сцепление с отделочными материалами. Затем покройте подготовленную поверхность с помощью плоской кисти ровным слоем черного лака (краски, морилки или другим средством). Плотность слоя не имеет значения, достаточно получить темный оттенок

Создание эскиза

Создание эскиза является очень важным этапом, особенно при наборе сложного рисунка, поскольку именно на эскизе вы можете тщательно проработать композицию будущей мозаики, выбрать правильные цветовые решения, оптимальное соотношение объемов и цветовых масс. Желательно, чтобы эскиз соответствовал масштабу основы.

Сперва сделайте рисунок в карандаше, прорисуйте все детали. Доведя изображение до устраивающего вас варианта, пройдитесь цветным фломастером или тонким карандашом по всем его контурам. Затем раскрасьте цветными карандашами. Особое внимание уделите цветовым переходам и сочетанию цветов.

Рисунок на эскизе должен быть четким и конкретным, чтобы было видно, откуда вышла каждая линия и куда она пришла. Чем тщательнее вы проработаете эскиз, тем проще вам будет осуществлять дальнейшие этапы работы и наиболее полно воплотить свой замысел. В качестве эскиза можно использовать любую картинку, найденную в Интернете, отсканированную из журнала и т. д. Достаточно увеличить ее до нужного размера и распечатать на принтере.

Перенос рисунка на поверхность основы

Когда затонированная поверхность основы высохнет, тонким маркером золотого цвета или гелевой ручкой нанесите на нее рисунок будущей мозаики. Если вы чувствуете, что не сможете «от руки» перерисовать рисунок с эскиза на основу, сделайте шаблоны его фрагментов. Для этого при помощи копировальной бумаги переведите рисунок с эскиза на лист плотной бумаги и вырежьте все фрагменты. Последовательно прикладывайте их на основу и обводите по контуру золотым маркером. Существует другой способ переноса рисунка - маркий, но более результативный. Эскиз (сделанный от руки или распечатанный на принтере) натрите с обратной стороны белым мелом.

Затем приложите его обратной стороной к черной поверхности основы, зафиксируйте по углам малярным скотчем и не спеша, аккуратно начните обводить элементы рисунка любым острым предметом: ручкой, карандашом, спицей и т. д. Открепите эскиз. Обведите отпечатавшиеся линии рисунка золотым маркером или гелевой ручкой. Когда обводка высохнет, сотрите мел с поверхности сухой тряпочкой.

Технология мозаики

Разламывание скорлупы на кусочки

Чтобы выложить из яичной скорлупы изображение, ее необходимо наломать на мелкие кусочки. Сложите пополам лоскут плотной ткани, внутрь поместите лист картона и закрепите его скрепкой. Подложка под работу готова. Поместите на нее кусочек окрашенной скорлупы и, придерживая его пальцем, надавите пинцетом чуть дальше края. В месте нажима скорлупа треснет и фрагмент отделится.

Потренировавшись, вы сможете ломать скорлупу на кусочки нужной формы: треугольники, квадраты, прямоугольники, кусочки с острыми гранями и т. д. Чем лучше вы научитесь ломать скорлупу на кусочки нужной формы, тем более «бесшовной» и цельной будет выглядеть готовая работа.

Выкладывание мозаики

Круглой маленькой кистью нанесите загустевший прозрачный лак на небольшой участок поверхности основы. Пока он не подсох, пинцетом выложите на него кусочек скорлупы нужного цвета. Затем слегка надавите на него пальцем, чтобы он распластался и прилип к основе всей своей поверхностью. Если кусочек крупный, надавите на него сильнее, чтобы он треснул, и аккуратно «растащите» его части пинцетом в разные стороны, чтобы зазоры между ними были равномерными. Части треснутого кусочка можно и не растаскивать, тогда получится оригинальный эффект кракелюра.

Продолжите выкладывать на лак кусочки скорлупы грань к грани. Старайтесь, чтобы зазоры между ними были минимальные. Там, где надо разграничить фрагменты рисунка, делайте зазоры чуть больше. Внимание: скорлупу выкладывайте выпуклой стороной вверх! Выбирайте кусочки такой формы, чтобы они хорошо стыковались с уже наклеенными, или одной гранью плотно прилегали к линии контура. Вдоль контура или края основы лучше всего ложатся кусочки с ровной гранью (квадратные и прямоугольные). Острые углы фрагментов изображения, например концы травинок или листиков, хорошо закрываются кусочками треугольной формы. Не волнуйтесь, если нет подходящего кусочка скорлупы или не удается выложить ровно контур рисунка. Эти недостатки стыковок кусочков легко можно устранить при дальнейшей прорисовке деталей изображения черным маркером. Иногда между кусочками скорлупы получаются маленькие прорехи, по возможности их тоже следует заполнять, используя самые крошечные кусочки.

Работая с кусочками разных цветов, не перемешивайте их между собой, а разложите на ткани небольшими кучками, так чтобы была видна форма каждого из них. Кусочки разных оттенков одного цвета, предназначенные для набора сложных объектов, например, неба, воды, зелени, наоборот, рекомендуется перемешать. Таким образом, вы сделаете их выбор более случайным, и раскладка получится не надуманной. Чтобы добиться в раскладке плавного перехода одного цвета в другой (или от темного тона к светлому), начните заполнять прорабатываемый участок скорлупками одного цвета, постепенно вкрапляя кусочки другого цвета, сначала редко, потом все чаще и чаще. Таким образом, получится цветовой раскат: один цвет плавно перетечет в другой.

В процессе работы над композицией, не имеющей основных деталей, например, пейзажем, старайтесь заполнять пространство рисунка от верхнего края вниз, двигаясь слева направо, иначе вы будете тереть рукавом уже оклеенные участки поверхности.

Выкладывая сюжетную композицию, в первую очередь заполните скорлупками самые мелкие детали (иначе потом их будет трудно вписать в заполненное мозаикой пространство). Далее выкладываете основные детали композиции. Фон набирается в последнюю очередь. Закончив выкладывание мозаики, переверните основу декорированной стороной вниз. Плохо приклеенные кусочки скорлупы осыпятся. Соберите их и приклейте вновь. Это были самые слабые участки работы и лучше узнать о них сразу, чем после финишной отделки, когда такие скорлупки отвалятся, и в мозаике будут зиять черные дыры.

Финишная отделка изделия

Чтобы полученный результат радовал вас долгое годы, мозаику необходимо покрыть лаком. Это защитит ее от механических повреждений, влаги и надежнее закрепит наклеенные кусочки. Возьмите плоскую кисть среднего размера и нанесите на декорированную поверхность слой загустевшего бесцветного лака. Чем гуще он будет, тем лучше. Чтобы получить идеально ровное глянцевое покрытие, нанесите еще несколько слоев лака, тщательно просушивая каждый из них Когда лак просохнет, подкорректируйте рисунок: обведите фрагменты композиции тонким черным маркером, устраните огрехи раскладки, закрасив места нестыковок скорлупок и контура, прорисуйте мелкие детали, которые невозможно выполнить в мозаике, например, тонкие усики бабочки или прожилки на листьях. Внимание, рисовать маркером можно только по покрытой лаком поверхности! Если выполнять прорисовку перед покрытием лаком, он «разъест» краску маркера и размажет ее по поверхности изделия. Еще один немаловажный момент: готовую работу располагайте в интерьере таким образом, чтобы на нее не падали прямые солнечные лучи, иначе она постепенно выгорит и поблекнет. Больше всего подвергаются выгоранию скорлупки синих и сиреневых оттенков.


ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

■ Теперь, когда вы ознакомились с основными приемами изготовления мозаики из яичной скорлупы, самое время переходить к практической части работы.

■ Выкладывая картину кусочками скорлупы, вы не только отвлечетесь от повседневных забот, но и украсите интерьер своего дома необычными вещицами ручной работы.

■ Ищите новые сюжеты для мозаики - это может быть ритмично повторяющийся орнамент, узор, пейзаж, натюрморт-скорлупой можно выложить практически любое изображение, главное - терпение и усидчивость.

Шкатулка «Осень»

ДЛЯ РАБОТЫ ПОНАДОБЯТСЯ:

деревянная шкатулка или коробка из плотного картона (из-под чая, лукума, конфет)

яичная скорлупа

лист плотной бумаги

золотая аэрозольная краска

анилиновые красители для ткани

прозрачный лак

кисти для нанесения лака

пинцет и плотная ткань

черный и золотой маркер

Покройте шкатулку черным лаком и просушите. Увеличьте шаблоны листьев клена и вяза до нужного размера или самостоятельно нарисуйте любые другие листья. Перенесите их контуры на плотную бумагу и ножницами аккуратно вырежьте каждый листок.

Прикладывайте получившиеся шаблоны листьев на затонированную поверхность крышки шкатулки и обводите золотым маркером. При этом следите за композицией - листья должны равномерно заполнять поверхность крышки, располагаясь на одинаковом расстоянии друг от друга. Первым делом заполните центр композиции, а затем углы.

Подготовьте скорлупу. Золотой аэрозольной краской покройте скорлупу для выкладывания листьев.

Скорлупу для заполнения фона окрасьте при помощи красителей для ткани в любые оттенки желтого, красного, оранжевого и коричневого цвета.

Наломайте золотую скорлупу на мелкие кусочки, подложив под работу плотную ткань. Приготовьте побольше кусочков треугольной формы для заполнения углов по краю листьев.

Приступайте к выкладыванию мозаики, промазывая каждый рабочий участок загустевшим прозрачным лаком. Заполняйте листья от краев к середине. Надавливайте пальцем на крупные кусочки скорлупы, чтобы они треснули - это значительно обогатит композицию.

Теперь приступайте к выкладыванию фона. Наломайте приготовленные для него скорлупки на кусочки разнообразной формы и перемешайте между собой, чтобы получилась разноцветная смесь. Пинцетом берите кусочки из этой смеси и хаотично выкладывайте на поверхность основы вокруг листьев.

Аналогично фону оформите боковые стороны шкатулки. Переднюю боковую сторону украсьте простым дугообразным орнаментом, выложив его золотыми кусочками. Предварительно наметьте контуры орнамента золотым маркером. Золотой краской покрасьте верхние торцы боковых сторон.

Покройте мозаичные поверхности слоем прозрачного лака. При этом аккуратно «обходите» фурнитуру: петли, замочки и т. д. Желательно вообще в начале работы снять ее или заклеить малярным скотчем. Когда лак высохнет, черным тонким маркером обведите контуры листьев и орнамента. На листьях вяза нарисуйте прожилки. Шкатулка готова.

Бутылка «Весенний луг»

ДЛЯ РАБОТЫ ПОНАДОБЯТСЯ:

винная, коньячная бутылка или любая другая стеклянная емкость

яичная скорлупа

прозрачный лак

анилиновые красители для ткани

черный лак (ХВ-784 «Эбеновое дерево»)

кисти для нанесения лака

пинцет и плотная ткань

золотой и черный маркеры

Обезжирьте поверхность бутылки, покройте слоем черного лака и тщательно просушите. С помощью шаблона или от руки нарисуйте на ней золотым маркером контуры крупных цветов из четырех лепестков.

Окрасьте яичную скорлупу красителями для ткани. Скорлупкам для выкладывания цветков придайте различные оттенки фиолетового, сиреневого и розового цвета, скорлупка для фона - оттенки салатового. Также приготовьте немного скорлупы яркого желтого цвета для заполнения серединки цветков.

Просушите окрашенную скорлупу на листе газеты. Затем, подложив плотную ткань, пинцетом наломайте скорлупки, предназначенные для заполнения фона на кусочки разной формы и перемешайте их между собой. Таким образом, при наборе вам легче будет выбрать нужный оттенок.

Начинайте заполнять фон, выбирая кусочки разных оттенков салатового. Маленькой кистью наносите бесцветный лак на каждый прорабатываемый участок Аккуратно обходите контуры цветков. Особое внимание уделите горлышку бутылки - его нужно оклеивать особенно тщательно, используя самые мелкие кусочки. В процессе

работы постепенно поворачивайте бутылку. Затем золотым маркером наметьте серединку каждого цветка.

Теперь выложите цветы, предварительно наломав на кусочки скорлупу фиолетовых, розовых и сиреневых оттенков и перемешав их между собой. Каждый наклеенный кусочек прижимайте пальцем. Большие кусочки прижимайте чуть сильнее, чтобы они треснули. Серединки цветов наберите желтыми скорлупками.

Покройте поверхность бутылки слоем бесцветного лака. Когда он высохнет, обведите цветки черным маркером. Работа окончена.

Рамка для фотографий «Радуга»

ДЛЯ РАБОТЫ ПОНАДОБЯТСЯ:

прямоугольная рамка с широкими

яичная скорлупа

анилиновые красители для ткани

прозрачный лак

черный лак (ХВ-784 «Эбеновое дерево»)

кисти для нанесения лака

пинцет и плотная ткань

золотой и черный маркер

Особенность этой мозаики не в сложности рисунка, а в тонких цветовых сочетаниях и плавном переходе одного цвета в другой. Работа по ее созданию потребует от вас большой концентрации внимания и хорошо развитого чувства цвета. Итак, затонируйте поверхность рамки черным лаком и просушите.

При помощи красителей для тканей окрасьте скорлупу в цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Это семь цветов радуги - природного эталона цветовой гармонии. Однако на самом деле спектр непрерывен, и цвета эти в радуге переходят друг в друга с плавным изменением через множество промежуточных оттенков. Поэтому приготовьте скорлупки не только основных спектральных цветов, но и их оттенков.

Поделите рамку на сектора: золотым маркером нарисуйте на ее поверхности извилистые линии от внутреннего края к внешнему. Фантазируйте, чем замысловатее будут линии и, соответственно, формы секторов, тем интереснее и богаче будет выглядеть готовая работа.

Наметив рисунок, приступайте к набору мозаики. Наломайте окрашенную скорлупу при помощи пинцета на мелкие кусочки. Перемешайте кусочки сближенной цветовой гаммы и кучками разложите на ткани. Таким образом, вы легко найдете нужный оттенок того или иного цвета и подхватите его пинцетом.

Последовательно заполняйте сектора кусочками скорлупы нужного цвета и оттенка, промазывая каждый рабочий участок загустевшим бесцветным лаком. Начните с самого яркого красного тона. Следующий сектор заполните кусочками красно-оранжевого оттенка, затем ярко-оранжевого и так далее по спектру (см. цветовой круг на с. 25). Старайтесь выбирать кусочки таких оттенков, чтобы цветовой переход получался максимально плавным - хоть это и кропотливая работа, но результат стоит затраченных усилий. Закончив работу, покройте рамку слоем прозрачного лака.

Рамка для зеркала «Алые маки»

ДЛЯ РАБОТЫ ПОНАДОБЯТСЯ:

квадратная рамка для зеркала

яичная скорлупа

анилиновые красители для ткани

золотая аэрозольная краска

прозрачный лак

черныйлак (ХВ-784 «Эбеновое дерево»)

кисти для нанесения лака

пинцет и плотная ткань

черный и золотой маркеры

универсальный клей

мелкий черный бисер

Закройте зеркало внутри рамки квадратным листком бумаги или заклейте малярным скотчем. Затонируйте предназначенную под декор поверхность рамки черным лаком и хорошенько просушите.

Увеличьте шаблон до размера рамки и любым удобным для вас способом перенесите контуры рисунка на подготовленную поверхность основы, используя для обводки золотой маркер.

Окрасьте подготовленные к работе скорлупки при помощи красителей для ткани в нужные цвета. Для заполнения изображения маков нам потребуются скорлупки различных оттенков красного цвета (бордового, яркого алого, темно - и бледно-розового). Для выкладывания стеблей приготовьте немного скорлупок теплого зеленого цвета, салатового и светлосалатового, для фона - скорлупки приглушенных желтых оттенков (шафранового и янтарного). Для создания семенных коробочек покрасьте несколько скорлупок золотой аэрозольной краской.

Пинцетом наломайте все красные скорлупки на кусочки с нужными гранями и перемешайте их. Начните выкладывать мозаику с маков. Технология, как всегда, простая: маленькой кисточкой нанесите загустевший бесцветный лак на небольшой участок поверхности, сверху положите кусочек скорлупы и прижимайте его пальцем. Большие кусочки придавливайте чуть сильнее, чтобы они треснули. Набирайте маки от кончиков лепестков к их основанию. Для заполнения краев лепестков наломайте скорлупу на кусочки продолговатой формы. Чтобы маки получились яркими, огненными, большую площадь лепестков заполняйте ярко-розовыми и алыми скорлупками.

Бордовые и светло-розовые вкрапляйте там, где хотите сделать блик или тень. При этом обратите внимание, чтобы цветовой переход был плавный: т. е. бледно-розовый участок

должны окружать скорлупки темно-розового цвета и т. д. Старайтесь держаться «в рамках» каждого лепестка, сохраняя его контуры.

Наломайте на квадратные кусочки одного размера скорлупки теплого зеленого и салатового цвета. Затем аккуратно, не смешивая оттенки, выложите ими стебли цветков и бутоны .

Теперь кусочками золотой скорлупы наберите изображение семенных коробочек и их стеблей.

Остался фон. Наломайте скорлупки желтых оттенков на кусочки, перемешайте их между собой и приступайте к раскладке, двигаясь от внутренних краев рамки к внешним. Старайтесь вдоль краев основы и контуров деталей изображения выкладывать кусочки с ровной гранью, тогда работа будет выглядеть аккуратнее и целостнее.

Закончив раскладку, покройте декорированную поверхность рамки несколькими слоями бесцветного лака.

Затем тонким черным маркером «пройдитесь» по линиям между фрагментов изображения (таким образом, на этом этапе можно устранить дефекты стыковки кусочков), прорисуйте коническую верхушку семенных коробочек и т. д.

Нанесите универсальный клей на серединки маков и посыпьте сверху мелкий черный бисер. Поправьте положение бисеринок зубочисткой, чтобы они лежали четко в пределах контуров. Тычинки готовы. Удалите бумагу или скотч с зеркала.

Рамка для зеркала «Крым»

ДЛЯ РАБОТЫ ПОНАДОБЯТСЯ:

квадратная рамка для зеркала

яичная скорлупа

анилиновые красители для ткани

прозрачный лак

черный лак (ХВ-784 «Эбеновое дерево»)

кисти для нанесения лака

пинцет и плотная ткань

черный и золотой маркеры

Чтобы не испачкать зеркало во время работы, закройте его вырезанным из бумаги квадратом или заклейте малярным скотчем: при удалении он не оставляет на поверхности никаких следов.

Итак, начинаем, как обычно, с тонирования основы черным лаком и создания цветного эскиза будущей мозаики. Чтобы сэкономить время, воспользуйтесь готовым шаблоном, увеличив его до нужного размера. Любым из предложенных на с. 29 способом перенесите контуры рисунка с эскиза или шаблона на подготовленную поверхность основы. Для обводки изображения используйте золотой маркер.

Красителями для ткани придайте подготовленным к работе скорлупкам нужный цвет. Для выкладывания неба потребуются скорлупки голубых оттенков, для гор - темно-бежевого и темно-бордового, для моря - различные оттенки сине-зеленого цвета, для домиков - серого. Для создания кроны деревьев и растительности вокруг домов приготовьте скорлупки теплых зеленых оттенков: светлого, среднего и темного, а также салатового оттенка. Траву будем выкладывать скорлупками различных светло-бежевых, приглушенно-желтых и оливковых оттенков, а стволы деревьев - темно-коричневыми.

Используя пинцет, наломайте скорлупки голубых оттенков на кусочки

нужной формы и перемешайте их между собой. При помощи загустевшего бесцветного лака и маленькой кисти начните заполнять небо на рамке, хаотично наклеивая кусочки разных оттенков. Надавливайте на них пальцем, чтобы кусочки растрескались.

Затем наломайте на кусочки скорлупки темно-бежевого и темно-бордового цветов и заполните ими периметр гор. Эта работа довольно простая, так как нет цветового перехода: цвета равномерные и конкретные.

Следующий этап работы - создание моря. Наломайте и перемешайте скорлупки нужных цветов между собой. Чтобы придать морю глубину и сходство с настоящим, начните выкладывать его с линии горизонта, используя кусочки темных оттенков. Затем ближе к центру вводите в работу скорлупки более светлого оттенка, закончите самыми светлыми, почти голубыми.

Теперь выложите домики: стены белыми кусочками (для этого используйте неокрашенную белую скорлупу), а крыши - темно-бордовыми. Вдоль крыш выложите на стенах ряд серых скорлупок, чтобы имитировать тень и тем самым придать домикам объем. В качестве окон можно использовать квадратные кусочки черного цвета, а можно просто оставить пустыми квадратные участки - тогда в них будет видна затонированная поверхность основы. Далее принимайтесь за проработку окружающей домики растительности. Чтобы деревья и рощи выглядели объемнее, цвет распределяйте внутри оконтуренных участков по принципу сферы: верхнюю часть заполняйте скорлупками самого светлого зеленого оттенка, а также салатового и оливкового. Постепенно вкрапляйте в работу кусочки более темного зеленого оттенка, нижние ряды выложите самыми темными кусочками. Помните - переход цвета внутри каждого оконтуренного участка зелени должен быть плавным, чем больше оттенков будет задействовано, тем более проработано и естественно будет выглядеть готовая мозаика. Стволы деревьев выложите темно-коричневыми скорлупками. Нижнюю часть рамки заполняет пожухлая трава. Наберите изображение каждой травинки узкими прямоугольными кусочками светло-бежевых, приглушенно-желтых и оливковых оттенков. При этом соблюдайте направление стеблей, которые по замыслу колышутся от порыва ветра. Острые концы травинок «закройте» кусочками треугольной формы. Далее покройте готовую работу несколькими слоями бесцветного лака, тщательно просушивая каждый из них. Затем черным тонким маркером прорисуйте контуры деталей композиции. Удалите бумагу или скотч с зеркала.

Панно «Подсолнух»

ДЛЯ РАБОТЫ ПОНАДОБЯТСЯ:

яичная скорлупа

анилиновые красители для ткани

прозрачный лак

черный лак (ХВ-784 «Эбеновое дерево»)

кисти для нанесения лака

пинцет и плотная ткань

черный и золотой маркер

Покройте поверхность картона черным лаком, просушите и перенесите на нее контуры шаблона или

своего эскиза. Для обводки изображения используйте золотой маркер.

Покрасьте скорлупу красителями для ткани. Нам потребуются скорлупки нескольких оттенков: желтого и оранжевого цвета для набора лепестков подсолнуха, коричневого (вплоть до темно-коричневого), черного - для его серединки, теплого зеленого и салатового - для листьев и стебля, сиреневого - для фона.

При помощи пинцета наломайте скорлупки желтых и оранжевых оттенков на кусочки и перемешайте их между собой. Начните заполнять ими лепестки подсолнуха с кончиков, промазывая загустевшим бесцветным лаком участок за участком. Сперва наклеивайте самые светлые кусочки, затем постепенно вводите в работу более темные. Оранжевыми скорлупками выложите полоску на середине лепестков первого ряда, а также пространства между лепестками первого и второго рядов.

Наломайте на кусочки скорлупки коричневых оттенков. Перемешайте их между собой и заполните серединку подсолнуха. Вдоль края наклейте кусочки самого темного оттенка, далее - более светлого. Сделайте тень, выложив в центре черными скорлупками элемент в форме запятой.

Наломайте на кусочки и перемешайте скорлупки теплого зеленого и салатового цветов. Чтобы листья

выглядели естественно, представьте себе, где располагается на вашей картине солнце. Начните заполнять листья скорлупками: часть, обращенную к солнцу, - светлыми оттенками, а находящуюся в тени, - более темными. Следите за линиями прожилок на освещенной части каждого листа, старайтесь оттенить их скорлупками чуть более темных оттенков. Кусочками скорлупок сиреневых оттенков заполните фон, двигаясь от подсолнуха к краям панно. Предварительно перемешайте все сиреневые кусочки между собой, чтобы вам легче было выбрать нужный оттенок. Тщательно проработайте все участки фона между листьев. Покройте мозаику несколькими слоями бесцветного лака. Когда лак высохнет, черным маркером обведите все детали изображения, прорисуйте лепестки, наведите прожилки на листьях.

Панно «Тюльпаны»

ДЛЯ РАБОТЫ ПОНАДОБЯТСЯ:

лист плотного картона

прямоугольной формы

яичная скорлупа

анилиновые красители для ткани

прозрачный лак

черный лак (ХВ-784 «Эбеновое дерево»)

кисти для нанесения лака

пинцет и плотная ткань

черный и золотой маркер

Покройте поверхность картона черным лаком и отложите сохнуть. Увеличьте шаблон рисунка будущей мозаики до нужного размера или самостоятельно нарисуйте эскиз по размерам картонной основы. Обратите внимание на композицию: в ней нет главного акцента - тюльпаны равномерно заполняют все пространство рисунка. Поэтому акценты в данном случае будут цветовые.

Закрасьте обратную сторону шаблона или эскиза мелом, положите его на черную поверхность картона и «пройдитесь» по всем линиям рисунка острым предметом. Затем обведите отпечатавшиеся на картоне контуры золотым маркером.

оттенки изумрудного и теплого зеленого цвета.

Первым делом заполните изображение тюльпанов, начиная с левой стороны панно. Наламывайте предназначенные для них скорлупки на кусочки. Затем перемешайте между собой кусочки сближенной цветовой гаммы и кучками разложите на ткани. Кисточкой наносите загустевший бесцветный лак на участок поверхности, прикладывайте к нему кусочек скорлупы и слегка прижимайте ее пальцем. На панно присутствует пять видов тюльпанов: красные, желтые, оранжевые, розовые и сиреневые. Подбирайте оттенки таким образом, чтобы получился плавный переход цвета от нижней части тюльпана к верхней. Нижнюю часть выкладывайте темным оттенком, постепенно меняя его на все более и более светлый. Комбинируйте различные цвета, например, начните выкладывать тюльпан темно-оранжевыми скорлупками, а закончите светло-желтыми, пройдя через несколько промежуточных оттенков.

Затем кусочками скорлупы изумрудных и теплых зеленых оттенков заполните листья и стебли тюльпанов. Вдоль контуров листьев укладывайте кусочки с ровной гранью, далее - любые другие. Острые концы

листьев закройте кусочками треугольной формы. Стебли тюльпанов тонкие и ровные - для их заполнения приготовьте квадратные кусочки.

В последнюю очередь сделайте фон, используя скорлупки различных желто-зеленых оттенков. Сперва наклейте кусочки с ровной гранью по контуру уже выложенных изображений. Затем заполните оставшееся пространство. Тщательно проработайте все мелкие участки фона между тюльпанами и листьями.

Панно «Лотос»

ДЛЯ РАБОТЫ ПОНАДОБЯТСЯ:

лист плотного картона

прямоугольной формы

яичная скорлупа

анилиновые красители

для ткани

прозрачный, черный лак (ХВ-784 «Эбеновое дерево»)

кисти для нанесения лака

пинцет и плотная ткань

черный и золотой маркер

Данная работа выполнена на контрасте фона и основного рисунка. На изумрудно-зеленом фоне как бы расцветает нежно-розовый лотос.

Итак, затонируйте поверхность картона черным лаком и оставьте сохнуть. Предварительно сделайте эскиз рисунка будущей мозаики, определите на нем основную композицию и продумайте цветовое соотношение деталей. Особое внимание обратите на соотношение масштабов фона и цветка. Оно должно быть выбрано очень точно, чтобы насыщенный зеленый фон не «забивал» нежный цветок. Если вы не уверены в своих художественных способностях, просто увеличьте готовый шаблон до нужного размера.

Следующий этап - перенесение контуров рисунка с эскиза или шаблона на затонированную поверхность картона. Лучше всего для такого сложного рисунка подойдет способ переноса при помощи мела. Обведите отпечатавшиеся на черном фоне контуры золотым маркером.

Окрасьте скорлупу красителями для ткани в несколько оттенков розового

(вплоть до малинового), желтого, изумрудного и светло-салатового цвета. Чем больше будет оттенков каждого цвета, тем богаче и эффектнее получится изображение. Разложите скорлупки по цветам и приступайте к созданию мозаики. В качестве клея используйте загустевший бесцветный лак. Первым делом заполните скорлупой цветок лотоса, предварительно наломав ее на кусочки нужной формы. Сперва оттенками желтого выложите серединку, потом темно-розовыми (малиновыми) - кончики лепестков. Продолжайте заполнять лепестки, постепенно переходя на скорлупки более светлых розовых оттенков (иногда даже можно вкраплять белые). Чем ближе к серединке цветка, тем лепестки должны быть светлее.

Дальше на очереди листья лотоса. Сердцевина листа самая темная, поэтому начните раскладку с нее, используя изумрудные скорлупки темного оттенка (но не самого темного!). Постепенно ближе к краю «сведите» оттенок цвета на более светлый. Не забудьте про прожилки на листьях: выкладывайте вдоль них кусочки таким образом, чтобы оставался зазор шириной примерно 2 мм. Если сделать это не получается, то в дальнейшем эти огрехи можно исправить с помощью черного маркера.

Между листьями выложите фон исключительно изумрудными скорлупками самого темного оттенка, передавая тем самым глубину воды.

Стебли наберите квадратными кусочками бледно-салатовых оттенков. Этим же тоном заполните небольшие участки обратных сторон листьев.

Панно «Бабочка»

ДЛЯ РАБОТЫ ПОНАДОБЯТСЯ:

квадратный лист плотного

яичная скорлупа

анилиновые красители для ткани

прозрачный лак

черный лак (ХВ-784 «Эбеновое дерево»)

кисти для нанесения лака

пинцет и плотная ткань

черный и золотой маркер

Покройте поверхность картона слоем черного лака. Чтобы аккуратно и точно нанести контуры рисунка, увеличьте до нужного размера шаблон крыла бабочки, перенесите его на лист плотной бумаги и вырежьте. Отметьте на затонированной поверхности основы центр, отступите от него влево и вправо несколько сантиметров и наметьте туловище бабочки (его ширину). Аккуратно приложите шаблон крыла к одной из этих отметок и обведите по контуру золотым маркером.

Переверните трафарет и зеркально обведите его на противоположной стороне основы, у второй отметки туловища. Таким образом, крылья вашей бабочки будут одинаковые.

Теперь золотым маркером нарисуйте между крыльев продолговатое туловище бабочки. Затем нарисуйте на крыльях прожилки и широкую кромку по краю. На расстоянии 3 см от края начертите рамку по периметру основы.

Окрасьте скорлупки красителями для ткани в нужные цвета, в зависимости от вида бабочки. В данном случае мы делаем бабочку Морфо, поэтому для выкладывания крыльев нам потребуются скорлупки различных оттенков синего, голубого и сиреневого цвета, а также коричневого, темно-серого и черного для заполнения кромки крыльев и туловища.

Для фона подойдут любые оттенки теплого зеленого и салатового.

Скорлупки для выкладывания рамки окрасьте в золотой цвет аэрозольной краской. Помните, что для эффекта мозаики, которого мы хотим добиться, скорлупу надо выкладывать уже окрашенной, а не красить ее после наклеивания на основу.

Наломайте золотые скорлупки с помощью пинцета на кусочки разной формы и наклейте при помощи загустевшего бесцветного лака по периметру основы. Начните от контура и двигайтесь к краю основы. Вдоль контура и края основы старайтесь выкладывать кусочки с ровной гранью, чтобы соблюсти прямую линию.

Начните заполнять изображение бабочки с левого крыла, используя кусочки синего, голубого и сиреневого цвета. Двигайтесь от края крыла к центру, выкладывая сперва скорлупки темных оттенков, а затем все более и более светлых. Следите за направлением рисунка и прожилок на крыле: заполняйте не все крыло сразу, а ограниченные контурами участки. В местах прожилок оставляйте небольшие зазоры. Аналогичным образом заполните второе крыло.

Кромку крыльев и тельце бабочки наберите черными и коричневыми кусочками. В верхнем уголке крыльев вкрапите несколько кусочков темно-серого цвета.

Осталось сделать фон. Его нужно выкладывать от середины основы к краям. Сперва наклейте вокруг бабочки скорлупки светлых оттенков теплого зеленого и салатового цветов, предварительно наломав их на кусочки и перемешав между собой. Затем наломайте и перемешайте кусочки более темных оттенков. Постепенно вкрапляйте их в работу, представляя себе, как будто вокруг бабочки сияет ореол. Таким образом, выкладывайте мозаику до рамки.

Закончив работу со скорлупой, покройте поверхность панно бесцветным лаком и тщательно просушите. Чтобы рисунок был более четким, обведите бабочку черным маркером, прорисуйте все прожилки, внутреннюю границу кромки на крыльях, нарисуйте усики. Работа закончена.

Панно «Американская цапля»

ДЛЯ РАБОТЫ ПОНАДОБЯТСЯ:

прямоугольный лист плотного

яичная скорлупа

анилиновые красители для ткани

прозрачный лак

черный лак (ХВ-784 «Эбеновое дерево»)

кисти для нанесения лака

пинцет и плотная ткань

черный и золотой маркер

Покройте поверхность картона черным лаком и хорошенько просушите. Нарисуйте цветной эскиз будущей мозаики по размерам картонной основы или увеличьте шаблон до нужного размера.

Любым из предложенных способом перенесите рисунок с эскиза или шаблона на подготовленную поверхность основы. Вырезанные из бумаги детали или «меловые» отпечатки обводите золотым маркером.

Окрасьте скорлупки при помощи красителей для ткани. Для заполнения фона нам потребуются скорлупки всевозможных оттенков теплого зеленого и салатового цвета, для кувшинок - несколько оттенков изумрудного и розового цвета. Для выкладывания птицы приготовьте немного скорлупок бордового, светло - и темно-алого, желтого, коричневого, оранжевого и голубого цветов. Для набора ветки, на которой сидит птица, придайте скорлупкам различные оттенки красно-коричневого.

Принимайтесь за изготовление мозаики, наламывая скорлупки нужных цветов на кусочки непосредственно перед заполнением той или иной детали изображения. В этот раз мы не будем заполнять всю поверхность основы мозаикой, а выложим лишь основной рисунок в середине композиции. Первым делом наберите самые мелкие детали рисунка - клюв и глаз птицы, используя желтые и коричневые кусочки скорлупы. Если заполнять такие детали в последнюю очередь, то будет очень сложно сделать это аккуратно: вписаться в небольшое пространство, сохранив при этом четкие контуры.

Затем выложите кусочками скорлупок бордового, темного и светлого алого цвета голову птицы. Перехода

цвета здесь нет - границы цветов четкие, выкладывая кусочки, просто заполняйте нужные участки.

Переходим к оперению. Чтобы птица выглядела более объемно, наломайте на кусочки голубые скорлупки и создайте тень, выложив их вдоль внутреннего края каждого пера. Также голубыми кусочками оттените верхнюю часть правого крыла. Остальное пространство заполните кусочками неокрашенных белых скорлупок. Оранжевыми скорлупками выложите ножку цапли. Теперь скорлупками красно-коричневых оттенков наберите ветвь, на которой сидит цапля: верхнюю часть - светлыми, нижнюю - темными. Старайтесь, чтобы оттенки плавно перетекали друг в друга.

Затем розовыми скорлупками двух оттенков выложите цветок кувшинки и обратную сторону листьев. Это придаст им объем. Верхнюю сторону листьев заполните кусочками светлых и темных оттенков изумрудного цвета.

Пространство вокруг цапли - фон - наберите кусочками теплых зеленых оттенков. Сперва выложите вокруг цапли самые темные оттенки, затем чуть светлее и самые светлые по краю композиции. Чем ближе к краю вы будете подходить, тем более разреженно наклеивайте скорлупки, чтобы фон не обрывался резко, а плавно исчезал.

Панно закончено. Покройте его двумя-тремя слоями бесцветного лака, тщательно просушивая каждый из них. Затем черным маркером оконтурите все детали изображения, прорисуйте оперение, выставите зрачок и т. д.

Панно «Коралловый риф»

ДЛЯ РАБОТЫ ПОНАДОБЯТСЯ:

прямоугольный лист плотного картона (кусок оргалита, оргстекла и т. д.)

яичная скорлупа

анилиновые красители для ткани

прозрачный лак

черный лак (ХВ-784 «Эбеновое дерево»)

кисти для нанесения лака

пинцет и плотная ткань

черный и золотой маркер

Как всегда, начинаем работу с тонирования основы черным лаком и создания цветного эскиза или увеличения шаблона до нужного размера. Затем любым удобным для вас способом золотым маркером перенесите контуры рисунка с эскиза или шаблона на черную поверхность картона.

Окрасьте скорлупу в нужные цвета и оттенки при помощи красителей для ткани. Для заполнения изображения трубчатых кораллов приготовьте скорлупки разнообразных оттенков бежевого цвета (от самого светлого до темного). Для водорослей понадобится немного скорлупок теплых зеленых оттенков. Для рыбок - оттенки синего, оранжевого и желтого (от яркого до бледного). Для ветвистых кораллов покрасьте скорлупки в ярко-красный цвет. Для фона приготовьте скорлупки различных светлых оттенков голубого и холодного зеленого.

Просушите скорлупки, разложите на столе емкость с загустевшим лаком, тонкую кисточку для его нанесения, пинцет и плотную ткань, на которой будете ломать скорлупки на кусочки с нужными гранями. Начните создание мозаики с заполнения переднего плана, двигаясь слева направо. Сперва выложите трубчатые кораллы. Чтобы придать им объем, подчеркнуть цилиндрическую форму, используйте для заполнения верхней части скорлупки светлых оттенков бежевого цвета и скорлупки темных оттенков для, соответственно, заполнения нижней части. Отверстия в середине выложите самым темным оттенком.

Затем переходите к заполнению водорослей за кораллами, так как это одни из самых мелких деталей композиции. Старайтесь набирать их не одним сплошным цветом, а с переходом: нижняя часть - темнее, верхняя - светлее.

Теперь дошла очередь до рыб. Начинайте их заполнение с самой сложной части - плавников и хвоста. Их нужно выложить полосками, так будет лучше видна их фактура. Для спинного плавника и хвоста возьмите скорлупки двух цветов: темно-желтого и темно-оранжевого. Наломайте их на тонкие длинные кусочки одинаковой ширины. Чередуя цвета, заполните ими полоски на плавниках.

Аналогичным образом выложите скорлупками ярко-синего и светло-голубого цвета нижний плавник каждой рыбки.

Затем кусочками синих, голубых и желтых оттенков выложите мелкие детали изображения рыбок: боковые плавники и нос, а также синими оттенками - кромку по краю спинного плавника и хвоста.

Теперь скорлупками различных оттенков синего цвета выложите левую и правую части тела рыбок. Начните с верхнего края, используя кусочки самых светлых оттенков, ближе к середине начните вкраплять в работу более темные оттенки, закончив ярко-синими. В этой же последовательности выложите скорлупками желтых и оранжевых оттенков участок посередине тела.

Кусочками яркого насыщенного красного цвета заполните ветвистые кораллы. Осталось набрать фон - водную толщу. Используйте для этого скорлупки разнообразных светлых оттенков голубого и холодного зеленого цвета. Наломайте их на кусочки и перемещайте между собой. Начните заполнять фон с верхнего края, выбирая самые светлые кусочки, постепенно ближе к низу вводите в работу более темные оттенки, показывая таким образом глубину и прозрачность воды.

Закончив работу, покройте мозаику в два-три слоя бесцветным лаком. Затем тонким черным маркером прорисуйте контуры изображения, выставите рыбкам точки-глаза. Работа закончена, осталось поместить ее в рамку.

Панно «Маковое поле»

ДЛЯ РАБОТЫ ПОНАДОБЯТСЯ:

прямоугольный лист плотного

картона (кусок оргалита, оргстекла и т. д.)

яичная скорлупа

анилиновые красители для ткани

прозрачный лак

черный лак (ХВ-784 «Эбеновое дерево»)

кисти для нанесения лака

пинцет и плотная ткань

черный и золотой маркер

Затонируйте основу черным лаком и хорошенько просушите. Предварительно цветными карандашами сделайте эскиз рисунка будущей мозаики. Размер эскиза должен соответствовать размеру панно. Если вы хотите полностью повторить данную композицию, увеличьте шаблон до нужного размера.

Любым удобным для вас способом перенесите рисунок с эскиза или шаблона на подготовленную поверхность основы, используя для обводки золотой маркер.

Затем приступайте к окрашиванию скорлупы красителями для ткани. Цветовая палитра данного изображения очень богата, поэтому вам потребуется большое количество скорлупок различных цветов и оттенков. Для создания неба окрасьте скорлупу в голубой и бледно-голубой цвет. Для гор - в оттенки изумрудного, холодного и теплого зеленого цвета, салатового, темно-голубого и сине-зеленого. Для поля, дороги и стволов деревьев понадобятся скорлупки насыщенного желтого цвета, а также оттенков оранжевого и светло-коричневого. Для кустов сирени - оттенки сиреневого (от светлого до темного). Для макового поля - оттенки красного (бордовый, ярко - и бледно-алый). Для домика - серые и красно-коричневые.

Начните заполнять рисунок с неба. Для этого наломайте скорлупки голубого, бледно - и темно-голубого цвета на кусочки и перемешайте их между собой. Расположите под рукой загустевший бесцветный лак в маленькой емкости и кисть. Затем пинцетом выкладывайте каждый кусочек на поверхность основы, предварительно промазав соответствующий участок лаком. Чтобы небо было «легким» и естественным, а не просто голубым фоном, необходимо сделать его наиболее сложным по соотношению тонов, при этом не забывая о воздушной перспективе: т. е. чем ближе к горизонту, тем светлее оно должно быть.

Закончив выкладывать небо, переходите к покрытым зеленью горам. Самую дальнюю гору заполните кусочками скорлупы изумрудного цвета - от светлого до темного. Две следующие горы - оттенками темно-голубого. Следующую гору - смесью кусочков сине-зеленых и изумрудных оттенков. Две самые ближние горы - оттенками теплого зеленого и салатового (одну - светлыми оттенками, другую - темными). Неровности по верхнему краю гор - впадины - выкладывайте самыми темными оттенками, имитируя естественные тени на горном рельефе. Остальное пространство гор заполняйте по градиенту, меняя оттенок на все более

и более светлый, чтобы изображение не получилось простым и одноцветным.

Середина панно - желтое поле, которое пересекает дорога. В первую очередь скорлупками светло-коричневых и оранжевых оттенков выложите дорогу, а скорлупками изумрудного оттенка - растительность вдоль нее. Таким образом, вы значительно упростите себе работ по «стыковке» границ поля и дороги. Затем кусочками скорлупы желтого цвета заполните поле. В данном случае можно не бояться яркого однородного цвета, поскольку нам необходимо сделать в работе доминирующие цветовые акценты. За полем оранжевыми и ярко-алыми скорлупками выложите рощицу.

Итак, мы добрались до середины панно. Теперь нам предстоит заполнить множество мелких участков изображения. Начнем с яблонь в цвету. Сначала выкладываем стволы деревьев, наломав на прямоугольные кусочки скорлупку темно-коричневого цвета. Затем кусочками белого (неокрашенные скорлупки) и бледно-алого цвета, а также нескольких оттенков салатового заполните кроны яблонь. Обратите внимание: крона дерева в упрощенном варианте имеет форму шара, соответственно, чтобы придать ей объем, заполняя нижнюю часть, используйте побольше салатовых оттенков.

Теперь выложите домик: стену, находящуюся в тени яблонь - серыми кусочками, другую стену - белыми, крышу и окна - красно-коричневыми.

За домом располагаются кусты сирени. Для их заполнения наломайте на кусочки скорлупки разных оттенков сиреневого цвета и перемешайте их между собой. Набирайте кусты сирени так же, как и кроны яблонь: плавно от темного оттенка в нижней части к светлому в верхней. Желтое дерево между кустами сирени выложите желтыми скорлупками, вкрапляя зеленые, стройные кипарисы - темными опенками изумрудного, а цветы перед домом - оттенками желтого.

Последний этап - поле маков. Наломайте на кусочки скорлупки разных оттенков красного, теплого зеленого и изумрудного цвета. Перемешайте их между собой и заполните поле кусочками ярко - и бледно-алого цвета, часто вкрапляя светло-зеленые кусочки. Определите участки, куда отбрасывают тень яблони и кипарисы, и заполните их бордовыми и темно-зелеными кусочками. Оттенками зеленого выложите пространство вокруг дома и под яблонями на противоположной стороне дороги, а смесью кусочков зеленых и изумрудных оттенков - растительность вдоль дороги.

Работа закончена. Теперь осталось покрыть панно лаком. Чем больше слоев лака вы нанесете, тем прочнее и долговечнее будет ваша мозаика. После того, как лак высохнет, обведите основные фрагменты изображения тонким черным маркером. Таким образом, вы сделаете их более четкими и придадите работе графичность.

Яйца – очень полезный продукт, а вот скорлупа обычно отправляется в мусорное ведро, поскольку ей не находится достойного применения. Но творческие люди тем и отличаются от всех остальных, что из самого неподходящего материала могут сделать маленький шедевр. Мы уже писали о от Гэри ЛеМастера, а сегодня расскажем еще об одной мастерице, которая создает из скорлупы яркие восхитительные картины.


Девушку-мастерицу зовут Люба, она из Москвы и, пожалуй, это вся информация, которую можно найти о личности в Интернете. Зато о своем творчестве Любовь рассказывает много и с удовольствием. Девушка занимается рисованием, графикой, вышивкой, декорированием интерьеров, созданием аксессуаров из кожи и, конечно, выкладыванием мозаичных картин из яичной скорлупы. При всем многообразии творческой деятельности, мастерица признается, что художественный вкус у нее от природы, а вот специального образования нет.



Расскажем немного о процессе создания картин из яичной скорлупы. Скорлупу нужно брать исключительно из-под сырых яиц, причем обязательно освобождать ее от пленки. Затем ее необходимо окрасить, для чего Люба берет тканевые красители. После подготовительных этапов начинается создание рисунка. На покрытом черным лаком картоне художница наносит золотой гелевой ручкой контуры будущего изображения. Затем с помощью пинцета скорлупа ломается на нужной формы части, которые затем укладываются как мозаика. Конечный результат покрывается бесцветным лаком. Размер работ – около 30х40 см.




Как видим из описания, создать подобную картину может каждый. Только Любовь предупреждает, что работа эта кропотливая и требует терпения и усидчивости. Если это вас не пугает – попробуйте создать свою собственную мозаику или приобщить к этому занятию детей. А идеи для картин можно подсмотреть на

Как добиться того, чтобы картина имела интересную фактуру? Можно нанести на основу фактурную штукатурку, но тогда изображение нужно покрывать дополнительным слоем лака. Лучше создать легкий рельеф с использованием скорлупы от яиц. Этот природный материал легко фиксируется обычным клеем ПВА, хорошо краситься и оригинально смотрится.
Сегодня вы научитесь делать простую картину с фактурной основой.
Для работы вам необходимо подготовить:
- лист плотного картона (лучше от упаковочной коробки);
- яичную скорлупу (подсушенную);
- тюбик с клеем ПВА;
- салфетку с ярким рисунком (трехшаровоую);
- ножницы;
- рамочку из дерева.

Сначала отрежьте картон по размеру, чтобы он подошел по величине рамочки.
Намажьте верхний угол основы клеем ПВА и начинайте приклеивать кусочки яичной скорлупы.


Следите за тем, чтобы кусочки ложились с небольшими промежутками и была видна основа картины.
Клей лучше наносить не на всю поверхность, а частями, постепенно приклеивая скорлупу.

Вот так выглядит основа картины, полностью заполненная кусочками.

Теперь возьмите салфетку с изображением, подберите рисунок по размеру с основой.

Отрежьте нужную часть и отделите самый верхний (цветной) слой салфетки.
Намажьте основу картины клеем ПВА, поверх скорлупы, и приклейте цветной фрагмент.

Осталось только прикрепить основу к рамочке.
Картина готова!

Евгения Фёдорова

Здравствуйте, уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию мастер класс по созданию картины из яичной скорлупы .

Нам понадобиться : скорлупа сырых яиц , клей ПВА, кисточки (для клея и для краски, гуашь, прозрачный лак, рамка для фото.

Для начала нужно очистить скорлупки яиц от внутренней пленочки : для этого от края половинки скорлупки аккуратно отрываем пленку. Если не получается оторвать ее одним кусочком, можно промыть скорлупку под тонкой струей воды, вычищая все лишнее пальцами, важно делать это сразу – пока скорлупка яйца не подсохла .

Наносим равномерно получившуюся смесь на основу. Я накладывала краску в два слоя.


Таким же образом наносим цвет и на скорлупки яиц .

Оставляем все заготовки подсохнуть.

Тем временем подготавливаем шаблон для будущей картины . На листке бумаги делаем эскиз и вырезаем его.


Прикладываем готовый шаблон на затонированную основу, Контуры прорисовываем черной краской.

Подготовительная работа окончена, и теперь можно приступать непосредственно к выкладыванию картины . Делать это нужно поочередно по одному элементу. Наносим большое количество клея на основу


и выкладываем небольшие кусочки скорлупы , помогая себе тыльной стороной спички.


Не стоит волноваться из-за большого количества клея – он обязательно впитается. Также не стоит наносить клей на весь элемент панно, так как работа эта достаточно кропотливая и клей может просто высохнуть. Таким образом выкладываем всю картину . Оставляем при комнатной температуре до полного высыхания излишков клея.


Покрываем работу лаком (целесообразно использовать лак - спрей) и вставляем в рамочку.

Я выполняла такую работу впервые (для конкурса работ родителей в группу своего сына, поэтому был выбран достаточно простой рисунок.

Попробовав это сделать собственноручно, могу смело утверждать – такая работа захватывает.

Творческих всем успехов!

Скоро будет Пасха, а значит люди будут красить яйца и ходить с ними в гости к друг другу. Тогда предлагаем вам освоить новый вид рукоделия - мозаика из яичной скорлупы своими руками, мастер-класс прилагается. Скорлупа от яиц — отличный материал для творчества. Разберем сегодня несколько мастер-классов, которые позволят понять, как правильно в данной технике работать.

Подготовка к работе

Собираем яичную скорлупу, укладываем ее в глубокую емкость. Тем временем готовим 5% раствор пищевой соды. Заливаем им скорлупу и выжидаем 5 минут. После чего сливаем жидкость и скорлупу промываем под проточной водой.

Лучше всего использовать скорлупу от сырых яиц, потому что при тепловой обработке она теряет свою жесткость. Например, для детских поделок подойдет любая скорлупа.

Чтобы сделать картину в технике яичной скорлупы, прежде с нее необходимо снять пленку. Оставьте на некоторое время на подносе для того, чтобы она высохла. После чего необходимо покрасить в пищевом красителе. После убираем по пластиковым контейнерам, рассортировав предварительно по цветовой гамме. Благодаря тому что скорлупа не всегда ровно прокрашивается, с помощью нее можно изобразить не только картины, но и, например, сделать красивый декупаж на бутылке с любым напитком. Такой подарок не стыдно будет преподнести своим друзьям на любой из праздников.

Яичная живопись

  • Скорлупа от яиц;
  • ПВА клей;
  • Кисть;
  • Картон (или другая любая поверхность, все будет зависеть от того, что именно вы хотите сделать);
  • Пинцет;
  • Палочка из дерева;
  • Краски акриловые;
  • Салфетка для декупажа.

Пошаговая инструкция по выполнению работы:

  1. Для начала необходимо сделать шаблон, по которому будет выкладываться ячная скорлупа. Нарисуйте его на простом листе бумаге, или же кто не умеет этого делать, просто возьмите любой рисунок и распечатайте его.
  2. На лист картона необходимо приклеить лист с рисунком.
  3. Переходим к нанесению скорлупы. Делаем это следующим образом: небольшой участок картинки смазываем клеем и укладываем на него скорлупу. Если размер скорлупки очень большой, тогда берем палочку и надавливаем ею на нее. Из-за чего она треснет и рассыпется на несколько маленьких фрагментов. Расстояние между скорлупками должно быть одинаковое.
  4. Таким действием заполняем весь рисунок полностью.
  5. Убираем в недоступное для детей место и ждем полного высыхания.
  6. После того как рисунок полностью высохнет, разукрашиваем его красками.
  7. По окончанию работы необходимо покрыть ее лаком.

На этом мастер-класс подошел к концу.

Простые цветочки

Для работы потребуются следующие инструменты и материалы:

  • Простой лист;
  • Карандаш простой черный;
  • Набор фломастеров;
  • ПВА клей;
  • Готовая скорлупа от яиц;
  • Краски акварельные;
  • Набор кисточек;
  • Непроливайка;
  • Деревянная шпажка.

Технология работы заключается в следующем.

На обычном листе рисуем эскиз, в нашем случае это цветы фиалки.

После того как рисунок полностью готов, переходим к самой технике. Смазываем лепесток цветка клеем, как показано на фото.

На него выкладываем яичную скорлупу. Для данного действия лучше использовать цельную скорлупу. Укладываем ее так, чтобы она покрыла всю ту поверхность, которую смазали клеем.

От небольшого надавливания скорлупа трескается, тем самым и происходит заполнение рисунка. Только обязательно смотрите, чтобы кусочки скорлупы разламывались на более равномерные куски.

Для более ровного укладывания можно воспользоваться деревянной шпажкой.

Готовые лепестки обводим ярким фломастером, мы выбрали черный цвет. Это необходимо для того, чтобы граница лепестков не сливались.

Аналогичным образом делаем и с другими лепестками.

После того как цветок полностью готов, обводим его контуром.

Точно таким же образом делаем и весь рисунок.

Вот, картина практически готова.

В маленькую небольшую миску необходимо перетереть яичную скорлупу в мелкий порошок.

Все детали у рисунка промазываем клеем, а сверху посыпаем порошком из скорлупы. Таким образом, мы заполняем пустые места, которые образовались во время работы.

Даем полностью высохнуть картине. После переходим к покраске. Для этого потребуются кисти, краски и непроливайка.

Раскрашиваем согласно эскизу, который изначально переносили на простой лист бумаги. У нас это было так: один из цветов — желтый, второй — синий (фиолетовый). После даем полностью высохнуть картине. И наносим различные оттенки на сами лепестки.

Понравилась статья? Поделитесь ей