Контакты

Экономическая депривация. Социальная депривация как механизм социально-экономического реформирования современного российского общества котляров сергей евгеньевич. Фонетика: характеристика ударных гласных

Социально-экономическое устройство современного общества потенциально содержит источник различных видов депривации, которая зачастую носит неявный, скрытый характер.

Здесь можно отметить экономическую депривацию, связанную с субъективным переживанием бедности. Являясь непсихологической категорией, она тем не менее оказывает существенное влияние на психологическое состояние человека, вызывая фрустрации, депрессии, снижая самооценку и т. п.

Следующий вид можно считать особым типом социальной депривации. Суть ее в том, что представители некоторых социальных групп имеют изначально меньше шансов реализовать себя, по сравнению с другими группами. Такие социальные вознаграждения, как престиж, власть, высокий социальный и экономический статус, оказываются более доступными для одних категорий населения и менее доступными для других. Так, в современном обществе молодых в целом ценят выше, чем пожилых, мужчин-работников – выше, чем их коллег-женщин и т. д.

Социальная, экономическая нестабильность общества способствует усилению так называемой относительной депривации, которая определяется как несоответствие между ожиданиями и фактическим результатом . Современное общество таково, что оно не дает возможности реализовать людям многие важные потребности. При этом восприятие депривации тем сильнее, чем больше расхождение между тем, что люди, с их точки зрения, заслуживают, и тем, что происходит на самом деле. Такое расхождение может вызвать у человека чувство несправедливости, гнев, зависть, депрессию, отчуждение. Снижается самооценка, увеличивается потребность в посторонней помощи, что еще больше снижает самооценку. В целом депривационное состояние проявляется как утрата уверенности в себе. Отрицательные эмоции, возникающие вследствие относительной депривации, способствуют принятию ненормативных образцов поведения с целью снятия напряжения и восстановления чувства собственного достоинства, что проявляется в форме преступлений против собственности, насилия и т. п.

В других случаях человек прибегает к механизмам психологической защиты, таким как отрицание или вытеснение проблем, уход в фантазии вместо реальных действий, обесценивание интересов вместо их отстаивания и т. д. Защитные механизмы позволяют снять на какое-то время эмоциональную напряженность, но их частое использование приводит к дезадаптивным эффектам. Вероятно, случаи длительной безработицы или бедности иногда объясняются действием именно таких механизмов.

Еще одна модель поведения человека, сталкивающегося с длительной невозможностью удовлетворения значимых потребностей, была описана М. Селигманом как выученная беспомощность . Она представляет собой отказ от активности, если предыдущие ситуации были неподконтрольны субъекту и все его усилия ни к чему не приводили. Выученная беспомощность проявляется на трех уровнях:

эмоциональном (появление эмоциональных расстройств – депрессии, невротической тревоги);

мотивационном (отсутствие желания вновь и вновь пытаться решить проблему);

когнитивном (трудность переучивания – перехода на новую модель поведения).

Основная характеристика выученной беспомощности – тенденция к генерализации. Появившись в одной ситуации, она распространяется на многие другие, блокируя активность человека. В результате он перестает предпринимать попытки решить даже те задачи, с которыми бы легко справился.

Таким образом, длительная депривация важных для человека потребностей, постоянное переживание неуспеха способствует снижению общей активности человека, вызывая чувство бесполезности усилий.

При наличии ряда индивидуально-личностных качеств у человека возможен и другой способ реагирования – поисковая активность. Она заставляет конструктивно действовать в ситуации, пытаться ее изменить, даже если предыдущий опыт не подтверждает уверенности в положительных результатах такого поведения.

Однако, если, например, стресс повышает активацию (особенно на начальных этапах его развития), депривация может вызвать повышение активности лишь в случае кратковременного воздействия, вызвав определенное чувство «голода» и, соответственно, готовность искать удовлетворения потребности. Длительная же депривация, как правило, не стимулирует к повышению энергичности, а наоборот – вызывает некоторое снижение жизнедеятельности, пассивность, апатию, пессимизм. В этом плане попытки постоянного преодоления одних и тех же непреодолимых трудностей можно рассматривать скорее как исключение, нежели как правило. Известно, например, что люди, которые длительное время не могут найти работу или как-то улучшить свою жизнь, часто опускают руки, внутренне смиряются с ситуацией депривации.

Переживание неуспеха, безрезультатности усилий побуждает людей искать альтернативные способы нормализации внутреннего состояния. Один из них – обращение к религии. Другой – приобщение к разнообразным психолого-эзотерическим техникам. В последнем случае люди надеются с помощью специфических приемов внутренней концентрации, расслабления и т. п. повысить свои адаптивные возможности.

Еще один современный вариант «преодоления» депривации – уход в виртуальный мир. У человека есть свойство уходить в мир фантазий и там скрываться от трудностей реальной жизни, с которыми он не может справиться. Этот мир безопасен, не предполагает принятия реальных решений и, следовательно, ответственности за них, не требует построения настоящих отношений и даже представления себя «настоящего» для других. Такое общение дает чувство безопасности от разочарований, позволяет экспериментировать со своим образом, проигрывать в виртуальном пространстве любые фантазии. До какой-то границы это может быть вполне безобидной игрой. Но иногда за этим кроется глубинная неуверенность в себе, в том, что человек кому-нибудь может быть интересен таким, какой он есть.

В определенном смысле уход в виртуальную реальность – это форма механизмов психологической защиты. Здесь присутствует и вытеснение, и идентификация, и сублимация и т. д. И, как любой из механизмов, виртуальная реальность выполняет скорее функции снятия напряжения, чем оказания реальной помощи в решении проблем.

В психологической литературе описывается явление, которое тоже может быть отнесено к феномену депривации, – структурный голод.

Э. Берн писал, что наряду с сенсорным голодом и потребностью в признании у человека есть потребность в структурировании времени . Структурный голод понимается как состояние, когда человек не знает, чем ему заняться, не может сам структурировать свое время, ему скучно и неинтересно жить. Повседневная деятельность и общение не вызывают желания продолжать их. Человек находится в состоянии психического вакуума и потери смысла жизни.

Литература XIX в. (Дж. Байрон, А. С. Пушкин и др.) дает красочное описание такого состояния как типичного для аристократических кругов общества. Тоска, скука заставляли молодых дворян убивать время всеми доступными способами: карты, дуэли, балы и т. д. Чувство разочарования в жизни считалось типичным и даже возводилось в некоторый культ.

Структурный голод характерен и для современного человека. Примером может служить так называемый «воскресный невроз». Известно, что в выходные дни происходит большее количество ссор, конфликтов. Оставшись без регламентируемого распорядка, люди не могут самостоятельно организовать свое время, найти сферу приложения сил, что вызывает подсознательное раздражение и выливается во внутренние и внешние конфликты. Один из распространенных вариантов заполнения свободного времени – просмотр «пустых» телепередач: сериалов, ток-шоу и т. д.

Проблема структурирования времени может возникать и в других ситуациях. Э. Берн пишет:

«Хорошо известна проблема, часто возникающая у подростков после первой встречи: „Ну и о чем мы потом с ней (с ним) будем говорить?“ Этот вопрос нередко возникает и у взрослых людей. Для этого достаточно вспомнить труднопереносимую ситуацию, когда вдруг возникает пауза в общении и появляется период времени, не заполненный разговором, причем никто из присутствующих не в состоянии придумать ни одного уместного замечания, чтобы не дать разговору замереть. Люди постоянно озабочены тем, как структурировать свое время» .

«Если скука, тоска длятся достаточно долго, – продолжает автор, – то они становятся синонимом эмоционального голода и могут иметь те же последствия» .

Индивид, обособленный от общества, как пишет Э. Берн, может структурировать свое время двумя путями: занимаясь деятельностью или погружаясь в фантазии, уходя в себя. Когда он становится членом группы из двух или нескольких человек, возможны разные способы структурирования времени:

1) ритуалы;

2) времяпрепровождение;

3) игры;

4) близость;

5) деятельность.

Деятельность, с его точки зрения, наиболее содержательный способ человеческого взаимодействия.

В. Н. Дружинин выделяет несколько типичных жизненных стратегий. Одна из них – жизнь как трата времени, «жизнь-времяпрепровождение». Это жизнь человека, которого не гнетут заботы, долг, ответственность, нет необходимости зарабатывать деньги. В прошлом – вереница однообразных дней, лет. Настоящее похоже на прошлое, а также и на будущее. Основное переживание – скука. «Когда нет реальных проблем, творческих устремлений и повседневных забот, жизнь кажется бесконечным однообразным потоком» . Структурировать время при этом можно двумя путями: пуститься в активный поиск наслаждений, развлечений, приключений и т. д. или воспользоваться услугами «организаторов времени», которых еще Э. Берн считал самыми дефицитными и высокооплачиваемыми специалистами в любом обществе. «Организаторы времени» обеспечат человека множеством вариантов времяпрепровождения, чтобы он забыл о несуществующем смысле жизни и заполнил настоящее событиями, а прошлое – воспоминаниями. Фотографии, видеофильмы остаются и возбуждают приятные ощущения и эмоции» .

Таким образом, повседневная действительность создает немало возможностей для депривации. Для нее не обязательно попадать в какие-то особые неблагоприятные условия. Она может возникнуть на фоне вполне благополучных внешних обстоятельств и часто носит скрытый характер. В этом одна из трудностей ее распознавания и коррекции.

Под депривацией следует понимать любое состояние, которое порождает или может породить у индивида или группы ощущение собственной обездоленности в сравнении с другими индивидами (или группами), или с интернализованным набором стандартов. Ощущение депривации может быть сознательным, когда индивиды и группы, переживающие депривацию, могут понимать причины своего состояния. Но возможно и такое развитие ситуации, когда депривация переживается как что-то иное, т.е. индивиды и группы воспринимают свое состояние в превращенной форме, не сознавая его подлинных причин. В обоих случаях, однако, депривация сопровождается острым желанием ее преодолеть. Исключением могут быть только ситуации, когда депривация оправдывается системой ценностей данного общества, например кастовая иерархия в Индии.

Можно выделить пять типов депривации.

Экономическая депривация проистекает из неравномерного распределения доходов в обществе и ограниченного удовлетворения потребностей некоторых индивидов и групп. Степень экономической депривации оценивается по объективным и субъективным критериям. Индивид, по объективным критериям экономически вполне благополучный и даже пользующийся привилегиями, может, тем не менее, испытывать субъективное ощущение депривации. Для возникновения религиозных движений субъективное ощущение депривации является наиболее важным фактором.

Социальная депривация объясняется склонностью общества оценивать качества и способности некоторых индивидов и групп выше, чем других, выражая эту оценку в распределении таких социальных вознаграждений, как престиж, власть, высокий статус в обществе и соответствующие ему возможности участия в социальной жизни. Основания для такой неравной оценки могут быть самые разнообразные. В современном обществе молодых ценят выше, чем пожилых, мужчин-работников – выше, чем их коллег-женщин, талантливым людям предоставляют привилегии, недоступные для посредственных. Социальная депривация обычно дополняет экономическую: чем меньше человек имеет в материальном плане, тем ниже его социальный статус, и наоборот. В целом образованный человек стоит “выше” на социальной и экономической шкале, чем необразованный.

Организмическая депривация связана с врожденными или приобретенными индивидуальными недостатками человека – физическими уродствами, инвалидностью, слабоумием и т.д.

Этическая депривация связана с ценностным конфликтом, возникающим при несовпадении с идеалами общества идеалов отдельных индивидов или групп. Такого рода конфликты могут возникать по многим причинам. Некоторые люди могут ощущать внутреннюю противоречивость общепринятой системы ценностей, наличие латентных негативных функций установленных стандартов и правил, они могут страдать из-за несоответствия реальности идеалам и т.д. Часто ценностный конфликт возникает вследствие наличия противоречий в социальной организации. Известны такого рода конфликты между обществом и интеллектуалами, которые выработали свои критерии совершенства в искусстве, литературе и других областях творчества, не разделяемые широкой публикой. Многие религиозные реформаторы (например, Лютер), а также и политические деятели радикально-революционного направления (Маркс), видимо, испытывали ощущение депривации, вызванное этическим конфликтом с обществом невозможностью вести образ жизни, соответствующий собственной системе ценностей.



Психическая депривация возникает в результате образования у индивида или группы ценностного вакуума – отсутствия значимой системы ценностей, в соответствии с которой они могли бы строить свою жизнь. Это преимущественно бывает следствием острого и не разрешенного в течение долгого времени состояния социальной депривации, когда человек в порядке самопроизвольной психической компенсации своего состояния утрачивает приверженность ценностям не признающего его общества. Обычной реакцией на психическую депривацию является поиск новых ценностей, новой веры, смысла и цели существования. Личность, испытывающая состояние психической депривации, как правило, наиболее восприимчива к новым идеологиям, мифологиям, религиям. В противоположность этой категории лица, переживающие этическую депривацию, демонстрируют глубокую приверженность к привычным для себя ценностям. Психическая депривация проявляется прежде всего в чувстве отчаяния, отчуждения, в состоянии аномии, проистекающих из объективных состояний депривации (социальной, экономической или организмической). Она зачастую выливается в действия, направленные на устранение объективных форм депривации.



Субъективное ощущение депривации является необходимой предпосылкой возникновения какого бы то ни было организованного социального движения. Однако сама по себе депривация составляет лишь необходимое, но вовсе не достаточное условие этого. Для того чтобы сформировалось движение протеста, состояние депривации должно разделяться многими людьми; существующие в обществе институты должны быть неспособны его разрешить; наконец, должен появиться лидер с привлекательной для масс новой идеей.

Назад Содержание Вперед

Социально-экономическое устройство современного общества потенциально содержит источник различных видов депривации, которая зачастую носит неявный, скрытый характер.

Здесь можно отметить экономическую депривацию, связанную с субъективным переживанием бедности. Являясь непсихологической категорией, она тем не менее оказывает существенное влияние на психологическое состояние человека, вызывая фрустрации, депрессии, снижая самооценку и т. п.

Следующий вид можно считать особым типом социальной депривации. Суть ее в том, что представители некоторых социальных групп имеют изначально меньше шансов реализовать себя, по сравнению с другими группами. Такие социальные вознаграждения, как престиж, власть, высокий социальный и экономический статус, оказываются более доступными для одних категорий населения и менее доступными для других. Так, в современном обществе молодых в целом ценят выше, чем пожилых, мужчин-работников – выше, чем их коллег-женщин и т. д.

Социальная, экономическая нестабильность общества способствует усилению так называемой относительной депривации, которая определяется как несоответствие между ожиданиями и фактическим результатом . Современное общество таково, что оно не дает возможности реализовать людям многие важные потребности. При этом восприятие депривации тем сильнее, чем больше расхождение между тем, что люди, с их точки зрения, заслуживают, и тем, что происходит на самом деле. Такое расхождение может вызвать у человека чувство несправедливости, гнев, зависть, депрессию, отчуждение. Снижается самооценка, увеличивается потребность в посторонней помощи, что еще больше снижает самооценку. В целом депривационное состояние проявляется как утрата уверенности в себе. Отрицательные эмоции, возникающие вследствие относительной депривации, способствуют принятию ненормативных образцов поведения с целью снятия напряжения и восстановления чувства собственного достоинства, что проявляется в форме преступлений против собственности, насилия и т. п.

В других случаях человек прибегает к механизмам психологической защиты, таким как отрицание или вытеснение проблем, уход в фантазии вместо реальных действий, обесценивание интересов вместо их отстаивания и т. д. Защитные механизмы позволяют снять на какое-то время эмоциональную напряженность, но их частое использование приводит к дезадаптивным эффектам. Вероятно, случаи длительной безработицы или бедности иногда объясняются действием именно таких механизмов.

Еще одна модель поведения человека, сталкивающегося с длительной невозможностью удовлетворения значимых потребностей, была описана М. Селигманом как выученная беспомощность . Она представляет собой отказ от активности, если предыдущие ситуации были неподконтрольны субъекту и все его усилия ни к чему не приводили. Выученная беспомощность проявляется на трех уровнях:

Эмоциональном (появление эмоциональных расстройств – депрессии, невротической тревоги);

Мотивационном (отсутствие желания вновь и вновь пытаться решить проблему);

Когнитивном (трудность переучивания – перехода на новую модель поведения).

Основная характеристика выученной беспомощности – тенденция к генерализации. Появившись в одной ситуации, она распространяется на многие другие, блокируя активность человека. В результате он перестает предпринимать попытки решить даже те задачи, с которыми бы легко справился.

Таким образом, длительная депривация важных для человека потребностей, постоянное переживание неуспеха способствует снижению общей активности человека, вызывая чувство бесполезности усилий.

При наличии ряда индивидуально-личностных качеств у человека возможен и другой способ реагирования – поисковая активность. Она заставляет конструктивно действовать в ситуации, пытаться ее изменить, даже если предыдущий опыт не подтверждает уверенности в положительных результатах такого поведения.

Однако, если, например, стресс повышает активацию (особенно на начальных этапах его развития), депривация может вызвать повышение активности лишь в случае кратковременного воздействия, вызвав определенное чувство «голода» и, соответственно, готовность искать удовлетворения потребности. Длительная же депривация, как правило, не стимулирует к повышению энергичности, а наоборот – вызывает некоторое снижение жизнедеятельности, пассивность, апатию, пессимизм. В этом плане попытки постоянного преодоления одних и тех же непреодолимых трудностей можно рассматривать скорее как исключение, нежели как правило. Известно, например, что люди, которые длительное время не могут найти работу или как-то улучшить свою жизнь, часто опускают руки, внутренне смиряются с ситуацией депривации.

Переживание неуспеха, безрезультатности усилий побуждает людей искать альтернативные способы нормализации внутреннего состояния. Один из них – обращение к религии. Другой – приобщение к разнообразным психолого-эзотерическим техникам. В последнем случае люди надеются с помощью специфических приемов внутренней концентрации, расслабления и т. п. повысить свои адаптивные возможности.

Еще один современный вариант «преодоления» депривации – уход в виртуальный мир. У человека есть свойство уходить в мир фантазий и там скрываться от трудностей реальной жизни, с которыми он не может справиться. Этот мир безопасен, не предполагает принятия реальных решений и, следовательно, ответственности за них, не требует построения настоящих отношений и даже представления себя «настоящего» для других. Такое общение дает чувство безопасности от разочарований, позволяет экспериментировать со своим образом, проигрывать в виртуальном пространстве любые фантазии. До какой-то границы это может быть вполне безобидной игрой. Но иногда за этим кроется глубинная неуверенность в себе, в том, что человек кому-нибудь может быть интересен таким, какой он есть.

В определенном смысле уход в виртуальную реальность – это форма механизмов психологической защиты. Здесь присутствует и вытеснение, и идентификация, и сублимация и т. д. И, как любой из механизмов, виртуальная реальность выполняет скорее функции снятия напряжения, чем оказания реальной помощи в решении проблем.

В психологической литературе описывается явление, которое тоже может быть отнесено к феномену депривации, – структурный голод.

Э. Берн писал, что наряду с сенсорным голодом и потребностью в признании у человека есть потребность в структурировании времени . Структурный голод понимается как состояние, когда человек не знает, чем ему заняться, не может сам структурировать свое время, ему скучно и неинтересно жить. Повседневная деятельность и общение не вызывают желания продолжать их. Человек находится в состоянии психического вакуума и потери смысла жизни.

Литература XIX в. (Дж. Байрон, А. С. Пушкин и др.) дает красочное описание такого состояния как типичного для аристократических кругов общества. Тоска, скука заставляли молодых дворян убивать время всеми доступными способами: карты, дуэли, балы и т. д. Чувство разочарования в жизни считалось типичным и даже возводилось в некоторый культ.

Структурный голод характерен и для современного человека. Примером может служить так называемый «воскресный невроз». Известно, что в выходные дни происходит большее количество ссор, конфликтов. Оставшись без регламентируемого распорядка, люди не могут самостоятельно организовать свое время, найти сферу приложения сил, что вызывает подсознательное раздражение и выливается во внутренние и внешние конфликты. Один из распространенных вариантов заполнения свободного времени – просмотр «пустых» телепередач: сериалов, ток-шоу и т. д.

Проблема структурирования времени может возникать и в других ситуациях. Э. Берн пишет:

«Хорошо известна проблема, часто возникающая у подростков после первой встречи: „Ну и о чем мы потом с ней (с ним) будем говорить?“ Этот вопрос нередко возникает и у взрослых людей. Для этого достаточно вспомнить труднопереносимую ситуацию, когда вдруг возникает пауза в общении и появляется период времени, не заполненный разговором, причем никто из присутствующих не в состоянии придумать ни одного уместного замечания, чтобы не дать разговору замереть. Люди постоянно озабочены тем, как структурировать свое время» .

«Если скука, тоска длятся достаточно долго, – продолжает автор, – то они становятся синонимом эмоционального голода и могут иметь те же последствия» .

Индивид, обособленный от общества, как пишет Э. Берн, может структурировать свое время двумя путями: занимаясь деятельностью или погружаясь в фантазии, уходя в себя. Когда он становится членом группы из двух или нескольких человек, возможны разные способы структурирования времени:

1) ритуалы;

2) времяпрепровождение;

4) близость;

5) деятельность.

Деятельность, с его точки зрения, наиболее содержательный способ человеческого взаимодействия.

В. Н. Дружинин выделяет несколько типичных жизненных стратегий. Одна из них – жизнь как трата времени, «жизнь-времяпрепровождение». Это жизнь человека, которого не гнетут заботы, долг, ответственность, нет необходимости зарабатывать деньги. В прошлом – вереница однообразных дней, лет. Настоящее похоже на прошлое, а также и на будущее. Основное переживание – скука. «Когда нет реальных проблем, творческих устремлений и повседневных забот, жизнь кажется бесконечным однообразным потоком» . Структурировать время при этом можно двумя путями: пуститься в активный поиск наслаждений, развлечений, приключений и т. д. или воспользоваться услугами «организаторов времени», которых еще Э. Берн считал самыми дефицитными и высокооплачиваемыми специалистами в любом обществе. «Организаторы времени» обеспечат человека множеством вариантов времяпрепровождения, чтобы он забыл о несуществующем смысле жизни и заполнил настоящее событиями, а прошлое – воспоминаниями. Фотографии, видеофильмы остаются и возбуждают приятные ощущения и эмоции» .

Таким образом, повседневная действительность создает немало возможностей для депривации. Для нее не обязательно попадать в какие-то особые неблагоприятные условия. Она может возникнуть на фоне вполне благополучных внешних обстоятельств и часто носит скрытый характер. В этом одна из трудностей ее распознавания и коррекции.

Под депривацией следует понимать любое состояние, которое порождает или может породить у индивида или группы ощуще­ние собственной обездоленности в сравнении с другими индивида­ми (или группами), или с интернализованным набором стандар­тов. Ощущение депривации может быть сознательным, когда индивиды и группы, переживающие депривацию, могут понимать причины своего состояния. Но возможно и такое раз­витие ситуации, когда депривация переживается как что-то иное, т.е. индивиды и группы воспринимают свое состояние в превра­щенной форме, не сознавая его подлинных причин. В обоих случаях, однако, депривация сопровождается острым желанием ее преодолеть. Исключением могут быть только ситуации, когда депривация оправдывается системой ценностей данного общест­ва, например, кастовая иерархия в Индии. Можно выделить пять типов депривации.

Экономическая депривация.

Проистекает из неравномерного рас­пределения доходов в обществе и ограниченного удовлетворения потребностей некоторых индивидов и групп. Степень экономи­ческой депривации оценивается по объективным и субъективным критериям. Индивид, по объективным критериям экономически вполне благополучный и даже пользующийся привилегиями, может, тем не менее, испытывать субъективное ощущение депривации. Для возникновения религиозных движений субъективное ощущение депривации является наиболее важным фактором.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования обеспечена системностью теоретического и эмпирического анализа объекта и предмета исследования, использованием методологических принципов психологии, применением методов сбора и анализа данных, адекватных задачам исследования, согласованием, взаимодополнением результатов анализа качественных и количественных данных, подтверждением теоретических положений работы результатами, полученными в эмпирической части.

База исследования и характеристика выборки: в «качественной» части исследования изучались работники кризисных предприятий города Краснодара. Основной критерий кризисного положения на данных предприятиях – длительная невыплата заработной платы; в количественной части исследования приняли участие работники кризисных предприятий, расположенных в четырех городах России (Москве, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и Краснодаре). Выборка опроса квотировалась по полу, возрасту, образованию, должностному статусу, также по критериям материальной депривации.

Совокупная выборка составила 268 человек.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

Предложена теоретическая схема анализа личностных ресурсов, которая включает основания для классификации ресурсов, критерии определения личностных ресурсов, способы их использования. Расширен и уточнен перечень критериев выделения личностных ресурсов: осознанность имеющихся средств или возможностей их достижения, готовность использовать, оптимальность, компенсируемость, конвертируемость. Дано определение личностных ресурсов преодоления трудных жизненных ситуаций.

Выделены психологические механизмы преодоления личностью социально-экономической депривации, обеспечивающие достижение отсроченных позитивных результатов: 1) стратегическое и тактическое планирование, подкрепляемое действиями по осуществлению этих планов; 2) важность признания со стороны других людей; 3) конкретизация представлений о себе, выделение собственных возможностей, а не ограничений, высокая самоэффективность; 4) принятие ответственности за возможность позитивных изменений собственной жизни и конкретной ситуации; 5) дифференциация сфер приложения своих сил; 6) отсутствие глобальных объяснений неудач и трудностей; 7) отношение к социальным возможностям как средствам достижения позитивных эффектов.

Выделены типы отношения к разным видам ресурсов: 1) к индивидуальным ресурсам, отличающиеся представлениями о собственной эффективности и соотносящиеся с реализацией этих представлений; 2) к социально-сетевым ресурсам, отражающие способы извлечения ресурсов из сети в зависимости от имеющегося образа сети. Также создана эмпирическая классификация позиций, отражающих связи между индивидуальными и социально-средовыми ресурсами.

Выделены факторы, влияющие на достижение позитивных психологических эффектов преодоления социально-экономической депривации личности, большинство которых представлено мотивационными (планы, притязания, трудовые и жизненные ценности) и рефлексивными характеристиками личности (выводы из ситуации, объяснение причин происходящих событий).

Предложено психологическое понимание социально-экономической депривации личности как специфического явления в структуре жизненного пути современной личности и разновидности кризиса занятости личности. Особенностями социально-экономической депривации являются внешние, социально обусловленные предпосылки – невыплата заработной платы или хронический недостаток финансовых средств; деформация связей личности с институтом трудовой занятости, ведущая к материальным и социальным (статусным) лишениям, долгосрочным негативным переживаниям (чувство зависимости от внешних обстоятельств, неуверенность в завтрашнем дне, неуверенность в себе); наличие специфических механизмов преодоления кризиса, содержательная сторона которых включает осознание, выбор, использование индивидуальных и социальных ресурсов; высокая вероятность переутомления, ухудшения здоровья, снижения психологического и социального благополучия при длительном пребывании в данном кризисе. По своему психологическому содержанию социально-экономическая депривация отличается от другой разновидности индивидуального кризиса занятости личности - безработицы.

Теоретическая значимость результатов исследования.

Дано определение «личностных ресурсов» как внутренних и внешних возможностей, воспринимаемых и используемых в качестве средств достижения позитивных результатов. Обоснована важная роль личностных ресурсов в процессе преодоления социально-экономической депривации личности.

Предложенная схема анализа личностных ресурсов может быть использована при изучении разнообразных жизненных кризисов личности.

Выделенные факторы достижения позитивных психологических и социальных эффектов конкретизируют механизмы совладающего поведения, вносят вклад в понимание активности личности в трудных жизненных ситуациях.

Психологическое определение социально-экономической депривации обогащает представление о структуре жизненного пути современной личности; оно важно для понимания взаимодействия личности и ситуации в процессе преодоления жизненных кризисов.

Выделенные особенности преодоления данной специфической ситуации позволяют сопоставлять особенности содержания преодоления разных жизненных кризисов, расширять феноменологию кризисов занятости личности.

Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности создания основ более точного, обоснованного решения проблем личности в трудных жизненных ситуациях.

Данные о специфике преодоления социально-экономической депривации могут использоваться в психологическом профилировании на рынке труда, ориентировании личности в сфере занятости.

Полученные результаты позволят оказывать адресную психологическую помощь личности оказавшейся в ситуации социально-экономической депривации. Знание механизмов преодоления и личностных ресурсов, включенных в эти механизмы, а также факторов, связанных с достижением позитивных эффектов, может использоваться как самими людьми, переживающими кризис, так и специалистами, занимающимися консультированием.

Теоретические и эмпирические результаты исследования могут использоваться в учебных курсах по психологии личности, экономической психологии, психологии занятости, курсах повышения квалификации для специалистов специализированных организаций, занимающихся вопросами занятости.

Положения, выносимые на защиту.

Личностные ресурсы – это внутренние и внешние возможности, воспринимаемые и используемые в качестве средств достижения позитивных результатов. Личностные ресурсы должны отвечать следующим критериям: 1) осознанность имеющихся средств или возможности их обретения; 2) готовность использовать их в качестве средств достижения цели; 3) оптимальность, т.е. адекватное соотношение цели и собственных возможностей при выборе средств; 4) компенсируемость, т.е. взаимозаменяемость; 5) конвертируемость, т.е. ценность ресурсов в социальном окружении.

Психологическое содержание социально-экономической депривации определяется пониманием ее как части жизненного пути современной личности, выступающей разновидностью кризиса занятости личности. Она характеризуется специфическими предпосылками и непосредственным источником возникновения, психологическими симптомами, способами, ресурсами, критериями и «ценой» преодоления.

Достижение позитивных результатов в процессе преодоления социально-экономической депривации личности обусловлено рядом исходных факторов, которые определяют выбор и использование индивидуальных и социально-средовых ресурсов личности. Важными рефлексивными характеристиками личности являются четкие выводы из ситуации – знание способов изменения ситуации и объяснение причин, по которым ее не изменяют, не определяемых через ресурсные дефициты. Важными мотивационными характеристиками личности являются планы, предполагающие возможность позитивного разрешения ситуации, планы на будущее, высокие материальные притязания, трудовые ценности, ориентированные на возможность реализации себя как профессионала, возможность повышения должностного статуса. Большое значение имеет наличие разнообразных очень важных жизненных ценностей, затрагивающих множество сфер реализации личности.

Конструктивное преодоление социально-экономической депривации личности сопровождается такими процессуальными факторами, как: 1) стратегическое и тактическое планирование, подкрепляемое действиями по осуществлению этих планов; 2) важность признания со стороны других людей; 3) конкретизация представлений о себе, выделение собственных возможностей, а не ограничений, высокая самоэффективность; 4) принятие ответственности за возможность позитивных изменений собственной жизни и конкретной ситуации; 5) дифференциация сфер приложения своих сил; 6) отсутствие глобальных объяснений неудач и трудностей; 7) отношение к социальным возможностям как к средствам достижения позитивных эффектов.

Выделенные исходные и процессуальные факторы согласуются и дополняют друг друга.

Апробация работы: Результаты диссертационного исследования были представлены и обсуждены на заседаниях кафедры социальной психологии и социологии управления Кубанского государственного университета, методологических семинарах, а также на Международной научно-практической конференции студентов и аспирантов (Санкт-Петербург 2002 года), Второй международной научно-практической конференции молодых обществоведов «Векторы развития современной России» (Москва,2003); 3-ем Всероссийском съезде психологов (СПб., 2003); Всероссийской научно-практической конференции «Ломоносов 2003» (Москва, 2003 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Личность и бытие: субъектный подход» (Краснодар, 2002, 2003, 2004); Всероссийской конференции «Профессиональное самосознание и экономическое поведение личности» (Омск, 2005). Работа неоднократно представлялась на ежегодных научно-практических конференциях студентов и аспирантов факультета управления КубГУ (Краснодар, 1999 - 2006).

Понравилась статья? Поделитесь ей