Контакты

Дж гилфорд биография. Биография. Значение исследования структуры интеллекта

Гилфорд (Guilford) Джой Пол (р. 7.3.1897, шт. Небраска, США), американский психолог. С 1940 профессор психологии Южно-Калифорнийского университета. Один из лидеров психометрического направления в исследованиях мышления и личности. Автор трёхмерной теоретической модели «структуры интеллекта», согласно которой интеллект может быть представлен тремя сторонами: 1) операции, 2) продукты и 3) содержание мышления. Эти различные компоненты мыслительной деятельности выявляются методами факторного анализа (оригинальность, подвижность, гибкость интеллекта и др.; всего до 120 факторов), с помощью которого определяется уровень мыслительных способностей. Опираясь на свою модель и связанные с ней математические методы, Г. выступил инициатором разработки систем психологических тестов для изучения продуктивного мышления и творческих способностей. Чем значительнее индивидуальное решение отклоняется от стандартного, тем выше оно оценивается в качестве показателя творческих способностей личности, С 50-х гг. методы Г. широко используются в США в практических целях для диагностики творческих возможностей инженеров и научных работников. Общий недостаток факторного анализа интеллекта заключается в том, что применяемые при этом способы выявления тех или иных факторов позволяют констатировать лишь сложившиеся системы знаний и действий индивида (а не его мыслительные возможности).

═ Соч.: The nature of human intelligence, N. Y., 1967; в рус. пер. ≈ Три стороны интеллекта, в сборнике: Психология мышления, пер. с нем. и англ., М., 1965.

═ Лит.: Ярошевский М. Г., Логика развития науки и деятельность учёного, «Вопросы философии», 1969. № 3.

═ В. В. Максимов.

  • - Война за независимость в Северной Америке Место сражения 15 марта 1781 между 1900 англичанами под командованием лорда Корнуоллиса с одной стороны и значительно превосходящими силами американцев под командованием ген....

    Энциклопедия битв мировой истории

  • - 1928, 59 мин., ч/б, Ленсовкино. жанр: приключенческий...

    Ленфильм. Аннотированный каталог фильмов (1918-2003)

  • - Гилфорд проделал огромное количество факторно-аналитических исследований черт личности, приведших его к созданию модели структуры интеллекта...

    Психологическая энциклопедия

  • - американский психолог...

    Психологический словарь

  • - - американский психолог. Один из лидеров психометрического направления в исследованиях мышления и личности...

    Педагогический терминологический словарь

  • - Джой Пол, американский психолог. С 1940 профессор психологии Южно-Калифорнийского университета. Один из лидеров психометрического направления в исследованиях мышления и личности...

    Большая Советская энциклопедия

  • - американский психолог. Разработал методы факторного анализа интеллекта, широко использовавшиеся в США в 1950-60-х гг. для диагностики творческих возможностей инженеров и научных работников...
  • - американский астроном. Открыл близкого менее яркого спутника Миры Кита, обнаружил двойные звезды с рекордно короткими орбитальными периодами, впервые изучил спектры многих типов звезд...

    Большой энциклопедический словарь

"Гилфорд Джой Пол" в книгах

287 Из письма к Джой Хилл, «Аллен энд Анвин» 10 мая 1966

автора Толкин Джон Рональд Руэл

287 Из письма к Джой Хилл, «Аллен энд Анвин» 10 мая 1966 Номер телефона Толкина по-прежнему значился в телефонной книге Оксфорда, так что «поклонники» порою докучали ему звонками. Большое спасибо за ваше предложение касательно моего номера телефона; я над ним подумаю. Изъять

292 К Джой Хилл, «Аллен энд Анвин»

Из книги Джон Р. Р. Толкин. Письма автора Толкин Джон Рональд Руэл

292 К Джой Хилл, «Аллен энд Анвин» Некий «поклонник» собрался написать «продолжение» к «Властелину Колец»; издательство ознакомило Толкина с подробностями. 12 декабря 1966Сэндфилд-Роуд 76, Хедингтон, ОксфордДорогая мисс Хилл!Высылаю вам в том же конверте нахальное

Старый Джой и его добрый друг

Из книги Павлов автора Поповский Александр Данилович

Старый Джой и его добрый друг Мы строим фундамент нервной деятельности, а они – психологи – строят высшую надстройку. И. П. Павлов Тем временем Петрова, неизменная помощница Павлова, продолжала свои изыскания. Она расстраивала у собак нервную систему и проникала все

Джой-Пом-Дан

Из книги У задзеркаллі 1910-1930-их років автора Бондар-Терещенко Ігор

Джой-Пом-Дан Рубіжне… знову путь… Володине… Кабанне… нарешті Сватове, і крикнув потяг: «Стій!» В. Сосюра Загальне становище СРСР: революція доїхала до станції, вивантажується, і держава відбудовується. Я. Бортник …У 1934-му році столиця Української РСР перенеслася до

Мои дорогие Индиго Доктор Лори Джой Пикхэм

Из книги Дети Индиго автора Кэрролл Ли

Мои дорогие Индиго Доктор Лори Джой Пикхэм Я вырастила двоих Детей Индиго, и три мои внучки - тоже Индиго. Мои сыновья родились в 70-х годах, а внучки - в 90-х. На протяжении всего этого времени их воспитание было для меня нелегким делом. Я всегда знала, что оба моих сына

АДАМСОН ДЖОЙ

Из книги 100 знаменитых женщин автора

АДАМСОН ДЖОЙ Настоящее имя – Фредерика Виктория Адамсон(род. в 1910 г. – ум. в 1980 г.) Всемирно известная защитница диких животных, исследовательница Африки, этнограф, оригинальная художница и иллюстратор. Автор книг о воспитанных ею животных и сценарист фильма

Адамсон Джой Настоящее имя – Фредерика Виктория Адамсон (род. в 1910 г. – ум. в 1980 г.)

Из книги Женщины, изменившие мир автора Скляренко Валентина Марковна

Адамсон Джой Настоящее имя – Фредерика Виктория Адамсон (род. в 1910 г. – ум. в 1980 г.) Всемирно известная защитница диких животных, исследовательница Африки, этнограф, оригинальная художница и иллюстратор. Автор книг о воспитанных ею животных и сценарист фильма

10 причин мужского фиаско (Джой Дэвидсон)

Из книги Энциклопедия пикапа. Версия 12.0 автора Олейник Андрей

10 причин мужского фиаско (Джой Дэвидсон) - Периоды желания. В начале влюбленности желанием правят бурные химические процессы организма. Но прошло время, и в сексуальной жизни пары начались сбои. В те моменты, когда ей очень тебя хотелось, ты, бывало, вообще «выключался»

Гилфорд Джой Пол

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГИ) автора БСЭ

"ДЖОЙ” (Joy) Франция - Канада, 1983.105 минут.

Из книги Вторая книга авторского каталога фильмов +500 (Алфавитный каталог пятисот фильмов) автора Кудрявцев Сергей

"ДЖОЙ” (Joy) Франция - Канада, 1983.105 минут. Режиссер Серж Бергон.В ролях: Клаудиа Юди, Жерар-Антуан Юар, Манюэль Женен, Кеннет Легаллуа.Дм-3;Д-3;К-1.(0,389)Эротический фильм о манекенщице и фотомодели Джой Лоре, который претендует на любовную мелодраму о поиске героиней некоего

Диагностика вербальной и невербальной креативности (Дж. Гилфорд и П. Торренс в модификации Е. Туник)

Из книги Психология творчества, креативности, одаренности автора Ильин Евгений Павлович

Диагностика вербальной и невербальной креативности (Дж. Гилфорд и П. Торренс в модификации Е. Туник) Назначение и краткая характеристика. Большинство текстов является модификацией тестов Гилфорда или Торренса. Время проведения батареи тестов – 40 минут. Тесты

Цветы Джой

Из книги 50 лучших головоломок для развития левого и правого полушария мозга автора Филлипс Чарльз

Цветы Джой Сегодня вы получили новую работу. Вы оставили ответственную должность в крупной телевизионной компании «Рэйнбоу Продакшнс», пережив несколько волн массовых увольнений. Уход стал облегчением для вас, но настали трудные времена, и новую работу найти

Билл Джой ПОЧЕМУ МЫ НЕ НУЖНЫ БУДУЩЕМУ

Из книги Прими красную таблетку: Наука, философия и религия в «Матрице» автора Йеффет Гленн

Билл Джой ПОЧЕМУ МЫ НЕ НУЖНЫ БУДУЩЕМУ В предыдущей статье Курцвейль делится оптимистическими прогнозами насчет потенциальных возможностей технологии, способных изменить знакомый нам мир. В этой статье Билл Джой, руководитель исследовательских работ в Sun и один из

Достижения:

Профессиональная, социальная позиция: Американский психолог, 59-ый президент Американской психологической ассоциации
Основной вклад (чем известен): Автор трехмерной модели интеллекта и концепции дивергентного мышления. Один из основателей современной психологии творчества. Усовершенствовал методы психометрии в прикладной психологии.
Вклады: 1. Структура интеллекта (SOI) или (SI): трехмерная модель .
Гилфорд предположил, что интеллект не является единой концепцией и представил трехмерную теоретическую модель структуры интеллекта, согласно которой он может быть представлен тремя сторонами:
— операции (познание, запоминание, дивергентные решения, коныергентные решения, оценивание (5);
— продукты (элементы, классы, отношения, системы, преобразования и применения (6);
— содержание (зрительное, слуховое, символическое, семантическое, поведенческое (5).
Модель 5 х 6 х 5 (1955) представляет 150 возможных способностей. Окончательный вариант модели SOI (1988) был представлен в виде куба с 3 измерениями и 6 х 5 х 6 — ячейками. В этой модели Гилфорд ввел новые операции (познание, записывание данных в памяти, сохранение данных, дивергентные решения, конвергентные решения и оценивание). Данная репрезентация позволила выделить 180 возможных взаимосвязанных уникальных способностей.
2. Творчество. В 1950 году Гилфорд в своем президентском послании Американской психологической ассоциации (APA) подчеркнул ключевую роль, которую играет творческий потенциал личности в промышленности, науке, искусстве и образовании, а также необходимость проведения дополнительных исследований природы творчества. Он разработал теорию творчества, в котором он описал творчество как чувствительность к проблемам (1950); как дивергентное мышление и возможность генерировать различные идеи (1959), как создание новых моделей, трансформацию знаний и смыслов и открытие новых функций объектов (1962, 1967).
3. Дивергентное мышление. В 1950-х годах Гилфорд впервые предложил концепцию дивергентного мышления, а затем представил его усовершенствованную модель, в которой оно понималось как сущносную составляющую творчества (1976). Таким образом, он напрямую связал дивергентное мышление с творчеством, предложив его ряд характеристик:
1. Беглость (способность производить большое количество идей или решений проблемы).
2. Гибкость (способность одновременно предлагать различные подходы к конкретной проблеме).
3. Оригинальность (способность производить новые, оригинальные идеи).
4. Разработка (способность систематизировать и детализировать идеи и реализовывать их).
Гилфорд также подчеркивал различие между конвергентным и дивергентным мышлением.
4. Психометрическое исследование человеческого интеллекта . Гилфорд является одним из лидеров психометрического направления в исследованиях интеллекта, творчества и личности. Он является пионером в разработке системы психологических тестов направленных на изучение продуктивного мышления и творческих способностей личности. Он разработал многочисленные тесты, которые измеряют дивергентное или творческое мышление и интеллектуальные способности творческих людей.
Методы Гилфорда широко используются в практике с целью выявления творческого потенциала инженеров, научных работников и одаренных студентов.
Почётные звания, награды : Президент Психометрического общества (1938), Президент Западной психологической ассоциации (1946); Президент Американской Психологической Ассоциации (1949), Доктор права (Университет Небраска, 1952), Доктор социологии (Университет Южной Калифорнии, 1962), Золотая медаль Американского психологического фонда (1983).
Основные труды: Гилфорд опубликовал более двадцати пяти книг, тридцать тестов и 300 журнальных статей. 1. Guilford, J.P. (1939). General Psychology. Van Nostrand. 2. Guilford, J.P. (1950). Creativity. American Psychologist 5: 444-454. 3. Guilford, J.P. (1954). Psychometric Methods. McGraw-Hill Education. 4. Guilford, J.P. (1956). A Factor-analytic Study of Verbal Fluency: Studies of Aptitudes of High-level Personnel. University of Southern California. 5. Guilford, J.P. (1956). Fourteen Dimensions of Temperament. American Psychological Association. 6. Guilford, J.P. (1959). Traits of creativity in Creativity and its Cultivation. pp. 142-161. Harper and Row. 7. Guilford, J.P. (1967). The Nature of Human Intelligence. McGraw-Hill Education. 8. Guilford, J.P. (1968). Intelligence, Creativity and their Educational Implications. Robert R. Knapp. 9. Guilford, J.P. (1971). Analysis of Intelligence. McGraw-Hill Education. 10. Guilford, J.P. (1977). Way beyond the IQ. Creative Education Foundation. 11. Guilford, J.P. (1980). Intelligence Education is Intelligent Education. International Society for Intelligence Education. 12.Guilford, J.P. (1980). Some changes in the structure of intellect model. Educational and Psychological Measurement 48: 1-4. 13. Guilford, J.P. (1982). Cognitive psychology’s ambiguities: Some suggested remedies. Psychological Review 89: 48-59. 14. Guilford, J.P., and B. Fruchter. (1973). Fundamental Statistics in Psychology and Education. McGraw-Hill Education. 15. . Guilford, J.P. (1988) Some Changes in the Structure-of-Intellect Model» (Educational and Psychological Measurement, vol. 48, pp. 1-4).

Жизнь:

Происхождение: Джой Гилфорд родился 7 марта 1897 года в городе Маркетт (Marquette), штат Небраска.
Образование: Гилфорд окончил университет штата Небраска. (1918-1924). В 1924 году он поступил на докторскую программу Корнельского университета, где он учился под руководством Э. Титченера и К. Коффки. Он получил докторскую степень в 1927 году.
Оказали влияние: Эдвард Титченер
Основные этапы профессиональной деятельности: Гилфорд преподавал в Университете штата Канзас (1927 — 1928), работал доцентом (Associate Professor) в Университете штата Небраска (1928 — 1940) и профессором психологии в Университете Южной Калифорнии (1940 — 1967). В 1941 году он вступил в армию США и занимал должность директора Психологического исследовательского подразделения №3 на военно-воздушной базе в Санта Анна.
После войны он вернулся в Университет Южной Калифорнии, где он продолжал работать над тестами интеллекта, которые измеряли дивергентное мышление и творческие способности.
Основные этапы личной жизни:
Семья: Жена — Рут, дочь — Joan С. McGuire (автор книги об отце «Одиссея модели интеллекта SOI»).
Джой Гилфорд умер в возрасте 90 лет 26 ноября 1987 года в Лос-Анджелесе, штат Калифорния.

Гилфорд (Guilford) Джой Пол (7.3.1897, Аврора, шт. Небраска – 1976) - американский психолог. Образование получил в университете штата Небраска (1918–1924, бакалавр гуманитарных наук, 1922; магистр, 1924), в Корнеллском университете (1924–1926, доктор философии, 1927), позже - снова в Небраске (доктор права, 1952) и в университете Южной Калифорнии (доктор социологии, 1962). С 1920 г. по 1924 г. работал в качестве ассистента преподавателя в университете Небраски, с 1924 г. по 1926 г. - в Корнеллском университете, с 1926 г. по 1927 г. он - преподаватель психологии в университете Иллинойса, с 1927 г. по 1928 г. он - ассистент профессора психологии в университете Канзаса, с 1928 г. по 1940 г. - ассоциированный профессор университета Небраски, параллельно - директор Отдела образовательных исследований (1938–1940), с 1940 г. по 1967 г. - профессор психологии университета Южной Калифорнии. Начал свою научную деятельность с составления опросника на различение экстравертов и интровертов.

Всемирную известность ему принесли исследования, в которых он, на основе использования тестов и факторного анализа, предпринял попытку математического построения модели творческой личности. Эта модель широко использовалась в дальнейшем для определения творческих способностей в американской науке и промышленности. В результате своих двадцатилетних исследований Гилфорд пришел к построению „кубической модели структуры интеллекта“, в которой было представлено три измерения: операции (познание, память, оценивание, дивергентная и конвергентная продуктивность), содержание (изобразительный материал, символический, семантический и поведенческий), результаты (элементы, классы, отношения, системы, типы преобразований и делаемые выводы). Вместе с сотрудниками ему удалось идентифицировать и снабдить диагностическими средствами 98 из 120 возможных факторов, образованных клетками этого куба („Analysis of Intelligence“, N.Y., 1971 (совм. с Hoepfner R.)).

Особый интерес в его исследованиях вызвали методики исследования дивергентного мышления, которые были ориентированы на задачи, не имеющие строго алгоритма решения и решаемые разными путями. В частности был создан „Тест университета штата Юж. Калифорнии“, в котором определялись такие признаки дивергентного мышления как легкость, гибкость и точность. Гилфорд трактовал личность как простое сочетание определенных индивидуально–специфических черт. В соответствии с этим разработал тест „Обзор темпераментов“, позволяющий диагностировать: общую активность, самообладание, властность, общительность, эмоциональную устойчивость, объективность, дружелюбие, вдумчивость, личностные отношения, мужественность („Fourteen dimensions of temperament“, „Psychological Monogr.“, 1956, 70 (совм. с Zimmerman W.S.)).

В результате факторно–аналитического исследования, первого в области изучения личности, пришел к достаточности выделения следующих мотивационных факторов: организмические потребности (голод, секс, потребность в движении), потребность в определенных параметрах среды (комфорт, чистота), потребности, связанные с работой (честолюбие, упорство), потребности, связанные с социальным положением (свобода, честность), социальные потребности, общие интересы (потребность в риске, в развлечениях) („Personality“, N.Y., 1959). Первый стал исследовать особенности связи личностных признаков и мотивационных структур, в частности предметных интересов („A factor analysis study of human interests“, „Psychological Monogr.“, 1954, 68 (et al.)).

(1897-03-07 ) Место рождения: Дата смерти: Страна: Научная сфера: Место работы: Альма-матер : Научный руководитель:

Научные публикации

  • «Creativity» (журнал «American Psychologist», выпуск 5, стр. 444-454, год)
  • «The Nature of Human Intelligence» ()
  • «The Analysis of Intelligence» (совместно с Р. Хопфнером, )

Напишите отзыв о статье "Гилфорд, Джо Пол"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Гилфорд, Джо Пол

– Беда, беда, mon cher, – говорил он Пьеру, – беда с этими девками без матери; уж я так тужу, что приехал. Я с вами откровенен буду. Слышали, отказала жениху, ни у кого не спросивши ничего. Оно, положим, я никогда этому браку очень не радовался. Положим, он хороший человек, но что ж, против воли отца счастья бы не было, и Наташа без женихов не останется. Да всё таки долго уже так продолжалось, да и как же это без отца, без матери, такой шаг! А теперь больна, и Бог знает, что! Плохо, граф, плохо с дочерьми без матери… – Пьер видел, что граф был очень расстроен, старался перевести разговор на другой предмет, но граф опять возвращался к своему горю.
Соня с встревоженным лицом вошла в гостиную.
– Наташа не совсем здорова; она в своей комнате и желала бы вас видеть. Марья Дмитриевна у нее и просит вас тоже.
– Да ведь вы очень дружны с Болконским, верно что нибудь передать хочет, – сказал граф. – Ах, Боже мой, Боже мой! Как всё хорошо было! – И взявшись за редкие виски седых волос, граф вышел из комнаты.
Марья Дмитриевна объявила Наташе о том, что Анатоль был женат. Наташа не хотела верить ей и требовала подтверждения этого от самого Пьера. Соня сообщила это Пьеру в то время, как она через коридор провожала его в комнату Наташи.
Наташа, бледная, строгая сидела подле Марьи Дмитриевны и от самой двери встретила Пьера лихорадочно блестящим, вопросительным взглядом. Она не улыбнулась, не кивнула ему головой, она только упорно смотрела на него, и взгляд ее спрашивал его только про то: друг ли он или такой же враг, как и все другие, по отношению к Анатолю. Сам по себе Пьер очевидно не существовал для нее.
– Он всё знает, – сказала Марья Дмитриевна, указывая на Пьера и обращаясь к Наташе. – Он пускай тебе скажет, правду ли я говорила.
Наташа, как подстреленный, загнанный зверь смотрит на приближающихся собак и охотников, смотрела то на того, то на другого.
Понравилась статья? Поделитесь ей