Контакты

Что летает и ездит. Внутренние войска мвд россии История возникновения внутренних войск

День внутренних войск МВД России (день ВВ) - это профессиональный праздник военнослужащих внутренних войск, который ежегодно отмечается 27 марта согласно Указу Президента от 19 марта 1996 года № 394. Традиционно День внутренних войск МВД празднуется всеми служащими и работниками внутренних войск. По сути, этот праздник является данью уважения всем тем, кто сохраняет целостность страны и конституционный порядок, поддерживает общественный порядок, оберегает спокойствие граждан и мирную жизнь, надежно обеспечивает охрану особо важных транспортных узлов и государственных объектов. Мы поздравляем всех служащих внутренних войск МВД России с праздником и благодарим за службу. Для тех, кто желает купить подарок к этому празднику рекомендуем посетить страничку Внутренние Войска в нашем военторге.

История возникновения внутренних войск

Внутренние войска министерства внутренних дел входят в систему МВД РФ и предназначены обеспечивать безопасность государства, общества и личности, защищать свобод и прав гражданина и человека от любых противоправных посягательств. ВВ МВД России являются правопреемником специальных подразделений, которые поддерживали государственный порядок еще в XVI веке. В XVI-XVII столетиях часть данных функций исполняли подразделения стрелецкого войска.

Иван Грозный для «охранения спокойствия и тишины в Москве» создал институт «жильцов» - войско, которое состояло из служивых дворян, впоследствии это войско и стало считаться прообразом внутренних войск.

Петр I поручил, для обеспечения внутренней безопасности в государстве, сформировать гарнизонные, то есть внутренние батальоны, созданные из солдат неспособных к полевой службе, эти батальоны являлись резервом полевых войск.

В России вплоть до XIX столетия функции внутренних войск совместно с полицией исполняли губернские команды и казачьи полки. Это были первые части внутренних войск. В январе 1811 года данные местные воинские команды, которые подчинялись гражданским властям, были переданы в военное ведомство.

27 марта 1811 года стало общепризнанной датой создания внутренних войск, именно в этот день император Александр I издал указ согласно которому штатные губернские команды и роты были дислоцированы в губернские столицы и организованы воинские батальоны ВС - внутренняя стража, которая стала одной из главных частей системы охраны государства.

Внутренняя стража - это род войск для несения конвойной и караульной службы, которые существовали в России с 1811 по 1864 года. На Внутреннюю стражу кроме общих воинских обязанностей, возлагались еще и особые обязанности, назначенные губернским начальством. Она могла участвовать в поимках беглых преступников, исполнении приговоров суда, усмирении неповиновения, в преследованиях, в конфискации неразрешенных товаров, сборе податей, в охране порядка во время стихийных бедствий и других операциях. Следовательно, Внутренняя стража являлась полицейским органом, но обладавшим военной организацией.

В 1816 году Внутренней страже было присвоено другое название - Отдельный корпус ВС. В 1817 году при данном корпусе были основаны жандармские дивизионы (в Москве и Петербурге) и команды, организованные из полицейских драгунских частей. К 1825 году почти во всех российских городах были части ВС. В 1853 году Внутренняя стража включала два полубатальона, 523 гарнизонных батальона, 296 этапных, 564 инвалидных и пять соляных команд, численность который всего составляло 145 тысяч человек.

Бойцы Внутренней стражи участвовали в сражениях в Отечественную войну 1812 года, в Крымскую войну 1854-1855 годов. В 1864 году был упразднен Отдельный корпус ВС, а его обязанности поручены новым сформированным местным войскам. Позднее, в 1886 году, была сформирована конвойная стража, которая сопровождала арестованных всех категорий в судебные и административные учреждения, на принудительные работы и к местам заключения.

Внутренние Войска СССР после революции 1917 года

В 1918 году Народный комиссариат внутренних дел приказал реорганизовать конвойную стражу по новым принципам, а спустя год Совет рабочей и крестьянской обороны постановил объединить все войска служебного предназначения и организовать войска внутренней охраны Республики. В дальнейшем войска ВОХР-ВНУС-ВЧК-ОГПУ-НКВД многократно преобразовывались, но их задачи были прежними - защита граждан от любой угрозы. Они участвовали в гражданской и в советско-финляндской войне. В 30-е драматические годы многие из лучших командных кадров стали жертвами сфабрикованных дел и были репрессированы.

В Великой Отечественной войне части и соединения войск НКВД защищали Ленинград и Москву, Киев, Брестскую крепость, Воронеж, Одессу, Сталинград, воевали в приграничных районах, вели ужесточенные сражения на Курской дуге, обороняли Северный Кавказ. В сражениях за годы войны всего участвовали 20 бригад и 53 дивизии войск НКВД. Были удостоены почетных званий или награждены орденами 18 воинских частей. В войне погибли 97700 военнослужащих данных войск. За героизм и мужество, показанные в сражениях за Отечество, более 100 тыс. солдат и командиров были удостоены государственными наградами, 295 военнослужащих внутренних войск стали Героями Советского Союза.

Боевые традиции внутренних войск были унаследованы новыми поколениями военнослужащих. На внутренние войска дополнительно было возложено охрана научно-исследовательских учреждений, предприятий ракетостроения и атомной промышленности. Выполняя поставленные задачи, личный состав воинских подразделений и частей внутренних войск проявил бдительность, воинское мастерство и смелость. За мужество и самоотверженность в списки частей навсегда зачислены 48 сержантов, солдат, офицеров и прапорщиков.

В мирное время внутренние войска СССР защищали население и от техногенных и природных катастроф. Так, бойцы ВВ в 1986 году принимали участие в устранении аварии на Чернобыльской АЭС. Среди первых они были и в Спитак, разрушенный землетрясением. В Фергане, Нагорном Карабахе, Ингушетии и Северной Осетии, а также в других горячих точках внутренние войска пресекали бои воюющих сторон, охраняли беженцев, разоружали бандитов. С 1988 года Внутренние войска принимали участие в устранении многообразных конфликтов на территории бывшего Советского Союза. С 1999 года внутренние войска МВД участвовали в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказкого региона, более 11 тысяч военнослужащих внутренних войск были награждены государственными наградами.

В середине 1990-х годов внутренние войска были реформированы: задача по конвоированию и охране осужденных была снята, расширились права по охране общественного порядка. Учитывая возрастания угроз техногенного терроризма и диверсий, были приняты усиленные меры по охране сооружений ядерно-энергетического комплекса. Организационно-штатная структура также изменилась, был осуществлен постепенный переход на комплектование частей ВВ военнослужащими по контракту. Дивизионно-полковая структура преобразована в бригадно-батальонную структуру. Материальное обеспечение частей ВВ также совершенствовалось. Соединения оперативного назначения обрели способность выдвинуться в определенные районы в кратчайшие сроки и функционировать самостоятельно.

Во внутренних войсках МВД России с 2008 года произошли существенные изменения. Были реорганизованы управления округов в семь региональных командований ВВ (Центральное, Северо-Западное, Северо-Кавказское, Уральское, Приволжское региональное командование, Восточное, Сибирское). В нашем военторге представлены флаги всех региональных командований, поэтому в качестве подарка на День внутренних войск вы можете купить флаг Северо-Кавказкого регионального командования или другого округа.

Чтобы усилить правоохранительную направленность идет активное перевооружение внутренних войск, было выведено из их состава тяжелое вооружение и передано установленным порядком в Вооруженные силы РФ. Приоритетным стало специальное оружие и специальная бронированная колесная техника. В систему управления войсками активно внедряются последние цифровые методики связи, сформирован информационный телекоммуникационный центр.

Внутренние войска МВД России сегодня являются одной из стержневых силовых структур РФ, которая предназначена для решения комплекса различных задач, и в мирное, и в военное время. Сегодня внутренние войска формируются по пути оптимизации численности и состава, улучшения боевого использования, разработки и введения новых учебных программ обучения военнослужащих внутренних войск. Дальнейшее формирование внутренних войск должно повысить их значимость в охране правопорядка и борьбе с криминальностью. А в ассортименте нашего военторга вы можете выбрать в качестве подарка на День внутренних войск МВД и купить футболки Внутренние войска «победишь себя - будешь непобедим».

Зарубежные аналоги внутренних войск

Военизированные формирования с внутренней направленностью в современном мире существуют почти, что в каждой стране. Подчиняются они не министру внутренних дел, а президенту или министру обороны, или нескольким ведомствам.

Например, во Франции аналогом внутренних войск является Национальная жандармерия. Жандармерией называются не только воинские формирования внутренней безопасности Франции, но и внутренние войска бывших её колоний, и стран, где государственное строительство осуществлялось с опорой на французский опыт. Сегодня данный вид полиции выделяется своей многофункциональностью, а также готовностью всегда помогать попавшим в беду. От рядовых полицейских структур данные формирования отличаются тем, что подчиняются двум ведомствам (внутренних дел и оборонное). Их также как и отечественных внутренних войск используют для операций войскового типа для поддержания порядка.

В России, еще с царских времен, слово «жандармы» обладает негативным оттенком. Хотя в переводе с французского языка это просто «вооруженные люди». Парламент Франции 16 февраля 1791 года принял закон о создании национальной жандармерии, пытаясь восстановить порядок в государстве, где буйствовали революционные выступления. Жандармерия была полностью преобразована в 1798 году: она превратилась в элитную воинскую часть, в которой набирали людей с учетом боевого опыта, возраста и грамотности. Сегодня на национальную жандармерию Франции возложено множество задач - от борьбы с уголовной преступностью и терроризмом, до регулирования движения на дорогах за пределами городов. Ее представители часто принимают участие в обеспечении значимых международных миссий.

В Италии, как и в ее консульствах и посольствах по всему миру, гостей вежливо встречают статные карабинеры, одетые в элегантной черной униформе. Данный вид полиции появился в 1814 году в Сардинском королевстве, в то время об объединении Италии грезили только самые смелые деятели политики. Корпус королевских карабинеров, созданный как одно из подразделений армии, вскоре участвовал в войне за суверенность. После провозглашения королевства, в 1861 году, карабинеры занялись полицейской деятельностью. Карабинерам пришлось тяжело и серьезно бороться с бандитизмом, а потом с мафией и всеми ее разновидностями, которые бросали вызов центральным и местным властям.

В 1965 году подразделение королевских карабинеров было названо «Управлением гвардии карабинеров Президента Республики». Старое, но не позабытое название, становится официальным 24 декабря 1992 года, величественным защитникам Главы государства было возвращено название «Полк кирасиров».

Гражданская гвардия Испании возникла еще при королеве Изабелле II, и являлся первым государственным органом обеспечения общественного порядка и безопасности. К созданию Гражданской гвардии тогдашних властей подтолкнул разгул бандитизма. Специальными декретами в 1844 году официально был учрежден данный военизированный корпус, предназначенный для наведения общественного порядка и борьбы с разбойниками, но независимый от министерства обороны. Образцом стала французская жандармерия и действовавший тогда на территории Каталонии особенный эскадрон. Герцог де Аумада считается «отцом» Гражданской гвардии, он разработал строение данной организации, определил ее стержневые задачи и главные принципы деятельности. Сегодня количество служащих в Гражданской гвардии существенно сохранилось, среди служащих все больше женщин, которые пользуется уважением у населения Испании.

Почти 150 лет до формирования первых американских штатов уже существовали вооруженные отряды народного ополчения. Следовательно, Национальная Гвардия числится не только самой старой военной организацией страны, но и самой старой структурой в истории Америки. После обретения независимости перед творцами Соединенных Штатов Америки появилась дилемма - подчинить эти вооруженные отряды федеральному правительству, или оставить контроль над ними отдельным штатам. В результате компромисса конституция США предоставила право президенту призвать в любой момент военнослужащих Национальной Гвардии для защиты государства, тем не менее, основной контроль над формированиями остался за штатами.

Сегодня в Национальной Гвардии числятся более 450 тыс. человек, войска находятся в подчинении губернаторов штатов. Их используют для поддержания общественного порядка, для восстановления жизнедеятельность после катастроф, стихийных бедствий и др. Национальная гвардия принадлежит боевой мощи США и к этой резервной функции национальной гвардии, США прибегает гораздо чаще, поскольку на самом деле только регулярная армия не способна обеспечить боеспособность страны.

Функции, которые выполняют внутренние войска условно можно распределить на три группы: полицейские (помощь пограничникам и полиции, охрана объектов и грузов и др.), военные (борьба с терроризмом, территориальная оборона и др.) и политические (усмирение гражданских смятений и др.). По понятным причинам последняя группа функций в Федеральном законе прямо не прописана, но она не менее значима, и применительно к внутренним войскам является институтообразующей.

Внутренние войска вместе с армией довольно часто участвуют в разных операциях, поэтому неофициально их стали называть «воюющими войсками». В дореформенной Российской армии числились 1 млн. 120 тыс. человек, а во внутренних войсках - 170 тыс. человек, значит, соотношение внутреннего и внешнего применения воинских формирований в России составляет 0,15. А аналогичный расчет соотношений (ВВ/ВС) в других странах, по официальной информации на 2006 год, предоставил вытекающие значения: Марокко - 0,1, Иран - 0,1, Польша - 0,05, Республика Конго - 0,2, Монголия - 0,14, Пакистан - 0,3, Португалия - 0,58, Перу - 0,96, США - 0,31, Румыния - 0,59, Турция - 0,29, Италия - 0,58, Франция - 0,41, Йемен - 0,71. Политический смысл предоставленного коэффициента ясен: чем больше показатель, тем больше сравнительный уровень военизированных формирований в конкретном стране, способные решать внутриполитические проблемы, в том числе и борьбу с гражданскими волнениями. Согласно этим показателям Россия не является лидером в деле формирования сил внутренней безопасности. Во Франции и Италии самые лучшие показатели и вместе с тем в современном мире их считают эталонами демократии.

ОДОН

ОДОН - боевое соединение ВВ России, которое обеспечивает общественный порядок в Москве и Московской области, участвует в борьбе с террористическими и экстремистскими организациями, а в военное время - охраняет особо важные государственные учреждения.

Главные силы ОДОН ВВ РФ расположены в Московской области, Балашиха-15,. Численность военнослужащих, техническое обеспечение и уровень боевой подготовки, дает возможность дивизии самостоятельно выполнить не только узко-специфические, но и общевойсковые задачи. О высокой боевой готовности данного соединения свидетельствует опыт личного состава в участии в ликвидации массовых беспорядков, контртеррористических операциях. Дивизия целиком и полностью моторизирована, маневренна, в течение 2 часов, воздушным транспортом, ее части могут быть переброшены в назначенное место для выполнения предназначенных задач. Всего ОДОН насчитывает сотни единиц бронетехники, артиллерия и вертолёты.

Части ВВ ОДОН участвовали в операциях в Азербайджане, Армении, Средней Азии, Нагорном Карабахе, Северной Осетии, Ингушетии, Дагестане, Чечне. Сегодня бойцы дивизии принимают участие в контртеррористических операций в Северо-Кавказском регионе РФ. Офицеры и солдаты внутренних войск всегда там, где нужна стойкость, мужество, высокая боевая выучка.

20 военнослужащих ОДОН навек зачислены в списки частей дивизии. За героизм и мужество 18 военнослужащих ОДОН удостоены звания Героя России, более 5 тысяч человек получили государственные награды РФ. В благодарность за героизм и мужество бойцов МВД ОДОН предлагаем преподнести им в подарок на день ВВ высококачественные изделия из каталога нашего военторга. Вы можете для своего знакомого или друга купить футболку Внутренние войска ОДОН, с символикой отдельной дивизии оперативного назначения, тем самым выразив свое уважение к нелегкой службе бойцов ОДОН.

Спецназ внутренних войск

Спецназ ВВ МВД, который был создан, чтобы обеспечить безопасность Олимпиады 1980 года, был сильно реформирован в 2000-е годы: увеличился штат спецподразделений, поменялась система обучения и подготовки, был сформирован собственный ЦСН. Кроме Отряда «Витязь», в начале 90-х годов, в штат ОН ВВ входили и роты спецназа ВВ, которые состояли из 3 взводов: 1-й и 2-й взводы спецназа ВВ были предназначены для штурмовых действий, а 3-й - для разведки. На базе данных взводов в 1993 году были сформированы разведроты, а в бригадах и полках ОН оставались группы спецназа ВВ. В 1994 году появились и другие отряды специального назначения ВВ: «Русь» и «Росич». В указанных отрядах уровень боевой подготовки, по сравнению с другими частями ВВ, был весьма высокий. В 1995 году ОСН «Русь» участвовал в освобождение заложников в Буденновске. Отряды «Русь», «Витязь» и ГСН 1-го ПОН в январе 1996 года участвовали в штурме села Первомайское.

Спецназ ВВ РФ, несмотря на то что обладал небольшим опытом боевых действий, оказался самыми подготовленными подразделениями Внутренних войск к исполнению боевых задач. После Первой Чеченской войны стали создаваться новые отряды спецназа ВВ. К 2000 году во внутренних войсках всего насчитывалось 9 отрядов специального назначения.

Сегодня во внутренних войсках МВД боевые задачи выполняют 16 отрядов спецназа ВВ и практически у каждого есть свое имя. Число частей спецназа ВВ, после реформирования ВС РФ, не является постоянным показателем. Внутренние войска выделяются тем, что специальные подразделения создаются под определенные задачи и поэтому в значительной степени они отличаются друг от друга. Например, Северо-Восточное подразделение спецназа ВВ состоит из 10 человек в составе комендатуры на Чукотке. Управление подразделением осуществляет региональное командование ВВ. В Восточном региональном командование внутренних войск входит 21-й отряд спецназа ВВ «Тайфун», Уральскому региональному командованию подчиняется 23-й отряд спецназа ВВ «Мечел» и 12-й отряд спецназа ВВ «Урал», в Приволжское региональное командование входят 26 ОСН, 29 ОСН. На данный момент в Чечне находятся четыре ОСН, через определенное время происходит ротация сил спецназа ВВ, и на дежурство вступают другие четыре отряда спецназа ВВ РФ.

Задачи спецназовцев ВВ МВД самые разные, это и разведка, и антитеррор, и противодиверсионные операции, и т.д. Все отряды спецназа ВВ высокомобильны и на 100 процентов укомплектованы самой современной экипировкой и вооружением. В ближайшее время на вооружение всех подразделений спецназа ВВ МВД России поступят устройства CornerShot, которые предназначены для стрельбы из-за угла.

У внутренних войск есть 13 авиаполков и отдельных эскадрилий. Всего в данных элитных подразделениях числятся более 10 тысяч солдат и командиров. И как говорили на праздник по случаю торжества 25-летия отряда «Витязь» - спецназу не будет покоя, пока остается в живых хотя бы один террорист. Для бойцов спецназа ВВ в нашем военторге вы можете купить толстовку Внутренние войска черную или серую, этот оригинальный подарок на день спецназа ВВ МВД станет самым приятным и незабываемым.

История краповых беретов

Во Внутренних войсках РФ берет крапового цвета это не просто атрибут формы спецназа ВВ, это признак высочайшей квалификации бойца подразделения специального назначения. Военнослужащие внутренних войск удостаиваются чести носить краповый берет только за серьёзные заслуги. История возникновения крапового берета связано с созданием в 1978 году, в канун Московской Олимпиады, 9-ой УРСН 3-его батальона 2-ого полка ОМСДОН. Генерал-лейтенант Сидоров Александр Григорьевич в то время был начальником боевой подготовки, именно он предложил новоиспеченным спецназовцам ВВ подобрать символ, который выделил бы их от военнослужащих других подразделений.

Так в качестве символа был избран краповый берет, его цвет соответствовал цвету погон служащих внутренних войск, и цвету крови бойцов, которая была пролита во время боевых действий. Родоначальниками новой традиции стали Сергей Иванович Лысюк, герой России, командир роты «Витязь», и Виктор Путилов. Вначале квалификационные испытания проводились нелегально, то есть в виде комплексных контрольных занятий. Высшее командование не понимало, почему только избранные должны носить краповый берет, по их мнению, такой знак отличия принадлежит всем военнослужащим в независимости от уровня их подготовки. В 1993 году ситуация изменилась, когда Анатолий Сергеевич Куликов, тогдашний командующий ВВ, утвердил специальное положение «О квалификационных испытаниях на право ношения Крапового берета». Процесс сдачи был упорядочен и были исключены все спекуляции вокруг символа спецназа.

Носить краповый берет, могут военнослужащие, которые доказали это право своими профессиональными, моральными и физическими качествами. Правом носить краповый берет автоматически удостаиваются только военнослужащие спецназа, которые принимали участие в боевых действиях и были ранены или увечены, и не имеют возможность проходить испытания на право ношения крапового берета.

Выделяют две важнейшие цели данных испытаний. Во-первых - определить какие военнослужащие внутренних войск, обладают наиболее высокой подготовкой к действиям по освобождению заложников, обезвреживанию вооруженных правонарушителей, и исполнению других задач, которые возникают в чрезвычайных обстоятельствах и критических ситуациях. Вторая цель состоит в формирование среди военнослужащих спецназа стимула к вырабатыванию высоких волевых и моральных качеств. К прохождению испытаний допускают военнослужащих, которые служат по контракту или призыву, но не менее полугода, в подразделении спецназа. При этом военнослужащий должен обладать отличными знаниями и навыками по всем предметам боевой подготовки, а также положительной характеристикой. При сдаче экзамена на право ношения крапового берета, претендент должен сдать специальную физическую, тактическую и огневую подготовку внутренних войск.

После успешного прохождения испытания, бойцу вручают краповый берет в торжественной обстановке при общем построении части. Военнослужащий, доказавший право ношения крапового берета, перед строем опускается на правое колено, целует краповый берет и надевает его на голову. Потом прикладывает руку к головному убору, произнося «Служу Отечеству! И Спецназу!».

Экзамен на получение крапового берета является хорошей традицией, которая еще долгие и долгие годы будет существовать в войсках. Краповый берет является символом спецназа ВВ. Конечно, каждый боец стремится получить символ спецназа ВВ. Однако квалификационный экзамен является последним этапом, а перед этим военнослужащего-претендента строго отбирает совет «краповых беретов», существующий в каждом отряде спецназа ВВ. В совете входят опытные, заслуженные военнослужащие, обладающие богатым боевым опытом. Именно они оценивают интеллект претендента, его психологические качества, не упуская ни одной мелочи. Поэтому для получения крапового берета важны не только физические качества, претендент должен быть равносторонне подготовленный военнослужащий.

Нелегкая служба мужественных военнослужащих внутренних войск продолжается. Внутренние войска - воюющие войска. В данной войне нет ни пауз, ни перерывов, только напряженная борьба за обеспечение общественной безопасности. Поздравляем всех военнослужащих внутренних войск с праздником и желаем им, а также их семьям благополучия и здоровья, и спокойной жизни, ну хотя бы в определенной степени. Для тех, у кого есть знакомые или родные, которые служат во внутренних войсках МВД России, предлагаем выбрать оригинальный подарок в разделе Внутренние войска , набрать продуктов, и в дополнение купить магнитик на холодильник или купить кружку Внутренние войска и вместе отпраздновать 27 марта День внутренних войск МВД России.

Хорошая статья, посвященная «малой» авиации, к которой отнесли и авиаподразделения, обслуживавшие Ракетные войска стратегического назначения, а впоследствии - и космические войска.

Понятно, что широкий охват не позволил подробно рассказать об авиации РВСН, но даже малое полезно.

Кроме этой книги авиации РВСН посвящено еще одно издание, которого у меня, к сожалению, нет. Вот его данные:

Доброхотов В.А., Архаров Б.К., Тарасюк А.И., Литвинюк В.И., Риваненко В.К. Авиация ракетных войск стратегического назначения. Исторический очерк / ЦИПК, 2002

Александр Королёв

«Малые авиации» советских силовиков

Кроме имевшихся в Вооруженных Силах СССР «больших» авиаций (ВВС, ПВО, ВМФ, АА), еще почти 1400 ЛА входили в состав так называемых «малых» авиаций, находились как в составе ВС, так и в КГБ и в МВД СССР.

Принадлежность
силовому ведомству
Авиация Количество
полков Отдельных
эскадрилий
Отдельных
отрядов
ЛА
МО СССР РВСН 3 38 - 500
ВДВ - 9 - 200
КВ 2 2 - 185
ГО - - 3 15
КГБ СССР ПВ 9 8 1 420
МВД СССР ВВ МВД, МВД - 5 - 60
Всего: 14 62 4 1380

Авиация ВДВ

Собственная авиация имелась в составе одного из наиболее боеспособных компонентов Сухопутных войск - ВДВ: штабам вдд придавались эскадрильи, включавшие самолеты Ан-2 и вертолеты Ми-8, предназначавшиеся, в основном, для первоначального обучения личного состава парашютному десантированию (так за 50 лет своего существования 110-я авиационная эскадрилья десантировала парашютным способом более 2000000 человек) и решения связных задач.

Авиация ВДВ
58 овэ Рязань (Турлатово) Ми-8 - - РВВДКУ
110 осаэ Тула (Мясново) Ан-2 Ми-8 - 106 гввдд
115 осаэ Фергана Ан-2 Ми-8 - 105 гввдц
116 осаэ Гянджа Ан-2 Ми-8 Ми-2 104 гвдд
185 осаэ Каунас Ан-2 Ми-8 Ми-2 7 гвдц
210 осаэ Витебск (Северный) Ан-2 Ми-8 - 103 гвдд
242 осаэ Псков (Шабаново) Ан-2 Ми-8 Ми-2 76 гвдд
243 осаэ Болград Ан-2 Ми-8 - 98 гвдд
266 осаэ Гайжюнай Ан-2 Ми-8 - 242 УЦ

Авиация ВДВ была создана приказом Министра обороны СССР от 29 декабря 1958 г., когда из состава ВВС было передано 7 авиационных эскадрилий самолетов Ан-2.

Кроме осаэ на Ан-2 и Ми-8, авиация ВДВ имела еще ряд подразделений непосредственного подчинения: 58-я овэ при Рязанском ВВДКУ, 266-я осаэ - при 242-м УЦ в литовском Гайжюнае. Штабу ВДВ придавались еще два подразделения - 185-й ово в Подольске (из состава АА) и оао в Клину (из состава ВВС).

Основная часть подразделений авиации ВДВ дислоцировалась в МВО и ПрибВО (по две осаэ). В ЛенВО, ОдВО, БелВО, ЗакВО и ТуркВО их было по одной.

С 1984 по 1998 г. начальником авиации ВДВ был полковник А.С. Савельев.



Ан-2 авиации ВДВ

Авиация РВСН

История авиации РВСН берет свое начало с 1950 г., когда при 4-м Государственном центральном полигоне Министерства обороны (Капустин Яр) было создано авиационное звено самолетов По-2. Входящие в его состав самолеты привлекались для повышения оперативности управления, поиска мест падения ступеней ракет, сбора и доставки материалов исследований и решения других задач по перевозкам. В последующие годы звено выросло до размеров осаэ.

Авиационные звенья, а позднее - эскадрильи были созданы для обеспечения деятельности космодрома Байконур, 43-й отдельной научно-испытательской станции (ОНИС), размещавшейся на Камчатке.

В 1958 г. была создана первая осаэ, обеспечивавшая жизнедеятельность соединения межконтинентальных баллистических ракет (Плесецк). Уже к середине 1959 г. в составе РВСН было создано 4 осаэ, имевших на вооружении самолеты Ил-12, Ил-14, Ли-2, По-2, Як-12, Як-18 и вертолеты Ми-4.

17 декабря 1959 г. был образован новый вид ВС СССР - РВСН, в том же году были созданы и первые осап в составе РВСН (Байконур и Капустин Яр, 99-й и 158-й осап соответственно).

В 1960 г. новосформированным ракетным армиям стали придаваться осаэ, а отдельным ракетным корпусам - отдельные авиационные отряды. В 1964 г. для обеспечения жизнедеятельности 60-й ракетной дивизии была создана первая овэ (10-я овэ, н.п. Татищево). Всего же к концу 1964 г. в составе авиации, входившей в состав РВСН, было 2 осап, 5 осаэ и 2 овэ.

В дальнейшем, по мере роста боевой мощи самого грозного вида вооруженных сил СССР, увеличивался и ее численный состав, достигший своего максимума к концу 1991 г., когда в составе авиации РВСН было 3 осап, 7 осаэ/отаэ и 31 овэ. В это время в ее составе проходили службу самолеты Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ан-72, ИЛ-18СИП, Ил-20РТ, Ил-22 и вертолеты Ми-6, Ми-8, Ми-9/19Р и Ми-22 (всего порядка 500 ЛА).

Стоит также отметить, что в 1982 г. Главное управление космических средств (ГУКОС) было выведено из состава РВСН и передано в непосредственное подчинение министру обороны СССР. При этом в их состав был включен и 99-й осап (аэродром Байконур).

На уровне ракетных дивизий (а их на момент распада СССР было 43) использовались вертолеты, которые выполняли, в большинстве своем, следующие задачи: доставка на дежурства личного состава; ведение различных видов разведок; фотоконтроль качества маскировки пунктов управления и пусковых установок; противодиверсионная борьба; патрулирование связных коммуникаций; сопровождение автомобильных колонн со спецгрузами, пусковых установок при их выходе на маршруты патрулирования; обеспечении различного рода испытаний и т.д.

Командиры ракетных дивизий имели в своем распоряжении и специально разработанные вертолеты - воздушные командные пункты Ми-19Р. А вот «личным» самолетным подразделением могли похвастаться уже оперативно-тактические объединения - ракетные армии (их было 6): им «полагалась» осаэ, включавшая, в основном, самолеты Ан-24/26, Ил-22 и вертолеты Ми-8, Ми-9 и Ми-22.

С конца 1980-х гг. авиация РВСН стала привлекаться на дежурство по поисково-спасательному обеспечению полетов в зонах ответственности авиации военных округов и воздушных армий, а после перелета Матиаса Руста - и на дежурство в системе ПВО по перехвату маловысотных низкоскоростных целей.

Кроме того, часть авиации (иногда до осап) придавалась различным научным подразделениям, занимавшимся, в основном, слежением за полетами космических аппаратов. Их ярким представителем можно назвать 84-й осап (н.п. Ключи, Камчатка). Подобные подразделения и части, кроме выполнения сугубо транспортных задач, занимались также съемкой запусков, полетов и приземлений космических аппаратов, а также сбором телеметрической информации. Также осап придавались 43-й ОНИС "Кама" (Камчатка), 4-му Государственному центральному межвидовому полигону (Капустин Яр) и 1-му Государственному испытательному полигону (Плесецк).

Авиация РВСН среди всех малых авиаций отличалась большим количеством отдельных эскадрилий, в данном случае - овэ, что было обусловлено спецификой ее деятельности: эти эскадрильи придавались ракетным дивизиям РВСН.

В подмосковном Ермолино размещалась «придворная» отаэ Главного штаба РВСН, в ее составе, в числе прочего, имелось и 5 Ан-72. Кроме того, на Камчатке размещалась и отдельная воздухоплавательная эскадрилья.

Из 38 «строевых» овэ и осаэ наибольшее количество дислоцировалось в ПУрВО - 9, СибВО - 7 и МВО - 6. В ЗабВО и ПрикВО их было по четыре, БелВО - три, ТуркВО - две, в ДальВО, ОдВО и КВО - по одной.

Начальником аппарата авиации Главного штаба РВСН с июля 1983 г. по декабрь 1991 г. был генерал-майор авиации И.А. Некраха, затем его сменил генерал-майор авиации Г.П. Кочергин, занимавший эту должность до 2000 г.

Авиация Космических войск

Главное управление космических средств (ГУКОС или, в обиходе, космические войска), выведенные в 1982 г. из состава РВСН и непосредственно подчинявшиеся Министру обороны СССР, также имели в своем составе транспортные самолеты и вертолеты, которые использовались при решении текущих вопросов жизнедеятельности космодромов Страны Советов.

Авиация Космических войск
70 оитапон Чкаловский Ил-76 Ан-12 Ан-26 Ту-134 Ту-154 Л-39
99 осап Крайний (Байконур) Ан-72 Ан-26 Ми-8 ИЛ-20РТ Ил-18 Ан-24
54 оиаэ Капустин Яр (Знаменск) Ми-8 - - - - -
286 осаэ Крайний (Байконур) Ан-12 Ан-26 Ми-8 - - -

Руководил авиацией КВ начальник авиации Управления начальника космических средств МО СССР До 1986 г. эта должность называлась начальник авиации ГУКОС.

Достаточно интересной авиационной частью в составе авиации КВ был 70-й отдельный исследовательско-тренировочный авиационный полк особого назначения им. Героя Советского Союза С.В. Серегина, который предназначался, в числе прочего, для летной и специальной подготовки будущих космонавтов. Полк организационно входил в состав 1-го НИИ Центра подготовки космонавтов МО СССР им. Ю.А. Гагарина. И, хотя временами он включал до четырех авиационных эскадрилий, начало 1990-х гг. полк встретил в составе двух эскадрилий: первой - на Л-39 и второй, включавшей Ил-76МДК, Ту-154М-ЛК-1, Ту-134ЛК (специализированные самолеты для подготовки космонавтов) и Ту-134А, Ан-12, Ан-26. На него также возлагались задачи по перевозке руководящего состава космических войск.

Еще один полк, 99-й осап, совместно с 286-й осаэ обеспечивал деятельность космодрома Байконур. В его составе, в числе прочих, имелись Ан-72, Ил-20РТ и специальные телеметрические версии Ил-18 (в 1989-1990 гг. все Ил-20РТ передали в состав авиации ВМФ). Основная часть авиации КВ дислоцировалась в ТуркВО.

Авиация войск Гражданской обороны

В 1981-1982 гг. в составе войск гражданской обороны СССР, находящихся в подчинении МО, были сформированы, как минимум, три ово: 136-й ово (Красноярск (Черемшанка), 137-й ово (Гаровка-2), 138-й ово (Владимир (Добрынское). В их состав входили вертолеты Ми-8 и Ми-6. По некоторым данным, еще один подобный ово имелся и в Барнауле.

Авиация войск Гражданской обороны
136 ово Красноярск (Черемшанка) Ми-8 Ми-6
137 ово Гаровка-2 Ми-8 Ми-6
138 ово Владимир (Добрынское) Ми-8 -

Также собственные вертолетные отряды имели железнодорожные войска (например, два ово в 1974-1987 гг. обслуживали строительство БАМа, базируясь в Чегдомыне и Тюмени/Тынде) и, по некоторым данным, трубопроводные войска - в Вологде.

Авиация Пограничных войск КГБ СССР



Пограничный Ми-8


Як-40 из состава авиации ПВ КГБ СССР
Авиация Пограничных войск КГБ СССР
12 оуап Ставрополь (Шпаковское) Ан-26 Ан-72 Як-40 Ми-8 Ми-24 Ка-27ПС чцп
(ЦБП АПВ)
оао
СН
Москва (Шереметьево-2) Ту-134 Ил-76 Ан-72 Як-40 Ми-8 - ЧЦП
оаап Воркута / Тикси / Черский Ан-26 Ан-24 Ми-8 Ми-26 Ка-27ПС - ОАПО
10 оап Алма-Ата (Бурундай) Ми-8 Ми-24 Ми-26 Як-40 Ан-26 Ан-72 КСАПО
11 оап Владивосток (Кневичи) /
Советская Гавань
Ан-26 Ми-8 Як-40 Ка-27ПС Ми-24 - КДПО
14 оап Петрозаводск Ан-26 Ан-24 Ми-8 - - - КСЗПО
15 оап Петропавловск-Камчатский
(Елизово / Халактырка)
Ан-26 Ан-72 Ми-8 Ка-27ПС Ми-26 Ка-25? КТПО
16 оап Южно-Сахалинск (Хомутово) /
Менделеево (Южно-Курильск)
Ан-26 Ан-72 Як-40 Ми-8 Ми-24 Ка-27ПС КТПО
17 оап Мары-3 / Небит-Даг Ми-8 Ми-24 Ан-26 Ми-26? - - КСАПО
23 оап Душанбе Ми-8 Ми-24 Ми-26 Ан-26 - - КСАПО
7 оаэ бухта Провидения Ан-26 Ан-24 Ка-27ПС Ми-8 - - СВПО
16 оаэ Хабаровск Ан-26 Ан-24 Як-40 Ми-8 - - КДПО
18 оаэ Чита (Черемушки) / Кызыл Ан-24 Ан-26 Ми-8 - - - КЗабПО
19 оаэ Благовещенск Ан-26 Ан-24 Ми-8 Ми-24 - - КДПО
20 оаэ Раквере / Рига (Скулте) /
Вентспилс
Ан-24 Ан-26 Ми-8 Ка-27ПС - - КЗПО
21 оаэ Магадан (Сокол) Ан-26 Ан-24 Ми-8 - - - СВПО
22 оаэ Учарал Ми-8 Ми-24 - - - - квпо
24 оаэ Одесса (Школьный) Ан-26 Ми-8 Ка-27ПС - - - КЗапПО

Датой рождения авиации ПВ можно считать 21 июля 1932 г., когда Советом Труда и Обороны СССР было принято постановление о формировании в составе пограничной охраны авиаотрядов. Данные формирования были созданы 1932 г. в Тбилиси, Ташкенте, Минске, Алма-Ате, в 1933 г. - в Акмолинске, Петропавловске-Камчатском, Хабаровске, Владивостоке, Нагаево, Казалинске, Ташаузе. В каждый отряд входило по 3-4 авиазвена.

В 1935 г. были созданы отдельные авиаэскадрильи в Москве и авиаотряды в Грозном, Ростове-на-Дону, Мары (Туркмения), н.п. Белая (Забайкалье), на Сахалине, в Мурманске, Архангельске, и авиазвено - в бухте Проведения. Позднее в Закавказье была сформирована оаэ с базированием на аэродроме Тбилиси, а также овэ (Кабулетти), которые уже в послевоенное время были переформированы в оуап авиации ПВ.

По состоянию на начало 1948 г. в пограничной авиации имелось 10 авиационных частей и подразделений, в составе которых имелось 182 самолета. С 1954 г. на вооружение авиации погранвойск принимаются и вертолеты.

В начале 1970-х гг. в авиации ПВ имелось 12 авиационных полков и эскадрилий, а также ряд авиационных отрядов, имевших в своем составе более 150 ЛА.

Интересно отметить, что до начала боевых действий в Афганистане ПВ КСАПО была представлена всего одной оаэ, дислоцировавшейся в н.п. Мары (два Ан-24 и около 10 Ми-8), с оперативным базированием в Небит-Даге и Душанбе. В 1981 г. оаэ была развернута до штатов оап, имевшего состав 36 вертолетов. В том же году в Душанбе была сформирована оаэ (4 самолета и 16 вертолетов), которая в 1983 году также стала оап (6 самолетов и 26 вертолетов). В 1984 г. в составе 10-го оап (Бурундай) (КВПО) находилось 32 ЛА: два Як-40, два Ан-26, 18 Ми-8, 8 Ми-24 и два Ми-26.


ПВ КГБ СССР по состоянию на 1991 г. включали в себя 10 пограничных округов: Краснознаменный Восточный (КВПО), Краснознаменный Дальневосточный (КДПО), Краснознаменный Закавказский (КЗакПО), Краснознаменный Забайкальский (КЗабПО), Краснознаменный Западный (КЗапВО), Красно знаменный Прибалтийский (КППО), Краснознаменный Среднеазиатский (КСАПО), Краснознаменный Северо- западный (КСЗПО), Северо-восточный (СВПО) и Краснознаменный Тихоокеанский (КТПО). Также в состав ПВ входил и Отдельный Арктический пограничный отряд.

КСАПО располагал сразу тремя оап, КТПО - двумя. Еще в четырех ПО имелось по одному полку. Остальные округа (да и то не все) имели в своем составе только оаэ.

Автору удалось найти информацию о существовании, как минимум, 8 эскадрилий. В состав каждой из них входило 10-15 ЛА, а в некоторых - и того больше: в оаэ, дислоцировавшейся в Уч-Арале, в середине 1980-х гг. имелось 19 вертолетов: 15 Ми-8 и четыре Ми-24. Также имелось некоторое количество отельных авиационных эскадрилий (Тикси, Черский, Небит-Даг) и звеньев/отрядов (Рига (Скулте), Вентспилс, Кызыл), входивших в состав оап.

Кроме ЦБП, в пограничной авиации имелся еще ряд структур непосредственного подчинения.

Так, в аэропорту Москва (Шереметьево) базировался оао специального назначения, отвечавший за перевозки руководящего состава КГБ СССР. Его сформировали в 1978 г. на аэродроме Иваново как оао, а в 1980 г. сменили название на оао СН, до этого уже перебазировав в Шереметьево. В составе оао СН летали Як-40, Ту-134 и даже Ил-76 гражданских версий - Ил-76Т и Ил-76ТД.

В авиации ПВ имелся единственный в «малых авиациях» ЦБП ПВ, размещавшийся в Тбилиси и Кабулетти, но в 1990 г. переведенный в Ставрополь (Шпаковское). Здесь повышали уровень своей подготовки и переучивались на новую авиатехнику как "самолетчики", так и вертолетчики.

Стоит отметить, что география базирования структурных подразделений оап и оаэ была весьма значительная. Так, самолеты и вертолеты оаап (Воркута) базировались в Тикси, Черском, Мурманске, Хатанге, Нарьян-Маре, Чокурдахе, на о.Среднем.

ЛА 15-го оап (Елизово) размещались в Халактырке (там, в числе прочего, были и вертолеты Ми-26) и н.п. Ключи, 16-го оап (Южно-Сахалинск) - в н.п. Горячий Пляж и Менделеево, а вертолеты 7-й оаэ (б. Провидения) дислоцировались в Анадыре, Певеке, о.Дежнева, Ванкареме, зал. Креста, зал. Лаврентия, Эгвекиноте и на м. Шмидта. Вертолеты 11-го оап дислоцировались в Советской Гавани, Дальнеречинске, Камень-Рыболове, Спасске-Дальнем, Пограничном.

Из восьми «строевых» полков по три дислоцировались на территории ДальВОиТуркВО, обладавшими наибольшей протяженностью границ с сопредельными государствами. По одному полку имелось на территории ЛенВО и ПУрВО. Что касается отдельных эскадрилий, то четыре из них дислоцировались на территории ДальВО, по одной - в ТуркВО, ОдВО, ПрибВО и ЗабВО.

В 1988 г. в авиации ПВ сократили оаз в н.п. Пришиб из состава 12 оуап, а в 1987 г. - ово на Сахалине.

На вооружении авиации ПВ по состоянию на 1991 г. находились самолеты Ан-24 (8), Ан-26 (около 30), Ан-72 (19), Як-40 (7), а также вертолеты Ми-8, Ми-24 и Ми-26. Четыре Ил-76, два Ту-134 находились в составе оао СН. Несколько самолетов Ан-12 до середины 1980-х гг. летали в составе оап, дислоцировавшегося в Душанбе.

Пограничная авиация была среди всех малых авиаций самой многочисленной как по боевому составу, так и по количеству ЛА. Она имела в своем составе наибольшее число авиационных полков - 9 и значительное количество отдельных эскадрилий - 8. Особенностью базирования пограничной авиации было значительное количество пунктов базирования ЛА одной части. Кроме того, имелось и значительное количество вертолетных площадок оперативного базирования. В силу специфики своей деятельности, пограничная авиация дислоцировалась по всему периметру границы СССР.

Пограничные части и подразделения, в зоне ответственности которых находились территориальные воды СССР, имели в своем составе вертолеты Ка-25 и Ка-27ПС. На Дальнем Востоке, в Арктике летали Ан-72, на севере страны, в Средней Азии применялись и вертолеты Ми-26 (их здесь начали эксплуатировать с 1983 г.). В пограничной авиации летали даже Як-40, что было достаточно большой редкостью в авиации силовых ведомств СССР.

Руководил пограничной авиацией начальник авиационного отдела ГУПВ КГБ СССР, имевший воинское звание генерал-майора авиации. С декабря 1991 года должность переименована в заместителя председателя комитета по охране государственной границы - начальника авиационного управления Комитета охраны государственной границы и стала генерал-лейтенантской. Эти должности с октября 1977 г. и до 1992 г. занимал генерал-лейтенант авиации Н.А. Рохлов.

Авиация Внутренних войск МВД

На авиацию ВВ МВД возлагались задачи по охране важных объектов (например, связанные с ядерным оружием, или БАМ) и действиям в интересах Главного управления исполнения наказаний.

В 1978 г. было сформировано авиационное управление Главного командования ВВ МВД СССР, весной следующего года в Хабаровске была создана и первая осаэ ВВ МВД, она включала в себя самолет Ан-26 и 15 вертолетов Ми-8. Базировались они не только в Хабаровске, но и в Чите, где разместили отдельно базирующееся авиационное звено от 1 -й осаэ (4 Ми-8).

Авиация Внутренних войск МВД
1 оаэ Хабаровск Ми-8 - -
2 оаэ Чита (Черемушки) Ми-8 - -
3 осаэ СН Чкаловский Ан-72 - -
Реутово (Новая Деревня) Ми-8 - -
Новосибирск(Северный) Ми-8 - -
Свердловск (Арамиль) Ми-8 - -
Сыктывкар Ми-8 - -
Алма-Ата (Бурундай) Ми-8 Ан-26 -
4 осаэ Н.Новгород (Стригино) Ил-76 Ми-8 -
5 осаэ Ростов-на-Дону (Центральный) Ми-8 - -

В 1980 г. в Хабаровске из штатов 1-й осаэ создана 2-я оаэ, которую разместили в Тынде и Нижнеангарске (обаз).

После осуществления мероприятий по обеспечению безопасности проведения Олимпийских игр в Москве в 1980 г. в Реутово (пригород Москвы) на базе дивизии особого назначения им. Ф.Э. Дзержинского было «посажено» звено из трех Ми-8.

В последующем путем «изъятия» самолетов и вертолетов из состава 1-й осаэ и 2-й оаэ в 1981 г. была сформирована сводная 3-я осаэ СН. Ее вертолеты базировались в Реутово (Новая деревня), а самолеты - в Чкаловской. Сюда с 1987 г. начались поставки и Ан-72.

В состав 3-й осаэ СН, кроме указанных выше, входило еще три обаз: в Новосибирске, Свердловске, созданные в 1982 г., и Сыктывкаре (1984 г.). На их вооружении состояли вертолеты Ми-8. Осаэ в Горьком организовали в 1989 г., а в Ростове-на-Дону - в 1991 г.

В 1987 г. 2-я оаэ перебазировалась на аэродром Чита (Черемушки).

Во второй половине 1980-х гг. на вооружение авиации ВВ МВД стали поступать самолеты Ан-72 (5 самолетов, аэродром Чкаловская) и Ил-76 (10 самолетов, Горький, позже переименованный в Нижний Новгород). Одной из причин этого стала необходимость переброски значительных сил ВВ МВД на большие расстояния в связи с ухудшением криминогенной ситуации в стране в целом.

Учитывая трудности с комплектацией авиационной техникой, всего в составе авиации ВВ МВД по состоянию на 1991 г. летало около 25 Ми-8, один Ан-26, пять Ан-72 и десять Ил-76.

Авиация ВВ МВД была самой малочисленной из всех малых авиаций (за исключением авиации ГО). Не было в ее составе и авиационных полков - только отдельные авиационные эскадрильи, которые располагали поблизости от охраняемых объектов особой важности. Принцип базирования этой авиации был схож с пограничной: вертолеты дислоцировались не только на основном аэродроме, но и на других аэродромах и оперативных площадках.

Начальником авиации ВВ МВД с 1978 по 1994 г. был генерал-майор авиации В.М. Пономарев.

Кроме того, во времена СССР имелась своя авиация непосредственно и в составе МВД. Правда, не совсем официальная... С конца 1950-х гг. это ведомство на арендной основе использовало для решения своих задач летательные аппараты и экипажи из состава МГА. Вертолеты (в конце 1980-х - начале 1990-х гг. - Ка-26 и Ми-2) летали, в основном, в интересах ГАИ. На самолетах перевозился руководящий состав МВД и его основных структурных элементов. Но после появления в конце 1970-х гг. собственной авиации ВВ МВД, у руководства советской милиции также появились планы по созданию собственной авиации.

На первом этапе было решено закупить только летательные аппараты, без создания управления авиации МВД, придать их областным и краевым УВД (Хабаровск, Новосибирск, Якутск, Пермь, Кемерово, Москва). Например, 14 сентября 1991 г. создали «Группу вертолетного патрулирования при ГУВД Кемеровской области». Планировалось поставить авиатехнику и в Киев, Ленинград, Алма-Ату, Ростов.

Всего было закуплено шесть Ми-8 и несколько Ка-26 (для ГАИ Москвы и Ленинграда). Но на них надо было не только летать (подготовить экипажи на «ходовые» типы вертолетов труда не составило), но и их обслуживать. Первоначально было решено привлечь соответствующих специалистов из МГА. Но при более пристальном рассмотрении проблемы выяснилось, что гражданские специалисты - удовольствие дорогое (за сверхурочные - плати, по тревоге не поднимешь, превышения стартового времени не добьешься и т.д.). Поэтому было решено... просто «выбить» ресурс Ми-8 и Ка-26 "своими силами", а затем каким-то образом «слиться» с авиацией ВВ МВД. Первое получилось (к 1992 г. все вертолеты МВД были уже на базах хранения), со вторым - не совсем: для МВД просто выделили 10% летного ресурса авиации ВВ МВД. Правда, было это уже в 1993 г.

Но как бы немногочисленны (по личному составу и числу ЛА) были описанные выше «малые» авиации, каждая из них решала свою, зачастую не менее важную, чем у «больших» коллег, задачу...

После анализа дополнительной информации, «подошедшей» за крайний год, уточненные сводные данные по боевому составу авиации силовых ведомств СССР выглядят следующим образом:

Авиация силовых ведомств СССР
(сводная таблица)
Силовая
структура
Вид ВС (род войск) ВА
(ОА ПВО)
Авиационных
дивизий
Авиационных
(вертолетных)
полков
Отдельных
авиационных
(вертолетных)
эскадрилий
Отдельных
авиационных
(вертолетных)
отрядов
(звеньев),
авиагрупп
Коли-
чество
ЛА, ед.
МО ВВС 17 41 237 67 17 12245
СВ (АА) - - 52 61 5 4150
Войска ПВО страны 9* - 91 18 16 3960
ВМФ - 8 58 9 8 2100
РВСН - - 3 38 - 500
ВДВ - - - 9 - 200
КВ - - 2 2 - 185
ГО - - - - 3 15
КГБ пв - - 9 8 1 420
МВД ВВ МВД, МВД - - - 5 - 60
Всего: 26 49 452 217 50 23835

* Плюс Московский округ ПВО.

Раннее утро в одном из подмосковных дачных поселков. Солнце еще робко пытается заявить о начале дня. На улице ни души. Тишина и покой. Вдруг из-за леса, разрезая утренний воздух серебристым винтом, с быстротой ястреба появляется и над одним из домов зависает вертолет с надписью «Полиция» на борту. На десантных платформах снайперы - они держат на прицеле весь двор и прилегающую территорию. Здание мгновенно окружает группа спецназа. Из репродукторов винтокрылой машины звучит грозное «Внимание! Работает полиция!»

Уже позднее, на допросе, задержанные признаются, что они были ошеломлены внезапным появлением полицейского вертолета и им даже в голову не пришло сопротивляться. Винтокрылая машина произвела на них мощнейший психологический эффект! Подразделение, обеспечившее успешный исход той операции, носит имя «Ястреб», а его полное название - Авиационный отряд специального назначения Центра специального назначения сил оперативного реагирования и авиации МВД России (АОСН «Ястреб» ЦСН СР МВД России). Это лишь одна из многих успешных операций, в которых принимали участие авиаторы МВД. Отряд в его нынешнем виде существует чуть больше года, а имя собственное и вовсе появилось буквально полгода назад. Однако, несмотря на это, авиационный спецназ имеет богатую , которая начиналась более 10 лет назад.

Первые авиационные подразделения тогда еще милиции появились в России в конце прошлого века. В то время это были отдельные подразделения, каждое из которых находилось в подчинении территориальных органов внутренних дел. Эти подразделения не имели ни общей нормативной базы, ни централизованного управления, ни, что самое главное, общего контроля над безопасностью полетов. А между тем авиация в структуре МВД была нужна, даже необходима. В связи с этим в 2002 году было принято решение создать в структуре Службы тыла МВД России отдел по организации деятельности авиации органов внутренних дел (ООДА ОВД). Новое подразделение возглавил Сергей Юрьевич Ежов. Задачами этого отдела были создание нормативной базы, которая позволила бы эксплуатировать воздушные суда в интересах правоохранительных органов, а также новых отрядов в тех регионах, где в этом была необходимость. Однако функции ООДА не ограничивались только нормотворческой деятельностью. Через некоторое время после появления отряд получил на вооружение свой первый вертолет Ми-8, и с этого времени началась эксплуатация отрядом воздушных судов в интересах правоохранительных органов. Нынешний заместитель командира отряда по летной работе, а тогда еще сотрудник ООДА ОВД Олег Алексеевич Бобров очень хорошо помнит тот момент и считает его значимым для отряда.

Заместитель командира АОСН «Ястреб» по летной работе ЦСН СР МВД России полковник полиции Олег Бобров:
«С получением вертолета Ми-8 мы начали выполнять полеты в интересах правоохранительных органов, и, надо сказать, нам это очень помогало. Сталкиваясь с проблемами на практике, мы понимали, в каком направлении необходимо двигаться для создания новых документов либо внесения изменений в уже существующие, регламентирующие деятельность нашей авиации. Нам необходимо было продумать все особенности милицейской работы, чтобы можно было максимально эффективно применять авиацию в интересах правоохранительных органов, не выходя при этом за рамки общегосударственных норм».

В 2003 году в связи с реформой МВД, а также с тем, что отдел уже выполнял оперативно-служебные задачи с применением авиации, было принято решение о реорганизации его в Центр авиации МВД России. Под началом новой управленческой структуры к тому моменту в различных субъектах Российской Федерации было объединено около 10 отрядов милицейской авиации. Центр обеспечивал всестороннюю методическую, организационную и практическую помощь всем этим подразделениям. В 2011 году Центр авиации был снова реорганизован. Часть сотрудников были переведены в новый отдел, созданный в структуре Управления по обеспечению деятельности подразделений специального назначения и авиации МВД России (УПСНиА). Остальные составили костяк авиационного отряда специального назначения в структуре вновь созданного Центра специального назначения Сил оперативного реагирования и авиации МВД России. Вместе с авиационным отрядом в ЦСН также вошли СОБР «Рысь» и ОМОН «Зубр». 2012 год - еще одна важная веха в истории отряда - присвоение собственного имени «Ястреб». Благодаря богатейшему опыту подразделение и сегодня остается своеобразным «старшим братом» для остальных полицейских авиаотрядов. Его сотрудники оказывают методическую помощь коллегам, помогают формировать нормативную базу и осуществлять контроль над безопасностью полетов.

Главная ударная сила АОСН «Ястреб» - легкие многофункциональные вертолеты AS-355 Ecureuil (в переводе с французского - белка) производства французского авиастроительного концерна Eurocopter. Максимальная высота полета - 6 км, скорость - 250 км/ч. Важнейшее требование для полицейского вертолета - маневренность. Несмотря на то, что в городской застройке вертолету приходится летать не часто, а основное поле его деятельности - большие открытые пространства, пусть и в черте города, но все-таки винтокрылый полицейский должен быть готов к тому, что ему придется маневрировать с малыми углами разворота и резко взмывать в небо или опускаться при необходимости. AS-355 для таких маневров подходит идеально. Еще одно неоспоримое преимущество этой машины - ее вес и габариты. Благодаря скромным размерам вертолет при необходимости может приземлиться на пятачок диаметром не более 30 метров и при этом сесть практически на любую площадку, в том числе на крыши высотных зданий. При этом машина способна работать не только в равнинных условиях, но и в горах, а эта среда, как известно, считается одной из самых сложных для полетов.


Одно из самых важных и ответственных направлений в работе АОСН сегодня - работа с подразделениями спецназа. В первую очередь с теми, которые входят в ЦСН СР МВД России - СОБР «Рысь» и ОМОН «Зубр». Однако при необходимости авиаторы могут сотрудничать и с другими подразделениями. Основная задача полицейской авиации при работе со спецназом - транспортировка боевой группы к месту проведения спецоперации. Вертолет может взять на борт до 4 сотрудников с и в полном снаряжении. Причем спецназовцы могут находиться не только внутри вертолета, но и снаружи. Десантирование тоже может производиться любым из существующих способов. Сотрудники могут спешиться с десантных платформ после посадки машины или с режима висения над землей, а могут спуститься по фалу или с использованием альпинистского снаряжения - вертолет может оборудоваться для этого всем необходимым. Помимо десантных функций вертолет может осуществлять и прикрытие действий групп с воздуха - на десантной платформе могут размещаться сотрудники, вооруженные любым видом стрелкового оружия вплоть до ручного пулемета. Кстати, с вертолета можно вести не только огонь на подавление, но и высокоточную стрельбу - на учениях совместно с СОБР «Рысь» снайпер подразделения успешно поразил цель из снайперской винтовки с борта вертолета, который находился в этот момент в воздухе. Помимо транспортно-боевых функций вертолет может также выполнять разведывательные задачи с использованием специального оборудования.

Именно так работали сотрудники АОСН, когда вели наблюдение за лжеомоновцами, совершавшими разбойные нападения на развлекательные заведения. При помощи приборов ночного видения летчики вели наблюдение за преступниками со значительной дистанции. В момент, когда налетчики направлялись к объекту, пилот вертолета передал информацию наземной группе захвата, которая находилась в засаде - спецназовцы провели молниеносный захват, задержав бандитов на месте преступления.

Помимо вертолетов в боевых операциях могут применяться менее габаритные машины, состоящие на вооружении «Ястреба» - беспилотные летательные аппараты (БПЛА). Возможности этого класса воздушной техники практически безграничны - беспилотник может держать под наблюдением территорию в несколько квадратных километров и при этом с земли его рассмотреть будет практически невозможно, ведь даже самый габаритный полицейский БПЛА не превышает 3 метров в длину, достигая в полете высоты в 2–3 тысячи метров, на которой он превращается в неразличимую точку!

АОСН имеет на вооружении беспилотники как вертолетного, так и самолетного типа. Каждый имеет свои преимущества и используется для выполнения определенных задач. БПЛА самолетного типа развивают большую скорость и могут летать на дистанции до 50 километров, при этом с расстояния до 25 километров беспилотный «малыш» может осуществлять трансляцию видеокартинки на базу, а автономную съемку он может вести, находясь на удалении до 50 километров от оператора. При потере сигнала беспилотник самостоятельно возвращается на базу. БПЛА вертолетного типа имеют более скромные характеристики скорости и дальности полета, но зато могут зависать в воздухе, непрерывно контролируя определенный участок местности или объект, интересующий правоохранительные органы. В настоящий момент полицейские БПЛА активно применяются для проведения разведки местности, результаты которой используются при планировании специальных операций.


Начальник отделения БПЛА АОСН «Ястреб» ЦСН СР МВД России майор полиции Алексей Воробьев:
«Спецназ, которому был придан наш беспилотный летательный аппарат, преследовал группу боевиков. Дело происходило ночью, и видимость была сильно ограничена. Пытаясь уйти от погони, боевики укрылись на огромном поле, засеянном кукурузой. Растения уже были выше человеческого роста, и продвигаться по полю вслед за преступниками было опасно, поскольку сотрудники ничего не видели перед собой и могли натолкнуться на выстрелы в упор. Тогда над полем запустили беспилотник, который при помощи тепловизионной камеры определил местонахождение бандитов. Информация транслировалась в реальном времени на монитор, за которым находился наш оператор. Он указал спецназовцам местонахождение боевиков, и наши сотрудники обстреляли укрывавшихся в кукурузе бандитов из подствольников и закидали гранатами. В результате вся группа боевиков тогда была уничтожена».

Кстати, помимо винтокрылых «Экюрелей» и малышей-беспилотников на вооружении АОСН есть машины и покрупнее - например, транспортно-грузовой самолет Як-40, который используется в основном в качестве летающего оперативного штаба. Часто самолет применяется для эвакуации раненых сотрудников из горячих точек.

Спектр задач, выполняемых отрядом сегодня, не ограничивается работой только со спецподразделениями. Несмотря на то, что АОСН входит в структуру ЦСН СР МВД России, подразделение может привлекаться для решения задач, выполняемых не только сотрудниками Центра, но и любого подразделения МВД, которому необходима помощь специальной авиации, будь то ППС, ГИБДД или уголовный розыск. Основной массив работы авиаторов - разведка, рекогносцировка, патрулирование, поисковые мероприятия, наблюдение, преследование. Преимущество вертолета - большие высоты, на которых он работает. Именно эта особенность делает полицейскую авиацию незаменимым инструментом наблюдения и разведки. А благодаря мощной оптике, установленной на вертолете, его пилот становится поистине всевидящим. Сложная аппаратура помещается в отдельном навесном блоке. На авиационном сленге это устройство зовется «голова». Внутри такой «головы» размещается мощная оптика и камеры всех типов: дневные, ночные, тепловизионные. С помощью такой аппаратуры с небес можно рассмотреть что угодно. С высоты 150–200 метров оператор может рассмотреть номер автомобиля. Точно определить марку и модель транспортного средства можно с высоты 1000 метров. Ночью при помощи тепловизора можно с расстояния 4–5 километров засечь человека, автомобиль можно «рассмотреть» и вовсе с 6–8 километров. Очень плодотворно отряд работает в интересах ГИБДД.



«Мы не раз выполняли профилактические полеты на особо опасных участках федеральных магистралей, результатом которых явилось существенное снижение количества нарушений правил дорожного движения. Вели поисковые мероприятия, которые позволили вернуть законным владельцам не один десяток угнанных транспортных средств. Надо сказать, что видеоданные с борта наших воздушных судов, предоставляемые в режиме онлайн, помогали руководителям оперативно принимать грамотные решения по организации дорожного движения в условиях скопления автотранспорта при проведении различных массовых мероприятий. И очень приятно, что руководство ГИБДД понимает эффективность и перспективность применения авиации для решения своих задач и с удовольствием взаимодействует с нами».

Часто АОСН «Ястреб» задействуется при проведении различных массовых мероприятий. При этом в таких операциях помимо произведения видео- и фотозаписи и передачи на землю пилот вертолета может выступать в качестве координатора действий наземных подразделений.

Командир АОСН «Ястреб» ЦСН СР МВД России полковник полиции Игорь Коньшин:
«При осуществлении наблюдения за массовыми мероприятиями главной нашей задачей является контроль над обстановкой на земле. Чем раньше мы обнаружим проявление провокаций, агрессии, стычек и передадим эту информацию в оперативный штаб, ответственный за организацию общественной безопасности, тем больше шансов локализовать конфликт, не дав ему разрастись и перейти в массовые беспорядки».

А на одном из футбольных матчей авиаспецназ помог выследить негодяев, которые, укрывшись на крыше одного из зданий, закидывали наземные подразделения полиции камнями. С земли полицейские не могли точно определить местоположение хулиганов, а вот с вертолета они просматривались как на ладони.

Отряд при необходимости может организовать полноценную трансляцию картинки с вертолетной техники в режиме прямого эфира на передатчик на земле, если в этом есть необходимость. Такие возможности, кстати, очень пригодились во время проведения многотысячных митингов, которые в 2012 году проходили в Москве. Именно благодаря авиаторам удалось установить истинное количество участников митинга и развеять политические «мифы» различных деятелей.


Границы ответственности «Ястреба» не ограничиваются столичным регионом. Сегодня сотрудники АОСН могут работать в Московской области, а уже через пару дней будут выполнять задачи в небе над Сибирью или Кубанью. Причем отряд постоянно находится в готовности номер 2 - это значит, что при поступлении приказа вертолет должен быть в небе уже через 20 минут. АОСН постоянно привлекается для работы при обеспечении безопасности крупных государственных и международных мероприятий. Так, например, отряд работал во время проведения саммита «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге. К слову сказать, именно летчикам «Ястреба» доверили обеспечивать воздушную съемку мероприятий, связанных с выборами и инаугурацией Президента Российской Федерации.

В авиации всегда служили только лучшие из лучших. Сюда был самый жесткий отбор, как по физическим, так и по морально-волевым качествам. Авиация специального назначения вполне обоснованно предъявляет повышенные требования к кандидатам, которые должны иметь высшее техническое образование, идеальное здоровье и многочасовой налет на машинах самого разного класса. В отряд приходят сотрудники с богатейшим опытом работы. У всех летчиков за плечами служба либо в авиации Министерства обороны либо внутренних войск. Обязательное условие - летный класс не ниже второго и опыт полетов над Москвой и Московской областью в условиях городской застройки. Возраст кандидата на летную должность не должен превышать 45 лет. Предельный возраст, до которого сотрудник может служить на должности пилота, определяется сугубо индивидуально.

Командир авиационного подразделения Игорь Коньшин - пилот с богатым опытом работы. Он пришел в отряд из военно-воздушных сил, с детства восхищался работой спецназа и несмотря на высокую руководящую должность до сих пор продолжает пилотировать вертолеты, работая на переднем крае борьбы с преступностью. Свою работу любит и говорит, что делает ее с удовольствием. И как всякий летчик не мыслит свою жизнь без неба. Под стать командиру и остальные летчики «Ястреба» - все опытные асы, многие награждены высокими государственными наградами. В отряде свято чтут авиационные традиции и героев, погибших при выполнении служебного долга.


Командир АОСН «Ястреб» ЦСН СР МВД России полковник полиции Игорь Коньшин:
«У нас три воздушных судна названы именами погибших летчиков. Это Ми-8 в память об Александре Непокрытых (в настоящее время находится в Новосибирском отряде), Р-44 в память об Илье Гаранине (летает в небе Байконура) и АС-355 - в память об Александре Калабушкине (в нашем отряде)».
Авиация МВД еще относительно молодая структура, однако АОСН «Ястреб» ЦСН СР МВД России уже успел вписать в нее много славных строк. Сегодня, как и всегда, авиационный спецназ готов выполнить любую задачу в любое
время.

27 марта 2014 года Внутренние войска МВД России отмечают 203-ю годовщину со дня образования. Свою историю войска правопорядка ведут от воинских батальонов внутренней стражи, которые были сформированы в губернских столицах указом императора Александра I 27 марта 1811 года.

Сегодня Внутренние войска МВД России являются одним из основных эксплуатантов самолетов марки Ил. Флагманом авиации Внутренних войск является тяжелый военно-транспортный самолет Ил-76.

Накануне праздника представители ОАО «Ил» посетили аэродром Ермолино в Калужской области, где дислоцируется 70-й отдельный смешанный авиационный полк особого назначения Внутренних войск МВД России. На вооружении полка состоят несколько типов авиационной техники, включая военно-транспортные самолеты Ил-76М и Ил-76МД. Командует полком полковник Иванов Александр Иванович.

Один из самолетов Ил-76МД полка носит имя Владимира Михайловича Пономарева - первого начальника авиации Внутренних войск МВД России.

Торжественная церемония присвоения самолету почетного наименования состоялась 28 февраля 2008 года.

Владимир Михайлович Пономарев родился в 1935 году. Окончил Балашовское военное авиационное училище летчиков. С 1957 по 1978 год служил на различных воинских должностях руководящего летного состава в Пограничных войсках, лично освоил самолеты Ли-2, Ил-14, Ан-26, Ил-76, вертолет Ми-8. Участвовал в боевых действиях в Афганистане. За мужество и отвагу при выполнении боевых и специальных заданий награжден орденами Красной Звезды, "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" III степени, медалями, ему было присвоено почетное звание "Заслуженный военный летчик СССР".

Владимир Михайлович Пономарев регулярно выполнял ответственные задания по перевозке членов правительства СССР, Российской Федерации, руководителей МВД.

Уволившись из Внутренних войск по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, Владимир Михайлович оставался действующим летчиком, продолжая обучать будущих пилотов в организации РОСТО.

Генерал-майор Пономарев ушел из жизни в 2007 году, но названный его именем самолет Ил-76МД "Владимир Пономарев" увековечил память профессионала-авиатора, посвятившего небу Родины 42 года службы.

Для справки

Аэродром Ермолино был построен в 1938 году, и первоначально использовался в качестве военного грунтового аэродрома. В 1954 году он был передан в ведение Минрадиопрома СССР, а с 1965 года началось строительство бетонированных стоянок, рулежных дорожек и взлетно-посадочной полосы (3000х60 метров), которая была введена в эксплуатацию в 1973 году. Авиация внутренних войск МВД России базируется на аэродроме Ермолино с 1992 года.


Коллектив ОАО «Ил» поздравляет личный состав Внутренних войск МВД России с праздником, желает благополучия и мирного неба над головой!

Авиация войск правопорядка сегодня – это авиационные полки и отдельные эскадрильи, которые перевозят личный состав, вооружение, боевую и специальную технику, другие материальные средства, обеспечивают действия внутренних войск и органов внутренних дел при выполнении ими задач по обеспечению режима чрезвычайного положения, борьбе с организованной преступностью в условиях вооруженных конфликтов, чрезвычайных ситуаций и других чрезвычайных обстоятельств.

День авиации внутренних войск МВД России отмечается 3 марта. Именно в этот день в 1978 году было издано Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об усилении охраны искусственных сооружений на Забайкальской и Дальневосточной железных дорогах», в соответствии с которым в восточной части страны началось формирование новых воинских частей внутренних войск. 1-я отдельная авиационная эскадрилья внутренних войск была сформирована в г. Хабаровске.

Руководит авиацией внутренних войск Заместитель главнокомандующего внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации по авиации – начальник авиационного управления Главного командования внутренних войск МВД России генерал-лейтенант Александр Иванович Афиногентов.

На аэродроме Ермолино в Калужской области дислоцируется 70-й отдельный смешанный авиационный полк особого назначения Внутренних войск МВД России. Командует полком полковник Иванов Александр Иванович.

Один из самолетов Ил-76МД полка носит имя Владимира Михайловича Пономарева – первого начальника авиации Внутренних войск МВД России.

Владимир Михайлович Пономарев родился в 1935 году. Окончил Балашовское военное авиационное училище летчиков. С 1957 по 1978 год служил на различных воинских должностях руководящего летного состава в Пограничных войсках, лично освоил самолеты Ли-2, Ил-14, Ан-26, Ил-76, вертолет Ми-8.

Участвовал в боевых действиях в Афганистане. За мужество и отвагу при выполнении боевых и специальных заданий награжден орденами Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, медалями, ему было присвоено почетное звание «Заслуженный военный летчик СССР».

Владимир Михайлович Пономарев регулярно выполнял ответственные задания по перевозке членов правительства СССР, Российской Федерации, руководителей МВД. Уволившись из Внутренних войск по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, Владимир Михайлович оставался действующим летчиком, продолжая обучать будущих пилотов в организации РОСТО.

Генерал-майор Пономарев ушел из жизни в 2007 году, но названный его именем самолет Ил-76МД «Владимир Пономарев» увековечил память профессионала-авиатора, посвятившего небу Родины 42 года службы.

Для справки

Аэродром Ермолино был построен в 1938 году, и первоначально использовался в качестве военного грунтового аэродрома. В 1954 году он был передан в ведение Минрадиопрома СССР, а с 1965 года началось строительство бетонированных стоянок, рулежных дорожек и взлетно-посадочной полосы (3000х60 метров), которая была введена в эксплуатацию в 1973 году. Авиация внутренних войск МВД России базируется на аэродроме Ермолино с 1992 года.

Понравилась статья? Поделитесь ей